Участие третьей стороны в разрешении конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие третьей стороны в разрешении конфликтов



В литературе в большинстве случаев участие третьей стороны в разрешении конфликтов также рассматривается как форма пере­говорного процесса; при этом различаются прямые переговоры между самими участниками ситуации) и переговоры с участием третьей стороны.

Переворот в переговорной практике, изменивший ее харак­тер, был связан с появлением метода принципиального ведения переговоров Р. Фишера и У. Юри.. Благодаря шумному успеху нескольких популярных изданий книг этих авторов, в част­ности книги «Путь к согласию, или Переговоры без поражения», переговоры стали особой отраслью знаний и практической дея­тельности. Еще в 50 —60-е гг. они были частью конфликтного про­цесса, в котором стороны использовали разнообразные средства для достижения своей «победы» и «разгрома противника».

Практика, когда третья сторона выступает в роли судьи, при­нимающего решение в спорных ситуациях, имеет давнюю исто­рию и реализуется в разных формах. Так, А. Г. Здравомыслов отме­чает, что «князь в Древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наслед­ство, выросшими детьми, желающими отделиться от родителей вопреки их воле. И в массе других повседневных ситуаций» [38, с. 7]. Вся мифология пронизана появлением «третейского судьи» в спорах богов.

Урегулирование конфликтов с помощью вмешательства тре­тьей стороны рассматривается сегодня как одна из форм конст­руктивного разрешения конфликтов. Часто в такой роли выступают учитель, руководитель, родитель. Руководитель — в силу наличия у него власти, учитель или родитель — как непререкаемый авто­ритет, взрослый, администрация — просто уважаемый третий.

Внимание к возможностям участия третьей стороны в регули­ровании конфликтов сегодня возрастает в связи с поиском согла­шений в конфликтах, сдвигом в сторону толерантности или стрем­лением к конструктивности. Практика участия таких посредников распространяется от бракоразводных процессов и семейного кон­сультирования до работы с конфликтами в области бизнеса, тру­довых отношений, социальных или международных споров. В шко­лах распространен и процесс обучения посредничеству.

Формы посредничества

Различаются несколько возможных форм посредничества: ме­диаторство, или медиация, фасилитация, примирение, арбитраж.

Медиатор (от англ. mediator) — это человек (или группа), осу­ществляющий посредническую деятельность. В этой роли могут выступать психологи, консультанты, социальные работники и т.д. Медиаторство — содействие третьей стороны в поисках соглаше­ния в конфликтной ситуации, причем рекомендации медиатора могут приниматься во внимание спорящими, но необязательно должны выполняться. Присутствие третьей (нейтральной) сторо­ны позитивно влияет на эффективность переговоров, что сделало данную практику весьма распространенной. В последние десяти­летия интерес к возможностям медиаторства резко возрос, что связано с успешным его применением в разрешении даже между­народных конфликтов. Особенно широко оно используется при решении разнообразных общественных проблем (муниципальные и экологические конфликты, разногласия между профсоюзами и администрацией и т.д.), в юридической практике, при разреше­нии имущественных и бракоразводных процессов. В практике меж­дународных конфликтов медиатор может выступать как «замести­тель» прямых контактов между сторонами.

Медиаторство, медиацию, или посредничество, в первую оче­редь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать кон фликт в сторону его разрешения. Медиация — это целенаправлен­ное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений и, нако­нец, разрешить некоторую проблему. Даже если не все элементы спора разрешаются, существующий конфликт с помощью медиа­ции может быть лучше понят его участниками и переведен на управляемый уровень.

Медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуа­ций, имеющих значительное число проблем и предполагающих продолжение взаимоотношений сторон (например, при разводе супругов, имеющих общих детей). Она способна создать модель, пригодную для разрешения будущих конфликтов.

