М2.В.ОД.6 «Внесудебные процедуры в правозащитной деятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М2.В.ОД.6 «Внесудебные процедуры в правозащитной деятельности»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М2.В.ОД.6 «Внесудебные процедуры в правозащитной деятельности»

 

По направлению подготовки: 40.04.01.68 «Юриспруденция»

Профиль подготовки: 521400 – судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура и нотариат

Квалификация: 40.04.01.68 – магистр

 

Ростов-на-Дону – 2016


 

Автор-составитель:

к.ю.н., доцент кафедры Процессуального права _________________ О.Г.Зубарева

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой «Процессуального права»

Протокол от «___» __________ 2015 года № _____

 

Зав. кафедрой Процессуального права

д.ю.н., профессор _______________________ С.Н. Назаров

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.. 4

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине………………………………………5

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………………………….6.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы... 7

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

6.ПРЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 13

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………...30

8. Фонд оценочных средств,вопросы к зкзамену. 36

9. Учебно -методическое и информационное обеспечение…………………………………….40

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 42

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины определяется федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предполагает формирование у студентов системы компетенций, необходимых для освоения производных учебных дисциплин и осуществление профессиональной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- формирование у студентов знаний о методологических проблемах развития правозащитной деятельности, места и роли внесудебных процедур в правозащитной деятельности, месте и роли внесудебных процедур в правозащитной деятельности;

- формирование у студентов навыков, способностей и умений принимать полученные при освоении теоретической части знания и личные качества в процессе изучения других дисциплин и будущей профессиональной деятельности;

- сформировать у студентов способность к самообразованию, самостоятельному повышению профессионализма, собственной квалификации, в том числе посредством научной, педагогической и экспертной деятельности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Код компетенции Содержание компетенции Показатели достижения результата
ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания Знать: З1 – закономерность социальной значимости своей будущей профессии; Уметь: У1 - проявлять нетерпимость к коррупционному поведению; Владеть: В1 - достаточным уровнем профессионального правосознания.
ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Знать: З1 систему норм материального и процессуального законодательства. Уметь: У1 - выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений Владеть: В1 - методикой решения практических задач.
ОК -3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Знать: З1 систему норм материального и процессуального законодательства. Уметь: У1 - выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений Владеть: В1 - методикой решения практических задач.
ОК -5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом Знать: З1 систему норм материального и процессуального законодательства. Уметь: У1 - выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений Владеть: В1 - методикой решения практических задач.
ПК-1 способен разрабатывать нормативные правовые акты Знать: З1 систему норм материального и процессуального законодательства. Уметь: У1 - выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений Владеть: В1 - методикой решения практических задач.
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знать: З1 - систему норм материального и процессуального законодательства. Уметь: У1 - обобщать практику применения норм материального и процессуального права; У2 - толковать нормативные акты; У3 - анализировать нормы процессуального законодательства. Владеть: В1 - методикой решения практических задач.
ПК-3 Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Знать: З1 систему норм материального и процессуального законодательства. Уметь: У1 - выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений Владеть: В1 - методикой решения практических задач.
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты Знать: З1 - систему норм материального и процессуального законодательства; З2 - руководящие постановления высших судебных инстанций относительно применения законодательства. Уметь: У1 - составлять проекты судебных актов арбитражных судов по различным категориям споров; У2 - составлять исковые заявления (заявления), жалобы при обращении в арбитражный суд. Владеть: В1 - способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-13 Способен управлять самостоятельной работой обучающихся Знать: З1 – закономерность социальной значимости своей будущей профессии; Уметь: У1 - управлять самостоятельной работой обучающихся; Владеть: В1 - достаточным уровнем профессионального правосознания.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина М2.В.ОД.6 «Внесудебные процедуры в правозащитной деятельности» относится к Обязательным дисциплинам и изучается на ДО в третьем семестре, на ЗО в четвертом семестре.

