Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные смыслы понятия «толерантность»
В русском языке существуют два слова со сходным значением — «толерантность» и «терпимость». Термин «толерантность» сначала укоренился в медицине, где он означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Отсюда такие словосочетания, как толерантность к никотину, алкоголю, наркотику. Иными словами, человек, начинающий регулярно потреблять алкоголь, снижает чувствительность, нарушает собственные реакции. При этом организм, подверженный негативному влиянию, будучи не способным это контролировать, незаметно разрушается. Слово «терпимость», употребляемое довольно часто в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением злу, со способностью «подставить вторую щеку». Когда же мы говорим о толерантности, толерантных установках, напротив, речь идет об активной жизненной позиции, предполагающей формирование самосознания, ответственности, защиту прав любого человека, и своих прав не в последнюю очередь. Здесь позиция: «сделай так, чтобы не пришлось подставлять даже первую щеку», «уважай другого, умея уважать себя». В зависимости от контекста толерантность наполняется особым, специфическим смыслом. В этическом плане подчеркивается ценность различных достоинств (в том числе отличающих одного человека от другого) и добродетелей человека, необходимых для сохранения единства в многообразии. В разных языках в зависимости от исторического опыта народов толерантность имеет различные смысловые оттенки [9, с. 7], в большинстве связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли»; в арабском — «мягкость, сострадание, терпение»; в персидском — «готовность к примирению»; в китайском языке быть толерантным значит «проявлять великодушие в отношении других». Толерантность — готовность к принятию иных логик и взглядов, право на отличия, непохожесть, инаковость.
Термин «толерантность» (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, устойчивость, выносливость, терпимость к чужому, чужеродному) появился в Европе в XVI в., и именно в этот период начинается его обсуждение в работах философов в связи с религиозной терпимостью. Идея толерантности является одной из основополагающих ценностей европейской культуры. На протяжении многих веков европейские мыслители разрабатывали различные аспекты толерантности. Ее первой исторической формой было стремление к свободе мысли и вероисповедания. Принципы разграничения политической и духовной власти с позиции уважения свободы человека были разработаны еще в трудах Д. Локка. Значение его философии состоит в том, что он разграничил сферы деятельности государства и церкви и провозгласил принцип свободы воли человека в качестве основы религиозной толерантности. Спасение души никоим образом не зависит от деятельности церкви, которая не должна действовать силой. Согласно Локку, толерантность с политической точки зрения важна для разграничения государства и церкви, а с нравственной — важна идея, что принуждение в религиозной сфере противоречит цели спасения души. В политическом плане сегодня толерантность — готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве. Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты [87, с. 27]: 1) отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира; 2) милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»); 3) принципиальное признание того, что и «другие» обладают 4) открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться; 5) восторженное одобрение различий (они воспринимаются
6) одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии. Для понимания психологической сущности толерантности в современных условиях необходимо представление о внутренней стабильности систем при изменениях внешних. Человек как живая система существенно отличается от других систем такой особенностью, как устойчивость, т. е. способностью в одно и то же время активно сохранять свою организацию и развиваться. Такая устойчивость для личности определяется как относительная независимость от внешних воздействий и перемен, что не исключает развития личности. Устойчивость имеет активный характер, т. е. активность системы подразумевает поддержание достигнутых ею состояний в ходе развития и сохранение самого процесса развития. Толерантность — это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. Толерантность личности связана с устойчивостью к внешним воздействиям и с внутренней устойчивостью. Представьте себе, что кто-то в метро вас неожиданно резко толкнул. Если это ситуация обычная, вы не ожидаете никакой опасности, не ждете подвоха, да еще у вас нормальное состояние и настроение, тогда достаточно услышать слова извинения — и все в порядке, конфликта нет. Если же ситуация иная, например, вы слышали о том, что в метро воришки выхватывают сумочки, то в этом случае реакция может быть резко негативной и страх может дестабилизировать вас. Причем один человек может остолбенеть, онеметь, а другой — кинуться с кулаками на обидчика. Толерантность в этом случае способствует сохранению внутренней устойчивости. Выработанная толерантность к стрессовым ситуациям позволит вам не бежать в страхе и не бороться, а сначала понять, в чем дело, а потом уже действовать. Конечно, пример этот чрезвычайно упрощенный, но, надеюсь, дает возможность понять, как работает толерантность в качестве стабилизирующего фактора. Толерантность — это и социальный фактор, направляющий межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающий индивидов между собой, а также с традициями, нормами, культурой и т.д. Предположим, оказавшись в какой-то стране, имеющей совсем иные традиции, непривычные вам, вы можете попадать в конфликтные ситуации, сами того не желая. Различия в социальных нормах также могут стать поводом для конфликта. Например, многочисленные русские, приехавшие из бывших советских республик, отличаются от живущих в России своими обычаями, традициями, что часто вызывает непонимание местных жителей, а иногда и откровенно агрессивные реакции. В этом случае толерантность помогает осуществлять саморегуляцию, сохраняя внутреннюю устойчивость и внешнюю терпимость к инаковости. Толерантность как результат развития и саморазвития — собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности: внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументы; внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле властелина или большинства и т.д.;
внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) — способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия. Люди, поддаваясь внешнему и внутреннему воздействию (управлению), различаются по уровню устойчивости своих реакций и поведению. Устойчивость эта зависит как от воздействий окружающей среды, так и от внутренней структуры системы. Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество, играет немаловажную роль. Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности в сравнении с интолерантной значительно выше. Толерантная личность отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью). Дальнейшее применение концепций толерантности в различных сферах бытия и познания весьма необходимо нам после десятилетий тоталитарного режима. Способность самостоятельно действовать и думать, ставить перед собой осознанные цели является одной из самых нужных. Для того чтобы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы, стремиться к успеху, к определенному уровню достижений, необходимо осознавать и развивать самого себя, свою внутреннюю устойчивость и быть одновременно толерантным к другим. Все это, став частью нас, постепенно входя в нашу жизнь, поможет многое изменить.
Лекции 4-5 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ (4 часа) 1. Основные виды конфликтов: психологический, личностный, конфликты. 2. Понятие межличностные конфликтыи его особенности. 3. Проблема внутриличностного конфликта в зарубежной и отечественной психологии. 4. Показатели внутриличностного конфликта. 5. Структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (по А.Шипилову). 6. Виды внутриличностного конфликта. 7. Условия и функции внутриличностного конфликта. 8. Невротический конфликт. Типы невротических конфликтов. 9. Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов. 10. Роль механизмов психологической защиты в преодолении внутриличностных конфликтов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.16.116 (0.013 с.) |