Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономическое положение Делийского султаната
Мусульманские завоеватели Индии захватывали земли индусских владетелей и устанавливали там свою власть. Однако тюркские военачальники не могли радикально изменить методы хозяйствования, сложившиеся в Индии в течение столетий. По существу отношения между крестьянами и феодалами остались прежними, хотя были несколько видоизменены формы феодальной собственности. В первую очередь усилилась государственная собственность на землю: это давало завоевателям возможность содержать сильную армию и властвовать над чуждым им населением. Именно государству отходили земли многих изгнанных и истребленных в войнах индийских феодальных родов. Государственная собственность была двух родов — халиса и икта. С земель халиса налог собирали чиновники фиска. Налог этот обычно устанавливался на глазок, без точного обмера и взимался с общинного старосты, раскладкой же налога по дворам ведала сама община. Доходы от таких земель шли на содержание двора и тех должностных лиц и воинов, которые получали свое жалованье натурой или деньгами. В собственности государства считались также некоторые леса и луга. В отдельные периоды Делийского султаната (особенно при Фирузе Туглаке) на некоторых государственных землях было организовано царское хозяйство. Трудились в нем рабы. Удельный вес таких царских земель был весьма невелик. Основная часть государственных земель раздавалась в условное служебное пожалование, именуемое икта. Так назывались и небольшие участки, владельцы которых именовались иктадарами или ваджхдарами (имеющими пожалование), и крупные «кормления», глава которых назывался мукта. Вад-жхдары обычно собирали налог сами или через своих сборщиков с пожалованных им деревень или частей деревни. Их семьи, как правило, проживали в этих деревнях. Каждая такая семья должна была поставлять воина в государственную армию. Когда Балбан попытался отнять участки у тех семей, где уже не было мужчины, способного носить оружие, то начались такие волнения, что султану пришлось отказаться от своей затеи. Таким образом, участки иктадаров могли с течением времени перейти в категорию частного феодального владения, именуемую милк или инам. Что касается мукта, то значительную часть собираемых ими налогов они должны были отдавать в казну. Государство определяло размер и форму (натуральную или денежную) земельного налога. Часть собранного налога шла на содержание мукта и его отрядов, которые состояли из наемников. Держание было условным, т. е. связанным с должностью, и не передавалось по наследству.
В Делийском султанате существовала, однако, категория частных земельных собственников, свободно отчуждавших свои владения и взимавших ренту, согласно обычаям, без государственного вмешательства. Таких владельцев было сравнительно немного. Это в первую очередь мечети и медресе (нх владения именовались вакф), хранители «святых мест», главным образом гробниц шейхов, затем улемы (мусульманские богословы), поэты, некоторые представители чиновной знати и небольшая группа купцов, приобретших эту землю (именуемую обычно мульк) путем покупки. Важным источником образования частной земельной собственности типа мульк была также расчистка джунглей и возделывание нови. Однако такого рода собственность сохранялась обычно лишь тогда, когда новое поселение в джунглях основывал феодал, способный отстоять свое владение от притязаний фиска. За все время существования султаната на его территории сохранялись земли индусских владетелей, в частности радж-путов. Среди раджпутов еще до покорения их земель мусульманами происходил процесс разложения вотчинного землевладения (грае), связанного с принадлежностью к данному роду. Здесь стали широко практиковаться служебные пожалования Завоевание ускорило этот процесс, поскольку одни раджпутские владетели были уничтожены, другие же подчинились султанату и получили свои владения обратно, но уже в качестве условного пожалования — икта. Такие владетели икта обязаны были участвовать в войнах со своими отрядами и платить ежегодную дань казне. Земли их все же переходили по наследству. Реформы Ала-уд-дина: чрезмерно высокое обложение индусских феодальных слоев, раздача всем воинам денежной оплаты вместо наделов и т. п. — коренным образом ломали прежнюю систему и поэтому сразу после его смерти были отменены. Также после смерти Мухаммеда Туглака были сняты те дополнительные тяжелые налоги — абвабы, которые он ввел. Индийское феодальное государство все время пыталось определить тот уровень налоговых требований, который обеспечивал высокие доходы казне, но не доводит землевладельца-налогоплательщика до разорения.
