Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детскими и общими инфекциямиСодержание книги Поиск на нашем сайте
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Одной из наиболее частых причин возникновения психических заболеваний являются различные инфекции. Дети с недоразвитием интеллекта, нарушениями зрения, слуха, речи, а также с уродствами эмоционально-волевой сферы и другими аномалиями, нуждающиеся в обучении в школах дефектологического профиля, в большинстве случаев перенесли инфекции, либо непосредственно локализовавшиеся в головном мозге, либо поразившие его вторично. Инфекционные и постинфекциониые психозы, резидуальные состояния представляют собой одну из наиболее важных проблем психопатологии детского возраста. Психические расстройства на почве перенесенных инфекций весьма полиморфны. Инфекционные болезни, характеризующиеся преимущественной локализацией возбудителя в ткани головного мозга и признаками поражения различных отделов центральной нервной системы, называются нейроинфекциями. К ним относятся менингит и энцефалит (эпидемический цереброспинальный менингит, серозный менингит, эпидемические формы энцефалита и др.). При этих заболеваниях головной мозг поражается первично, поэтому говорят о психозах при мозговых инфекциях. Детские и общие инфекции (корь, коклюш, скарлатина, ветряная оспа, инфекционная холера, краснуха, грипп, ревматизм, кишечные инфекции, сифилис и др.) первично поражают не головной мозг, а другие органы и системы организма. При снижении же защитных свойств организма нозбудитель заболевания может вторично поражать головной мозг. Возникающие при этих заболеваниях психические расстройства носят название симптоматических психозов. Такое деление н значительной мере является искусственным, поскольку некоторые общие инфекции, например грипп, эпидемический паротит п другие, рассматривают в настоящее время как сомато- и невротроиные. Психические расстройства могут возникать как в острой стадии заболевания, так и в более позднем, даже отдаленном периоде в виде различных стойких резидуальных последствий. Клинические особенности, течение и исход психического расстройства определяются сопротивляемостью организма заболевшего, состоянием его центральной периной системы в период действия инфекционного агента, иммунологической реактивностью организма, функцией эндокринной системы, а также вирулентностью, патогенностью инфекции как болезнетворного фактора. При этом имеют значение возраст, условия жизни и трудовой деятельности.
Реакция личности на инфекционное заболевание у детей дошкольного возраста элементарна, а у школьников она не отличается от реакции у взрослых. Инфекция может стать толчком, поводом для возникновения другого заболевания — шизофрении, эпилепсии, эндогенной депрессии. Диагностика в таких случаях, особенно в начальной стадии заболевания, представляет определенные трудности. Инфекционное заболевание протекает с высокой температурой тела, т. е. сопровождается лихорадочным состоянием. Бактерии, их токсины и вирусы обусловливают интоксикацию организма, сопровождающуюся серьезными нарушениями психики. Можно выделить два варианта течения инфекционного психоза. В том случае, когда в детский организм с достаточно выраженной силой корковых процессов и значительной реактивностью внедряются бактерии или вирусы, развивается психоз, протекающий по тину делириозного состояния сознания (инфекционный делирий)". При этом сила корковых процессов обусловлена выраженным охранительным торможением, охватывающим кору большого мозга и индуцирующим возбуждение в подкорке. Течение психического заболевания бурное, с расстройством ориентировки в окружающем, наплывом ярких галлюцинаций, главным образом зрительных, аффектами страха и двигательным возбуждением. Галлюцинации носят устрашающий характер, у детей младшего возраста они выражены в большой степени. Им мерещатся разъяренные звери, герои сказок, дети мечутся, прячутся, просят о помощи. Может наблюдаться предделириозное состояние, во время которого дети чрезмерно впечатлительны, тревожны, пугливы, склонны к иллюзорным восприятиям, вскакивают с кровати, пытаются убежать, спрятаться. Продолжительность делириозного состояния может быть различной — от нескольких часов до нескольких дней. Психические расстройства при этом то нарастают, то уменьшаются, заканчиваясь в большинстве случаев выздоровлением, что свидетельствует об отсутствии анатомических изменений в коре большого мозга.