Общая трудоемкость дисциплины «Внесудебные процедуры в правозащитной деятельности» по направлению 40.04.01.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» составляет 72 часа/2 ЗЕ, итоговая форма контроля – зачет.

Успешное освоение магистрантами дисциплины «Внесудебные процедуры в правозащитной деятельности» необходимо для освоения таких дисциплин как М2.В.ОД.1 «Судебная власть» (1 семестр 1 курс), М2.В.ДВ.1.1 (1 семестр 1 курс) «Конституционализм судебной власти», М2.В.ОД.5 «Судебный контроль как средство реализации судебной власти» (1 семестр 1 курс).

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины, час
Всего Семестр, курс
       
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т.ч.          
лекционного типа (Л)          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)          
практического (семинарского) типа (ПЗ)          
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)          
Промежуточная аттестация форма зачет     зачет  
час          
Общая трудоемкость (час/з.е.) 72/2        
Заочная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т.ч.          
лекционного типа (Л)          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)          
практического (семинарского) типа (ПЗ)          
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)          
Промежуточная аттестация форма зачет       зачет
час          
Общая трудоемкость (час/з.е.) 72/2        

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций Коды ЗУН  
Тема 1 Понятие правозащитной деятельности, принципы ее организации. Место и роль внесудебных процедур в правозащитной деятельности     Раскрывается содержание правозащитной деятельности, ее принципы организации и деятельности. Дается анализ органов правозащитной деятельности, сущности терминалогического разграничения понятий правоохранительной и правозащитной деятельности, сущности понятий охрана и защита. Защита прав, свобод и законных интересов как ключевое звено, на котором построена вся система полномочий, запретов, гарантий. Анализ взаимосвязи системы полномочий, запретов, гарантий с системой внесудебных процедур. ОК-1, ПК-1 З1 У1 В1  
Тема 2 Понятие, третейского суда. Принципы третейского разбирательства.   Сущность третейского разбирательства. Содержание понятия «третейский суд». Преимущества арбитражного разбирательства по сравнению с рассмотрением дел в государственном суде и с другими способами разрешения правовых конфликтов. Правовая природа третейского суда (арбитража), ее основные теории (доктрины): договорная, процессуальная (юрисдикционная), теория смешанной правовой природы (sui generis), автономная теория. Третейский суд и альтернативные способы разрешения правовых споров.   ОК-2, ПК-2 З1 У1,2,3 В1  
Тема 3 Порядок рассмотрение дела в третейском суде. Компетенция третейского суда и арбитрабельность споров. Право на предъявление иска в третейский суд, выбор истцом органа по рассмотрению спора. Стадии третейского разбирательства: возбуждение производства по делу, формирование судебного состава, рассмотрение искового требования, вынесение решения. Определение компетенции третейского суда: основные правила. Понятие подведомственности дел третейским судам. Критерии подведомственности дел третейским судам. Понятие арбитрабильности.      
ОК-3, ПК-3 З1 У1 В1  
   
Тема 4 Правовое регулирование процедуры медиации Рассматривается специфика процедуры медиации. Правовая природа споров с участием посредника. Специфика правового регулирования. Принципы проведения процедуры медиации. Порядок и сроки проведения процедуры медиации. Медиативное соглашение. Требования к медиаторам. Саморегулируемая организация медиаторов  
ОК-5, ПК-7, 13 З1,2 У1,2 В1  
   

