Список нормативных правовых документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список нормативных правовых документов



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М., 1993.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»

 

Основная литература:

1. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления [Текст]: учебно-метод. комплекс / Е.В.Охотский. - М.: Юрайт, 2013. ГРИФ. - (Магистр).

1. Моисеев И.В. История государственного управления в России: учебник 2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2014. – 464 с., размещено на электронном ресурсе «Университетская библиотека Он-лайн», URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231642&sr=1, авторизованный доступ.

 

Дополнительная литература:

1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2010.

2. Батлер, В. Теория государства и права: учебник для вузов.- М.: Юрлитинформ, 2012.

3. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального. Учебный курс. М.: Изд-во РАГС, 2011.

4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М., 2010.

5. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие.- М.: Дашков и Ко, 2012.

6. Самойлов В. Д. Государственное управление: теория, механизмы и правовые основы: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 311 с.

8. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины «Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления»

1. Государственное регулирование экономики. М., Изд. Моск. Ун-та, 2010; размещено на электронном ресурсе «Университетская библиотека Он-лайн», URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137022, авторизованный доступ.

2. Официальный сайт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ – www. ranepa. ru

3. «Университетская библиотека Он-лайн», URL: http://biblioclub.ru/index.php

4. Электронные словари: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology

9. Методические указания для обучающихся по освоениюдисциплины «Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления»

9.1. Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:

Работа с литературой – 1 час в неделю

Подготовка к практическому занятию – 1 час.

Подготовка к зачету – 5 часов.

9.2. Описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»

Этап I. Подготовка

Для эффективного усвоения дисциплины «Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления» следует также освежить в памяти знания, полученные при изучении дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления». Правовая база государственного и муниципального управления – это система законодательных и иных правовых актов, на основе которых функционируют исполнительные органы власти. В настоящее время существует много проблем, ведущих к дисбалансу в отношениях органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим важны знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Государственная служба в системе разделения властей». Четкое разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления связано с разработкой экономических стимулов. Программа дисциплины построена на основе разработанного автором учебника, в дополнение к которому студентам желательно иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы.

Этап II. Процесс обучения

В ходе учебы студент обязан активно использовать все формы обучения – посещать лекции и семинарские занятия, получать консультации преподавателя и выполнять самостоятельную работу.

Процесс изучения дисциплины включает в себя:

1) Работу под руководством преподавателя (лекции, семинарские занятия, консультации преподавателя по подготовке выступлений, выполнению аналитических разработок, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно).

2) Самостоятельную работу студента (проработка текстов лекций, подготовка к семинарским занятиям, самостоятельный поиск и изучение фундаментальной и современной научной литературы, подготовка слайдов для выступлений на семинарском занятии, анализ и обработка статистических данных при выполнении аналитической работы по одной из рекомендованных преподавателем проблем, а также подготовка к сдаче зачета).

Алгоритм подготовки студентов при изучении дисциплины

I. Посещение лекций. Лекции – это систематическое устное изложение учебного материала. На них студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Лекции обычно носят проблемный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов. Знакомство студентов с разными методологическими подходами к анализу механизма государственного и муниципального управления. Сегодня в России взят курс на дальнейшую демократизацию общества, обеспечение в стране верховенства закона, подотчетности и подконтрольности органов и должностных лиц. Проведение административной реформы направленной на разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления потребовало существенного изменения законодательства, регулирующего правовые, экономические и организационные основы местного самоуправления. Экономические и финансовые ресурсы государственного и муниципального управления крайне недостаточны и не обеспечивают удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Власть нуждается в квалифицированных кадрах, способных эффективно управлять имуществом, финансами, предприятиями и учреждениями, привлекать к осуществлению управления населения, умело взаимодействовать как при решении вопросов местного значения, так и при реализации государственных полномочий.

Целью работы студента на лекции является усвоением информации об теоретических и организационных основах государственного и муниципального управления в Российской Федерации, опыта зарубежных стран и России, практики организации и деятельности органов государственного и муниципального управления в России и Воронежской области, основных тенденций его развития на современном этапе.

