Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Недифференцированные тяжелые формы олигофренииСодержание книги Поиск на нашем сайте
ИДИОТИЯ В зависимости от соматической и психопатологической симптоматики выделяют различные степени слабоумия. Наиболее тяжелой, необратимой и некомпенсируемой формой слабоумия является олигофрения степени идиотии. Дети, страдающие идиотией, совершенно неспособны к приобретению теоретических знаний и любой осмысленной деятельности. Однако педагогический персонал вспомогательной школы должен иметь представление о сущности этого страдания. Больные, страдающие идиотией, составляют среди олигофренов незначительную группу. Нарушение психического развития у них обусловлено воздействием различных патогенных факторов на ранних этапах онтогенеза (во внутриутробном периоде, во время родов или в период новорожденности). Психопатологические проявления идиотии обусловлены необычайно выраженным, грубоорганическим тотальным характером поражения головного мозга. При этом нарушаются не только специфически корковые функции — мышление и речь, но и более древние в филогенетическом отношении функции, в частности инстинкты и моторика. Именно поэтому у таких детей невозможно образование даже простых условно-рефлекторных связей. У детей, страдающих идиотией, наблюдается либо полное отсутствие реакций на окружающее, либо резкое их снижение и неадекватность. Они с трудом ориентируются в пространстве или абсолютно не ориентируются, не в состоянии запомнить своего места за столом или отыскать свою кровать, беспомощны, часто неопрятны, не способны к каким-либо планомерным действиям, узнают только тех, кто за ними ухаживает. При глубокой форме идиотии произвольная членораздельная речь отсутствует. Больные издают нечленораздельные звуки либо произносят ограниченное количество искаженных слов, сигнального значения которых они не понимают. Обращенную к ним речь, мимику и жестикуляцию страдающие идиотией также не осмысливают, но иногда воспринимают интонацию. Мыслительные операции совершенно недоступны, сознание собственной личности отсутствует. Чувство неудовольствия, связанное с ощущениями голода и холода, проявляется двигательным возбуждением и криком. Эмоционально-аффективная жизнь малодифференцированна, примитивна, главное для таких больных — удовлетворить потребность в еде. Чувства радости, печали и страха им недоступны, плач и слезы у них отсутствуют. На фоне такого грубого интеллектуального дефекта иногда наблюдается парадоксальная любовь такого под
ростка к музыке. Он часами может слушан, му.чап.и, которая действует па нею благотворно, а когда музыка прекращается— начинает кричать. Поражает иногда, как правильно такие дети запомипакп' понравившуюся им мелодию при полной неспособности усвоить два-три слова для выражения своего желания. Игровая деятельность нм недоступна, они не. понимают значения игрушек, ночтому ломают их или суют в рот. Предоставленные самим себе, такие больные либо неподвижны, либо бесцельно двигаются, кувыркаются. Движения у них плохо координированы, носят автоматизированный, бесцельный и хаотичный характер: раскачивание туловища из стороны в сторону, переминание с ноги на ногу, открывание и закрывание двери, монотонное кивание головой, движение нижней челюстью и т. д. Изменения функции других органов и систем организма ребенка определяются степенью поражения коры большого мозга, структуры образований основания мозга, подкорковых ядер, гипоталамуса, оболочек мозга и мозгового ствола. Часто при идиотии отсутствуют слух, вкус и обоняние, что обусловливает поедание больным несъедобного. Болевые ощущения также извращены и понижены, поэтому идиоты наносят себе различные повреждения. Наблюдаются грубые нарушения физического развития в виде диспластич- ности телосложения, деформации костей черепа и лица, порокои развития всей костно-мышечной системы, выраженных эндокринных нарушений, смещения органов, паретических поз и пр. Наряду с тяжелой наблюдается и более легкая степень идиотии, причем термин «легкая» надо понимать условно. Такие дети обнаруживают низшую, т. е. чувственную, память. Они способны к элементарному контакту, очень привязываются к лицам, которые ухаживают за ними и опекают их, понимают назначение простейших предметов обихода, понимают, например, приготовления к еде, обнаруживая при этом радость, реагируют на угрожающий жег г, мимику и резкий окрик. У таких детей после рационального лечения с применением глутаминовой кислоты, гормонов, витаминов и коррекционно-воспитательной работы наступает незначительный положительный сдвиг в динамике идиотии. Они приобретают элементарные навыки самообслуживания, расширяют словарный запас до 20—30 слов, понимают короткие фразы, т. е. обнаруживают некоторые проявления познавательной деятельности.