В дальнейшем фонд земель халиса резко сократился, государственный контроль над условными пожалованиями постепенно ослабевал. Икта к XV в. стала приближаться к ина-му, т. е. частному землевладению, полученному путем пожалования. При династии Лоди владельцы икта уже ничего не платили в казну, хотя размер земельного налога в принципе по-прежнему устанавливался государством. В действительности же феодальные владельцы стремились взимать с крестьян дополнительные поборы в свою пользу и тем самым все больше увеличивали налоговую эксплуатацию, пользуясь тем, что контроль центральной власти ослабевал Развал государственной системы управления и своеволие феодалов привели к значительному ухудшению положения сельского населения в начале XVI в. Нельзя также забывать, что подавляющее большинство крестьян исповедовало индуизм и уплата джизии — подушного налога, налагавшегося мусульманскими правителями на индусов, была для них тяжелым бременем. Перемены, происшедшие в формах феодального землевладения, вероятно, мало затронули основы крестьянской жизни. По-прежнему сохранялась сельская община, которую мусульманские хронисты называют арабским термином «джамият»: для Делийского султаната она оказалась удобной фискальной единицей. Староста стал все больше рассматриваться как государственное должностное лицо, и за это ему полагался небольшой, свободный от налогообложения участок. В самой общине стало сильнее чувствоваться имущественное неравенство, однако оно было еще не столь значительным, и в периоды стихийных бедствий или при чрезмерном налоговом гнете разорение грозило всем земледельцам. Вместе с тем в период Делийского султаната продолжалось медленное, но неуклонное развитие производительных сил. Показателем этого явились рост населения и распашка джунглей. Появлялись новые поселения, стала применяться более тщательная обработка земель. Большинство пахотных земель были неполивными, и урожай зависел от муссонов. Воду нередко черпали из колодцев с помощью водоподъемного колеса, но уровень колодезной воды также зависел от количества дождей. Делийское правительство принимало меры для увеличения площади поливного земледелия. Так, в окрестностях Дели были сооружены большие водохранилища Ха-ус-и-Шамси и Хаус-и-Хас. Фируз-шах построил оросительные каналы от рек Сатледж и Джамна протяженностью 180 — 200 км и обводнил значительные массивы земель. На постройке этих каналов работали в порядке трудовой повинности 50 тыс. человек. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год — хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых местах на орошенных землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами были просо и рис, причем был известен 21 сорт риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, различные сорта гороховых, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Увеличилась запашка под индиго, являвшемся самым распространенным красителем тканей, а также посадка тутовых деревьев для питания шелковичных червей.
Судя по косвенным данным, в Делийском султанате возросло число ремесленного люда. Сельские ремесленники являлись членами деревенской общины. Встречались ремесленные поселения и городские посады, главным образом ткачей, а также оружейников, медников и т. п. Ремесло оставалось кастовым занятием. Свои изделия городской ремесленник продавал тут же на месте или на базаре. Был известен также ряд строительных специальностей — каменотесы, каменщики и т. п. Делийские султаны для нужд двора часто наводили крупные ремесленные мастерские, именуемые кархана. Так, в кар-ханах Ала-уд-дина работало 17 тыс. ремесленников (в том числе 7 тыс. строителей), получавших довольствие из казны. У Мухаммада Туглака одних только ткачей работало в кар-ханах 4 тыс. Первоначально завоевание Индии выходцами из Средней Азии привело к росту караванной торговли между Индией и мусульманским Востоком. Клады монет делийских султанов находят не только в Персии и Средней Азии, но даже на Волге. Поскольку основой армии в Делийском государстве была конница, а лошади за отсутствием пастбищ в Индии фактически не разводятся, то привоз коней был одной из главных статей индийского