В результате студенты:

- приобретают системные знания по истории государственного и муниципального управления изучают особенности функционирования и развития управления в России и за рубежом;

- углубленно изучают организационные основы государственного и муниципального управления;

Предполагается, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Часто студентам трудно разобраться с дискуссионными вопросами, дать однозначный ответ. Преподаватель, сравнивая различные точки зрения, излагает свой взгляд и нацеливает студентов на дальнейшие исследования и поиск научных решений. После лекции желательно вечером перечитать и закрепить полученную информацию, тогда эффективность ее усвоения значительно возрастает.

II. Семинарские занятия. Эти занятия в равной мере направлены на совершенствование компетенций, т.е. индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки определяются преподавателем, ведущим занятия.

На семинаре студенты под руководством преподавателя обсуждают дискуссионные вопросы, заслушивают доклады, решают задачи, закрепляя приобретенные знания. Для успешного проведения семинара студенту следует тщательно подготовиться. Основной формой подготовки студентов к семинарским занятиям является самостоятельная работа с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность государственного и муниципального управления, рекомендованной программой литературой.

Изучив конкретную тему, студент может определить, насколько хорошо он в ней разобрался. Если какие-то моменты остались непонятными, целесообразно составить список вопросов и на семинарском занятии задать их преподавателю. Семинар предоставляет студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу и развить навыки публичного ведения дискуссий и общения.

III. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение учебной основной и дополнительной литературы, материалов лекций, систематизацию прочитанного материала, подготовку сообщений и докладов, выполнение аналитических разработок, подготовку к научной студенческой конференции.

III.I.Выполнение письменной самостоятельной работы. По определенным темам преподаватель может задавать студентам на дом самостоятельную работу:

- по оформлению слайдов к выступлению на семинаре;

- поиск ответов на дискуссионные вопросы.

Выполнение такой работы рекомендуется начинать после того, как студент прослушал лекцию, изучил рекомендуемую литературу и разобрался в материале.

В течение года выполняется не менее 3-х письменных работ. Студенты, не выполнившие домашние задания в установленный срок, должны обязательно отработать все задания.

III.I.I. Рекомендации по подготовке слайдов в виде презентации

Чтобы презентация хорошо воспринималась и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам.

- Для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

- Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом. Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

- Анимационные эффекты используются для привлечения внимания и для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

- Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации. Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем в аудитории, но не был оглушительным. Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание и не заглушать слова докладчика.

Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

- Должно быть единое стилевое оформление. Стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др. Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта. Оформление слайда не должно отвлекать внимание студентов в аудитории от его содержательной части. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

- Содержание и расположение информационных блоков на слайде информационных блоков не должно быть слишком много (3-6). Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда. Желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга. Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить. Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо. Наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда. Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

- Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

Также следует учитывать общие правила оформления текста.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

III.II. Выполнение аналитических работ.

Этот вид самостоятельной работы нужен для того, чтобы студент научился:

− осуществлять поиск дополнительной литературы и статистики по выбранной теме и работать с ней;

−кратко и логично излагать, анализировать и обобщать прочитанный материал;

− на основе сравнительного анализа различных теоретических подходов формировать свою точку зрения по рассматриваемым вопросам,

− использовать теоретические концепции, модели и функциональные зависимости для исследования особенностей и закономерностей функционирования реальной ситуации, оценки ожидаемых последствий тех или иных политических мер, используемых правительством для решения конкретных проблем.

III. III. Подготовка к докладу (сообщению).

Доклад готовится по определенной теме, под руководством преподавателя, с использованием дополнительной литературы. Доклады заслушиваются на семинарских занятиях. Лучшие доклады могут быть представлены на ежегодной апрельской конференции по рекомендации преподавателя, могут быть использованы для дальнейшей работы по подготовке научной статьи на актуальную тему по проблемам муниципального управления и местного самоуправления.

Этап III. Подготовка к зачету.

Основная задача на этом этапе – сформировать целостное представление об экономических и организационных основах местного самоуправления, установить взаимосвязи и иерархию отдельных тем дисциплины, понять, в какой последовательности и посредством каких механизмов раскрывается содержание каждой темы.

