Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эллинистический период в истории психологии (Эпикур, Лукреций)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В последний период своего развития античная психология ориентировалась на частные проблемы, имеющие практическое преломление. Одна из них это проблема формирования нравственного поведения. На этот вопрос существовало несколько точек зрения. Школа киников исходило из положения, что каждый человек самодостаточен и имеет абсолютно все, что необходимо для духовной жизни в самом себе. Один из них – Диоген Синопский (400 – 325 гг. до н.э.) считал, что не каждый человек может довольствоваться тем, что имеет в самом себе. Ведь люди привыкли к помощи других, комфорту, обществу. Поэтому единый путь для нравственного совершенствования – это путь к себе, это ограничение контактов и зависимости от мира. Путь нравственного развития включал три ступени (аскезы, ападейкии и автаркии): 1. Отказ от благ и комфорта, которые дает общество, т.е. аскеза. Они отрицали все достижения культуры и стремились к опрощению; 2. Требовал игнорировать знания накопленные обществом, т.е. неграмотность представлялась достоинством; 3. Человека приучали не обращать внимание на общественное мнение, похвалу или порицание. Фактически киники пропагандировали негативное отношение к обществу, эпатируя его. (Эпатаж - скандальная выходка; поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила). Такое понимание этических норм не могло получить распространение. Более распространенным оказался подход греческого философа и психолога Эпикура (341 – 270 гг. до н.э.): не негативизм, а отчуждение, уход от общества – вот вечный этический путь духовного саморазвития. В центре научных исследования Эпикура были исследования признаков нравственного и безнравственного, по которым оценивалось поведение человека. Пример жизни Эпикура, как в свое время Сократа подтверждал его концепцию. Эпикур открыл школу, поселившись в Афинах. Школа называлась «Сад Эпикура». Учеников было немного, но отношения их с преподавателями были дружескими, сплочение происходило на основе общих идей, признаваемых всеми. Эпикур считал наиболее важным благом для всех дружбу и духовное общение. Он, последовательный материалист, модернизировал учение Демокрита, чтобы оно соответствовало новому пониманию места человека в окружающей среде. Эпикур изучал роль души в психике человека, указывал на качественную разницу в психике животных и людей. Лукреций Кар (I в. до н.э.) дополнил концепцию Эпикура о том, что функции разных частей души различны, подчеркнул роль той части души, которая есть только у Homo Sapiens (мышление). Лукреций дал название четвертой части души – «душа души», дух. Именно с этого времени в психологии существует два термина с разным содержанием: душа как символ психики, дух как символ высших стремлений человека – нравственных, эстетических, этических. Можно говорить о том, что Эпикур в истории психологии был первым сенсуалистом, а затем и Лукреций Кар, в своей поэме «О природе вещей», доказавший ведущую роль чувств в управлении поведением (но при этом он упоминает о разуме и мышлении как о регуляторах поведения). Эпикур считал: «нет противоречия между приятным и нравственным поведением», т.е. что приятно, то нравственно. По Лукрецию же, «счастье у того, кто обладает богатством умеренной жизни, дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым». Основная проблема жизни человека, по Эпикуру, - это преодоление страха страданий, страха перед смертью, эти страхи тормозят развитие человека. Человек должен верить только собственным понятиям о добре и зле. Страх перед смертью – это страх перед неопределенностью, неуверенностью. Счастье – в душевной невозмутимости – атараксии, человек, достигший его, стремится «прожить незаметно», считал Эпикур. Знания нельзя навязывать человеку, он сам должен придти к ним в своем стремлении к счастливой жизни. Что касается ученых, то только уединение и размышление с близкими друзьями ведут к открытию истины. А Лукреций Кар, наоборот, утверждал, что только активная позиция, передача своих знаний другим людям дает наибольшее удовлетворение ученому. Уязвимые места в концепции Эпикура не позволили ей распространится, отсутствие четких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного. Эпикурейский подход к человеку приемлем только для очень уверенного в себе человека, того которых гораздо позже Ницше назвал сверхчеловеком. В отличие от Эпикура, стоики (беседы они вели прогуливаясь по внешней колоннаде греческих храмов – стое, отсюда и название этой школы, которое со временем стало нарицательным, обозначая твердость духа и постоянство Стоики – Сенека, Цицерон, Марк Аврелий, Брут, Лукреций Кар, Эпикур) тоже говорили о внутренней независимости человека, но при этом и о необходимости ранней социализации личности, о том, что каждый должен выполнить обязанности, диктуемые ролью. Так впервые возник термин «роль».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.009 с.) |