импорта. Однако вскоре завоевания монголов и разрушение ими ряда городов в Иране и Средней Азии привели к некоторому сладу индийской караванной торговли. Тем большее значение имел выход Делийского султаната к деканским портам, издавна ведшим большую морскую торговлю. Индия вывозила хлопчатобумажные изделия и бенгальские шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди. Весьма обычной была работорговля. Продавали захваченных в полон, пригнанных из Средней Азии и Персии, обращали в рабство население индусских княжеств, против которых объявлялся джихад (священная война). Рабов использовали главным образом в качестве домашних слуг. Для развития внутренней торговли имел большое значение захват Декана. С морских побережий везли соль и кокосовые орехи, из которых жали масло, а из волокон плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Купцы Канауджа торговали сахаром по всей Индии, в том числе в Дели. Однако хозяйство в своей основе оставалось натуральным. Продовольствие, а также ремесленные изделия шли главным образом для удовлетворения нужд султана, его придворных и огромной султанской наемной армии.
Многочисленные поборы и повинности мешали расширению торговли и ремесла в Делийском государстве. Кроме закята, принятого во всех мусульманских странах и выплачиваемого торговцами и ремесленниками в денежной форме в размере 2,5% стоимости товара, источники упоминают «отвали (обор в пользу градоначальника), мустагал (налог на застроенную домами и лавками землю), разнообразные дорожные пошлины у застав и речных переправ и т. п. В этот период в хрониках появляются названия новых городов и часто упоминается о расширении, укреплении и украшении старых. Главным образом это административные центры и ставки войск, поскольку торговля и ремесло были в основном связаны с обслуживанием феодалов и армий. Города возникали также на «святых местах», где было скопление паломников ж устраивались ярмарки. Постепенно увеличивалось и население таких городкжих центров. Однако управляли породами феодалы, нередко они владели караван-сараями, лавками ремесленников, устанавливали рыночные пошлины. Лишь внутри каст наблюдалось подобие самоуправления. Не существовало никакой гарантии для имущества городского населения: феодал мог по своему произволу повысить поборы или заставить купцов отдать товары за назначенную им цену. Особенно велик был гнет феодалов во времена Ала-уд-дина и Мухаммада Туглака. Не удивительно, что среди городского населения зрело недовольство, находившее выход во всяких еретических движениях. Что касается крестьянства, то его протест против угнетения сводился обычно к бегству из сел. Хроники, как правило написанные придворными историографами, глухо упоминают об «отрядах разбойников» и целых «разбойничьих племенах», скрывающихся в джунглях. Возможно, что здесь речь идет именно о таких беглых крестьянах. Единственное более подробно описанное крестьянское восстание произошло в 1419 г. в Пенджабе под руководством Са-ренга, ставшего во главе «невежественных подданных и темных людей». Против него послали войска феодальные владетели Пенджаба. В сражении вблизи Сирхинда Саренг потерпел поражение и бежал в горы. К нему опять стали стекаться недовольные. Только войско правителя Дели Хизр-хана смогло окончательно разбить Саренга Он был взят в плен и казнен. Южная и Западная Индия Государство Бахманидов Декан непродолжительное время находился в составе Делийского султаната. Как только Мухаммад Туглак покинул Южную Индию, мятежные эмиры провозгласили султаном одного из военачальников, Абу-л Музаффара Ала-уд-дина Бахмана (1347—1358 гг.), ставшего основателем династии Бахманидов. В период своего наибольшего могущества государство Бахманидов простиралось от Аравийского моря на западе до Ориссы на востоке. Северная граница проходила по реке Тапти, южная — по рекам Кришна и Тунгабхадра. Южнее возникло государство Вжджаянагар, с которым Бахманиды вели многолетние войны эа плодородную долину Райчур, находящуюся на границе между ними. Походы Бахмана на юг были успешными. Свое государство он разделил на наместничества — тарафы (Гулбар-га, Доулатабад, Бидар и Берар), сделав столицей Гулбаргу, переименованную им в Ахсанабад (после его смерти она опять стала называться Гулбаргой).