1 Прогноз идиотии, в том числе и так называемой легкой степени, неблагоприятный. Как дети, страдающие идиотией, так и взрослые беспомощны, неспособны к самостоятельной жизни, нуждаются м постоянном надзоре и уходе за ними. Их опекают в учреждениях социального обеспечения. ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ Имбецильность — средняя степень олигофрении, занимает промежуточное положение между легкой степенью идиотии и тяжелой степенью дебильности. Наблюдается три степени имбецнлынк'тн - легкая, средняя и тяжелая. Дети, страдающие тяжелой степенью имбецильности, не способны к мыслительным операциям. Они расторможены, поведение их неадекватно ситуации, им недоступен мир элементарного обобщения, метафор и аллегорий. Такие больные эйфоричны и благодушны или злобны и ипохондричны. Речевое развитие у них запаздывает, выражено нарушение не только сенсорной, но и моторной речи, что проявляется расстройством артикуляции, произношения звуков, аграмматизмом. Познавательная деятельность у таких детей находится на очень низком уровне, поэтому они не могут самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, нуждаются в опеке и помощи. Для детей, страдающих имбецильностыо средней или легкой степени, характерно наличие недостаточно развитой речи с грубыми нарушениями произношения звуков и примитивного образного мышления. Для них возможно возникновение элементарных условных связей, и следовательно, приобретение примитивных навыков, некоторого ограниченного запаса сведений и запоминание нового. У многих таких больных хорошо развита механическая память, особенно на даты, имена, адреса и различные числа. Дети, страдающие легкой или средней степенью имбецильности, способны к элементарному обобщению. Однако у них недоразвита и ущербна психика, недоразвиты и извращены познавательные процессы, резко нарушены дифференцированность восприятий, пространственных представлений, сенсорная речь, активность произвольного внимания, состояние моторики, слухового анализа и синтеза. Поэтому несмотря на наличие механической памяти, ее смысловая функция развита очень слабо, приобретенные навыки и опыт быстро утрачиваются, а переход к абстракциям таким больным недоступен, они не улавливают смысла простой жизненной ситуации и даже простой сюжетной картины. Новое такие дети осмысливают с большим трудом, только в пределах конкретно-наглядных представлений без обобщения, поэтому изменение ситуации вызывает у них затруднение. Таким образом, непрочные теоретические знания и практические навыки используются как механически заученный стереотип. Лица, страдающие имбецильностыо, повышенно внушаемы, несамостоятельны в суждениях, слепо подражают другим. Ребенок с имбецильностью может овладеть порядковым счетом в пределах десятка и даже сотни, но не в состоянии связать цифры с какими-либо числовыми представлениями, не имеет представления о времени, пространстве, о цвете. Он может механически выучить азбуку, усвоить, как пишется его имя, и другие наглядные автоматические действия. Но при этом у него совершенно отсутствуют понятийные суждения, он не может решить даже простую задачу, поскольку это требует логического мышления.
