Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение и развитие: проблема взаимодействия. Признаки развивающего обучения (по Л.С. Выготскому)
Обучение — система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях. Целью э той деятельности является планомерное и направленное психическое развитие индивида. Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения. Обучаемый первоначально выполняет ее как совместную, распределенную деятельность, а затем в процессе интериоризации эта совместная внешняя и развернутая деятельность становится внутренней и свернутой деятельностью самого обучаемого. Но знания, умения, навыки и другие формы общественно-исторического опыта подобно физическим объектам непросто «переложить» из одного места в другое, из головы учителя в голову учащегося. Эти формы существования опыта являются результатом определенных процессов в психике человека и его собственной активности. Следовательно, они могут быть сформированы у субъекта обучения только в результате его собственной деятельности. Поэтому обучение можно еще представить как процесс стимулирования внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Вопрос о соотношении обучения и развития является одним из центральных. В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Первая из них (представленная психологами женевской школы Ж. Пиаже и др.) ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно. Психологи другого направления, и в первую очередь отечественные ученые, придавали обучению ведущее значение. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без сотрудничества с взрослыми. Большой вклад в решение вопроса о соотношении обучения и развития внес Л. С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, считавший их решающей силой развития. При этом он исходил из следующего положения. Сложные формы психической жизни ребенка формируются в процессе общения. Следовательно, общение в его наиболее систематизированной форме — обучении — и формирует развитие, создает
новые психические образования, развивает высшие психические функции. Значит, обучение играет ведущую роль в формировании психики, а его формы лишь меняются в процессе развития. Ученый показал, что не всякое обучение эффективно, а лишь такое, которое опережает развитие и ведет его за собой. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым («зона ближайшего развития»). Эти мысли Л.С. Выготского имеют большое значение и в наши дни для учителя, стремящегося к совершенствованию умственного развития ребенка. Как известно, на развитие психики оказывают влияние три основных фактора: биологический, социальный и собственная активность личности. Рассматривая влияние воздействий окружающей (социальной) среды на формирование психики Л.С. Выготский исходил из положения о том, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. При одних и тех же обстоятельствах могут формироваться различные особенности психики. Ее развитие, прежде всего, зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Для понимания ее влияния следует учитывать не только те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке. Такое понимание роли среды в психическом развитии детей дало ученому возможность ввести понятие социальной ситуации развития и позволяет на практике более успешно управлять развитием ребёнка. Исследования отечественных психологов Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова и других показали, что обучение может заметно расширить возможности познавательной деятельности. Однако нельзя считать, что возрастные возможности усвоения знаний беспредельны.
Психическое развитие (качественное изменение психики) в процессе обучения достигается путем слияния знаний, навыков и умений и таких личностных качеств школьника, как убеждения (т. е. вера в прочные знания), готовность применять их в жизни на благородной нравственной основе и в сочетании с высокими гражданскими идеалами, принципиальность и т. д. Главную и определяющую сторону развития детей в процессе обучения составляет усвоение знаний и способов деятельности. О течественные психологи, показали, что, изменяя содержание обучения (т. е. передаваемые ребенку знания и способы деятельности), можно существенно изменить развитие ребенка. Во многих исследованиях (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) получены данные, которые показывают, что включение в содержание обучения специальных средств (эта лонов формы, цвета при сенсорном развитии, разных моделей и схем при обучении математике) приводит к принципиальному изменению тех стадий интеллектуального развития, которые считались абсолютными и неизменными. Основными направлениями разработки проблемы обучения и развития являются: 1. Выявление действий, при которых обучение становится развивающим. В этой связи решающее значение придаётся: во-первых, изменению содержания обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); во-вторых, изменению способов умственно1 деятельности (Н.А. Менчинская, Д.И. Богоявленский, Е.И. Кабанова-Меллер и др. в третьих, исследованию воздействий разных метолдов обучения (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская и др. 2. Определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей. Это: 1) исследования Л.В. Занкова, который считал, что развивающий эффект достигается, главным образом, посредством усовершенствования обучения; 2) исследования П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной о поэтапном формировании умственных действий и их влиянии на интеллектуальное развитие; исследования Т.В. Кудрявцевой, А.М. Матюшктна о о роли проблемного обучения и др. Условием повышения эффективности обучения является его приуроченность к сензитивным периодам развития психики. Сензитивными периодами развития называют периоды в жизни человека, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Педагогу важно знать, что в каждом возрасте существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного развития каких-то определенных сторон психики. Так, ранний возраст (1-3 года жизни) благоприятны для развития речи ребенка. Младший школьный возраст благоприятен для развития учебных навыков и т. д. Сензи-тивность связана с определенной готовностью психофизиологического аппарата для развития именно данной психической функции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.004 с.) |