Медиация — это техника вмешательства в конфликт, приме­няемая тогда, когда ситуация требует его ослабления и разреше­ния. Такая техника предполагает выявление и согласование цен­ностей, норм, принципов и интересов, носителями которых яв­ляются участники. Основные цели медиации заключаются:

в разработке плана будущих действий (проект соглашения), ко­торый участники смогли бы принять за основу;

в подготовке участников к тому, чтобы они в полной мере осо­знавали последствия своих собственных решений;

в помощи участникам в приемлемом для них решении.

Задача медиатора — выявить все имеющиеся проблемы, сооб­ща их понять и сформулировать. Здесь медиатор выступает как бы в двух ролях — гида, показывающего, на что стоит обратить вни­мание, и протоколиста, который фиксирует мнения, стремится прояснить недостаточно понятные высказывания участников, обоб­щает сказанное и выявляет приоритеты. Другими словами, из ог­ромного потока информации он извлекает и записывает короткие тезисы, которые могут быть быстро прочтены и обсуждены. Что же касается непосредственных переговоров между сторонами, то они часто начинаются с обычного торга по принципу «ты — мне, я — тебе» («Я дам вам то, что вы больше всего желаете, если вы дадите мне, чего больше всего хочу я», «Что бы вы могли предло­жить в обмен на...» и т.д.).

От медиаторства отличают фасилитацию. Если медиация обыч­но направлена на поиск разумных компромиссов, то фасилитатор стремится помочь сторонам прийти к общему пониманию их от­ношений, ясно определить цели каждого и открыть варианты, которые удовлетворяют интересам всех. Фасилитатором может быть один человек или команда из четырех-пяти человек, работаю­щих либо в непосредственном контакте со сторонами, либо с помощью электронной почты.

Другая форма посредничества — примирение, в котором ак­цент делается не столько на улаживании вопросов, сколько на процессе, с помощью которого конфликт прекращается.

Арбитраж — еще одна форма вмешательства третьей стороны, ее рекомендации обязательны к исполнению.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма, мозговой атаки, или, как он еще называется, брейнсторминг, может быть с успехом использован для поиска группой альтернатив разрешения конфликта. Когда перед группой стоит задача нахождения новых подходов к сло­жившейся ситуации, когда необходимы новые решения и новые идеи, этот метод может быть весьма эффективен. Он состоит из трех этапов.

Первый этап, продолжающийся 10—15 мин, состоит в том, что ведущий сообщает о задачах и самом методе, т.е. о правилах игры. В случае реального разрешения конфликта группа исходно поделена на две части — стороны конфликта. В случае обучаю­щем, т.е. при лабораторном подходе, требуется разделить группу искусственно на две части: генераторы идей и критики. Первые продуцируют идеи, а вторые скрупулезно их записывают и анали­зируют. Задача первых — порождение как можно большего числа идей, любых, приходящих в голову, даже просто бредовых. Задача вторых — поиск наиболее уязвимых точек для критики и аргумен­тированная критика. Задачей ведущего является соблюдение пра­вил проведения метода. Прежде всего, необходимо создать атмо­сферу, в которой не было бы вражды и конфронтации, несмотря на то что в реальности имеется конфликт. Для этого оговаривают­ся правила, которые, по сути, переводят соперников в позицию партнеров. На первом этапе вводится запрет на оскорбительные выпады, использование конфликтогенной лексики, на прерыва­ние высказываний, перебивание партнеров, обсуждение, критику и всячески поощряется высказывание новых точек зрения на про­блему. Вовлечение оппонентов в этот процесс позволяет лучше и объемнее понять друг друга, не включаясь в критику и обсуждение.

На втором этапе, который длится около часа, т.е. на стадии критики, стороны получают возможность понять аргументы друг друга. Задача ведущего в этот момент — регистрация идей и строгое соблюдение правил. Итогом этого этапа становится записан­ный на доске или на большом листе бумаги список всех идей. При этом ведущий, анализируя попутно идеи, может пользоваться цветными фломастерами для группировки сходных идей или про­сто распределяя их на доске.

На третьем этапе осуществляется критика идей по принципу:

• возможность реализации в данных условиях;

• возможность реализации с определенными оговоренными условиями, может быть через некоторое время;

• необходимые изменения, устраивающие обе стороны

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.01 с.)