Нормальный уровень самооценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормальный уровень самооценки



Человек с нормальной самооценкой уверен в себе. Если вы достигли этого состояния, то вы – счастливчик. Вы можете отбросить половину жизненных трудностей и забыть о них. Вы преодолели главную проблему: застенчивость, стеснительность, страх перед обществом. Это состояние – нечто среднее, золотая середина, между низкой и завышенной самооценкой личности, выйти на которую удаётся далеко не всем. Очень важно в этом случае не перегнуть палку и не попасть в ранг заносчивых особей, оставаясь при этом яркой личностью. Человек в этом случае знает себе цену в определенной ситуации, он знает, какие у него положительные и отрицательные стороны, чем ему можно гордиться, а над чем ещё предстоит поработать. В.Сатир, один из американских исследователей, говорил о том, что нормальная самостоятельная оценка личности - это залог психологического благополучия. Кроме того, Сатир отмечает, что личность с высокой самооценкой умеет сдерживать свои эмоции, не избегает жизненных неприятностей. Для такого человека неприятности – это лишь ступень к достижению других целей, лишь повод, для того, чтобы двигаться дальше в новым вершинам.

Завышенная самооценка

Это тот случай, когда человек обладает завышенным уровнем самооценки. По- другому такое состояние можно охарактеризовать как «мания величия», а также то, что называется «перегнул палку». Человек с завышенной самооценкой не видит себя со стороны, он считает, что всегда прав. Переубедить в чём-либо его невозможно, однако, это не признак большого ума. Кроме того, индивид, который слишком много думает о себе, ставит перед собой такие же недостижимые цели, и здесь неизбежно возникает конфликт с жизнью, который может привести к пагубным последствиям. Вообще причин для такого отношения к себе существует великое множество. К примеру, звездная болезнь, постоянный жизненный успех, который может «вскружить голову» и т.д. Примеров тому существует множество. Некоторые люди, родившиеся в 70-80-ые годы прошлого столетия, в-общем-то весьма неординарные, которых называлидети индиго, также имели весьма завышенную самооценку

35) Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучаетсясоциологией[2].

Формы коммуникационного действия [править]

Основная статья: Виды коммуникации

Возможны три формы коммуникационного действия:

· подражание;

· диалог;

· управление.

Классификации сторон и функций общения [править]

1. Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.

2. Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

3. Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Или:

1. информационно-коммуникативная (приём и передача информации)

2. регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)

3. аффективно-коммуникативная

Или:

1. инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);

2. синдикативная (сплочение групп)

3. трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)

4. самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)

Функции по целям общения:

1. контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)

2. информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)

3. побудительная (целевая стимуляция активности)

4. координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)

5. функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)

6. эмотивная (обмен эмоциями)

7. функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)

8. функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

· Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

· Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

· Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

· Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

· Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

· Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

· Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

· Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

· Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

· Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Средства общения

· Вербальные (речевые)

· Невербальные:

1. Мимика

2. Жестикуляция

3. Визуальный контакт

4. Проксемика

36) Контроль социальной дистанции
• Контроль выражения лица (например, «несчастное выражение лица» - проявление дефицита социального навыка)
• Контроль позы
• Поддержание контакта глаз
• Контроль тона и громкости голоса
• Объем речи (если человек слишком мало говорит – это дефицит навыка, так же как если он слишком много говорит)
• Подбор темы для беседы
• Понимание социальных сигналов других людей, таких как тон голоса, выражение лица и др.

• Умение вступать в контакт
• Умение задавать вопросы
• Умение вести разговор
• Умение услышать и понять то, что имел в виду партнер
• Умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии был выразить
• Умение передать партнеру. Что его поняли и услышали
• Умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе
Синтез всех этих умений образует то, что принято считать тактом.

Понятие малой группы

1. Люди объединены друг с другом в многочисленные более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами.

Большие социальные группы – государства, нации, партии, классы, другие социальные общности, выделяемые по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Состав таких групп нестабилен.

Средней социальной группой называют людей, составляющих социальную организацию учреждения, предприятия и т.п. Такие группы более или менее постоянны по составу, их участники осознают свою принадлежность к группе, отделяют ее от других групп и проживают в одном регионе.

Малая группа – это общность, состоящая из 2-3 до 20-30 человек (верхняя граница определяется возможностью непосредственно контактировать друг с другом), которых отличают:

- наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.),

- личное знакомство друг с другом,

- непосредственное взаимодействие друг с другом,

- существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы,

- наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.

Малая группа – непосредственный проводник общества, больших и средних социальных групп на индивида.

