Зарождение и развитие психологической мысли в древности (Демокрит, Платон, Аристотель). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие психологической мысли в древности (Демокрит, Платон, Аристотель).



Демокрит (460-360 гг до н.э.) родился в г. Абдеры в очень богатой и знатной семье. Его учили и воспитывали как греческие учителя, так и персидские мудрецы и халдеи. Одним из его учителей был сын Пифагора и наверное поэтому его первой работой была работа «Числа». Родители оставили ему после своей смерти громадное состояние, которое он потратил на научные путешествия и изыскания. Демокрит был энциклопедически образованным человеком. Он написал около 70 научных трактатов посвящённых различным областям знания: физике, астрономии, риторике, гносеологии, этике, биологии, психологии и т.д. К сожалению, ни одна из его работ не дошла до нас полностью, дошли лишь только отрывки из его произведений. Жизнь его окутана многочисленными легендами. Демокрит осуществил длительное путешествие в Египет, Вавилон, Иран, Индию, Эфиопию. Знаком был с Сократом, дружил с Гиппократом. Философию называл «Тритогенией», то есть дарующей три плода, три способности – хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.

Учение об атомах.

Демокрит был сторонником атомизма – согласно, которому первоосновой всего существующего является атом. Основные положения своей концепции он заимствовал у своего учителя Левкиппа и развил их дальше. Демокрит утверждает, что всё существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы – это неделимые частицы они соединяются между собой и образуют вещи. Они различаются между собой формой, порядком и положением. Атомы находятся в постоянном движении с различными скоростями и в самых разных направлениях. По характеру движение может быть беспорядочным и упорядоченным, двигаясь, они образуют вихри. Причём им присуще чисто механическое движение.

Концепция детерминизма

Детерминизм – это учение о предопределении. Согласно этой концепции всё в мире вплоть до мельчайших природных явлений и человеческих поступков предопределяется положением атомов в первоначальном вихре. Поэтому в мире нет места случайности.

Теория души.

Принципы атомизма были распространены и на понимание человеческой души. Душа материальна. Она имеет шаровидную форму и состоит из лёгких и чистых атомов, обладающих большой подвижностью. Душа у человека смертна, когда человек умирает атомы души покидают его тело рассеиваясь в пространстве.

Гносеология.

Демокрит впервые в истории философии разработал развёрнутую теорию познания, основанную на различии чувственного и рассудочного знания. То есть процесс познания состоит из 2-х ступеней:

1 ступень. Чувственное познание, низшая форма познания («тёмное») она основывается на теории истечений, которую он выдвинул для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств. Согласно этой теории из предметов истекают так называемые образы, подобия этих предметов, когда они, попадают в глаз, появляются зрительные представления о предмете.

2 ступень. Разумное познание, высшая форма познания «истинное», так как только разум может выявить сущность происходящих процессов и явлений.

Таким образом, досократическое мышление заложило основу философского знания. Разумность, логичность, самостоятельность мышления – несомненные завоевания начала философской мысли. Именно они стали тем фундаментом, на котором классики – Сократ, Платон и Аристотель – выстроили грандиозное здание систематической философии.

