ТОП 10:

Научные представления о пространстве.



С позиций физико-механико-астрономического взгляда на пространство оно может быть определено как отношение между сосуществующими во времени объектами, порядок их ря-допололоженности и протяженности.

Пространство в рамках подобного подхода:

Трехмерно (т,е. характеризуется тремя измерениями: высотой, длиной и шириной). Правда, сама "трехмерность" пространства времени постулируется исходя из мак-роскопичности человеческого «тела».

Однородно (все "места" в пространстве как "системе мест" бытийно равноценны и тождественны, в нем нет привилегированных "систем отсчета");

Изотропно (в нем отсутствуют доминантные направления, в силу чего понятия "верх", "низ", "правое", "левое, "вперед, "назад" во многим условны и антропологичны);

Бесконечно и безгранично (пространство, как бы, есть своеобразная физико-астрономическая "всеобъемлемость", отсутствие "внешних" пределов, "Место всех мест», лишенное собственного места")

Однако, т.к. бытие представляет собой многообразие сущего и форм его движения следу-ет предположить, что каждая из них имеет "свои" специфические» формы пространствен-ной организации, отличающиеся от физико-астрономических характеристик пространства.

Действительно, в науках биохимического профиля показано, что «пространство Живого и Жизни» неоднородно (ибо в нем существуют «дискомфортные» для биологического само-чувствия и выживания «геопатогенные зоны», разнообразные климатические пояса, «мес-та» водопоев, ночевок, охот, брачных игр), и неизотропно ( по причине того, что сама возмо-жность появления жизни связана с биологической асимметрией «правого» и «левого», мута-ционными сдвигами наследственных цепочек).

Наконец, «социальное пространство» культурно-исторически многомерно и неоднородно, формируется в результате взаимоналожения и пересечения различных информационных, технических, символических и иных контекстов человеческого существования (выделяют, например, «мифологическое», «экономическое» пространства; политики всерьез используют понятия «сфер жизненных интересов» и «кризисных зон»; искусствоведы говорят о «прост-ранствах художественного произведения».

Философские концепции пространства:

А) Субстанциональная : Пространство мыслится как нечто абсолютно всеобъемлющее и неизменное.Оно существует в качестве «первичной Сущности», выступает безразмерным «вместилищем» всего существующего, порождает объекты и тела, является «Местом всех мест» безотносительно к тому, задано ли оно чьим-нибудь «присутствием в нем» или, напротив, лишено его.

Б) Реляционная: Как и материя, формой существования которой оно является, простран-ство вечно, несотворимо и неуничтожимо. Пространственные характеристики мира есть одновременно и условие и следствие взаимодействий объектов и процессов. Пространство да-но только в этих взаимодействиях, оно есть «системное» выражение отношений «между» всем сосуществующим в мире.

Время в науке, культуре и философии.

Время может быть определено как бытийное отношение между сменяющими друг друга событиями, характеристика их последовательности и длительности.

Научные представления о времени:

С физико-механических позиций время:

«одномерно» (описывается единственной координатой)

«анизотропно» (т.е. однонаправленно «течет» из «прошлого» через «настоящее» в«будущее»; «необратимо ( прошлое неподвластно физическому «пересмотру» из настоящего и будущего)

«однородно» (все «мгновения» времени абсолютно физически тождественны);

"бесконечно и безгранично» (т.е. «изначально» и «навсегда» в е ч н о ).







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.005 с.)