Было бы ошибкой полностью отрицать возможность развития у лиц, страдающих имбецильностью, этических чувств. Иногда они обнаруживают привязанность, сочувствие другим, благодарность и добросовестность. Эмоции у них однообразны, лишены глубины и дифференциации, неадекватны: то постоянная эйфория, то капри- ды. Поскольку эти дети в какой-то мерс осознают свое «я», некоторые из mix любят демонстрировать свою силу, обижать более слабых, требовать к себе особого внимания, делать замечания, иногда обнаруживая злобность с тенденциями к разрушительным действи- им. Другие, наоборот, опекают младших и слабых, радуются при нх поощрении, положительной оценке их поведения. Таким образом, эмоциональная жизнь у имбецилов богаче, чем у лиц, страдающих идиотией. При любой степени имбецильности отчетливо выражены нарушения физического развития: диспластическое телосложение, акро- мсгалические черты, аномалии костно-мышечной системы, деформации черепа и т. д. Характерны общая заторможенность и нарушение сложных моторных функций, в частности, конструктивных движений пальцев рук. Таким образом, имбецильность представляет собой тотальное органическое поражение коры большого мозга, характеризующееся прежде всего грубыми нарушениями мышления и познавательной деятельности. Несмотря на выраженный интеллектуальный дефект, неспособность к отвлечению и обобщению, у детей, страдающих имбецильно- стыо средней или легкой степени, выражена практическая, житей- | екая ориентировка. Однако обучаться во вспомогательных школах (они не могут. У них не вырабатывается адекватное отношение к учебе, они не могут осмыслить, что пришли учиться, не понимают требований учителя, во время урока бегают по классу, рвут книги, хватают все, что попадает им под руки. Такие дети не могут сосредоточить внимание на одном раздражителе, что также является препятствием к обучению, ибо на зыбкой почве неясно воспринятого нельзя формировать теоретические знания и сложные практические навыки. Несмотря на то, что лица, страдающие имбецильностью, не могут обучаться в школах, мало приспособлены к самостоятельной жизни и нуждаются в постоянной опеке, они, подражая другим и находясь под влиянием квалифицированного медико-педагогического персонала, в состоянии овладеть некоторыми стереотипными трудовыми навыками.
АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ Разновидностью тяжелых недифференцированных форм слабоумия, обусловленных различными (инфекционными, токсическими, травматическими) факторами, воздействующими в пренатальном и постнатальном периодах, являются микроцефалия и гидроцефалия. Эти пороки развития головного мозга приводят к возникновению глубокой умственной отсталости и очаговым нарушением функции центральной нервной системы. Микроцефалия внешне проявляется уменьшением объема головы до 25 см и менее; у нормального новорожденного он составляет 35 см, а в возрасте одного года достигает 46 см. Микроцефалию диагностируют только тогда, когда голова непропорционально мала по сравнению с размерами туловища. Клинические данные исследования, полученные при создании аналогичной модели патологии на животных, показывают, что в большинстве случаев микроцефалия экзогенно обусловлена, а существовшая ранее точка зрения о решающей роли в возникновении этой аномалии генетических факторов значительно преувеличена, однако полностью отрицать наследственную предрасположенность нельзя. В анамнезе детей с микроцефалией есть сведения о перенесенных матерью в период беременности инфекций, интоксикаций и механических травм. Семейные случаи микроцефалии встречаются очень редко. Внешний вид таких детей очень характерен: при нормально развитой лицевой части черепа и нормальных размерах частей тела наблюдается резкое недоразвитие мозговой части черепа — лобный отдел покато переходит в теменной, увеличены скуловые дуги и нижняя челюсть. За исключением некоторого удлинения рук по отношению к длине туловища, других проявлений диспластичного телосложения не наблюдается. Можно отметить также небольшое преобладание сгибательных мышц, что обусловливает особенность осанки и шаркающую походку. Характерны несоразмерность различных отделов головного мозга — недоразвитие полушарий при сравнительно нормальном развитии мозгового ствола, выступание мозжечка из-под затылочных долей полушарий, а также недоразвитие или полное отсутствие многих извилин, нарушение соотношения белого и серого вещества, недоразвитие отдельных подкорковых ядер и лобных долей. При гистологическом исследовании обнаруживается нарушение величины, формы и расположения клеток коры большого мозга и наличие нейронов в стадии эмбрионального развития. В структуре слабоумия микроцефалическая олигофрения составляет примерно 8 % по отношению ко всем случаям умственной отсталости. Истинная микроцефалия наблюдается очень редко, гораздо чаще встречаются комбинированные ее формы. Симптоматика различных типов микроцефалии как и психическая, так и соматическая настолько типична, что данная патология рассматривается как самостоятельное заболевание. При микроцефалии отмечается выраженное слабоумие — от имбецильности до глубокой де- бильности. При тяжелых формах микроцефалии процесс мышления находится в зачаточном состоянии, при более легких — образуются конкретнонаглядные понятия.