Платон (427-347 до н.э.) - великий древнегреческий мыслитель родился в 427 г. до н.э. на острове Эгина в Сароническом заливе в очень знатной, но небогатой семье. Отца его звали Аристон он происходил из рода последнего афинского царя Кодре, а мать – Перектиона из семьи давшей Афинам Солона. Настоящее его имя – Аристокл, Платон это прозвище, которое по преданию придумал ему Сократ за ширину двух частей тела: груди и лба (от греч. plarus-широкий, полный). Он получил «тщательное и блестящее» образование обычное для юноши из аристократической семьи: чтение и письмо, грамматика и математика, гимнастика и музыка. Он становится победителем Олимпийских и Немейских игр. В юности, Платон увлекался стихосложением, писал трагедии и комедии. Однако после знакомства с Сократом, в 407 г.до н.э., он сжигает все свои произведения и полностью посвящает себя философии, но поэзия не исчезает, она переходит в философию Платона, столько в ней одухотворённого и возвышенного. Сократ для Платона стал не только учителем, но и научным руководителем и придирчивым критиком его первых работ, близким товарищем, отцом-воспитателем, духовным пастырем. Привлечение Сократа к суду и вынесение ему смертного приговора Платон воспринял как личную трагедию, которую не мог вынести, не заболев. Мучительный психологический кризис заставляет Платона покинуть Афины на пять лет. В течении этих пяти лет он путешествует по городам-государствам Средиземного моря. В 388 г. до н.э. он едет консультантом на Сицилию к правителю Сиракуз тирану Дионисию Старшему, а в 366 и 361 гг – к его сыну Дионисию Младшему с целью реализовать свой проект идеального государства, Но раздражённый указаниями настойчивого гостя Дионисий Младший продает философа в рабство. Его выкупил на торгах случайно там появившийся поклонник любомудрия Анникерид. В 387 г. до н. э. Платон купил рощу в северо-западном пригороде Афин рядом с храмом герою Академу и основывает там школу, получившую название Академии. Академия Платона – это не только уникальное образовательное учреждение, не имеющее аналогов в древнем мире, это прообраз ново- европейских университетов далёкого будущего. Это и учебное заведение, и научный центр, и религиозно-философский союз, требовавший подвижничества и аскезы – упражнения в добродетели, и особенно в воспитании своей воли. Помимо напряжённой интеллектуальной работы слушатели Академии добровольно ограничивали себя в сне, воздерживаются от мясоедения и от плотской любви. Процветает любовь платоническая, для которой, как утверждает французская поговорка, не нужно ломиться в сад. достаточно лишь запаха одной розы. Во главе Академии стоит схоларх, избираемый из её членов, это своего рода ректор, определяющий перспективы развития Академии. Академия просуществовала почти тысячу лет и была закрыта в 529 году н.э по приказу византийского императора Юстиниана. В эпоху Возрождения, во Флорентийской республике усилиями Козимо Медичи в 1459 году возрождается платоновская Академия (просуществовала до 1521 г.), где блистали своими талантами Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолла, Пьетро Помпонацци.

Платон – первый из греческих мыслителей, чьё учение дошло до нас не в разрозненных отрывках, не в субъективном пересказе интерпретаторов, а в подлинных сочинениях. Основная часть его произведений написана в форме диалога с использованием диалектического метода доведённого им до совершенства, где основным действующим лицом был Сократ. Под именем Платона до нас дошли 34 диалога, 13 писем и речь «Апология Сократа». В подлинности многих работ учёные сомневаются до сих пор, подлинными считаются 23 диалога. Основные диалоги: «Государство», «Политик», «Законы», «Менон», «Софист», Критий», «Пир», «Федр» и т.д.

Теория идей.

Платон – объективный идеалист. Он делит мир на две неравноценные части: 1. мир идей; 2. материальный мир. Материальный мир, который нас окружает и, который мы познаём, своими чувствами является лишь отражением мира идей, то есть материальный мир вторичен. Это - кажущееся бытие, непостоянные тени, так как все явления и предметы материального мира преходящи. Они возникают, изменяются, гибнут и поэтому не могут быть подлинно сущими. Наш мир – это только искажённая тень, отражение настоящего мира в подобии кривого зеркала. Мир идей – это подлинное бытие, так как идеи неизменны, неподвижны и вечны. В мире идей находятся идеи-образцы (эйдосы) и души человеческие. Наш мир – это мир теней, копия, несовершенный слепок с мира идей. Он существует лишь постольку, поскольку существуют сами идеи. Так, дерево в нашем мире теней существует, поскольку есть идея дерева в далёком мире идей, а искусство приносит удовольствие, поскольку есть идея прекрасного. Много внимания он уделяет вопросу иерархизации идей, то есть располагает их от высшей к низшей. Выше всех он ставит идеи красоты, истинности и справедливости, далее идеи, выражающие физические процессы и явления – идеи огня, движения, цвета, звука и т. д. Далее идеи живых существ: животных, человека. Далее идеи предметов и т. д. А на самые низшие места он ставил корысть, зависть, зло и т. д.

Гносеология.

В процессе познания он выделяет две ступени. Чувственное познание – это вторичное несущественное знание, поскольку при помощи органов чувств мы можем познать лишь материальный мир (мир теней), а это кажущееся бытие.

Рациональное познание – истинное, настоящее познание, проникающее в мир идей. Основой этой ступени познания является теория припоминания, душа принадлежит обоим мирам - миру теней и миру идей. Душа до рождения человека пребывала в идеальном мире (мире идей), созерцая его красоту. Однако, воплотившись в теле человека, она забывает обо всём, поэтому познать – значит вспомнить. Душа вспоминает те идеи, с которыми она встречалась и которые она познала, в то время когда ещё не соединилась с телом, когда свободно существовала в мире идей. Эти воспоминания тем сильнее и ярче чем дольше душе не удаётся соединиться с телом. Сократ как раз и занимался тем, что пытался «разбудить» истину, изначально присутствующую в душе, своими наводящими вопросами в споре. Платон приводит пример в диалоге «Менон», где Сократ, разговаривая с юношей, при помощи наводящих вопросов подводит его к формулированию теоремы Пифагора, хотя юноша никогда не учился математике.

