Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синдром Лоренса — Бидля (Лоренса — Муна — Барде — Бидля)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
представляет собой наследственно обусловленную аномалию липидного обмена с поражением промежуточного мозга и гипофиза. Клинически проявляется диспластическим телосложением, ожирением, полным или частичным сращением пальцев (синдактилия), наличием лишних пальцев (полидактилия), недоразвитием половых органов, пигментным ретинитом (поражением сетчатой оболочки), косоглазием и близорукостью. Прогрессирующее ухудшение зрения отрицательно сказывается па умственном развитии еще до развития признаков дементности. Примерно в возрасте 8—12 лет появляются экстрапирамидные гиперкинезы, немотивированное психомоторное возбуждение. Сравнительно быстро нарастает слабоумие. Нейрофиброматоз, или болезнь Реклингхаузена, чаще развивается в пубертатном периоде — в возрасте 10—12 лет. Характеризуется выраженным нейрофиброматозом, несколько напоминающим туберозный склероз, в виде появления у больного множественных опухолевидных образований — нейрофибром, неврином, гемангиом в подкожной клетчатке и множественных неврином черепных и спинно-мозговых нервов. Обнаруживаются глиоз и мелкие нейроэпителиальные новообразования в области желудочков мозга и водопровода среднего мозга. На коже — обилие чечевицеобразных пигментных пятен. Заболевание характеризуется медленным про- гредиентным течением и приводит к формированию интеллектуального дефекта. Наследственная хорея (Гентингтона) и атетоз также сопровождаются равитием у детей интеллектуального дефекта. Возникают в результате наследственно обусловленного поражения подкорковых ядер и атрофии коры большого мозга. У детей хорея Гентингтона может развиваться в начале пубертатного периода. Отмечаются расстройства речи (дизартрия и афония). Затем к ним постепенно присоединяются хореические и атетоидные гиперкинезы, усиливающиеся при волнении, нарушается походка, снижаются работоспособность и память, особенно способность запоминания. Далее изменяется фон настроения: появляется безразличие или эйфорич- ность, снижается критичность, прогрессирует деменция. Двойной атетоз обусловлен унаследованным или перинатальным поражением подкорковых ядер головного мозга и клинически характеризуется повышением тонуса мышц, насильственными движениями в дистальных отделах конечностей (кистях и стопах), мышцах лица и языка, непроизвольными вычурными позами, расстройством речи в виде дизартрии и постояннным гримасничанием. Такие дети и подростки отличаются беззаботностью и бесцеремонностью, беспричинной эйфорией. Заболевание прогрессирует медленно и примерно в 50 % случаев приводит к развитию деменции.
Глава XXIX ДИНАМИКА ДЕБИЛЬНОСТИ Несмотря на растущую активность коррекционно-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на устранение или уменьшение дефектов психического и физического развития у умственно отсталых детей, динамика дебильности еще полностью не изучена. Благодаря комплексным исследованиям специалистов различных областей науки (нейрофизиологии, цитологии, эмбриологии, вирусологии, невропатологии, психопатологии, специальной психологии, олигофренопедагогики) получены многочисленные данные, свидетельствующие о том, что в основе дебильности лежит диффузное поражение коры большого мозга. Возникающие при этом общемозговые и локальные изменения обусловливают своеобразие интеллектуального дефекта лиц, страдающих дебильностью. Медико-педагогические, коррекционно-воспитательные мероприятия должны быть направлены на то, чтобы в некоторой степени компенсировать ущербность интеллекта и адаптировать лиц, страдающих дебильностыо, к социально-трудовой деятельности. Компенсация — сложный и многообразный процесс перестройки функций организма, она приводит к изменению характера познавательной деятельности человека, облегчает восприятие предметов, формирование представлений, развитие моторики, речи и мышления. Процесс компенсации определяется многими факторами: индивидуальными особенностями личности, глубиной функциональных нарушений, возрастом, в котором возникли морфологические изменения, уровнем соматического и психического развития, давностью ущербности функций, применявшимися биологическими и педагогическими мерами воздействия, реакцией личности на болезнь и микросоциальиыми условиями жизни. Вопросы динамики дебильности еще пе так давно трактовались с неправильных методологических позиций. Некоторые авторы (К- Бассек, Л. Вейганд, М. Гуревич, Э. Крепелин и др.) рассматривают дебильность как статичное, резидуальное состояние интеллекта без какой-либо динамики в се симптоматике. По их мнению, внешнее впечатление о возможности расширения познавательных способностей при этой аномалии обманчиво, при дебильности нельзя ожидать даже минимального улучшения.