Таким образом, микроцефалия представляет собой глубокий интеллектуальный дефект, страдание личности в целом. Больные с тяжелыми формами микроцефалии находятся в учреждениях социального обеспечения, с более легкими — обучаются во вспомогательных школах. Поведение таких детей может быть различным. Для одних характерны вялость, безучастность, застывшая мимика и автоматизированные движения, для других (большинство)—живая, с выра- Макроцефалия — состояние, противоположное микроцефалии, нстрсчается очень редко. Характеризуется пропорциональным увеличением размеров черепа и массы (примерно в 2 раза) головного Мозга. Увеличение размеров черепа при макроцефалии ведет иногда к ошибочному отождествлению этого состояния с гидроцефалией. I Мнчшоэнцефалографические исследования показывают, что уиеличепие массы мозга происходит в результате гипертрофии (избыточного развития) вещества мозга. При гистологическом иссле- доилшш обнаруживают унсличснис элементов нервной ткани обычно без нарушении их структуры. Иногда могут отмечаться избыточное, неднфферепцпро/кшпое разрастание серого вещества, недораз- НИТие белою нсщестма, нарушение строения коры большого мозга. Оби- пт интеллект не нарушен, но может наблюдаться олигофрении различной степени—от пмбецнльности до идиотии, а также Нпрушепнн слуха и зрения. Гидроцефалия — состояние, характеризующееся избыточным Накоплением п желудочках мозга и подоболочечных пространствах гнмиио-мо.чгоной жидкости. С этой патологией довольно часто приходится нстрсчаться невропатологу, психиатру, нейрохирургу и дефектологу. Причиной гидроцефалии являются инфекции, интоксикации и трннмы во внутриутробном периоде или в периоде новорожденно- оти. Поэтому различают врожденную и приобретенную гидроцефалию. В зависимости от того, где накапливается в избыточном коли- честпе спинно-мозговая жидкость — в желудочках мозга или в подоболочечных пространствах, выделяют внутреннюю и наружную гидроцефалию. Если в норме общее количество спинно-мозговой Жидкости составляет в среднем 0,12—0,2 л, то при гидроцефалии оно увеличивается до 1,5 л, а иногда—-до 5 л. При гидроцефалии происходят грубые изменения в сером и белом веществе мозга, нарушение кровообращения в результате едлнления сосудов, изменения в сосудистых сплетениях и оболоч- кнх мозга. Характерно увеличение объема головы при относительно уменьшенном туловище. Форма головы шарообразная, особенно выделяются лобная и теменные области, лицевая часть черепа уменьшена. Отмечаются трофические расстройства, косоглазие, нистагм, атрофия дисков зрительных нервов, снижение остроты зрения, иногда до полной слепоты, гемипарез, парез конечностей (чаще нижних), Если гидроцефалия развивалась на втором или третьем году жизни ребенка, интеллект в большей или меньшей степени сохраняется, а в отдельных случаях наблюдается даже высокое одностороннее развитие (музыкальное, художественное). Но чаще всего наблюдаются выраженные психические расстройства в виде умственной отсталости различной степени —• от дебильности до глубокой имбецильности. Для лиц, страдающих гидроцефалией, характерны немотивированная приподнятость настроения, резонерство, словоохотливость, склонность к плоскому юмору, аффективная неустойчивость. Прогноз гидроцефалии в значительной степени зависит от ее этиологии, но в целом неблагоприятен. Лечение может быть консервативным и хирургическим. Первое включает дегидрацпоипую терапию, направленную на снижение внутричерепного давления (спинно-мозговая пункция, введение глюкозы и магния сульфата, рентгенотерапия и др.). Показанием к хирургическому вмешательству является прогрессирующая гидроцефалия с атрофией зрительных нервов. Лечебные и коррекционно-педагогические мероприятия улучшают психическое и физическое состояние больного. Глава XXV НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ДЕБИЛЫЮСТЬ Дебильность представляет собой легкую степень умственной отсталости, распознать которую очень трудно, ибо несмотря на недоразвитие высших форм познавательной деятельности при дебильности отсутствуют грубые органические изменения в ткани головного мозга, наблюдающиеся при идиотии и имбецильности. Трудность диагностики этих состояний обусловлена еще тем, что бывают случаи, когда у детей, страдающих дебильностыо, довольно хорошо развита