Если воздействие инфекционного агента на организм происходит па фоне врожденной или приобретенной слабости корковых процессов, неспособных вызвать диффузное охранительное торможение и достаточную мобилизацию защитных сил организма, психоз приобретает затяжное течение, и вместо нескольких дней, как это наблюдается при делирии, психическое заболевание длится ряд месяцев. При этом развивается помрачение сознания в виде аменции, характеризующейся преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений. Дети растеряны, беспомощны, не могут оценить происходящее с ними. Клетки головного мозга подвергаются воспалительным, дегенеративным изменениям, которые нередко приводят к стойкому органическому дефекту — от легкого, почти незаметного, до весьма тяжелого, неизлечимого состояния, сопровождающего человека в течение всей его жизни. После перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, даже без признаков психоза, у детей могут длительное время отмечаться неустойчивость эмоционально-волевой сферы, раздражительность, быстрая истощаемость при умственном и физическом напряжении, снижение памяти, нарушение сна с устрашающими сновидениями. Дети становятся плаксивыми, жалуются на головную боль, плохо и поверхностно усваивают материал, избегают усилий, теряют интерес к школьной жизни. В ряде случаев на первое место при такой астенизации выступают изменения в сфере характера в виде примитивных истерических реакций, переоценки личности, псевдологии и суицидальных угроз. Появляются грубость с наклонностью к агрессивным реакциям, расторможенность влечений, дети не подчиняются педагогическому авторитету, совершают правонарушения, т. е. возникает психопатоподобное поведение. В большинстве случаев постинфекционная астения проявляется главным образом в снижении памяти на прошлые и текущие события. При этом создается впечатление, что ребенок утратил все свои школьные знания и навыки. Это состояние сравнительно непродолжительное, по при отсутствии общеукрепляющего лечения, неблагоприятных условиях внешней среды может отмечаться в течение более длительного периода, обусловливая задержку психического развития. Совпадение же астенического состояния с началом обучения в школе существенно отражается на успеваемости ребенка, создавая ошибочное впечатление о его умственной отсталости. Это необходимо учитывать медико-педагогическим комиссиям при оценке интеллектуального дефекта с целью отбора детей для обучения во вспомогательных школах. ПСИХИЧЕСКИ К РАССТРОЙСТВА ПРИ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЯХ Корь. 1 Il'IK (следственным этиологическим фактором болезни является вирус кори. В зависимости от иммунологической реактивности орг;мш:ша и изменений в нервной системе, способствующих воз- ннкпонсншо вторичного коревого энцефалита, могут возникать временные либо стойкие психические расстройства. В раннем периоде коревой инфекции наблюдаются беспокойство, повышенная раздражительность, которые сменяются апатией и адинамией, сенсорными нарушениями. При глубоком поражении нервной системы вирусом кори в стадии высыпания наблюдается делнрпозпое. расстройство ■сознания с устрашающими зрительными галлюцинациями. При этом отмечаются нерезко выраженные мснингиальные симптомы, повышенная сонливость. После высыпания иногда наблюдаются тонические судороги, появляются очаговые симптомы поражения центральной нервной системы — расстройства речи, гемипарезы, чаще спастического характера и др. Как правило, эти явления проходят, и заболевание заканчивается полным выздоровлением, в редких случаях развивается энцефалит или менингоэнцефалит с неблагоприятным исходом. Стойкими остаточными явлениями перенесенной корн могут быть дефекты типа адипозогенитальной дистрофии, различные варианты слабоумия, судорожная готовность, трансформирующаяся в эпилептическую болезнь, расстройство речи центрального характера, гиперкинезы, психопатизация. Примером такого течения и исхода коревого энцефалита является следующее наблюдение.