5.2 Структура дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации  
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР  
Л ЛР ПЗ КСР  
Очная форма обучения  
Тема 1 Понятие правозащитной деятельности, принципы ее организации. Место и роль внесудебных процедур в правозащитной деятельности                 Коллоквиум. Контрольные вопросы. Тест. Самостоятельная работа Реферат.  
Тема 2 Понятие, третейского суда. Принципы третейского разбирательства.               Коллоквиум. Контрольные вопросы. Тест. Самостоятельная работа. Реферат  
Тема 3 Порядок рассмотрение дела в третейском суде. Компетенция третейского суда и арбитрабельность споров.             Коллоквиум. Контрольные вопросы. Тест. Самостоятельная работа. Реферат  
Тема 4 Правовое регулирование процедуры медиации             Коллоквиум. Контрольные вопросы. Тест. Самостоятельная работа. Реферат  
Промежуточная аттестация               зачет  
Всего:                  
Заочная форма обучения  
Тема 1 Понятие правозащитной деятельности, принципы ее организации. Место и роль внесудебных процедур в правозащитной деятельности                 Коллоквиум. Контрольные вопросы. Тест. Самостоятельная работа Реферат.  
Тема 2 Понятие, третейского суда. Принципы третейского разбирательства.               Коллоквиум. Контрольные вопросы. Тест. Самостоятельная работа. Реферат  
Тема 3 Порядок рассмотрение дела в третейском суде. Компетенция третейского суда и арбитрабельность споров.             Коллоквиум. Контрольные вопросы. Тест. Самостоятельная работа. Реферат  
Тема 4 Правовое регулирование процедуры медиации             Коллоквиум. Контрольные вопросы. Тест. Самостоятельная работа. Реферат  
Промежуточная аттестация               зачет  
Всего:                  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

6.1 Вопросы для подготовки к семинарским занятиям

Тесты контроля знаний

Вариант 1.

В соответствии с законодательством о судебной системе и судоустройстве третейские суды:

1.не входят в систему государственных органов, не являются элементами российской судебной системы

2. входят в систему государственных органов

3. являются элементами российской судебной системы

 

Вариант 2.

Принципами третейского разбирательства являются:

1. принцип законности и конфиденциальности

2. принцип подчинения судей требованиям вышестоящего арбитражного суда

3. принцип свободы судей в рамках действующих правил третейского разбирательства

4. принцип диспозитивности, состязательности и равноправия сторон

Вариант 3.

Третейское разбирательство можно охарактеризовать:

1. как институт частного права

2. как институт публичного права

3. как комплексный институт, правовыми источниками здесь являются нормы как материального, так и процессуального права, публичного и частного права

 

Вариант 4

Определите арбитрабильность следующих категорий дел:

1. о признании несовершеннолетнего эмансипированным

2. о взыскании денежных сумм по векселю

3. о взыскании компенсации за время вынужденного прогула

4. об усыновлении (удочерении)

5. экономические споры, связанные с возмещением вреда

 

Вариант 5.

Решение третейского суда может быть оспорено:

 

1. участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня его получения

2. участвующей в деле стороной путем подачи заявления об оспаривании решения в третейский суд в месячный срок со дня его получения

 

Провести семинар на тему: Исполнение решения третейского суда

 

Задачи

Задача 1

Ответчику стало известно о нарушении порядка формирования состава суда.

В каком порядке и в какой срок он вправе заявить отвод третейскому суду, если процедура отвода не согласована сторонами?

Задача 2

При установлении арбитрабильности спора суд установил, что только часть требований истца охватывается третейским соглашением.

Каковы дальнейшие действия суда?

Задача 3

Определите, какие из перечисленных споров подведомственны третейскому суду:

1. о восстановлении прав по утраченной ордерной ценной бумаге;

2. о взыскании компенсации за время вынужденного прогула;

3. об усыновлении (удочерении);

4. о взыскании убытков по договору подряда;

5. о взыскании аванса по договору и штрафа за задержку его перечисления с заказчика;

6. об объявлении несовершеннолетнего эмансипированным;

7. о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния.

Нормативные материалы:

 

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание за­ко­нодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации РФ // Собрание законода­тельства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

4. Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 119-ФЗ «Об исполнительном произ­водстве» (в ред. ФЗ от 10.01.2003г. № 8-ФЗ, с изм., внесенными Постановлени­ем Конституционно­го суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П, Федеральным законом от 24.12.2002г. №176-ФЗ) // Российская газета. 1997г. 05.августа.

5. Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

6. Федеральный закон от 24.07.2002г. № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» // Соб­­рание за­ко­нодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3019.

7. Закон Российской Федерации от 07.07.1993г. № 5338-1 «О международном коммерчес­ком арбитраже» (вместе с «Положением о Международном коммер­ческом арбитражном су­де при Торгово-промышленной палате Российской Фе­дерации», «Положением о Морс­кой Арбитражной Комиссии при Торгово-про­мыш­ленной палате Российской Федера­ции»). Российская газета.1993. 14 августа.

8. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года. Заключена в Нью-Йорке // Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. №46.Ст.421.

 

 

Литература:

 

1. Севастьянов Г.В. Правовая природа третейского разбирательства как института альтернативного разрешения споров (частного процессуального права). Вып.15. Статут 2015

2. Гайдаенко Шер Н.И. Формирование системы альтернативных механизмов разрешения споров: бесконфликтное общество как основа противодействия коррупции: научно-практическое пособие. Отв.ред. Семилютина Н.Г. ИНФРА-М. 2015

3. Ануров В.Н. Третейское соглашение: монография. М.: Проспект, 2009.

4. Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции перспективы. М., 2005.

5. Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно-методические материалы и практические рекомендации/ Г.В.Севастьянов- СПб, 2015

6. Журнал «Третейский суд» - www.arbitrage.spb.ru

 

 

 

Тесты контроля знаний

Вариант 1.Медиатор-на профессиональной основе:

  1. лицо, достигшее возраста 25 лет, имеющее высшее образование
  2. лицо, достигшее возраста 18 лет
  3. лицо, имеющее высшее юридическое образование

 

Вариант 2.Принципы проведения процедуры медиации:

  1. сострадание, зачет
  2. примирение, беспристрастность
  3. добровольность, конфиденциальность, равноправие

 

Вариант 3. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения о:

1. о месте и лицах

2. о предложениях и событиях во время медиации

3. о предмете, сроках и порядке проведения процедуры

 

Вариант 4. Саморегулируемая организация медиаторов может создаваться в форме:

  1. ассоциаций или некоммерческих партнерств
  2. коммерческих организаций
  3. независимых организаций медиаторов

Самостоятельная работа. Проанализируйте правовую природу и условия заключения соглашения о проведении процедуры медиации

 

Темы рефератов.

1. Основания и порядок проведения процедуры медиации.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Особенность учебного процесса определяется образовательной технологией, которая предполагает сочетание нескольких форм обучения. К таким формам обучения относятся: лекционные занятия, семинарские (практические), самостоятельная работа студентов с учебными материалами, научной литературой и судебной практикой, выполнение письменных работ, индивидуальные консультации преподавателя (как очными, так и письменными, с использованием электронной почты и Интернет).

Самостоятельная работа это, прежде всего особый процесс добывания знаний.

Содержание учебного процесса должно быть акцентировано на привитие студентам фундаментальных основополагающих знаний, позволяющих выработать практические навыки и умения анализировать и решать практические правовые проблемы. Это предполагает использование активных методов в обучении и немаловажную роль при этом играет самостоятельная подготовка.

Кроме основной задачи научить студентов учиться, с учетом специфики юридической профессии, самостоятельная работа студентов призвана решать и такие задачи как:

1) оказывать помощь студентам в приобретении прочных знаний (перестройка содержания лекций с целью придания им проблемного характера, выделение творческого материала для самостоятельной проработки, разработка системы заданий и контроля за их исполнением, определение списка обязательной и дополнительной литературы);

2) создавать опыт самостоятельной учебно-научной деятельности и стимулиро­вать его развитие (подбор творческих заданий, привлечение последних науч­ных первоисточников, обсуждение опыта самостоятельной творческой работы студентов на студенческих конференциях и научных студенческих кружках);

3) помогать студентам в овладении профессионально направленными приемами учебной деятельности с ориентацией на будущую специальность юриста (изучение юридических журналов, обеспечение профессиональной направленности тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в деятельности различных правоохранительных органов и других структур);

4) укреплять стремление студентов к самообразованию.