Политическая жизнь государства Бахманидов определялась войнами с Ввджаянагаром и внутренними распрями между двумя группировками мусульманских феодалов — декани (т. е. потомками мусульман, издавна живущих в Декане) и афаки (т. е. чужеземцами, недавно прибывшими из Персии и других стран). Эта вражда обострялась еще религиозными мотивами, поскольку афаки были главным образом шиитами, а декани — суннитами. В войнах Бахманиды обычно одерживали победу благодаря хорошей коннице (коней привозили из Персии и Аравии) и искусным лучникам. Свирепый правитель Ахмад-шах Бахмани (1422—1435 гг.) беспощадно грабил земли Виджаянагара и вырезал индусское население. Столицу государства он перенес в Бидар. Государство Бахманидов достигло расцвета в период, когда им управлял министр Махмуд Гаван (1446—1481 гг.), носивший титул «господин купцов». Он одержал победу над Мальвой и многими индусскими князьями Конкана, разграбил знаменитый своими богатствами индусский храм в Канчи и завоевал Гоа. Однако он был афаки, и 'группировка декани оклеветала его. Престарелый министр был тут же убит по приказу пьяного султана. Тверской купец Афанасий Никитин посетил Бидар именно при Махмуде Гаване. Он писал об огромной бахманждской армии, о роскоши энати и бедности населения: «А земля людна велми, а сельская люди голы велми. а бояре сильны добре и пышны велми». Феодальные распри и междоусобицы ослабляли государство, и в XVI в. империя Бахманидов распалась. В 1490 г. добился независимости Биджапур, где стала править династия Адил-шахов, через несколько месяцев — Берар и одновременно Ахмаднагар, где утвердилась династия Низам-шахов. В 1512 г. независимой стала Голконда с династией Кутб-ша-хов. В 1512 г. последний султан из бахманидов, не обладавший уже реальной властью, бежал в Биджапур. Государем Бидара провозгласил себя его советник Касим Барид. Биджапур Из возникших на развалинах государства Бахманидов пяти княжеств (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар) самым крупным был Биджапур. История Декана этого периода заполнена войнами этих княжеств, как с Виджаянагаром, так и между собой. Хотя правители данных государств были ревностными мусульманами и беспощадно уничтожали на захваченных территориях индусское население, войны с Виджаянагаром определялись не религиозными, а политическими соображениями. Нередко то одно, то другое из деканских государств вступало в союз с индусской династией Виджаянагара, против своего мусульманского соперника. Эти союзы были, как правило, непрочными. К тому же воинами и начальниками отрядов в государствах с мусульманскими династиями часто бывали индусы, в то время как немало мусульман переходило на службу к Виджаянагару. Вообще в индийских государствах подавляющее большинство населения понпрежнему исповедовало индуизм. Поэтому когда государства этого периода называют мусульманскими, то речь идет только о государственной религии, насаждаемой и поддерживаемой правителями и знатью. Биджапур безуспешно боролся против португальцев, захвативших у него в 1510 г. остров Гоа, который стал центром португальских владений на Востоке. В этой борьбе небольшие отряды португальцев, дисциплинированные и вооруженные по европейскому образцу, неоднократно показывали свое превосходство над многочисленной армией Биджапура. Правители Биджапура стали приглашать к себе на службу португальские отряды и использовать их в войнах с Виджаянагаром. В 1565 г. все пять деканских государств заключили союз против Виджаянагара. В битве при Таликоте на реке Кришна Виджаянагар потерпел поражение. Результатом был распад империи. Через пять лет Биджапур опять заключил союз — на этот раз с Ахмаднагаром и Калииатом, против португальцев. Почти 300 тыс. воинов индийской армии несколько месяцев безуспешно осаждали португальские порты Гоа и Чаул, где гарнизон составлял лишь несколько тысяч человек. С конца XVI в. на Декан стали наступать войска моголов. Голконда Вторым крупным деканским султанатом была Голконда, занимавшая по существу территорию древнего государства Телинганы. Голконда была богатым государством: она вела обширную морскую торговлю, ее ремесленное производство, в частности ткацкое, было хорошо развито, а поливное земледелие благодаря разветвленной сети каналов давало обильные урожаи. Наконец, на территории Голконды находились знаменитые алмазные копи. Голкандские ремесленники славились производством особого сорта тканей, а также хорошей выплавкой стали. Мечи, наконечники и другое стальное оружие были предметами голкондского экспорта. Кутб-шахи, правители страны, воздвигли мощную крепость