Обучение и развитие: проблема взаимодействия. Признаки развивающего обучения (по Л.С. Выготскому) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение и развитие: проблема взаимодействия. Признаки развивающего обучения (по Л.С. Выготскому)



Обучение — система организации способов передачи индивиду об­щественно-исторического опыта, выработанного в процессе социаль­ной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов дея­тельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях. Целью э той деятельности является планомерное и на­правленное психическое развитие индивида. Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обу­чаемого. Обучающий посредством общения и других средств органи­зует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения. Обуча­емый первоначально выполняет ее как совместную, распределенную деятельность, а затем в процессе интериоризации эта совместная внешняя и развернутая деятельность становится внутренней и свер­нутой деятельностью самого обучаемого.

Но знания, умения, навыки и другие формы общественно-исто­рического опыта подобно физическим объектам непросто «перело­жить» из одного места в другое, из головы учителя в голову учащего­ся. Эти формы существования опыта являются результатом опреде­ленных процессов в психике человека и его собственной активности. Следовательно, они могут быть сформированы у субъекта обучения только в результате его собственной деятельности.

Поэтому обучение можно еще представить как процесс стимули­рования внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Вопрос о соотношении обучения и развития является одним из центральных. В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Первая из них (представленная психологами женевской школы Ж. Пиаже и др.) ограничивает роль обучения, считая, что знаком­ство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое проис­ходит самостоятельно, автономно.

Психологи другого направления, и в первую очередь отечествен­ные ученые, придавали обучению ведущее значение. Они подчерки­вают, что предметы и способы их употребления не могут быть откры­ты ребенком без сотрудничества с взрослыми.

Большой вклад в решение вопроса о соотношении обучения и развития внес Л. С. Вы­готский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в раз­витии личности, считавший их решающей силой развития. При этом он исходил из следующего положения. Сложные формы психической жизни ребенка формируются в про­цессе общения. Следовательно, общение в его наиболее система­тизированной форме — обучении — и формирует развитие, созда­ет

новые психические образования, развивает высшие психичес­кие функции. Значит, обучение играет ведущую роль в формиро­вании психики, а его формы лишь меняются в процессе развития. Ученый показал, что не всякое обучение эффективно, а лишь такое, которое опережает развитие и ведет его за собой. Развиваю­щее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального разви­тия), но и то, что он может сделать совместно со взрослым («зона ближайшего развития»). Эти мысли Л.С. Выготского имеют боль­шое значение и в наши дни для учителя, стремящегося к совер­шенствованию умственного развития ребенка.

Как известно, на развитие психики оказывают влияние три основных фактора: биологический, социальный и собственная активность личности. Рассматривая влияние воз­действий окружающей (социальной) среды на формирование психики Л.С. Выготский исходил из положения о том, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. При одних и тех же обстоятельствах могут формироваться различные особенности психики. Ее развитие, прежде всего, зави­сит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Для понимания ее влияния следует учитывать не толь­ко те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке. Такое понимание роли среды в пси­хическом развитии детей дало ученому возможность ввести поня­тие социальной ситуации развития и позволяет на практике более успешно управлять развитием ребёнка.

Исследо­вания отечественных психологов Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова и других показали, что обучение может заметно расширить возможности по­знавательной деятельности. Однако нельзя считать, что возрастные возможности усвоения знаний беспредельны.

Психическое развитие (качественное изменение психики) в процессе обучения достигается путем слияния знаний, навыков и умений и таких личностных качеств школьника, как убеждения (т. е. вера в прочные знания), готовность применять их в жизни на благородной нравственной основе и в соче­тании с высокими гражданскими идеалами, принципиальность и т. д. Главную и определяющую сторону развития детей в процессе обуче­ния составляет усвоение знаний и способов деятельности. О течественные психологи, показали, что, изменяя содержание обучения (т. е. переда­ваемые ребенку знания и способы деятельности), можно существен­но изменить развитие ребенка. Во многих исследованиях (П. Я. Галь­перин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) получены данные, которые показывают, что включение в содержание обучения специальных средств (эта

лонов формы, цвета при сенсорном развитии, разных мо­делей и схем при обучении математике) приводит к принципиально­му изменению тех стадий интеллектуального развития, которые счи­тались абсолютными и неизменными.

Основными направлениями разработки проблемы обучения и развития являются:

1. Выявление действий, при которых обучение становится развивающим. В этой связи решающее значение придаётся: во-первых, изменению содержания обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); во-вторых, изменению способов умственно1 деятельности (Н.А. Менчинская, Д.И. Богоявленский, Е.И. Кабанова-Меллер и др. в третьих, исследованию воздействий разных метолдов обучения (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская и др.

2. Определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей. Это:

1) исследования Л.В. Занкова, который считал, что развивающий эффект достигается, главным образом, посредством усовершенствования обучения; 2) исследования П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной о поэтапном формировании умственных действий и их влиянии на интеллектуальное развитие; исследования Т.В. Кудрявцевой, А.М. Матюшктна о о роли проблемного обучения и др.

Условием повышения эффективности обучения является его приуроченность к сензитивным периодам развития психики. Сензитивными периодами развития называют периоды в жизни человека, со­здающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Педагогу важно знать, что в каждом возрасте существуют опти­мальные возможности для наиболее эффективного развития каких-то определенных сторон психики. Так, ранний возраст (1-3 года жиз­ни) благоприятны для развития речи ребенка. Младший школьный возраст благоприятен для развития учебных навыков и т. д. Сензи-тивность связана с определенной готовностью психофизиологическо­го аппарата для развития именно данной психической функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.004 с.)