речь. Поэтому при распознавании дебильности нужно учитывать все свойства личности, помня, что словарный запас сам по себе еще не предопределяет способности к обобщению. Конечно, речь тесно связана с мышлением, однако отождествлять их нельзя. При моторной афазии, например, речь может полностью отсутствовать, но способность к образованию понятий сохранена. И, наоборот, при так называемой легкой имбецильности и некоторых формах гидроцефалии отмечается многоречивость, но понятийное мышление отсутствует. Разница между мыслью и словом состоит в том, что мысль — это отражение объективной реальности, а слово — способ выражения мысли. Дети с подобной умственной отсталостью в достаточной мере практически ориентированы в несложных ситуациях, многие из них способы вести самостоятельный образ жизни. Они значительно отличаются от детей с тяжелым формами слабоумия. Но все же, при необходимости более высокого уровня обобщения, мыслительные операции дебила тоже оказываются ущербными. Фактически до сих пор еще не разработана типология расстройств мышления у таких детей, еще не выработаны четкие критерии границ дебильности по признаку достоверности представлений, суждений, а также критерии торпидности, однородности и неоднородности этого дефекта в зависимости от его этиологии. Это тоже одна из причин, обусловливающих значительные трудности диагностирования дебильности. Как уже указывалось, психометрическая шкала тестов для определения интеллектуального уровня, предложенная французским психологом А. Вине, в этом отношении оказалась малоэффективной. В работе отечественных психологов А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарни- ка и Ю. В. Полякова «О применении психологических тестов в клинической практике» по этому поводу говорится следующее: «Применение психометрических тестов не может приобретать самостоятельного клинического значения. Необходимо детальное клиническое, физиологическое и психолого-педагогическое обследование. Нет сомнения в том, что внесение в исследование больного тщательно собранных тестов, дающих толчок для самостоятельного потока воображения, позволяет сделать существенный шаг в изучении познавательной жизни. К клиническому наблюдению добавляются важные приемы объективного исследования. Однако думать, что эти тесты могут заменить клиническое исследование и что их применение может упростить сложный процесс анализа психической жизни больного, значило бы совершать очень большую ошибку»[35]. Методологически несостоятельным и неоправданным оказалось изучение психической деятельности у лиц, страдающих дебильно- стыо, путем механического вычисления и изолированного анализа отдельных функций, как это делали представители идеалистической психологии, а также стирание качественных различий между психологией нормального и психически аномального. Лабораторные исследования А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и других авторов продемонстрировали коренные различия замыка- толыюй функции, кортикального анализа и синтеза у здоровых детей и у умственно отсталых. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки методов психологического исследования и применения их для коррекции нарушенных функций. В зависимости от проявлений дебильности и условий жизни умственно отсталого формируется его своеобразный внутренний мир, его свобода в определенной степени ограничивается, в силу чего он нуждается в посторонней помощи. ' Давно известно, что всякое страдание отражается на психике человека, изменяет характер его отношения к самому себе и окружающему, т. е. обусловливает дисгармонию личности. Ведь нет ничего общего между психопатологическими нарушениями при дебильности и психикой здорового школьника. Поэтому очень важно знать и понимать особенности психической деятельности аномального, квалифицированно применять психологические методу в диагностических и прогностических целях. Значение психологии для понимания психопатологических закономерностей отмечалось передовыми отечественными учеными — В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. И. Ковалевским, С. С. Корсаковым, В. Г1. Сербским, А. А. Щегловым, Ф. Е. Рыбаковым, Д. А. Дрилем, Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Б. В. Зейгарником, Л. В. Занковым. «Только с помощью внимательного изучения