Голконду на вершине горы, у подножия которой располагался город. Важные посты в стране занимали афаки (чужаки), значительным влиянием пользовались также индусские купцы и ростовщики. Индусы, проживавшие в Голконде. как правило, не подвергались таким преследованиям, как в других мусульманских государствах Декана. Гуджарат Богатым государством, где правила мусульманская династия, был также Гуджарат, расположенный на западе Индии и не входивший в число деканских государств. Делийский наместник Гуджарата объявил себя независимым правителем вскоре после разрушения Тимуром Дета. Основанная им династия называлась Танк или династия Ахмад-шахов и правила |до завоевания Гуджарата моголами Гуджарат был одним из самых экономически развитых районов Индии. Крестьяне выращивали сахарный тростник, индиго, а гуджаратские белые и набивные ткани из шелка и хлопка, тафта и бархат были широко известны за пределами Индии Главным источником богатств Гуджарата была внешняя торговля Камбей являлся крупнейшим портом на запарном побережье Индии Оттуда шли корабли в порты Аравийского и Красного морей и Персидского залива, там можно было купить товары из стран Юго-Восточной Азии и даже из Китая, хотя прямого сообщения с Китаем у Гуджарата не было В Гуджарате обосновалась община арабских купцов (машилы), и там же начиная с VI в. селились парсы — выходцы из Персии. Естественно, что в гуджаратских портовых городах, и в первую очередь в Камбее, возникла значительная прослойка купцов — как мусульман, так и индусов. Наиболее известными правителями Гуджарата были Ахмад-шах I (1411 — 1442 гг.) и Махмуд I Бегара (1458—1511 гг.). Ахмад-шах укрепил государство и вел успешные войны против своих раджпутских соседей. Ему вынуждены были покориться и раджпутские феодалы, издавна проживавшие на территории его государства. Из принадлежавших им вотчинных земель только 1/4 осталась в их частной феодальной собственности (ватан), а за остальные 3/4, ставшие теперь уже условным пожалованием, феодалы должны были платить налоги и нести военную службу Ахмад-шах построил также Ахмадабад, столицу государства, и упорядочил систему административного управления. В свою очередь Махмуд Бегара расширил пределы государства. Он совершил успешные походы в Катч и Катхиавар, завоевал княжество Чампанир и взял считавшуюся неприступной раджпутскую крепость Гирнар. Земли, которые он раздавал своим воинам, закреплялись за ними в качестве наследственных владений В период его травления в Индию проникли португальцы, которые стали устанавливать свою гегемонию в Аравийском море, пиратски нападая на суда своих соперников — восточных купцов Естественно, Гуджарат оказал сопротивление Махмуд Бегара заключил союз с Египтом против португальцев Первоначально успех благоприятствовал Махмуду Бегара, но в 1509 г. португальский вице-король Альмейда разбил у Диу союзный флот, и Махмуду пришлось заключить с португальцами мир, позволив им открыть факторию в Диу, у входа в Камбейский залив. Морское пиратство португальцев подорвало торговлю Камбея и ослабило Гуджаратское государство. Все правление Бахадур-шаха (1526—1537 гг.) прошло в непрерывных войнах В 1531 г. он присоединил к себе Мальву, а в 1534 г. взял мощную раджпутскую крепость Читор. Во главе читорского гарнизона храбро сражалась Джавахир Бай, мать малолетнего правителя Читора. Она была убита во время вылазки. Мальчика-правителя удалось тайком вывести из крепости, после чего все мужчины, одев праздничные шафрановые одежды, вышли на смертный бой с врагом и погибли, а несколько тысяч женщин, бывших в крепости, совершили, по радж-путскому обычаю, джаухар, т. е. сожгли себя во дворце. Между тем натиск португальцев на Гуджарат усилился. В 1535 г. Бахадур был вынужден дать португальцам право построить в Диу крепость в обмен на обещание оказывать ему помощь против врагов. Однако, когда в Гуджарат вторглись могольские армии, португальцы нарушили свое обещание. Для дальнейших переговоров с ними Бахадур-шах прибыл на флагманский корабль португальского вице-короля, где был предательски убит. После его смерти в Гуджарате разгорелась борьба между феодальными группировками. В результате этих феодальных смут Гуджарат был легко завоеван Моголами и вошел в состав их империи. Португальцы в Индии Португальцы, многие годы снаряжавшие экспедиции, чтобы открыть путь в Индию, в 1498 г. под началом Васко да Гамы достигли Каликата, небольшого княжества и важного