Знания как главный ресурс инновационного типа развития экономики и основные отличия этого ресурса от прочих возможных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания как главный ресурс инновационного типа развития экономики и основные отличия этого ресурса от прочих возможных



Превращение в современной экономике знаний в капитал

Знания становятся не просто ключевым созидательным фактором, но и самостоятельным специфическим благом, которое необходимо расширенно воспроизводить.

Таким образом, экономика знаний – это специфическая сфера человеческой деятельности, в рамках которой воспроизводятся знания, необходимые человеку для решения познавательно-созидательных задач. Ценность знаний заключается в том, что они удовлетворяют человеческие духовные потребности напрямую (в познании окружающего мира, приобретении статуса и др.).

Кроме того, ценность знаний состоит в их использовании при создании рыночно ориентированных благ, удовлетворяющих утилитарные потребности. Очевидно, что сказанное относится к любому периоду экономической истории, и экономика знаний не является «продуктом» хозяйствования в третьем тысячелетии.

Современный этап социально-экономического развития масштабно актуализирует экономику знаний.

С количественной точки зрения, наблюдается диверсифицированный рост потребностей человека в экономических благах. Удовлетворение постоянно растущих и меняющихся потребностей личности и общества закономерно предопределяет и соответствующий, в данном случае, преимущественно количественный рост знаний, возрастание их общего объема.

С качественной точки зрения, самостоятельность и значимость экономики знаний обусловливается остротой и напряжением конкуренции, как внутри стран, так и вне границ национальных экономических систем. И именно человеческий фактор, воплощенный в новейших знаниях, играет ключевую роль в формировании и развитии конкурентных преимуществ личности, организаций и государства в решении социально-экономических задач. Достижение высокого уровня конкурентных преимуществ, например организации, предопределяет не только высокий уровень знаниеемкости хозяйствования, но и требует перманентного обновления знаний, заключающих в себе потенциал прорывных технологий.

Создание (производство) знания – это процесс выявления из соответствующих источников определенной востребованной информации и формирование на этой основе требуемого нового знания. Либо это процесс сознательной генерации нового знания в ходе экономического дискурса, осуществляемого, например, в рамках организации, некоего профессионального сообщества и т.д. Производство нового знания, таким образом, может заключаться в систематизации ранее существующей информации, а также представлять собой результат целенаправленного дискурса, где на основе существующих знаний создается новое знание.

Капитализация знания – это процесс его превращения в непосредственно действующий доходный актив; это трансформация полезного знания в капитал, создающий новые блага. Выявленная в ходе актуализации знания его ценность превращает данное знание лишь в потенциально доходный капитальный актив. Знания, выступающие в форме капитального потенциального актива, становятся реальным капитальным активом тогда, когда они воплощаются в производство и трансформируются в новое благо. Капитальные знания (знания в форме капитала) существуют исключительно в процессе деятельности, в производительном движении.

 

Структура научно технической сферы страны и краткая характеристика её основных секторов

· заводской сектор –лаборатории, контрукторские научно-теничские отделы предприятий

· отралевой сектор – проектно-технологические институты, конструкторские бюро, государственные научные центры

· вузовский сектор – вузы, научно-исслед организации

· академический сектор – научно-исслед институты, РАН и д.р.

 

Знания как главный ресурс инновационного типа развития экономики и основные отличия этого ресурса от прочих возможных

В современной экономике знание наряду с информацией превращается в фактор производства.

Главными предпосылками экономики знаний можно назвать: повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Выявим отличительные черты современной экономики знаний. В монографии «Микроэкономика знаний» ученые-экономисты Г.Б. Клейнер и В.Л. Макаров выделяют значимые черты экономики знаний: знание становится полноценным товаром; любой товар несет в себе уникальные знания; знание становится одним из основных факторов производства наряду с уже известными факторами, такими как: земля, труд, капитал.

Сущностные характеристики понятия «экономика знаний» можно определить как результат эволюции постиндустриальной экономики и рассматривать как инновационную модель производства в виде взаимодополняемости информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики, к ним относится:

· увеличение в структуре национального производства доли сферы услуг, которая в большинстве стран уверено доминирует в процентном соотношении над сферой производства (постиндустриальная экономика);

· информация является фактором производства, а информационные технологии создают необходимую инфраструктуру для обработки и передачи информационных потоков делового, финансового и личного назначения (информационная экономика);

· знания являются источником для генерации нововведений во всех сферах национального хозяйства и отвечают непрерывно и динамично изменяющимся потребностям (инновационная экономика).

Для всестороннего исследования понятия «экономика знаний» обратимся к исследованию выбранной тематики с позиций некоторых других методологических подходов.

Первый подход акцентирует главное внимание на роли ведущего ресурса в сфере производства, что свидетельствует о переходе хозяйства материального типа к организации общества, основанному на создании и последующем применении знаний

Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономист-ученый Л.М. Гохберг связывает экономику знаний с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста

Третий подход связан с изменениями, произошедшими в трудовой деятельности общества. В рамках этого направления экономика знаний понимается как экономика «человека творческого с открытым сознанием», а также как специфическая сфера человеческой деятельности

Обратим внимание, что для современной экономики знаний присущи сетевой и глобальный характер ее структуры. С появлением и распространением технологий, использующих сеть Интернет, бизнес становится сетевым. Исследователями доказано, что при прочих равных условиях такие сети уменьшают транзакционные издержки, а потому их развитие представляется весьма целесообразным для совершенствования организации экономической деятельности на всех ее уровнях. В современной экономике знаний ресурсы также имеют сетевую природу, вспомним электронную почту, мобильные телефоны, но основной ресурс экономики знаний– это человеческий капитал, который является результатом затрат общества на образование, здравоохранение, физическую культуру и т.д

Один из важных аспектов развития человеческого капитала - образование. Оно предоставляет услуги в виде обучения, его товар – образовательные услуги. Современная российская система образования формируется в рамках экономической, политической и административной структур, характерных для России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.005 с.)