Э. Крепелином и отечественным психиатром С. С. Корсаковым была разработана систематизация психических расстройств по нозологическому принципу. Но слабой стороной систематики Э. Кре- пелина было то, что течение и исход психического расстройства он связывал только с его причиной, исходил из порочных позиций фатальной предопределенности исхода психического расстройства, не учитывая состояния организма и условия его существования, за что подвергался критике со стороны С. С. Корсакова. Взгляды С. С. Корсакова были в этом отношении более прогрессивными, ибо он придавал большое значение условиям, в которых действует причина и развивается патология. Трактовка Э. Крепелина и его последователей ведет к медикопедагогическому нигилизму, игнорированию мероприятий, направленных на развитие компенсаторных возможностей у лиц, страдающих дебильностью. Вряд ли может быть спорным то, что изучение механизмов процесса компенсации, его закономерностей, поиск клинических и психолого-псдагогических приемов и методов, активизирующих компенсаторные возможности организма, являются одной из важнейших задач дефектологии. Уже на сравнительно ранних этапах развития отечественной психопатологии русские ученые И. П. Мержеевский, А. У. Фрезе, С. С. Корсаков, П. П. Малиновский указывали на возможность динамики олигофрении. Этой прогрессивной точки зрения придерживались В. П. Сербский, Д. И. Азбукин, Н. И. Озерецкий, Г. Е. Сухарева и др. Изучению динамики олигофрении у учащихся вспомогательных школ уделяют большое внимание А. Р. Лурия, А. Н. Граборова, Л. В. Запкова, Г. М. Дульпева, И. Г. Еременко, О. Е. Фрейерова и др. Объективное понимание закономерностей динамики дебильности должно базироваться, во-первых, на общих принципах материалистической диалектики, определяющей процесс развития вообще; во-вторых, на павловском учении о пластичности коры большого мозга и ее способности к развитию и совершенствованию. С точки зрения материалистической диалектики развитие, динамика, движение — это форма существования материи, ее сущность и неотъемлемое свойство, а внутренним импульсом развития является противоречие. Недооценка общефилософского принципа развития неизбежно ведет к ошибкам в толковании частных явлений. Точка зрения на дебильность как на стабильное состояние без динамических тенденций противоречит всеобщей диалектической закономерности о том, что движение является постоянным и абсолютным, а покой — временным, относительным. Отрицая возможность динамики дебильности в сторону регресса, некоторые ученые аргументируют это тем, что дебильность якобы является не патологическим процессом, а патологическим состоянием. Патологический процесс характеризуется закономерным, беспрерывным развитием и изменением. Между патологическим процессом и патологическим состоянием принципиальной разницы нет. В этом находит свое отражение упомянутая выше диалектическая закономерность о постоянстве, абсолютности движения и относительности, временности покоя. Патологическое состояние характеризуется относительной неизменяемостью, временным покоем и постоянством, поскольку разнообразие вариантов процесса проявляется состоянием. Мнение о том, что при патологическом состоянии не происходит никаких изменений, является иллюзорным, кажущимся. Олигофрения как патология приводит к формированию новых патологических состояний: одна патология вызывает вторую, которая обусловливает третью и т. д. Таким образом, возникает порочный круг причинно-следственных отношений. В зависимости от состояния приспособительных и компенсаторных механизмов в организме динамика олигофрении может быть положительной и отрицательной. Нередко адаптация к условиям окружающей среды приводит к возникновению более выраженных морфологических и функциональных изменений и развитию более тяжелого патологического состояния.