Саша, 10 лет. Родители и братья здоровы. До 7 лет ребенок развивался нормально, говорить и ходить начал вовремя. С трехлетнего возраста посещал детский сад, был послушным, хорошо рисовал, увлекался лепкой, знал много стихов, читал детские рассказы. В возрасте 6 лет заболел корыо. Родители ребенка от его госпитализации отказались. Заболевание протекало тяжело: с повышением температуры тела, кашлем, насморком, высыпаниями на коже. Спустя несколько дней к основному заболеванию присоединился понос. На 9-й день болезни появились частые помрачения сознания с тоническими судорогами, правосторонний гемипарез, который на 18-й день болезни сменился ригидностью с явлениями менингита. Общие судороги прекратились, но сознание оставалось аментивным. Спустя шесть месяцев после болезни ребенок стал трудным в поведении, раздражительным, неряшливым, у него резко усилился аппетит. В 7 лет пошел в школу, но сразу же стал категорически отказываться ее посещать, два года находился в первом классе. Переведен во вспомогательную школу с диагнозом деменции. Не может выучить те стихотворения, которые 3—4 года тому назад хорошо знал. Чрезвычайно гипердинамичен, раздражителен, импульсивен, в состоянии гнева появляются судороги истерического характера. Коклюш. Распространенное детское инфекционное заболевание, по частоте уступающее лишь кори, но чаще, чем другие инфекции, приводящее к смертельному исходу. Поражает детей от 1 до 10 лет, но чаще от 2 до 4 лет. Заболевание характеризуется приступами спазматического кашля и стойким гипоксемическим состоянием, т. е. кислородным голоданием, ведущим к таким осложнениям, как ■шфизема, бронхит, ателектазы, нарушения мозгового кровообра щения, поражения капилляров, внутримозговые кровоизлияния, тромбоз синусов твердой мозговой оболочки и дегенеративные изменения клеток коры большого мозга. Поражение центральной нервной системы возникает тем чаще, чем моложе ребенок. Преимущественно оно обусловлено нарушением мозгового кровообращения, возникающим в момент пароксизмов кашля и тяжелой одышки. Клинически поражение центральной нервной системы проявляется менингиальными явлениями, судорогами, парезами, параличами, атаксией, расстройством сознания и эпилептпформными припадками, которые могут трансформироваться в состояние, напоминающее эпилептический статус, что иногда приводит к смертельному исходу. В большинстве случаев прогноз благоприятный, по могут иметь место очаговые и общемозговые остаточные явления в виде парезов, параличей и снижения интеллекта.
Скарлатина. Острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадочным состоянием, ангиной и своеобразной сыпью с последующим шелушением. Неосложненная скарлатина через 20—■ 30 дней заканчивается выздоровлением. При осложнении (нефрит, отит, лимфаденит и др.) заболевание приобретает затяжное течение— до 2—3 месяцев. При тяжелых септических формах скарлатины, осложненных энцефалитом, наблюдаются атипичные делири- озные эпизоды, особенно в ночное время, психомоторное возбуждение и зрительные галлюцинации, иногда имеет место онероидное или аментивное состояние сознания, постепенно трансформирующееся в угнетение и сонливость. Психозы при скарлатине встречаются сравнительно редко. Иногда могут возникать гиперкинезы хореического типа и параличи гемиплегического характера в сочетании с афазией. Осложнение скарлатины в виде гнойного отита может обусловить развитие менингита или абсцесса мозга, а в виде поражения почек — привести к уремии, т. е. к интоксикации организма продуктами белкового и других видов обмена с дальнейшими изменениями психики. Нередко отмечаются остаточные явления в виде своеобразных изменений психики, близких по своей симптоматике психопатиям, либо в виде психопатоподобного поведения. Могут развиваться паркинсонизм и эпилепсия. Инфекционная хорея. Заболевание наблюдается чаще у детей дошкольного и младшего школьного возраста; у лиц старше 15 лет не встречается. Как правило, оно возникает зимой и ранней весной, чаще у девочек, чем у мальчиков. Возбудитель заболевания до настоящего времени не обнаружен, но некоторые авторы считают, что