Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.



Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся яв­ления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей..

Чувство это более сложное, чем эмоции, постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловле­ны. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных пере­живания, в основе которых лежат безусловные рефлексы.

" Удовольствие — неудовольствие; "Напряжение— разрешение". Эмоция напряжения связана с со­зданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельно­сти. Завершение этого процесса переживается как эмоция разре­шения (облегчения). "Возбуждение— успокоение".

Различают также стенические (греч. "стенос" — сила) и асте­нические (греч. "астенос" — слабость, бессилие) эмоции. Стени­ческие эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, нена­висть). Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека (печаль, тоска, уныние).

Чувства обычно классифицируют по содерж анию. Вы­деляют следующие виды чувств: Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему соб­ственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма). Интеллектуальны е чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами (любопытство, любознательность, удивление, и др.)

34

Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображе­нию в искусстве (чувство величия, низости, пошлости)

Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продол­жительности.. Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой. Сила чувств — это прежде всего сила переживания приятного или неприятного Эмоциональные переживания также различаются по продолжитель­ности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда воз­никшее переживание продолжается в течение длительного периода.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжитель­ности чувств различают виды эмоциональных состояний, основны­ми из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушев­ление, стресс и фрустрация.

Настроение это эмоциональное состояние, которое отлича­ется слабой или средней силой и значительной устойчивостью. Настроение обычно "окрашива

ет" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении..

Cmpacmь является длительным и устойчивым эмоциональ­ным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характери­зуется сильным эмоциональным накалом. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возни­кающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Аффекты нега­тивно сказываются на деятельности человека, резко снижая уро­вень ее организованности.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой си­лой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевле­ние — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс (англ. stress — напряжение) представляет собой состоя­ние чрезмерно сильного и длительного психологического напря­жения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Г.Селье Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормаль­ный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая

физичес­кая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего. От психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях

Фрустрация это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непре­одолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемы­ми) препятствиями на пути к очень желаемой цели.

Эмоции и чувства выполняют следующие функции: Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, (потоотделение, покраснениекожи).

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбужде­ния. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жид­кости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

тражательная (оценочная) функция выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействую­щих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи.

Подкрепляюща я функция выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность (борьба между страхом и чувством долга). Привлека­тельность мотива, его близость личностным установкам направ­ляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребн

остей. В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Чувства — одно из наиболее ярких проявлений личности чело­века. Содержание чувств составляют устойчивые отношения лич­ности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать лич­ность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему раду­ется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида раскрывают его ин­дивидуальность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.008 с.)