Исследования И. П. Мержеевского, И. П. Павлова, Н. И. Красногорского, П. К- Анохина и других авторов обосновали компенсаторные возможности коры большого мозга, обусловленные ее пластичностью. Экспериментальные исследования, клиническая и педагогическая практика показывают, что при воздействии положительных раздражителей возможна компенсация резидуального интеллектуального дефекта и улучшение познавательных способностей умственно отсталого. По словам И. П. Павлова, «ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, измениться к лучшему, были бы осуществлены соответствующие условия»[38]. При неблагоприятных условиях среды у дебила может наступить декомпенсация, произойти срыв приспособительных механизмов, в результате чего возможно появление новых психопатологических феноменов с последующим ухудшением познавательных способностей, т. е. не прогресс, а регресс. В большинстве же случаев наблюдаются положительная динамика дебильности, дальнейшее расширение способностей к познанию. Это подтверждается результатами психолого-дидактического анализа процесса трудового обучения и исследованиями ряда авторов (Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, В. Г. Петрова, 1967). Процесс динамики по следует понимать упрощенно, утрированно, поскольку, как уже упоминалось, возможно нарастание общемозговой или очаговой симптоматики. Между тем некоторые авторы неправильно истолковывают сущность динамики олигофрении, игнорируя декомпенсацию этого состояния. При этом они ссылаются на психиатрическую терминологию «непрогредиентносги» и «прогредиептности» с упрощенным ее истолкованием.
Принцип прогредиентпой н непрогредиентной динамики психических расстройств впервые выдвинул отечественный психиатр Г1. Б. Ганнушкин, внесший значительный вклад в развитие психопатологии. Прогредиентность, с его точки зрения, характеризуется декомпенсацией, зависимой от особенностей самой болезни, но не зависимой от условий окружающей среды. Непрогреднентная динамика также может проявляться срывом компенсаторных возможностей, т. е. декомпенсацией, зависимой от неблагоприятных биологических и социальных факторов. В процессе динамики дебильности возможно как усугубление основной клинической симптоматики, так и появление новых психопатологических феноменов, обычно не характерных для дебильности. По статистическим данным (А. М. Рапопорт, А. И. Селецкий, О. Е. Фрейеров), число больных с диагнозом олигофрении, преимущественно дебильности, в психиатрических стационарах составляет по отношению к общему количеству госпитализируемых с психическими заболеваниями около 5 %. Это случаи декомпенсации психической симптоматики в динамике дебильности. В зависимости от условий среды, особенностей воспитания, соматического состояния, характера медикаментозного лечения и других условий динамика дебильности характеризуется значительной вариабельностью. Опыт дифференцированного обучения и данные изучения причинно-следственных связей между явлениями свидетельствуют о возможности усиления продуктивных компонентов обучения и воспитания детей, страдающих дебильностыо, что в значительной мере расширяет понимание ими учебно-наглядной информации. Таким образом, в большинстве случаев динамика дебильности является положительной. При этом интеллектуальный дефект несколько компенсируется, расширяется круг представлений, совершенствуются критические возможности и улучшается регуляция поведения. Отрицательная динамика дебильности может возникнуть в любом возрасте в результате воздействия на организм различных вредных факторов: инфекций, легких травм черепа, интоксикаций алкоголем и др. Ухудшение состояния больных олигофренией отмечается также в пубертатном периоде. Кроме того, при некоторых формах олигофрений возможно ухудшение даже при благоприятных условиях среды. Так, катамнестическое обследование динамики развития лиц, страдающих болезнью Дауна, в том числе со сравнительно легкой степенью умственной отсталости типа дебильности, показывает, что интеллектуально они развиваются примерно до 17-летнего возраста, затем развитие приостанавливается, на 2—3 года задерживается на одном уровне, а в дальнейшем наступает катастрофическое деградирование. Появляются признаки инволюции, а иногда старческой деградации, больные полностью утрачивают ранее приобретенные навыки, становятся равнодушными ко всему и бездеятельными. Катамнестические исследования иллюстрируют также прогредиентность дебильности, обусловленной некоторыми бактериальными и паразитарными инфекциями(токсо- плазмоз, листерелез, сифилис и др.) (Г. Е. Сухарева, 1965).
