Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Участие третьей стороны в разрешении конфликтов⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
В литературе в большинстве случаев участие третьей стороны в разрешении конфликтов также рассматривается как форма переговорного процесса; при этом различаются прямые переговоры между самими участниками ситуации) и переговоры с участием третьей стороны. Переворот в переговорной практике, изменивший ее характер, был связан с появлением метода принципиального ведения переговоров Р. Фишера и У. Юри.. Благодаря шумному успеху нескольких популярных изданий книг этих авторов, в частности книги «Путь к согласию, или Переговоры без поражения», переговоры стали особой отраслью знаний и практической деятельности. Еще в 50 —60-е гг. они были частью конфликтного процесса, в котором стороны использовали разнообразные средства для достижения своей «победы» и «разгрома противника». Практика, когда третья сторона выступает в роли судьи, принимающего решение в спорных ситуациях, имеет давнюю историю и реализуется в разных формах. Так, А. Г. Здравомыслов отмечает, что «князь в Древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от родителей вопреки их воле. И в массе других повседневных ситуаций» [38, с. 7]. Вся мифология пронизана появлением «третейского судьи» в спорах богов. Урегулирование конфликтов с помощью вмешательства третьей стороны рассматривается сегодня как одна из форм конструктивного разрешения конфликтов. Часто в такой роли выступают учитель, руководитель, родитель. Руководитель — в силу наличия у него власти, учитель или родитель — как непререкаемый авторитет, взрослый, администрация — просто уважаемый третий. Внимание к возможностям участия третьей стороны в регулировании конфликтов сегодня возрастает в связи с поиском соглашений в конфликтах, сдвигом в сторону толерантности или стремлением к конструктивности. Практика участия таких посредников распространяется от бракоразводных процессов и семейного консультирования до работы с конфликтами в области бизнеса, трудовых отношений, социальных или международных споров. В школах распространен и процесс обучения посредничеству.
Формы посредничества Различаются несколько возможных форм посредничества: медиаторство, или медиация, фасилитация, примирение, арбитраж. Медиатор (от англ. mediator) — это человек (или группа), осуществляющий посредническую деятельность. В этой роли могут выступать психологи, консультанты, социальные работники и т.д. Медиаторство — содействие третьей стороны в поисках соглашения в конфликтной ситуации, причем рекомендации медиатора могут приниматься во внимание спорящими, но необязательно должны выполняться. Присутствие третьей (нейтральной) стороны позитивно влияет на эффективность переговоров, что сделало данную практику весьма распространенной. В последние десятилетия интерес к возможностям медиаторства резко возрос, что связано с успешным его применением в разрешении даже международных конфликтов. Особенно широко оно используется при решении разнообразных общественных проблем (муниципальные и экологические конфликты, разногласия между профсоюзами и администрацией и т.д.), в юридической практике, при разрешении имущественных и бракоразводных процессов. В практике международных конфликтов медиатор может выступать как «заместитель» прямых контактов между сторонами. Медиаторство, медиацию, или посредничество, в первую очередь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать кон фликт в сторону его разрешения. Медиация — это целенаправленное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений и, наконец, разрешить некоторую проблему. Даже если не все элементы спора разрешаются, существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведен на управляемый уровень. Медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций, имеющих значительное число проблем и предполагающих продолжение взаимоотношений сторон (например, при разводе супругов, имеющих общих детей). Она способна создать модель, пригодную для разрешения будущих конфликтов. Медиация — это техника вмешательства в конфликт, применяемая тогда, когда ситуация требует его ослабления и разрешения. Такая техника предполагает выявление и согласование ценностей, норм, принципов и интересов, носителями которых являются участники. Основные цели медиации заключаются:
в разработке плана будущих действий (проект соглашения), который участники смогли бы принять за основу; в подготовке участников к тому, чтобы они в полной мере осознавали последствия своих собственных решений; в помощи участникам в приемлемом для них решении. Задача медиатора — выявить все имеющиеся проблемы, сообща их понять и сформулировать. Здесь медиатор выступает как бы в двух ролях — гида, показывающего, на что стоит обратить внимание, и протоколиста, который фиксирует мнения, стремится прояснить недостаточно понятные высказывания участников, обобщает сказанное и выявляет приоритеты. Другими словами, из огромного потока информации он извлекает и записывает короткие тезисы, которые могут быть быстро прочтены и обсуждены. Что же касается непосредственных переговоров между сторонами, то они часто начинаются с обычного торга по принципу «ты — мне, я — тебе» («Я дам вам то, что вы больше всего желаете, если вы дадите мне, чего больше всего хочу я», «Что бы вы могли предложить в обмен на...» и т.д.). От медиаторства отличают фасилитацию. Если медиация обычно направлена на поиск разумных компромиссов, то фасилитатор стремится помочь сторонам прийти к общему пониманию их отношений, ясно определить цели каждого и открыть варианты, которые удовлетворяют интересам всех. Фасилитатором может быть один человек или команда из четырех-пяти человек, работающих либо в непосредственном контакте со сторонами, либо с помощью электронной почты. Другая форма посредничества — примирение, в котором акцент делается не столько на улаживании вопросов, сколько на процессе, с помощью которого конфликт прекращается. Арбитраж — еще одна форма вмешательства третьей стороны, ее рекомендации обязательны к исполнению. Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма, мозговой атаки, или, как он еще называется, брейнсторминг, может быть с успехом использован для поиска группой альтернатив разрешения конфликта. Когда перед группой стоит задача нахождения новых подходов к сложившейся ситуации, когда необходимы новые решения и новые идеи, этот метод может быть весьма эффективен. Он состоит из трех этапов. Первый этап, продолжающийся 10—15 мин, состоит в том, что ведущий сообщает о задачах и самом методе, т.е. о правилах игры. В случае реального разрешения конфликта группа исходно поделена на две части — стороны конфликта. В случае обучающем, т.е. при лабораторном подходе, требуется разделить группу искусственно на две части: генераторы идей и критики. Первые продуцируют идеи, а вторые скрупулезно их записывают и анализируют. Задача первых — порождение как можно большего числа идей, любых, приходящих в голову, даже просто бредовых. Задача вторых — поиск наиболее уязвимых точек для критики и аргументированная критика. Задачей ведущего является соблюдение правил проведения метода. Прежде всего, необходимо создать атмосферу, в которой не было бы вражды и конфронтации, несмотря на то что в реальности имеется конфликт. Для этого оговариваются правила, которые, по сути, переводят соперников в позицию партнеров. На первом этапе вводится запрет на оскорбительные выпады, использование конфликтогенной лексики, на прерывание высказываний, перебивание партнеров, обсуждение, критику и всячески поощряется высказывание новых точек зрения на проблему. Вовлечение оппонентов в этот процесс позволяет лучше и объемнее понять друг друга, не включаясь в критику и обсуждение.
На втором этапе, который длится около часа, т.е. на стадии критики, стороны получают возможность понять аргументы друг друга. Задача ведущего в этот момент — регистрация идей и строгое соблюдение правил. Итогом этого этапа становится записанный на доске или на большом листе бумаги список всех идей. При этом ведущий, анализируя попутно идеи, может пользоваться цветными фломастерами для группировки сходных идей или просто распределяя их на доске. На третьем этапе осуществляется критика идей по принципу: • возможность реализации в данных условиях; • возможность реализации с определенными оговоренными условиями, может быть через некоторое время; • необходимые изменения, устраивающие обе стороны
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.01 с.) |