оно обусловлено ревматическим поражением головного мозга. Повышение температуры тела не характерно. В начале болезни к изменениям психики в виде раздражительной слабости и истощаемости, грубости и слезливости присоединяется своеобразное расстройство движений. Появляются непроизвольные движения в кистях рук, ребенок начинает неряшливо писать, далее присоединяются насильственные сокращения мышц лица, подергивание плечевых мышц и мышц конечностей. В дальнейшем отмечаются гримасничание, запрокидывание головы, нарушение речи, ограничение целевых движений на- сильственпымн движениями в мышцах конечностей и туловища. У ребенка и|ш ходьбе подкашиваются ноги, он проносит ложку мимо рта. По мере нарастания насильственных движений усиливается психопатологическая симптоматика: подавленность настроения, судорожный плач, непрекращающиеся всхлипывания, раздражительность, упорная бессонница. В тяжелых случаях развивается психомоторное возбуждение с галлюцинаторной спутанностью. Средняя продолжительность болезни от 2 до 3 месяцев, через несколько месяцев, иногда спустя год возможны рецидивы болезни, которые протекают значительно легче.
Острая диспепсия, дизентерия. Диспепсии и дезиптерия принадлежат к нпфокцнопным заболеваниям, довольно часто встречающимся в детском возрасте. Понятие «диспепсия» включает различного рода расстройства пищеварения. Дизентерия рассматривается как инфекция, распространяемая путем заноса возбудителя инфекции в организм через пищевой канал при неблагоприятных гигиенических условиях. Тяжелое течение этих кишечных инфекций с явлениями соматического истощения и обезвоживания организма может сопровождаться поражением центральной нервной системы в виде энцефалита или меиингоэнцефалита. Такое течение обусловливает задержку психического и физического развития (отставание в росте, инфантилизм, недоразвитие речи, преобладание эмоций над рассудком). ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ОБЩИХ ИНФЕКЦИЯХ Грипп. Заболевание вызывается вирусом, возникает не только у взрослых, но и у детей самого различного возраста. Различают сезонный грипп в виде катарального воспаления верхних дыхательных путей, и вирусный эпидемический, возбудителем которого являются вирусы А и В, причем особой токсичностью обладает вирус А. Он может вызывать дегенеративно-токсические изменения в центральной нервной системе. Клинически гриппозная инфекция у детей протекает так же, как у взрослых. Болезнь развивается остро, начинается с повышения температуры тела, катаральных явлений, а у детей раннего возраста к этим симптомам присоединяются желудочно-кишечные расстройства. По данным исследований вирусологов и клиницистов, вирусный грипп является не только соматотропным, но и нейротропным заболеванием. Поэтому изменения в нервной системе рассматриваются не только как следствие инфекционного и токсического воздействия, но и как результат непосредственного влияния вируса гриппа на вещество мозга с последующими выраженными воспалительными изменениями в ткани мозга. Психические расстройства у детей чаще наблюдаются при эпидемическом вирусном гриппе и протекают остро, характеризуясь большим полиморфизмом. Предвестниками гриппозного психоза являются головная боль, общая слабость, адинамия, нарушение сна, немотивированное чувство страха, расстройство настроения с депрессивной окраской, ряд неврологических феноменов (лабильность вегетативных реакций, брадикардия, снижение сухожильных рефлексов, болезненность при движении глазных яблок, невралгия или парез отводящего и глазодвигательного черепных нервов, пояснично-крестцовый радикулит и др.). Психические расстройства у детей наблюдаются как в остром периоде, так и значительно позже, иногда спустя две-три педели после исчезновения лихорадки. В первом случае токсическая форма гриппа сопровождается помрачением сознания в виде делирия и бессвязностью речи, во втором — аментивным синдромом с затяжным (несколько месяцев) течением, нарушением памяти на текущие и недавно прошедшие события, депрессией, деперсонализацией и дереализацией. Обычно гриппозный энцефалит характеризуется тенденцией