Возможность сочетания дебильности с психопатическим развитием оценивается различными авторами по-разному. Большинство считают возможным сочетание дебильности легкой степени с психопатией. Причем такое сочетание часто обусловливает отрицательную динамику развития дебильности, декомпенсацию интеллектуального дефекта страдающего дебильностыо. Несмотря на необратимый характер морфологических измене ний в коре большого мозга у детей, страдающих дебильностью, комплексная лечебная и коррекционно-воспитательная работа с ними приводит в большинстве случаев к положительным сдвигам, социально-трудовой адаптации. Но возможно и непрогредиентное ухудшение, обусловленное воздействием даже очень незначительных неблагоприятных биологических и психогенных факторов. При этом развиваются острые психозы с атипичной симптоматикой, не имеющие аналогов и свойственные только больным, страдающим дебильностью. Психиатры рассматривают их как специфические и называют атипичными психозами, психозами при дебильности, психозами слабоумных, специфическими олигофренными психозами, аморфными психозами. Психоз развивается бурно, с синдромом нарушения сознания. Больной дезориентирован в окружающем, не может самостоятельно одеться, раздеться, у него наблюдаются бред и слуховые галлюцинации в виде императивных угрожающих голосов. После перенесенного психоза отмечается некоторое снижение мнестических и понятийных функций, что также свидетельствует о динамике дебильности. Наиболее часто усугубление ущербности интеллекта у лиц, страдающих дебильностью, возникает под влиянием психогенных факторов. Таким образом, помимо динамики основной клинической симптоматики дебильности, детерминированной биологическими патогенными факторами, а также декомпенсации без видимых внешних причин, как это имеет место при олигофрении типа болезни Дауна, и под воздействием даже незначительно усложненной и непривычной ситуации, психической травматизации, у страдающих дебильностью возможно развитие острых психогенных расстройств. Они проявляются следующими состояниями. Ипохондрическое состояние характеризуется сосредоточением больного на какой-либо доминирующей, совершенно нелепой идее чувственного характера. Он считает себя обреченным на скорую смерть. Его ипохондрические жалобы носят некорригируемый характер, сопровождаются выраженными аффективными реакциями: со страдальческим выражением лица он рыдает, кричит и причитает: «Дорогие, родные спасите меня, я жить хочу». В подобных случаях рациональная психотерапия, разубеждение не помогают, больной нуждается в госпитализации. Шоковая патологическая реакция «тоски по дому» также типична для клиники дебильности. Она обусловлена внезапным нарушением стереотипности органически и функционально неполноценной коры большого мозга, высвобождением из-под контроля коры и индуцированием подкорковых примитивных механизмов с последующими недифференцированными действиями. Если ребенок с дебильностью длительное время находится в условиях одного и того же стереотипного режима, а потом внезапно попадает и новое окружение (детский сад, школа-интернат, производство), у пего может развиться психомоторный шок с сужением со.щапия п 'Л!. нелепыми действиями. При этом неполноценные мыслительные операции утрачивают свои рациональные, корригирующие свойства, у больного нарастают дезориентировка в окружающей обстановке, желание уйти из нее. Состояние больного очень тяжелое, чувство тревоги стремительно трансформируется в чувство страха, и на фоне искаженного восприятия больной без ясной целевой направленности бежит куда глаза глядят. Дисфорическая реакция у лиц, страдающих дебильностью, имеет много общего с острым расстройством настроения при эпилепсии, но и отличается от нее по своему происхождению. Дисфория при эпилепсии, являясь психическим эквивалентом припадка, развивается внезапно, без видимой внешней причины. Причиной дисфории у таких больных является психическая травматизация. В этом состоянии расстройство настроения характеризуется злоб- но-тоскливой раздражительностью, тревожным беспокойством, появлением немотивированного чувства страха: он мрачен, напряжен, придирчив, всем недоволен, не находит себе места, нередко становится агрессивным. Это состояние