Основными видами самостоятельной работы студентов применительно к этим условиям и требованиям является:

1. Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для студентов учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучение которых следует обратить особое внимание и др.

2. Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.

3. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.

4. Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций.

5. Подготовка к семинарским, практическим занятиям, зачетам и зачетам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения.

6. Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой.

7. Написание рефератов, докладов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ.

8. Подготовка докладов на студенческие научно-практические конференции.

9. Самостоятельное чтение правовых журналов: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Законодательство», «Российская юстиция»; «Законность», «Хозяйство и право», «Закон», «Гражданский и арбитражный процесс», а также «Российской газеты», Журнала «Нотариус», Журнала «Нотариальный вестник» и др.

Самостоятельная работа включает:

¾ решение типовых задач; выполнение различных упражнений по образцу;

¾ составление правовых документов;

¾ подготовку к семинарским занятиям, зачетам и зачетам; самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы; заучи­вание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала; доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; выяснение наиболее сложных, не­понятных вопросов и их уточнение во время консультаций; предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый учебный материал;

¾ подготовку сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме;

¾ написание контрольной, курсовой работы; выполнение специальных учебных заданий, предусмотрен­ных учебной программой; систематическое чтение правовых журналов, периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации.

¾ написание рефератов, научных статей; участие в научно-исследовательской работе; подготовка ВКР; выполнение специальных творческих заданий и др.

В качестве учебных материалов для обучения должен использоваться не только лекционный материал, но и самостоятельное изучение учебников, специальной литературы и периодических изданий. Студенты должны уметь пользоваться правовыми системами Консультант Плюс и Гарант. Современные информационные технологии позволяют перенести уникальные печатные издания «Классиков русской цивилистики», многообразные энциклопедии и словари на электронные носители, они так же могут служить учебным материалом.

Способы самостоятельной работы студента:

¾ освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.) с использованием учебников, учебных пособий;

¾ более глубокое изучение специальной научной литературы по отдельным проблемным вопросам;

¾ закрепление знаний теоретического материала путем решения задач, выполнения контрольных работ, тестов для самопроверки. Следует учитывать, что работа с задачами позволяет понять и запомнить основные нормативно-правовые акты и прививает навыки их применения;

¾ подготовка к групповой дискуссии, деловой игре, выступлению на научной студенческой конференций или научном студенческом кружке;

¾ проведение письменного анализа конкретной ситуации и выявление проблем в правовом регулировании;

¾ разработка правовой документации, составление проекта сделки или процессуальных документов;

¾ выработка собственного мнения, подходов и моделей;

¾ сопоставление различных научных и практических идеи и точек зрения;

¾ формирование представлений о тенденции развития законодательства.

В зависимости от процесса обучения самостоятельная работа студента может включать все выше перечисленные виды, либо их часть в самом разнообразном соотношении. Контроль, за проведением самостоятельной работы может осуществлять преподаватель.

Задания для самостоятельной работы студента могут четко формулироваться преподавателем, либо избираться студентами самостоятельно, при этом они должны быть разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе.

Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в ходе итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы студента по изучаемой дисциплине является балльная.

Используемые формы контроля: тестирование; проверка письменных заданий, контрольных работ, задач; доклад по самостоятельно изученной теме; экспресс опрос.

Как конспектировать текст

Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.

Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.

Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.

Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.

1. Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы). Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во-вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.

2. Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними).

По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.

Способы конспектирования

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

¾ сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

¾ выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

¾ использование различных цветов;

¾ подчеркивание;

¾ заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.

Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.

Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Оформление презентации

Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, размер – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации - не менее 20.

В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Оформление слайдов не должно отвлекать от его содержания. Нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях.

Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Для акцентирования внимания на какой-то конкретной инфо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.157 с.)