Зачет проводится:

- в устной форме по основным вопросам тем дисциплины. Кроме основных вопросов, студентам могут быть заданы дополнительные вопросы. Преподаватель оценивает понимание студентами всей дисциплины в целом.

 

Рекомендации по использованию учебно-методических материалов УММ

УММ предназначены для самостоятельного изучения дисциплины студентом. В состав УММ включены следующие элементы:

•выписка из федерального государственного образовательного стандарта;

•рабочая программа дисциплины;

•учебное пособие;

•материалы для семинарских занятий;

• методические рекомендации по выполнению письменных работ;

• методические рекомендации по выполнению презентаций;

• методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения в педагогической деятельности;

• методические рекомендации по выполнению курсовых работ;

•материалы для организации и проведения промежуточной аттестации;

•видеофильмы по отдельным темам;

•глоссарий.

Для того чтобы эффективно использовать УММ при изучении дисциплины «Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления» автор советует вам действовать в следующем порядке.

9.3.1. Ознакомьтесь с требования федерального государственного образовательного стандарта по данной дисциплине программы высшего образования по подготовке магистров.

9.3.2. Познакомьтесь с рабочей программой дисциплины (цели и задачи изучения дисциплины, ее профессиональная направленность, определите, что в результате её изучения вы должны знать, что уметь, о чем иметь представление, какими компетенциями овладеть).

9.3.3. Весь материал дисциплины распределен по темам, внутри которых выделены вопросы для изучения. Следует изучать дисциплину в том порядке, который реализован в учебно-тематическом плане рабочей программы дисциплины, так как он подчиняется логике расположения материала, следовательно, более эффективен.

9.3.4. Изучая теоретический материал, имейте в виду, что содержание дисциплины изучается с применением различных форм обучения.

9.3.5. При изучении конкретной темы после знакомства с теоретическими положениями, освещенными в рамках дисциплины, ответьте на вопросы (вопросы по теме), в случае затруднений вновь обратитесь к теории, к глоссарию.

9.3.6. Выполните контрольные задания по изучаемой теме. В случае необходимости обратитесь к спискам основной и дополнительной литературы, указанным справочным системам, сайтам.

9.3.7. Изучив все темы, выполните тест.

 

Рекомендации по работе с литературой

Наиболее предпочтительна последовательность в работе с литературой. Ее можно представить в виде следующего примерного алгоритма:

– ознакомление с нормативно-правовыми актами;

– изучение основной учебной литературы;

– проработка дополнительной (учебной и научной) литературы.

В ходе чтения очень полезно, хотя и не обязательно, делать краткие конспекты прочитанного, выписки, заметки, выделять неясные, сложные для восприятия вопросы. В целях прояснения последних нужно обращаться к преподавателю. По завершении изучения рекомендуемой литературы полезно проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов для самопроверки.

Настоятельно рекомендуется избегать механического заучивания учебного материала. Практика убедительно показывает: самым эффективным способом является не "зубрежка", а глубокое, творческое, самостоятельное проникновение в существо изучаемых вопросов.

Необходимо вести систематическую каждодневную работу над литературными источниками. Объем информации по дисциплине настолько обширен, что им не удается овладеть в «последние дни» перед сессией, как на это иногда рассчитывают некоторые студенты.

Следует воспитывать в себе установку на прочность, долговременность усвоения знаний по дисциплине. Надо помнить, что они потребуются не только и не столько в ходе зачета, но – что особенно важно – в последующей профессиональной деятельности.

При работе с учебной и научной литературой принципиально важно принимать во внимание текущий момент развития страны. Дисциплина «Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления», как и большинство других дисциплин, не является и не может являться набором неких, раз и навсегда установленных, истин в последней инстанции. Наоборот, он постоянно развивается и совершенствуется. В нем идет диалектический процесс отмирания устаревшего и возникновения новых идей, взглядов, теорий. В условиях ускоряющегося старения информации учебные и научные издания, далеко не всегда могут поспевать за новыми явлениями и тенденциями, порождаемыми процессом инноваций. Ощутимое отставание характерно и для многих публикаций, связанных с дисциплиной. В связи с этим в литературе по дисциплинам студентам могут встречаться положения, которые уже не вполне отвечают новым тенденциям развития. В таких случаях следует, проявляя нужную критичность мысли, опираться не на устаревшие идеи того или другого издания, как бы авторитетно оно ни было, а на нормы, вытекающие из действующих нормативно-правовых документов, современных изданий, имеющих отношение к изучаемому вопросу.