возникает на фоне некоторого помрачения сознания, вследствие чего после приступа дисфории у больного остается лишь фрагментарное воспоминание о происходившем с ним в этот период. Острое расстройство настроения приводит к усугублению и декомпенсации дебильности, затрудняет социально-трудовую адаптацию. Психогенная депрессия чаще наблюдается при апатико-абули- ческом варианте дебильности, для которого характерна скудность аффективных реакций. Больные при этом относятся ко всему происходящему безразлично, аффективные проявления у них весьма однообразны, недифференцированны, нередко граничат с эмоциональной тупостью. Но при внезапной перемене привычной для них обстановки у них стремительно нарастает испуг и чувство страха. Такие лица с большим трудом адаптируются к непривычной обстановке. При этом они становятся тревожными, пугливыми, плачут, страдают бессонницей, высказывают нестойкие бредоподобные идеи, не ориентируются в ситуации, в их жестах много хаотической патетики. В основе патогенеза этого психогенного расстройства лежит ломка ущербного динамического стереотипа. При этом в результате торможения в коре большого мозга и высвобождения из- под ее контроля подкорковых механизмов возникает указанное состояние. При декомпенсации интеллектуального дефекта возможно также развитие параноидного, сумеречного, кататонического состояний, пуэрилизма и др. Все эти данные свидетельствуют о том, что для дебильности свойственна динамичность. Таким образом, при неблагоприятных условиях среды у подобных больных может наступить декомпенсация, срыв приспособительных механизмов с появлением новых психопатологических феноменов, усугубляющих состояние дебильности. Однако благодаря пластичности корковой нейродинамики в условиях правильно организованного медико-педагогического воздействия возможна положительная. динамика дебильности, расширение познавательных способностей больного. Возрастные особенности развития растущего организма предопределяют решающую роль в положительной динамике дебильности стимулирующих раздражителей внешней среды. Глава XXX ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ К РЕАБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИИ Реабилитацией называют комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-трудовых и других методов и мероприятий, направленных на полное или частичное восстановление (или компенсацию) нарушенных или утраченных функций организма человека и его трудоспособности. Аномалиями психики и возможностью ее коррекции интересовались еще ученые древности. Уже па ранних этапах общественного развития человек прибегал к различным средствам защиты своего организма путем создания специального микроклимата, жилища, одежды и тренировки ослабленных,функций. В дальнейшем с этой целью начали использовать мероприятия, направленные на биологическое и психологическое совершенствование организма, его личностных особенностей в виде заботы о потомстве, иммунологических прививок, лечебной физкультуры, психогигиены и психопрофилактики, пластической хирургии, вплоть до трансплантации органов. Значение трудовых процессов в частичном или полном восстановлении физического и психического дефектов отмечалось давно. По словам Ф. Энгельса, «труд есть первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»[39]. Труд является физиологической потребностью человека и необходимым условием развития его физических и духовных сил. Это положение в равной степени касается всех видов деятельности человека, в том числе и педагогической. Социальный и гуманистический смысл труда учителей заключается в том, что, передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, они в буквальном смысле слова творят личность. От того, как подготовлен педагог к этой миссии, зависит эффективность его профессиональной деятельности. Одним из необходимых условий практического решения этой проблемы является подготовка учителя-дефектолога к работе по реабилитации умственно отсталых школьников. В дословном переводе термин «реабилитация» (от лат. rehabi- litas) означает восстановление (прав, способностей, репутации). В литературе этот термин этимологически отождествляют с терминами «приспособление», «компенсация», «социальная