Большую часть жизни человек проводит в малых группах – это семья, учебный класс, студенческая группа, первичный трудовой коллектив, компания друзей.

Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность. Основные ее критерии:

- сходство мотивов, целей, ценностных ориентация и социальных установок членов,

- идентификация индивидов со своей группой (осознание своей принадлежности),

- осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности и отличий своей группы от других,

- наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным индивидам (сплоченность, социально-психологический климат и т.п.).

 

2. Классификация малых групп, как и любая другая, условна:

- формальные (членство основано на официальных предписаниях) и неформальные (членство основано на внутренних потребностях индивидов в общении, принадлежности и понимании),

- временные и постоянные,

- лабораторные и естественные,

- случайные и стационарные,
- группы разного уровня развития,

- референтные, индифферентные и антиреферентные,

- горизонтальная (члены имеют одинаковый статус в обществе) и вертикальная,
- гетерогенные и гомогенные,
- дискуссионные и исполнительские.

 

3. Качественные характеристики малой группы:

- композиция – совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как единое целое (пол, возраст, образование и т.п.),

- структура – совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами как элементами данной группы.

Структура функциональных связей (распределение функций) и структура эмоциональных связей.

В исследованиях формальных групп выделяют формальную и неформальную структуры, связанные с официальными и неофициальными отношениями.

Социометрическая структура – выявленная по итогам социометрического исследования по методике Джекоба Морено, в основе – симпатии и антипатии, предпочтения и отвержения.

Коммуникативная структура – совокупность связей, связанных с приемом и передачей информации. «Коммуникативные сети». Централизованная и децентрализованная структуры каналов коммуникации (а еще фронтальная, радиальная, цепная, круговая и т.п.).

Структура социальной власти и влияния связана с направленностью и интенсивностью влияния. Системы связей, лежащих в основе руководства и неформального лидерства. Координационные и субординационные взаимоотношения.

 

4. Феноменология (описание основных явлений) малых групп

Ценности малой группы – то, что наиболее значимо и важно для членов группы.

Групповые нормы – общие правила, которыми в своих действиях, а также во взаимоотношениях руководствуются члены группы. Бывают нормы первого уровня (нарушение абсолютно недопустимо), среднего уровня (допускаются вариации поведения в пределах нормы) и низкого уровня (соблюдение дело вкуса, а нарушение не подлежит санкциям).

Групповые санкции – положительные и отрицательные воздействия группы на своих членов.

Групповое давление – влияние, которое оказывает группа на психологию и поведение своих членов.

Конформизм – сознательный отказ человека под давлением группы от собственного мнения, отличающегося от мнения большинства.

Групповая сплоченность – внутреннее единство группы в различных аспектах ее жизнедеятельности.

Групповая совместимость – способность членов группы в различных ситуациях действовать как единый слаженный организм.

Групповая поляризация – разделение группы на несовместимые группировки.

Лидерство – исполнение лидером своих функций и отношения между ним и остальными членами группы.

Групповая динамика – развитие отношений в группе, изменения, которые наступают в результате действующих в группе сил.

 

5. Эффективность групповой деятельности определяется тем, насколько хорошо группа справляется с возложенными на нее обязанностями.

Критерии:

- продуктивность (получение запланированных результатов),
- качество работы,

- положительное влияние группы на социализацию индивида.

Зависит:

- от композиции (индивидуального состава): группы с неоднородной композицией лучше справляются со сложными проблемами, так как предлагается больше вариантов их решения,

- от стиля лидерства,

- от личных взаимоотношений,

- от организации деятельности (коллективно-кооперативная, индивидуальная или скоординированная).

39) Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня:

  1. Номинальная группа.
  2. Кооперация.
  3. Коллектив.

Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

  1. Диффузная группа.
  2. Ассоциация.
  3. Корпорация.
  4. Коллектив.

Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней:

  1. Конгломерат
  2. Номинальная группа
  3. Ассоциация
  4. Кооператив
  5. Автономия
  6. Коллектив

Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив.

Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развита» группы, опираясь на три главных критерия:

  • общность целей совместной деятельности;
  • четкость структуры группы;
  • динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates – собранный, скопившийся) – это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis – именной, существующий только по названию) – это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников является сервисной, обслуживающей деятельность других групп рабочих, которые выполняют основную работу по производству продукции.

Номинальная группа может остаться группой – конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор – один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, – это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассигнация (лат. associatio – соединение) – это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера – делового или популярного.

Характерной особенностью группы – ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.047 с.)