клиники и патологически измененной нервной деятельности ребенка, — пишет А. Р. Лурия,— мы можем понять те психологические нарушения, которые описывают учителя и которые составляют основные черты умственной отсталости ребенка»[36]. Основным проявлением дебильности, независимо от этиологии, патогенеза этой аномалии, симптоматики отдельных ее форм, является недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в невозможности полноценного понятийного мышления и установления логических связей между явлениями окружающей действительности. У лиц, страдающих дебильностью, преобладает конкретно-описательный тип мышления, к тому же — малопродуктивного; он не может охватить ситуацию целиком, классифицировать объекты по ведущему признаку, анализировать их и формулировать выводы. Ущербны, таким образом, те психические функции, которые составляют основу интеллекта. Нормальное мышление возможно лишь при определенной работоспособности корковых клеток, определяющейся подвижностью корковых процессов (возбуждения и торможения) — легкостью или трудностью, с которой они сменяют друг друга, а также их уравновешенностью между собой. Вследствие диффузного поражения коры большого мозга нормальное течение корковых процессов у дебилов нарушается. Отсюда несовершенство замыкательной функции коры, дефектность активного торможения, инертность корковых процессов и неполноценность связей второй сигнальной системы. Эти ведущие признаки дебильности сочетаются с психическими расстройствами в сфере эмоций, влечений, моторики, психомоторики и др. Дети, страдающие дебильностью, все же способны к приобретению элементарных теоретических знаний и трудовых навыков. Однако из-за нарушения образования логических связей у них снижены опосредованная память и способность воспроизведения. Они лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений. Способность к сравнению по существенным признакам определяется не возрастом, а глубиной морфологических изменений в ткани мозга и доступна лишь немногим из них. Снижение памяти в области непосредственного запоминания и репродукции нередко заменяется сочинительством. Наряду с этим встречается и усиление механического запоминания. Известно немало случаев, когда выраженная дебильность сопровождается исключительно хорошей памятью на даты, имена, способностью умножать в уме многозначные цифры, запоминать и воспроизводить музыкальные мелодии и др. Но из-за общего дефекта интеллекта эти способности не могут найти применения. Такие дети удерживают в памяти обрывки знаний, которыми по слабости суждения не умеют оперировать. Важным критерием для определения уровня интеллектуального развития ребенка является фантазия. Ребенок не беспочвенный фантазер, его сочинительство никогда не отрывается от реальной действительности, ибо такой отрыв — это уже не фантазия, а прожектерство и причуды. У нормального ребенка фантазия проявляется в занятиях, которые он сам выбирает, в играх и сочинительстве, в которых он расширяет свой внутренний мир, познает окружающее, проявляет находчивость. Одной из существенных черт психики детей, страдающих дебильностью, является отсутствие у них фантазии, воображения. К особенностям эмоционально-волевой сферы дебила относятся преобладание низших эмоций, патология влечений, усиление инстинктов, безмотивное упрямство или подражательность, повышенная внушаемость или импульсивность. Не всегда удается провести параллель между выраженностью у таких детей способности к суждению и степенью нарушения эмоциональной, морально-этической сферы. Слабость суждений и снижение критичности ведут к неблагоприятным проявлениям эмоциональных и моральных качеств у лиц с дебильностью, вступающих в самостоятельную жизнь. Добросовестное отношение к труду отмечается лишь у некоторых из них. В школе ребенка, страдающего дебильностью, опекают, но по иыходе из нее он попадает в непривычную, сложную для него среду, что может привести к декомпенсации психопатологической симптоматики и усилению неадекватных поступков. В этом состоит опасность совращения слабоумных, которые могут стать орудием преступления в руках истинных преступников. Интеллектуальный дефект, усиление инстинктов у дебилов нередко сопровождаются либо периодическими состояниями возбуждения с раздражительностью и гневом, либо постоянным