Учение о душе.

Душа нематериальна, вечна, невидима. Она живёт в мире идей на своей неподвижной звезде до момента назначенного «роком», чтобы опуститься на землю и воплотиться в тело. Первое воплощение всегда происходит в человеческое тело. Дальнейшая её судьба зависит от её поведения в этом теле. Если душа жила потребностями тела, то впоследствии она воплощается в тела животных, характер которых соответствовал её поведению в теле человека. Души пьяниц и обжор воплощаются в свиней, души поэтов, музыкантов – в певчих птиц, души тиранов в хищников и т. п. Если же душа помнила о своём истинном назначении и творила добро, то после смерти тела она возвращается на свою звезду и ждёт момента для своего нового воплощения в человеческое тело.

Душа состоит из трёх частей, иерархически упорядоченных. Высшая часть – разум, средняя – воля и благородство, низшая - влечения и чувственность. В зависимости, от того, какая из частей души у человека преобладает, он совершает поступки, если высшая и средняя, то возвышенные и благородные, если низшая, то дурные и низкие.

Политика.

Политическим вопросам посвящены диалоги: «Государство», «Законы» и «Политик». В диалоге «Государство» он даёт классификацию форм государства и выделяет их пять:

• аристократия;

• тимократия;

• олигархия;

• демократия;

• тирания.

Аристотель родился в 384 г.до н.э. в семье потомственного придворного врача Никомаха в Македонии в Стагире, поэтому его иногда называют Стагиритом. Аристотель в переводе с древнегреческого означает «самый лучший», «знатнейший». Всё детство он провёл в обществе друга будущего царя Филиппа II. Досуг чередовался с занятиями, учёбой, помощью отцу в медицинской практике и подготовкой к тому, чтобы унаследовать его профессию. Но в 369 г. до н.э., когда будущему философу исполнилось всего 15 лет, умирают его родители. Его опекуном становится Проксен, заменивший ему отца и мать. Он прививает ему вкус к научным исследованиям, учит наблюдать природу, делать гербарии, собирать коллекции. Аристотель на всю жизнь сохранил тёплые чувства благодарности, отплатив той же заботой о его детях: после смерти Проксена помогал его вдове, усыновил сына Никанора, выдал замуж за него свою дочь Пифиаду. В 367 г. до н.э., в возрасте 17 лет становится сначала слушателем, а затем и лектором платоновской Академии. Находится здесь в течение 20 лет, становится другом Платона. Аристотель глубоко уважал Платона, но был независим в своих суждениях. Вначале он поддерживал теорию идей Платона, а затем стал её критиковать. «Платон мне друг, но истина дороже» «Этот жеребёнок лягает родившую его кобылу» - говорил в связи с этим Платон. Аристотель любил жизнь во всех её проявлениях, он не только усиленно занимался, но и имел досуг: свободное время, праздность, чтение, беседы, не бросал он и медицинскую практику, успевал многое… В 348 г.до н.э. в возрасте 80 лет умирает Платон. Аристотель тяжело переживает смерть близкого человека, откликается стихами на это трагическое событие. Затем покидает Академию, которую возглавил недалёкий племянник Платона, наследник его имущества и отправляется путешествовать. Вскоре женится на сестре своего друга Гермия Пифиаде, которая дарит ему дочь и называет её тоже Пифиадой. Пифиада, которую он очень любил, умерла молодой, спустя несколько лет Аристотель женится на наложнице Герпиллиаде, родившей ему сына, которого он называет в честь деда Никомахом. В 343 г. по 340 г. до н.э. по приглашению своего друга детства царя Филиппа II становится воспитателем его 13-летнего сына Александра. В 16 лет Александр становится после гибели своего отца правителем огромной державы. У Аристотеля с его воспитанником на всю жизнь сложились тёплые отношения. Когда Александр стал царём он поставил свою учителю памятник с надписью: «Александр поставил этот памятник сыну Никомаха, мудрому божественному Аристелю». Одно из восточных преданий гласит, спросили как-то у Александра Македонского: «Почему наставника своего, Аристотеля, почитаешь ты более, чем царя Филиппа, отца своего?» - Отец, - отвечал Александр, - воспитав моё тело, низвёл меня с неба на землю; но Аристотель, воспитав душу мою, поднял меня от земли в небо».