порта на Малабарском побережье. Пока португальцы плыли вдоль берегов Африки, они выменивали золото и слоновую кость у африканских племен на куски сукна, вино, бусы и тому подобные безделушки. Однако, прибыв в Индию, португальцы с удивлением увидели, что грубо сделанные, на индийский взгляд, европейские товары не имеют для сказочно богатой индийской знати никакой цены. Оказалось, что торговать европейцам нечем. С другой стороны, военной техникой португальцы намного превосходили индийцев, особенно небольшие и постоянно враждовавшие между собой княжества Малабара. Португальские корабли, обогнувшие Африку, по своим размерам и скорости движения не шли ни в какое сравнение с небольшими индийскими судами, рассчитанными в основном на каботажное плавание. Дисциплинированные португальские отряды, вооруженные корабельными пушками и ручным огнестрельным оружием (аркебузами, а потом мушкетами), легко побеждали многочисленные индийские войска, у которых все оружие составляли или «небольшой меч и круглый щит» или «маленькое копье» (по словам одного немецкого купца, прибывшего в Индию с эскадрой Альмейды в 1505 г.). Таким образом, хотя португальцам нечем было торговать, они были в состоянии забирать индийские товары силой. Их целью было — господство в восточных морях, жестоко расправляясь со своими соперниками — восточными купцами на море и в портах Индии, Аравии и Африки, всюду, где велась торговля индийскими товарами. Разобщенность малабарских княжеств позволила португальцам укрепить свои позиции путем натравливания одного государства на другое и поощрения феодальных усобиц в прибрежных княжествах. На всякую попытку сопротивления португальцы отвечали обстрелом портовых городов и прибрежных деревень из корабельных орудий, а затем высаживали солдат, грабили, сжигали поселения, убивали людей, вырубали пальмовые рощи и уничтожали все, что не могли захватить с собой. Обстрел и разрушение портов проводил еще Васко да Гама во время первого посещения Индии. В результате последующих военных экспедиций — Кабрала (1500 г.), Васко да Га-мы (1502 г.) и д'Альбукерки (1510—1511 гг.) —португальцам удалось захватить опорные пункты и биджапурский остров Гоа, ставший центром всех португальских владений на Востоке. Эти португальские крепости, рассеянные по побережью Персидского залива, начиная от Ормуза, и далее по берегам Африки и Аравии, вдоль западного и восточного побережий Индии, на Цейлоне, в Малаккском проливе, на Молуккских островах, в нынешнем Таиланде и даже в Китае, служили стоянками для ремонта португальских кораблей, надежно защищаемыми складами для товаров (в первую очередь пряностей и хлопчатобумажных тканей), ежегодно пересылаемых в Португалию, и местами размещения португальских войск. Во внутренние районы Индии португальцы проникнуть не смогли. В своих индийских владениях они жестоко эксплуатировали индийское население, хотя в захваченных ими деревня ч вблизи Гоа стремились сохранить сельскую общину. Религиозная нетерпимость португальцев (португальцы разрушали индусские храмы, а учрежденная в 1560 г. в Гоа инквизиция начала жестокие религиозные преследования) настраивала против них местное население. Монополия португальцев на морскую торговлю в этом районе подорвала налаженные торговые связи Индии с другими странами Востока, отрезала глубинные районы от остального мира и задержала их развитие. Ожесточенные войны, разрушение портов и уничтожение населения Малабара привели к тому, что это богатое побережье стало одной из отсталых местностей Индии, где долго еще сохранялись примитивные социально-экономические отношения. Ослаблен был и Гуджарат. Пока португальцы сражались только с местными армиями, они благодаря своему преимуществу в вооружении не только отстаивали, но даже расширяли свои владения. Однако как только их господство на море оказалось подорванным в результате появления в Индийском океане и на южных морях голландских судов, португальцы уже не могли противостоять армиям местных правителей. Те стали отнимать у них один опорный пункт за другим. Виджаянагар В период возвышения Бахманидского государства южнее его сложилось несколько независимых княжеств — Мадурский султанат, княжество Редди и др. Вскоре двум братьям, наместникам Мухаммад-шаха Туглака в Кампили, — Харихаре и Букке из рода Сан-гама удалось тоже выкроить себе небольшое владение. Они построили на берегу Тунгабхадры сильную крепость Виджаяна-гар и стали постепенно расширять свои владения. К 1346 г. было подчинено государство Хойсалов, на следующий год — государство Кадамбов из Банаваси, в 1358—1360 гг.