сутяжничеством и обидчи- иостью. Для таких детей характерны нарушения физического развития, симптомы органического поражения центральной нервной системы, несовершенство двигательно-кинестетических функций. Обстоятельное исследование, проведенное Е. Н. Правдиной-Винарской (1958), иллюстрирует наличие диффузной, преимущественно кор- новой, неврологической симптоматики органического происхождения. Эти стойкие неврологические знаки подтверждают наличие у этих больных деструктивных изменений вещества мозга и мозговых оболочек. По данным исследований С. А. Чугунова, Н. И. Озерецкого, Н. И. Красногорского, И. М. Соловьева, Л. В. Занкова, В. И. Лу- бовского, О. Е. Фрейерова и других авторов, об органической природе дебильности свидетельствуют пекоординированность движений, паретические позы, нарушении восприятия и анализа аффективных раздражений, слуха и зрения, моторной и сенсорной речи. Запоздалое развитие речи наблюдается примерно у 75—80 % учащихся вспомогательной школы, а ходьбы-—у 60 %. Таким образом, анализируя изменения, происходящие при дебильности, можно сделать следующие выводы: 1. С помощью специальных методов исследования при дебильности обнаруживается резидуальная неврологическая симптоматика различной этиологии, свидетельствующая об анатомических изменениях ткани головного мозга, преимущественно в коре большого мозга и в мозговых оболочках. Отмечаются и другие психопатологические и соматические нарушения. 2. Диффузное и относительно поверхностное поражение коры большого мозга является причиной нарушения динамики основных корковых процессов — возбуждения и торможения. 3. У лиц, страдающих дебильностыо, нарушаются функции обеих сигнальных систем и связь между ними. 4. Вследствие неполноценности коркового анализа и синтеза условные связи при дебильности возникают в обобщенной форме. При этом преобладает либо процесс возбуждения, либо торможения с различными атипичными вариантами перехода одного процесса в другой. 5. У детей с дебильностыо преобладают образное мышление и чувственное познание. Сущность интеллектуального дефекта определяют трудность переработки восприятий, слабость обобщений и ущербность дифференциаций. 6. В известной степени лицам, страдающим дебильностыо, доступно и понятийное суждение, но оно носит образно-примитивный характер, что обусловливает бедность фантазии и субъективное, в ряде случаев предвзятое истолкование окружающего. 7. При дебильности отсутствует избирательная инициатива: ребенок автоматически исполняет волю других. 8. Ребенок с дебильностыо может быть старательным, может ориентироваться в простой жизненной ситуации, но при усложнении среды обнаруживает растерянность, неадекватность поступков, не в состоянии связать явления окружающей действительности в единое целое. 9. Детям, страдающим дебильнооаъю, доступно познание простых и конкретных явлений, однако их интеллектуальный уровень недостаточен для опосредованного познания, для абстракции. 10. Примитивность интересов, нецелесообразность поступков, раздражительность или апатичность, неряшливость и внушаемость свидетельствуют о дефекте суждений у детей с дебильностыо. Таким образом, термины «слабоумие» и «дебильность» не являются обозначением строго очерченной клинической формы болезни с четкими проявлениями. Это обобщающие понятия, которые включают как глубокую степень слабоумия, так и легкую умственную отсталость. Если классификация разнообразных тяжелых форм слабоумия по этиологическому признаку представляет известные трудности, то при попытке группировать различные виды дебильности они еще более выражены. Главный признак слабоумия — интеллектуальный дефект. Однако при распознавании дебильности легкой степени его не всегда можно своевременно выявить. 1. Легкую степень дебильности можно установить только в определенном возрасте: обычно тогда, когда такой ребенок поступает н первый класс массовой школы и учебная нагрузка дает возможность сравнительно легко установить его умственную отсталость. 