В 335 г. до н.э. в возрасте 50 лет Аристотель возвращается в Афины и на противоположном конце от Академии Платона, рядом с храмом Аполлону Ликейскому основывает свою школу, которая получила название Ликей. Школу эту ещё называют перипатетической от греч. перипатео, что, означает, прогуливаюсь. «Перипатос» - крытая галерея, приспособленная под лекционный зал. Он не просто учреждает Ликей, подбирает преподавателей, продумывает всё от учебных планов до концепции и стратегии учебного заведения, сам читает лекции. Ликей соединял функции высшей школы с задачами Академии наук, он просуществовал почти 500 лет, послужив прототипом реальных лицеев.

В 323 г. до н.э. приходит известие о скоропостижной смерти в возрасте 33 лет Александра Великого. К власти в Афинах приходит антимакедонская партия Демосфена–Ликурга. Аристотелю грозят неприятности. Верховный жрец обвиняет философа в кощунстве: его стихотворение на смерть Гермия квалифицируется как гимн в честь бога, что не подобало смертным и считалось святотатством. Не дожидаясь возможного разбирательства, Аристотель передаёт управление Ликеем Теофрасту, который более 30 лет был руководителем Ликея. Он превратил его в научно-образовательный центр национального масштаба, куда сотнями стекалась молодёжь. Аристотель из Афин бежит в Халкиду на острове Эвбея на виллу, оставшуюся ещё от покойной матери Фатиды. Он покидает Афины, чтобы «не дать афинянам возможности снова провиниться перед философией». Вскоре обостряется болезнь желудка, беспокоившая его всю жизнь, от которой он умирает на 63 году жизни, в 322 г. до н.э.

Аристотель систематизировал всё научное и философское знание, накопленное до него в древней Греции, заложил основы многих современных наук: психологии, логики, этики и многих других. Его считают великим мыслителем и энциклопедистом древнего мира. Он оставил значительное научное наследие, дошедшее до нашего времени. В конце XIX века сотрудники Национальной библиотеки в Париже составили общую библиографию Аристотеля, которая насчитывала 3742 работы. Основные работы: «Физика», «Метафизика», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «О душе» и т. д.

1. Онтология (учение о бытии).

Аристотель создал своё учение о причинах и началах. Он различает 4 вида причин: материальную или материю, формальную или форму, производящую, конечную или цель. Материальная причина – это материя, она обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещи возникают. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Формальная причина состоит в том, что под воздействием формы материя превращается в действительность. Производящая причина – это то, что создаёт вещи, Так, например, человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что изменяет, - причина того, что изменяется. Целевую причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то. «Например, цель гулянья – здоровье». Сам Аристотель приводит такой пример: архитектор строит дом, в этом случае материал – это материя, план дома – это форма, архитектор это производящая причина, а законченное здание – это цель. Четыре эти причины в совокупности придают вещи реальность.

Аристотель различал «первую» и «последнюю» материи. «Первая материя» – это первооснова всякого бытия, она только возможность, которая может выступить действительностью, но сама действительностью не является, она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку существования. Сама по себе она пассивна, косна, инертна и является лишь возможностью (потенцией) для возникновения многочисленных вещей. В отличие от «первой» материи «последняя» представляет собой и возможность какой-либо формы, и в то же время действительность, так как эта материя обладает определёнными признаками и о ней может быть высказано сформулированное понятие. Функцию созидания форм выполняет ум–перводвигатель (Бог), который творит идеальные формы, являясь творческой инстанцией (Демиургом). Форма – это цель и стимул (движущая сила), идеальный образ, причина становления вещей из многообразной материи, а материя – это своего рода глина (материал) для деятельности Бога. Он – основной двигатель мира, форма всех форм, причина и вершина мироздания.

2. Политика.

Он даёт классификацию форм государства по двум критериям: по количеству правящих (правление одного, группы людей и большинства) и по осуществляемой государством цели (правление осуществляется в своих личных интересах или интресах общества). Государства правильные: монархия, аристократия и полития и государства неправильные: тирания, олигархия, демократия. Идеальным государством является полития. Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

3.Учение о категориях.

Аристотель впервые предложил классификацию категорий, и расположил их в иерархическом порядке, которых насчитывал десять:

1) сущность;

2) качество;

3) количество;

4) отношение;

5) место;

6) время;

7) положение;

8) обладание;

9) действие;

10) страдание.

Основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.039 с.)