— княжество Шамбувараев в Северном Тамилнаде, в 70-х годах — Мадурский султанат. Княжество Редди потеряло часть своих владений, но окончательно было уничтожено позднее, в 1420 г. Таким образом, территория Виджаянагара к 70-м годам XIV в. охватывала практически весь юг Индии. В дальнейшем Вид-жаянагар столкнулся с Бахманидским султанатом, а после его распада — с деканскими княжествами. Однако, несмотря на непрерывные войны в течение почти 200 лет, границы Виджаянагара фактически не менялись. В 1486 г. в результате феодальных смут н победоносного продвижения на территорию Виджаянагара войск Бахманидов и правителя Ориссы власть династии Сангама была свергнута одним из военачальников Виджаянагара, который и короновался под именем: Нарасимхи Салува Бму удалось вернуть большую часть отторгнутых у Виджаянагара земель, но в правление его сыновей история повторилась: полководец Вира Нарасимха сверг правителя в 1505 г., основав династию Тулува. В прав1ение его брата Кришнадеварайи (1509—1529 гг.) империя Виджаянагар достигла своего расцвета. Кришнадева-райя упорядочил административное деление страны и фиска тьное дело, а также установил новую, более высокую оценку доходности земель, отдаваемых в пожалования. Наладив дружественные отношения с португальцами, Кришнадеварайя стал получать с их помощью коней из Персии и Аравия, в то время как в деканские султанаты португальские власти ограничивали их ввоз. Это способствовало военным победам Виджаянагара, поскольку конница была в то время основной боевой силой индийских армий. Мусульманские династии Индии прежде легко получали лошадей из дружественных им стран, где также исповедовался ислам, — Аравии и Персии. Однако установление португальского господства в Индийском океане и Персидском заливе все изменило: теперь именно португальцы решали, в какие индийские государства пропустить морской транспорт с лошадьми. Несмотря на наличие ряда вассальных княжеств, империя Виджаянагар была более централизованной, чем прежние государства юга Индии. Хотя главой государства считался махараджа, вся полнота власти нередко концентрировалась в руках его министра махапрадханы. При махарадже был широкий государственный совет, куда кроме придворных входили крупнейшие феодалы и представители купеческих общин. Наместники провинций подчинялись непосредственно махапрадхане. Их сменяли обычно каждые два-три года, чтобы предотвратить сепаратистские выступления. Они были обязаны собирать и отсылать в казну земельный налог с государственных земель, дань с феодальных владельцев-амаранаяков и вассальных князей. Им предоставлялось также право собирать небольшую подать в свою пользу. Провинции делились на округа, возглавляемые правительственными чиновниками. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование — амарам. От владельцев икта амаранаяки отличались тем, что сами устанавливали размер податей с крестьян и имели право отчуждать свою землю. Дань, которую амаранаяки платили в казну, не была связана с размером собираемых с крестьян податей. Она зависела от влияния того или иного феодала при дворе. Как правило, амаранаяки отдавали в казну около 1/3 доходов с имения за вычетом установленных расходов на содержание воинского контингента. Однако амаранаяки «экономили» на своих ватратах и содержали значительно меньше пехотинцев и всадников. Теоретически земли амара-наяков не передавались по наследству, но фактически эти владения нередко оставались у того же рода на протяжении почти всей истории Виджаянагара. Командиры небольших отрядов, входивших. В армии амаранаяков, также получали участки земли или от амаршнаяжа, или от государя. Эти участки всегда переходили по наследству. Крупными частными феодальными владельцами были храмы. Они обычно становились экономическими и культурными центрами обширной округи. К храмам стекались паломники, здесь возникали ярмарки, вокруг храмов селились ремесленники и купцы, сами храмы совершали торговые и ростовщические операции. Часть ремесленников находилась на службе храма, получая за работу натурой, а также участок храмовой земли, который фактически передавался по наследству вместе с обязанностями перед храмом. Храмы входили в общую иерархию господствующего класса, платили дань вышестоящим феодалам и имели своих вассалов, обязанных защищать храм в случае нападения чужеземных войск или грабителей. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских сабх. Нередко это были очень мелкие владения: одна деревня могла принадлежать сотне брахманов. Однако это все же были коллективы брахманов^феодалов, поскольку земли обрабатывали неполноправные держатели или члены каст неприкасаемых, находившиеся у брахманов на положении полукре-постных-полурабов. Крупные общины, характерные для предыдущего периода, распались. Теперь община распоряжалась, как правило, только землями одной деревни. Пахотные земли были поделены, а необработанные находились в коллективном владении общины, и налог с них не собирался. В Тамилнаде, где было много орошаемых земель, стал часто практиковаться долевой передел поливной земли по жребию, поскольку в засушливые годы выше лежащие земли не получали достаточной влаги. Амаранаяки стремились увеличить подати, и общая сумма их, по-видимому, росла. В середине XIV в. почти все платежи были переведены в денежную форму, и платить их крестьянину стало труднее. Судя по надписям, ряд общин вынуждены были продать часть деревенских земель или просто переселиться в новые места. Общинники вообще в это время стали терять свои права. Амаранаяки назначали старост и писцов. Реальное владельческое право общинника (каниятчи) все больше выражалось лишь в том, что он мог вернуть себе землю даже после длительного перерыва в пользовании ею. Значительная часть общинников стала превращаться в неполноправных арендаторов (пайякари), обрабатывающих землю из доли урожая. Пайякарн нередко находились в неоплатном долгу у землевладельца и при отчуждении земли переходили мак крепостные к новому владельцу. Конечно, все эти процессы вызывали протесты крестьян. Чаще протест выражался в том, что крестьяне бежали из деревень, но имеются упоминания и о подавлении серьезных восстаний в 1379, 1506 и 1551 гг. Власть феодалов все больше расширялась не только в деревне, но и в городе. Городские дела теперь решались назначенными из центра наместниками (вместо внекастовых собраний прежнего периода), а сбор портовых и рыночных пошлин стали сдавать на откуп (крупным феодалам и ростовщикам. Господствующие феодальные слои Виджаянагара богатели. Столица поражала путешественников своими размерами, семью огромными стенами укреплений, численностью населения, богатством городских рынков и кварталов ювелиров, районом увеселений. Однако крестьяне, по словам португальца хрониста Нуниша, должны были платить 9/10 урожая амаранаякам, которые в свою очередь отдавали от 1/3 до 1/2 своего дохода правителю. По-видимому, у Нуниша речь идет о папякарп. После смерти Кришнадеварайи опять разгорелись феодальные распри между правителем Ачыотой (1530—1542 гг.), братом Кришнадеварайи, и его вельможей Рама Райей. Фактически это вылилось в междоусобную борьбу двух феодальных группировок. После смерти Ачьюты Рама Райя возвел на трон Садашиву, племянника Ачьюты, но правил фактически сам. Видожаянагар заключал союз то с одним, то с другим из деканских княжеств, вторгаясь и грабя земли своих врагов. Это привело к объединению деканских султанатов против Виджаянагара, и в битее при Таликота в 1565 г. армия Рама Райи была разбита. Столища Виджаянагар была разрушена. После битвы при Таликота начался быстрый распад Вид-жаянагара. В начале XVII в. он превратился по существу в небольшое княжество с центром в Пенуконде. Многие бывшие вассалы империи стали независимыми: Мадура, Танджур, Джинджи, Икери (или Беднур). Появилось новое княжество— Майсур. Правителем Виджаянагара провозгласил себя брат Рама Райи — Тирумала, основав последнюю виджаянагарскую династию Аравиду. Самым видным правителем из этой династии был Вевката II (1586—1614 гг.), которому удалось восстановить империю почти в прежних границах. Однако после его смерти началась длительная борьба между различными претендентами на престол, в которую вмешивались и соседние государства. Недавно отвоеванные территории вновь откололись. После долгих усобиц на престоле утвердился Рама II (1614— 1630 гг.), который всю жизнь враждовал с Мадурой и подавлял восстание своих вассалов. При Шриранге II (1642— 1670 гг.) территория Виджаянагар была поделена между Бид-жапуром и Голкондой, а бывший правитель империи в качество нахлебника проживал то у одного, то у другого из своих бывших вассалов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.047 с.) |