к относительно быстрому восстановлению психических функций без признаков остаточных явлений. По во время эпидемии грипп может приводить к развитию стойкого астенического состояния, появлению очаговых признаков выпадения функций, нарушений моторики, арахноидитов различной локализации, гиперкине- зов, умственной отсталости легкой степени, ущербности эмоционально-волевой сферы. Ревматизм. Роль ревматической инфекции в возникновении психических нарушений весьма велика. Более 100 лет тому назад описаны психозы при суставном ревматизме, протекающие с помрачением сознания, чувством страха и психомоторным возбуждением. Их рассматривают как форму ревматизма с локализацией процесса в головном мозге. В одних случаях психические расстройства при ревматической инфекции выражены незначительно, проявляются в виде раздражительной слабости, повышенной возбудимости, головной боли и головокружения, непродолжительны и завершаются выздоровлением; в других — они приобретают форму энцефалита, который характеризуется затяжным рецидивирующим течением — от трех месяцев до года и в ряде случаев завершается стойким дефектом. При этом наблюдаются неравномерность зрачков, парез глазодвигательных нервов, птоз, повышение и неравномерность сухожильных рефлексов. У детей отмечаются оптические (двоение) и пространственные нарушения, вестибулярные расстройства. Нередко психические расстройства, независимо от того, выражаются ли они в виде делирия или аменции, развиваются не на высоте ревматизма, а в период ремиссии, спустя значительное время после ревматической атаки. Энцефалическая форма ревматического психоза характеризуется тяжелым длительным течением, причем после снижения температуры тела психические расстройства (подавленность настроения, немотивированная слезливость, замедленность движений и недостаточная модуляция речи) нарастают. Появляются глубокая депрессия, онероидное состояние и расстройство схемы тела: подросток утверждает, что окружающий мир изменился, потерял для него --------- J иис часы: у больного нарастает чуиетш» тцсши и,.................., чувствие катастрофы, он может совершать суицидальные попытки. При гистологическом исследовании головного мозга больных эннефалитичеекой формой ревматического психоза с затяжным течением н исходом в слабоумие обнаружены дегенеративные изменения клеток коры и ядер мозгового ствола, точечные кровоизлияния и веществе мозга и мягкой мозговой оболочке. В большинстве случаев исход заболевания благоприятный. Однако могут наблюдаться стойкие резидуальные изменения в виде задержки психического развития, эндокринных нарушений типа адипозогенитальной дистрофии, умственной отсталости легкой степени, эпилепсии, особенно у детей раннего возраста, грубых расстройств эмоционально- волевой сферы. Сифилис мозга и прогрессивный паралич. Ранее одним из наиболее распространенных факторов, вызывающих поражение центральной нервной системы у детей и подростков, являлся нейросифилис. Так, по данным Д. И. Азбукина, в 1936 г. в школах дефектологического профиля, психические расстройства, обусловленные этой инфекцией, составляли примерно 12 %. Успешное развитие здравоохранения, проведение социально-профилактических мероприятий привело к резкому уменьшению количества психически больных и умственно отсталых в результате перенесенного сифилиса. В настоящее время эта патология у детей и подростков встречается редко, что обусловлено не только успешной профилактикой и лечением сифилиса, но и коренными улучшениями условий жизни советских людей. Нейросифилис у детей и подростков представляет собой, как правило, врожденное заболевание и сравнительно редко является приобретенным внеполовым путем (бытовой сифилис). Психические расстройства и умственная отсталость различной степени, развивающиеся нрп сифилитической инфекции, обусловлены двумя заболеваниями: сифилисом мозга и прогрессивным параличом. Понятие «нейросифилис» включает единые по этиологии, но различные по форме поражения головного мозга. В основе нейросифилис.