реадаптация», «ресоциализация», «реперсонализация», «адаптация», «коррекция», «профессиональное восстановление», «восстановительная терапия» и др. Всеобщее признание получил рекомендованный ВОЗ термин «реабилитация». Среди множества определений реабилитации все еще нет исчерпывающего толкования, которое охватывало бы все стороны этой проблемы. Понятие реабилитации отражает не область конкретной науки, а широкий круг проблем, методов и приемов различных областей научных знаний. В настоящее время существует более 20 определений понятия реабилитации. Не подвергая анализу положительные и отрицательные стороны этих определений, приводим некоторые из них, представляющие практический интерес. 1. Реабилитация — это развитие или улучшение тех способностей человека, которые могут быть использованы для его успешной социальной и трудовой деятельности. 2. Реабилитация — это интеграция неполноценного индивидуума в обществе, его взаимоотношение с окружением, направленное на необходимое приспособление и предотвращение его изоляции. 3. Реабилитация — это попытка включения неполноценного человека в социальную среду с целью оптимального применения его способностей и создания для него такой среды, которая позволила бы ему проявлять трудовую деятельность в соответствии с сохранившимися интересами и потребностями. 4. В резолюции IX Совещания министров здравоохранения и социального обеспечения социалистических стран (1967) реабилитации дается следующее определение: «Реабилитация в социалистическом обществе есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается у него положительное отношение к жизни, семье и обществу». Реабилитация учащихся вспомогательной школы, страдающих умственной отсталостью той или иной степени, отличается от реабилитации лиц, например, с нарушениями функций органов движения и опоры. Интеллектуальный дефект, как никакой другой, приводит к нарушению или полному прекращению социальных связей человека. Реабилитация психически аномального есть прежде всего его ресоциализация, поскольку при интеллектуальном дефекте страдает прежде всего личность и ее социальные связи, а не отдельные функции организма — моторная, речевая и др. I В соответствии с принципами ВОЗ, М. М. Кабановым предложе- \ ны следующие три этапа реабилитации: восстановительная терапия, реадаптация, и собственно реабилитация. Задачей первого этапа реабилитации является предотвращение формирования стойкого дефекта, приводящего человека к изоляции и инвалидизации. Этот этап предусматривает применение лекарственных средств в сочетании с различными методами психосоциального воздействия. Некоторые зарубежные авторы выражают сомнение в эффективности лекарственной терапии слабоумия. Однако такая точка зрения ошибочна. Конечно, слабоумие представляет собой стойкий и необратимый дефект интеллекта, но оно не является застывшим состоянием. Опыт лечения детей, страдающих фенилпировиноградной, резус-несовместимой, рубеолярной олигофренией, как и слабоумием, обусловленным сифилитической и другой инфекцией, свидетельствует о возможности некоторой компенсации интеллектуального дефекта. В настоящее время для лечения больных слабоумием широко используются различные лекарственные средства, однако его индивидуальная детализация при различных формах слабоумия еще полностью не разработана. Лекарственная терапия должна быть максимально дифференцированной и индивидуализированной в соответствии с этиологией дефекта и возрастом психически аномального. Ее следует начинать как можно раньше и проводить систематически, в неразрывной связи с общими реабилитационными мероприятиями. Лекарственная терапия тесно связана с коррекционно-педагогическими воздействиями. Так, профилактика рецидивов, психогигиена и психотерапия, трудотерапия, лечебная физкультура, логопедия, работа специальных детских садов и детских психоневрологических учреждений, санаториев психоневрологического профиля, медикогенетических консультаций и т. д. имеют в значительной мере и педагогическую направленность. Наибольшее распространение при олигофрении различной этиологии, в том числе болезни Дауна, получило лечение глутаминовой кислотой, дефицит которой лежит в основе многих признаков врожденного слабоумия. Глутаминовая кислота