Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические основы применения наглядности, ТСО и компьютеров в обучении.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Одним из важнейших условий оптимизации учебного процесса является использование наглядных и технических средств обучения. Они помогают на всех стадиях обучения успешно развивать мышление детей, активизировать их творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, и, в целом, способствовать более эффективному обучению и воспитанию молодежи. По назначению технические средства обучения подразделяются на информационные, контролирующие и обучающие. К информационным - относятся аудиовизуальные, т.е. слухозрительные технические средства обучения, такие, как: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая проекция, лингофонное оборудование и др. С помощью информационных средств обучающимся предъявляется учебная информация, а также усиливается её наглядность. Аудивизуальные средства используются как при групповом обучении, так и индивидуальном. Контролирующие технические средства предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Обучающие технические средства предназначены для индивидуализации процесса обучения. Дидактические возможности обучающих машин определяются степенью совершенства заложенных в них обучающих программ. В основе использования наглядности и технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полного и точного представления об изучаемых вопросах. Для восприятия очень важно то, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Но основную информацию обучаемые получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализатор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода с его помощью обучающей информации. Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные, и, наконец, слухо
Вые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой и эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению и абстрагированию. Для правильной оценки эффективности применения экранных средств важно знать психологические особенности их восприятия. Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку фильма как источника информации, а с другой, - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Сложную и очень объемную информацию превышающую возможность детского восприятия учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. С точки зрения психологии восприятия и воздействия на детей экранно-звуковые средства следует оценивать также и, как инструмент управляющий вниманием. На экране управление вниманием осуществляется выделением главного изображения средствами динамики, композицией кадра и монтажной сменой планов. Наконец кино и телевидение не только управляет вниманием, но и усиливает возможности видения человека. Киноглаз зорче глаза человека и он может заметить то, что недоступно человеку. С помощью наглядных пособий и технических средств можно привлечь богатые возможности выразительных средств различных видов искусств (изобразительного, кинемотографа, театрального, телевидения и др. с помощью которых легче достичь учебной цели. Особое место в технических средствах обучения занимают компьютеры. Они обладают огромными возможностями, как в передаче информации, так и в выполнении функций обучения и контроля. Психологические основы их применения во многом аналогичны применению технических средств. Вместе с тем к использованию компьютерных систем предъявляются свои специфические требования.
Первая группа требований связана с отбором и характером рекомендуемого к освоению материала, определяющего предметно-содержательную основу учебной среды. В связи с тем, что компьютерная предметная среда представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую в себя весь набор имеющихся возможностей для построения модели объекта требования этой группы включают: - выявление и описание области знания; - определение логико-предметного контекста; - определение типа знаковых средств; - определение и описание системы учебных и конкретно-практических задач; - обеспечение доступности изучаемого материала, но в то же время недопущения его узнавания в результате проб и ошибок Выполнение этих требований позволяет обеспечивать единство логико-психологической основы конкретного учебного предмета или его раздела. Вторая группа требований касается операционального обеспечения учебных действий учащихся, а также режимов обмена действиями между пользователем и ЭВМ. В неё входят такие требования, как: - планирование действий и операций на ЭВМ должно исходить из структуры объекта; - соблюдение последовательности действий; - возврат к исходным действиям; - обеспечение выбора между дискретным и непрерывным режимами; - трансформации объектов на экране; - обеспечение возможности оперативно представлять содержание и результат действия;; - обеспечение фиксирования каждой операции и др. Третья группа требований относится к организационному обеспечению учебной среды, состоящей из передачи способов взаимодействия учителя и учащихся (индивидуально-групповое, межгрупповое, внутригрупповое), расположение участников и т.п. И, наконец, особая группа требований связана с обеспечением правильного контроля в процессе функционирования компьютерных систем обучения. Такие системы должны обеспечивать: - самоконтроль для учащихся; - оперативный сбор информации о процессе выполнения учебных действий; - представление этой информации на мониторе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.005 с.) |