а лежит внедрение в ткань мозга возбудителя сифилиса (бледной трепонемы), но реакции мозга на действие возбудителей при сифилисе мозга и прогрессивном параличе настолько различны, что их рассматривают как отдельные заболевания. При врожденном нейросифилисе, развивающемся внутриутробно, анатомические изменения головного мозга сочетаются с изменениями, наблюдающимися у взрослых при приобретенном сифилисе нервной системы. Врожденное сифилитическое поражение нервной системы приводит к задержке соматического и психического развития ребенка, вплоть до глубокой степени слабоумия, и другим дефектам. Инкубационный период при сифилисе мозга составляет.4 П лет, однако психические расстройства могут развиться и позже. В те- чении сифилиса мозга у детей и подростков можно выделить следующие синдромы: 1) церебрастенический, или неврозоподобный (сифилитическая неврастения); 2) эпилептиформный; 3) слабоумия; 4) психопатоподобный. Церебрастенический синдром наблюдается в начальной стадии заболевания и проявляется головной болью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, снижением памяти, а также волевой и интеллектуальной активности. К указанным симптомам присоединяются неврологические и соматические проявления — анизоко- рия, асимметрия лица вследствие нарушения иннервации мышц, неравномерность и повышение сухожильных рефлексом, положительная реакция Вассермана, недоразвитие мышц, гетчннсоповские зубы, кератит и др. В результате лечения эти изменения быстро исчезают. Эпилептиформный синдром напоминает эпилепсию, отличается признаками более грубого поражения головного мозга, дисфорией, аффектами гнева, педантичностью, снижением внимания, памяти и нарушением интеллектуальной деятельности в целом, свойственным эпилепсии, вплоть до глубокого слабоумия. Синдром слабоумия характеризуется прогрессирующим обеднением психики, сочетающимся с очаговой симптоматикой (геми-, мо- ноплегия, афазия, агнозия). Дети при этом апатичны, не запоминают или запоминают с трудом даты, имена, события прошлого и настоящего. Некоторое время больные сохраняют критическое отношение к своему болезненному состоянию, но вскоре как критика, так и способность к синтезированию утрачиваются. Пеихопатоподобный синдром наблюдается при тех исходных состояниях перенесенного сифилиса мозга, которые характеризуются как неврологическими, так и интеллектуальными (легкая степень дебильности) резидуальными проявлениями. Дети с психопатоподобным синдромом очень трудно поддаются воспитанию, расторможены, склонны к аффектам и усилению низших влечений. Прогрессивный паралич, возникающий на почве врожденного сифилиса, называют ювенильным, или юношеским. Заболевание развивается после длительного инкубационного периода — в среднем через 8—13 лет. В отдельных случаях возможен и более короткий инкубационный период. При прогрессивном параличе интенсивному разрушению подвергается не только головной мозг, но и весь организм в целом. У детей и подростков соматические нарушения при прогресивном параличе выражены в большей степени, чем у взрослых. Одним из первых признаков заболевания является отставание, а затем и прекращение физического и психического развития ребенка. При этом в одном случае начало заболевания характеризуется упорной головной болью, истощаемостью и вялостью, в другом — раздражительностью, суетливостью и слезливостью. В дальнейшем, в обоих случаях, в поведении детей наступают значительные изменения. Они не могут выполнять свои обычные обязанности, отстают от сверстников, становятся невнимательными, неряшливыми, теряют интерес к окружающему, перестают усваи- л вать новое, не могут воспроизвести прошлого опыта. Наряду с этим утрачиваются эстетические чувства: быстро нарастают грубо эгоистические тенденции, безразличие к близким и эмоциональная тупость. Такое оскудение личностных особенностей в ряде случаев сопровождается неадекватным повышением настроения, усилением психомоторики и беспорядочной деятельности. Наряду с этим иногда наблюдаются бредовые идеи величия: хвастовство игрушками, костюмом, голосом, школьными успехами, физической силой, смелостью, антиобщественными поступками, онанизмом, попыткой изнасилования и др. Далее психомоторное возбуждение постепенно трансформируется в апатичность и вялость, нарастают физическая слабость, общая заторможенность. У детей разминается глубокое слабоумие: нарастают соматические и неврологические изменения, появляется резкая слабость — больной не подымается с постели, не узнает окружающей обстановки. Затем к этим симптомам присоединяются судороги, напоминающие эпилептические, утрачивается речь, развиваются контрактуры и пролежни. При отсутствии лечения болезнь длится дольше, чем у взрослых, примерно 5—10 лет, и неизбежно приводит к летальному исходу. ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Лечение инфекционных психозов тесно связано с лечением вызывающих пх заболеваний и их последствий. С появлением антибиотиков количество психических расстройств, возникающих в результате инфекционных заболеваний, заметно уменьшилось. Своевременная госпитализация и раннее лечение имеют для прогноза решающее значение. При коревом энцефалите применяют противокоревую сыворотку, антибиотики, аскорбиновую кислоту и др. При хорее, учитывая ее ревматическую природу, назначают салициловые препараты. Соответствующее симпатическое лечение проводится при коклюше, скарлатине и кишечных инфекциях. При гриппозных и ревматических энцефалитах с первых же дней заболевания назначают комплексное лечение, включающее антибиотики, седативные препараты, уротропин с глюкозой и аскорбиновой кислотой, натрия йодид, гормональную терапию и др. Лечение всех инфекционных и постинфекционных психических расстройств заключается прежде всего в воздействии на основную причину заболевания. Одним из основных методов лечения является антибиотикотерапия. Большое значение имеют постельный режим, введение изотонического раствора натрия хлорида и глюкозы, дегитратационная терапия раствором магния сульфата, назначение снотворных, наркотических препаратов. В дальнейшем больной нуждается в тщательном соматическом наблюдении, применении тонизирующих средств (стрихнин, фитин, кальций, витамины, продолжительные теплые ванны, успокаивающие средства и барбитураты). Профилактика сифилиса мозга и прогрессивного паралича у детей и подростков должна сводиться прежде всего к предупреждению заболевания у взрослых. Поэтому на первый план должны выступать социально-гигиенические мероприятия. Весьма важным является раннее распознавание заражения сифилисом и активное его лечение под контролем исследования крови и спинно-мозговой жидкости у детей, родители которых болеют или болели сифилисом (реакция Вассермана). Лечение должно быть индивидуальным, включающим препараты, эффективные по отношению к возбудителю заболевания—'бледной трепонеме: препараты мышьяка (новар- сенол, осарсол, миарсенол), соли тяжелых металлов (бнйохинол), антибиотики. Применяют также пирогенное лечение серой, прививкой малярии и др. Дети должны находиться на диспансерном учете даже после окончания лечения. К стойким резидуальным неврологическим и психопатологическим проявлениям перспесеппых детских и общих инфекций относятся парезы, параличи, гиперкппезы, дизартрия, афазии, слабоумие, исихонатизацин и др. Могут наблюдаться своеобразные расстройства, обусловленные снижением фонематического анализа (дислексия, дисграфия и др.). Педагогам и родителям следует учитывать полиморфность нарушений психической сферы у детей, в частности астенизацию, снижение интеллекта, психическую слабость, раздражительность, двигательное беспокойство или адинамию, усиление низших влечений. У детей, перенесших затяжные формы инфекционных психозов с исходом в постинфскционную астению, отмечается повышенная исто- щаемость с явлениями гипомнезии, снижается успеваемость в школе. Они нередко подвергаются порицанию педагогов и родителей. Важнейшим лечебно-педагогическим фактором, способствующим некоторому преодолению дефекта и усилению компенсаторных возможностей организма, является организация трудовых процессов. Трудовая терапия является надежным стимулом компенсаторного развития. Большое значение имеют санитарно-просветительная работа и лечебная физкультура. Глава XV ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.254 (0.018 с.) |