активизирует биохимические окислительные процессы, способствует усилению снабжения головного мозга кислородом, связывает, обезвреживает и обеспечивает выведение из организма токсических соединений аммиака и тем самым способствует улучшению функциональной деятельности головного мозга. Она способствует нормализации белкового и углеводного обмена, улучшает питание клеток мозга и, стимулируя окислительные процессы, поддерживает высокий уровень тканевого дыхания. Кроме того, эта кислота улучшает деятельность скелетных мышц, а при врожденных пороках сердца, сопровождающихся па- рушением общего и местного кровообращения, улучшает функцию органов кровообращения. Клинический опыт, а также улучшение психологических показателей у учащихся свидетельствует о том, что применение глутаминовой кислоты показано при самых различных вариантах олигофрении. Так, страдающие апатико-абулическим вариантом дебильности с общей заторможенностью и даже с депрессией после длительного применения этой аминокислоты становятся более активными, у них улучшаются успеваемость, речевые функции и физическое состояние. Эффективность лечения зависит от его своевременности и длительности. У детей с болезнью Дауна, принимающих глутаминовую кислоту с раннего детства, усиливается моторика и повышается интерес к окружающему. Конечно, достигнуть полного выздоровления невозможно, и все же применение глутаминовой кислоты показано. Доза ее зависит от возраста больного. При передозировке отмечаются расторможенность, бессонница и диспепсические явления. Для улучшения функциональной деятельности нервных клеток применяют витамины. При интеллектуальных дефектах, обусловленных травмой, рекомендуется лечение небольшими дозами инсулина в сочетании с глюкозой и препаратами йода. Эффективно также применение общеукрепляющих и тонизирующих средств (фитина, препаратов железа, кальция глицерофосфата), психотропных препаратов как успокаивающего действия, так и стимулирующих центральную нервную систему, способствующих регуляции основных корковых процессов (бромидов, беллоида и др.). Препараты йода стимулируют обменные процессы и повышают функцию щитовидной железы. Значительные трудности отмечаются при учебно-воспитательной работе с учащимися, для которых характерна психомоторная расторможенность, независимо от этиологии интеллектуального дефекта. При декомпенсации общего состояния у них снижается работоспособность, появляются головная боль и головокружение, они вступают в конфликты с окружающими. Для уменьшения растор- моженности назначают бромиды и магния сульфат. Большое значение имеют мероприятия, направленные на снижение внутричерепного давления,— спинно-мозговая пункция, введение гипертонических растворов, рентгенотерапия. При болезни Дауна помимо указанных средств применяются также нейролептические (пропазин и др.), сосудорасширяющие и антигипертензивные средства (резерпин), а также гормональный препарат — тиреоидин. Опыт лечения детей, страдающих фенилпировиноградной олигофренией, свидетельствует о том, что чем раньше начато лечение рациональной диетой, исключающей продукты, содержащие фенилаланин, тем оно эффективнее. Если же лечение начиналось на тре- тьем-четвертом году жизни ребенка, то существенного влияния на интеллектуальный дефект оно не оказывало, а лишь несколько улучшало общее психическое и физическое состояние. При токсоплазмозной олигофрении назначают прогивовоспали- тельные, рассасывающие и дегидратационные средства — сульфаниламиды, препараты йода и гипертонические растворы натрия хлорида, глюкозы. Даже при активном течении токсоплазмоза лекарственные средства не освобождают организм от возбудителя заболевания, а лишь задерживают его развитие. Поэтому многие авторы рекомендуют применять лечение и в стадии угасания процесса. Мероприятием, направленным на предупреждение интеллектуального дефекта, обусловленного иммунологической несовместимостью по резус-фактору, является обменное переливание новорожденному резус-отрицательиой крови. Вследствие того что его не всегда проводят в первые часы и дин жизни ребенка, а также из-за возможного наличия генерализованного поражения ткани головного мозга, необходимо применение стимулирующей и дегидратацион- ной терапии. Она должна