Наконец, студент обязан знать не только литературу, рекомендуемую в рабочей программе дисциплины, но и новые издания по дисциплине, вышедшие в свет после ее разработки.

 

9.5 Методические рекомендации к написанию курсовой работы

 

Курсовая работа выполняется письменно и обеспечивает всестороннюю проверку усвоения изучаемого материала, систематизацию комплекса представлений, знаний, умений, навыков и компетенций студентов. В курсовой работе оценивается уровень владения студентами навыками письменного изложения актуальных вопросов изучаемой дисциплины, умение логично, обоснованно, грамотно излагать свои идеи, тезисы, выводы, оформлять рукопись своей работы.

Распределение тем курсовой работы между студентами и консультирование обучаемых по выполнению письменной работы осуществляется ведущим преподавателем. Тема курсовой работы может быть выбрана (предложена) самим студентом и обязательно согласована с преподавателем.

Для подготовки курсовой работы следует использовать материалы научно-практических конференций (круглых столов), публикации в Интернете на сайтах высших учебных заведений, российских образовательных порталах.

По составу и содержанию курсовая работа должна включать: титульный лист с указанием названия филиала, факультета, кафедры и дисциплины, вида работы и названия темы, учебной группы и фамилии с инициалами студента, места (города) и года написания; лист с содержанием работы; введение; основную часть; заключение; библиографический список; приложения.

По структуре, оформлению и объему курсовая работа т должна отвечать следующим требованиям:

во введении (1 стр.) – обосновать актуальность темы, сформировать цель и задачи работы, состояние ее научной разработанности;

в основной части (5–7 стр.) раскрыть содержание темы по параграфам (3 – 4). Выводы и идеи автора должны опираться на конкретные факты, цифры, документы (на каждый из них должны быть сделаны сноски). Важно выявить противоречия (правовые коллизии), закономерности, факторы, особенности, направления и тенденции в государственном и муниципальном управлении. В конце каждого параграфа следует формулировать вывод, совокупность которых образует заключение работы;

в заключении (1 стр.) обязательно сформулировать выводы по теме и предложения (рекомендации) по ее совершенствованию (оптимизации).

в библиографическом списке следует структурировать использованные источники, в т.ч., Internet – ресурсы (всего – не менее 20 наименований). Обязательно должны быть включены все источники, из которых приведены цитаты. Все источники располагаются в алфавитном порядке.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе:

Оценка «Отлично» выставляется в случаях, когда курсовая работа:

1. носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, глубокий анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

2. имеет положительные отзывы руководителя курсовой работы;

3. при защите работы студент показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

 

Оценка «Хорошо» выставляется в случаях, когда курсовая работа:

1. носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, подробный анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, но не вполне обоснованными предложениями;

2. имеет положительные отзывы руководителя курсовой работы;

3. при защите работы студент показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

 

Оценка «Удовлетворительно» выставляется в случаях, когда курсовая работа:

1. носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется непоследовательным изложением материала и необоснованными предложениями;

2. в отзывах руководителя курсовой работы имеются замечания по содержанию работы и методам исследования;

3. при защите работы студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы, иллюстративный материал подготовлен некачественно.

 

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в случаях, когда курсовая работа:

1. не носит исследовательского характера, не содержит анализа практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется непоследовательным изложением материала, не имеет выводов либо они носят декларативный характер;

2. в отзывах руководителя курсовой работы имеются критические замечания;

3. при защите работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, иллюстративный материал к защите не подготовлен.

9.6. Рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

При подготовке к зачету следует в первую очередь обратить внимание на определения основных понятий дисциплины, формулировки основных концепций и положений. Определение должно формулироваться точно, любая неточность в формулировке определения, как правило, приводит к тому, что оно становится неверным. То же самое можно сказать и о формулировках концепций и положений дисциплины.