2. В затруднительных случаях при распознавании дебильности следует опираться на общеклинические и психологические данные, а также на результаты наблюдения родителей, которые при этом рассказывают, что ребенок в раннем детстве не улыбался, поздно начал держать голову, фиксировать взор, сидеть, стоять, ходить, что речь у него появилась на третьем или четвертом году жизни. Родители жалуются на неопрятность детей, неуклюжесть походки, недостаточную координацию движений, отмечают, что дети не находят себе места во время игры, хватаются то за одно, то за другое, па увещания не реагируют или обнаруживают аффекты гнева, проявляют бессмысленное упорство, мучают мелких животных и совершенно не привязаны к родителям. 3. При обучении уже во вспомогательной школе поведение детей с легкой степенью дебильности может быть различным. Для одних характерны апатичность, вялость, незлобивость, чувствительность н плаксивость, боязнь всего нового и преобладание в корковых процессах торможения. Для других—неустойчивость настроения, возбудимость, несдержанность и раздражительность, патологическое преобладание процесса возбуждения с нарушением произвольной регуляции. Такие дети всегда расторможены, двига- тельно беспокойны и гневливы, не подчиняются педагогическому авторитету. Нередко среди учащихся вспомогательных школ встречаются лица, поведение которых характеризуется дурашливым фоном..V них интеллектуальный дефект сочетается с нарушением активности и аффективными расстройствами в виде шаловливости, ребяческой дурашливости, чудачества с клоунадой и расторможен- ностыо. Некоторые типичные особенности в поведении дебилов отмечаются при сочетании умственной отсталости с нарушениями слуха, речи, эндокринными расстройствами и центральными параличами. Общепринятой классификации вариантов дебильности нет, а те, которые предлагались, не имели научного значения. Например, немецкий психиатр К. Шнейдер в зависимости от преобладающих у дебилов черт личности выделяет следующие типы больных: «коварный хитрец», «закоренелый ханжа», «ленивый жуир», «самоуверенный всезнайка», «упрямый эгоист», «постоянно удивляющийся» и даже «агрессивно нападающий», но его классификация произвольна. Исходя из особенностей интеллектуального дефекта, уровня развития моторики и эмоций можно выделить следующие варианты дебильности. Аффективно-дисфорический вариант осложняется и утяжеляется выраженным нарушением поведения. В анамнезе таких больных обнаруживаются сведения о воздействии во внутриутробном периоде вредных факторов и о перенесенных в периоде новорожденное™ заболеваниях, а также данные о тяжелой обстановке в семье. С самого раннего возраста у таких детей отмечается двигательная расторможениость, плаксивость, нарушение сна. В дошкольном периоде у многих из этих детей уже диагностировалась дебильность, часть из них состояли на учете в психоневрологических диспансерах и иногда подвергались госпитализации в детские психиатрические стационары. В этом же возрасте у них появлялись аффективно-дисфорические черты поведения: они не ладили с детьми, не умели играть с ними, обижали младших, были капризными, отличались крайней раздражительностью (кричали, падали на пол, наносили побои не только младшим, но набрасывались на родителей —- били и кусали их). У дебилов школьного возраста обнаруживаются соматические и неврологические изменения: диспластичное телосложение, нарушения общей моторики, особенно произвольной и выразительной лицевой психомоторики. Отмечается также органическая резидуальная неврологическая микросимптоматика, чаще всего в виде нарушения функций III, IV, VI и VII пар черепных нервов. Такие учащиеся плохо поддаются педагогическому воздействию. Их высказывания и суждения примитивны, мышление носит конкретнонаглядный характер, смысл отвлеченных понятий им почти недоступен, у них снижена работоспособность и недостаточно выражена целенаправленность. При усложненной жизненной ситуации поведение таких детей становится совершенно беспорядочным, мышление их теряет корригирующее свойство, они не поддаются уговорам и впадают в состояние ярости, которое может привести к совершению уголовных преступлений. По окончании вспомогательной школы детей с таким вариантом дебильности чаще, чем других слабоумных, направляют на судеб но-психиатрическую экспертизу, так как они сравнительно легко вступают в конфликт с законом. В пубертатном периоде происходит усугубление симптоматики этого варианта дебильности. Если в раннем школьном возрасте у такого дебила нарушена главным образом мото
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.02 с.) |