сочетаться с применением седативных средств (препаратов брома, валерианы), магния сульфата и др. При различных формах слабоумия, сопровождаемых чрезмерной психомоторной расторможенностью и двигательным беспокойством с агрессивными тенденциями, положительное действие оказывают нейролептики (аминазин, или хлорпромазин; трифтазин, или стелазин; галоперидол), антигипертензивные средства (резерпин). При длительном применении (1—5 месяцев) они дают антипсихотический эффект: улучшается умственная деятельность, повышается внимательность, нивелируется гипердинамическая растормо- женность, улучшаются поведение и социальная приспособляемость, налаживается сон; дети становятся более послушными, охотнее включаются в учебный процесс. Сравнительно хорошие результаты отмечаются при назначении церебролизина, гаммалона, ами- налона,ноотропила. Второй этап реабилитации имеет профессионально-педагогическую направленность и включает коррекционно-воспитательную работу с целью обеспечения приспособляемости личности на биологически неполноценном уровне. На этом этапе должно преобладать психологическое, педагогическое и психосоциальное воздействие, направленное на стимуляцию социальной активности психически аномального. Причем специальные психолого-педагогические мероприятия должны проводиться не только среди учащихся, но и среди их родственников. Обучение работать, общаться с людьми играет важную роль в ресоциализации умственно отсталого школьника. На третьем этапе реабилитации медикаментозная терапия применяется лишь как средство, предупреждающее или купирующее обострение дефекта. При этом ведущими являются различные социальные психолого-педагогические, психотерапевтические и трудотерапевтические мероприятия. Конечной целью и смыслом реабилитации умственно отсталых является их бытовое и трудовое устройство. Основное в реабилитации — это борьба за человека, а не борьба против болезни, дефекта. Социальная значимость проблемы реабилитации таких больных объясняется тем, что умственная отсталость составляет около 20 % всех форм нервно-психической патологии (Г. Е. Сухарева, 1965). За последние десятилетия наметились значительные положительные сдвиги в развитии учения о слабоумии, которые тесно взаимосвязаны с достижениями теоретической и клинической медицины, специальной психологии и олигофренопедагогики в области коррекционно-воспитательной работы с учащимися вспомогательных школ. Актуальность проблемы реабилитации умственно отсталых объясняется также растущей тенденцией медицины и дефектологии к гуманизации. Уже давно изжит медико-педагогический нигилизм, рассматривающий олигофрению как статическое состояние. Экспериментальные данные, клинический опыт по предупреждению рецидивов интеллектуального дефекта, психолого-педагогическая практика, включающая коррекционно-воспитательную работу по обучению, воспитанию, перевоспитанию, трудовому и бытовому устройству лиц с умственной отсталостью, свидетельствуют о способности мозга к компенсации дефекта при благополучных условиях среды, воздействии положительных раздражений. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Вопросы культуры поведения учителя и всего педагогического коллектива школы в условиях современной жизни должны рассматриваться прежде всего в аспекте отношения педагога к своей профессии, к науке вообще. Поскольку процесс образования и воспитания охватывает все стороны общественной жизни (теоретико-позна- вательную и активно-практическую), особенно важно, чтобы в этом процессе стремление к осознанию и пониманию культурных ценностей, достигнутых социалистическим обществом, стало потребностью для педагога, его повседневной привычкой. Ведь в воспитании привычек заложена прочная гарантия нравственного поведения личности, ключ к единству убеждения и поступка. «Достигнутым надо считать,— пишет В. И. Ленин,— только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки»[40]. Данные литературы, посвященной проблемам медико-педагогической деонтологии [41] и аксиологии [42], свидетельствуют о том, что интерес учителя к личностным особенностям учащегося, в настоящее время, несколько снижается. Это объясняется многими прич
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.44 (0.022 с.) |