Во время сдачи зачета для успешного ответа на сформулированные в билетах (при устном ответе) вопросы, оптимальна следующая стратегия: последовательно читайте вопросы и, если есть уверенность, что знаете первый – составьте план ответа, если ли есть сомнения, то переходите ко второму. Начав с простого вопроса, переходите к более сложному. Подготовив план ответа, раскройте определения понятий, необходимых для полного ответа на вопрос билета. Можно составить схемы, нарисовать опорные сигналы, чтобы использовать их при устном ответе преподавателю.

9.7.Методические рекомендации по выполнению домашних заданий

При выполнении домашних заданий необходимо сначала прочитать основные понятия и материалы по теме домашнего задания. При выполнении домашнего задания нужно сначала понять, что требуется, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план выполнения задания.

9.8. Рекомендации по самостоятельному изучению курса и др.

Самостоятельное изучение курса очень трудоемкая и ответственная часть подготовки к семинарскому занятию, написанию эссе, доклада и т.п. Она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме. Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).

План. Это наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.

Выписки. Это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложение мест из источника, данное в понимании студента. Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок не только не отнимает у студента время, но, напротив, экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы. Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.

Тезисы. Это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенность - утвердительный характер. Другими словами, для автора этих тезисов данное умозаключение носят недискуссионный позитивный характер.

Аннотация. Очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и голубоокого осмысливания изучаемого произведения.

Резюме. Краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.

Конспект. Небольшое сжатое изложение изучаемой работы, в котором выделяется самое основное, существенное. Основные требования - краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, достаточно больших затрат времени и усилий. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложение в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами.

Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенному произведению, тематический конспект посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.

Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы.

В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладываются записи по обработанным источникам.

При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему.

 

9.9. Методические рекомендации по подготовке научного доклада

Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Это может быть выступление на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества и во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.

Работа по подготовке доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно - заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:

– Выбор темы научного доклада;

– Подбор материалов;

– Составление плана доклада. Работа над текстом;

– Оформление материалов выступления;

– Подготовка к выступлению.

Остановимся более подробно на каждом из перечисленных этапов подготовительной работы.

1.Выбор темы научного доклада

Подготовка к научному докладу начинается с выбора темы будущего выступления. Практика показывает, что правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить успешное выступление. Конечно же, определяющую роль в этом вопросе играют интересы, увлечения и личные склонности студента, непосредственная связь темы доклада с будущей или настоящей практической работой (если это студенты вечернего отделения). Определенную помощь при избрании темы может оказать руководитель научного кружка, преподаватель, ведущий семинарские занятия или читающий лекционный курс. И все-таки при выборе темы и ее формулировке необходимо учитывать следующие требования:

Тема выступления должна соответствовать Вашим познаниям и интересам. Здесь очень важен внутренний психологический настрой. Интерес порождает воодушевление, возникающее в ходе работы над будущим докладом. Тема, ставшая для Вас близкой и волнующей, способна захватить и увлечь аудиторию слушателей.

Не следует выбирать слишком широкую тему научного доклада. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Студенческий доклад должен быть рассчитан на 10-15 минут. За такой промежуток времени докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного - двух вопросов.

Научный доклад должен вызвать интерес у слушателей. Он может содержать какую-либо новую для них информацию или изложение спорных точек зрения различных авторов по освещаемой проблеме.

Студент, приступающий к подготовке научного доклада, должен четко определить цель будущего выступления.

Понятно, что до изучения литературы по выбранной теме довольно сложно сформулировать конкретную цель своего исследования. В этом случае необходимо обозначить общую цель или целевую установку. Конкретная целевая установка дает направление, в котором будет работать докладчик, помогает осознано и целенаправленно подбирать необходимый материал.

Определив и обозначив цель доклада, в дальнейшем следует приступить к подбору материалов. А это уже второй этап подготовительной работы.

2.Подбор материалов

Работа по подбору материалов для доклада связана с изучением научной литературы.

Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа - это официальные документы российского Правительства. Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати - журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.

3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.136 с.)