Профессионально-личностное развитие как предмет психолого-акмеологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-личностное развитие как предмет психолого-акмеологического исследования



 

Проблема личностно-профессионального развития с психологических и акмеологических позиций исследована в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, Л.И. Божович, А.А. Деркача, Д.Н. Завалишиной, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, В.Н. Леоньтева, А.К. Марковой, Л.М.Митиной, и др.

Личностно-профессиональное развитие определяет сущность субъекта деятельности и его роль во взаимосвязях всех сторон профессиональной деятельности. Образ профессионала включает следующие характеристики: психологический ресурс, психические свойства, процессы и состояния, характер, темперамент, мотивационно-деятельностные особенности (профессиональное самосознание, направленность, стиль профессиональной деятельности); умение в любых условиях последовательно оставаться на позиции, обусловленной интересами и приоритетами работы, развивать и реализовывать способности и творческий потенциал, добиваться оптимальности всех сторон профессиональной деятельности.

К.К. Платонов выделяет несколько видов моделей профессионала: нормативную, экспективную и эмпирическую. Нормативная модель составляется на основе инструкций, уставов, программ подготовки и т.д. Экспективная модель обусловлена мнениями экспертов, хорошо владеющих данной профессией. Эмпирическая модель профессионала - модель реально существующего в определенных условиях среднего профессионала.

Развитие объективно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется при наличии у субъекта требуемых качественных характеристик. В первую очередь к ним надо отнести такие, как понимание своих возможностей для саморазвития и самореализации в избранной профессиональной деятельности по сравнению с любой иной сферой; мотивация продвижения к вершинам профессионализма; сформированность социально-ценностной Я-концепции, способность успешно реализовывать и оценивать профессиональную деятельность; развитие интереса к результатам деятельности.

В психологических исследованиях встречается понятие «профессиональное становление», отождествляемое с другим не менее распространенным понятием «профессиональное развитие». Существуют различные точки зрения на рассмотрение механизмов как становления, так и развития профессионала.

Понятие «профессиональное становление» не нашло еще четкого определения, несмотря на его широкое применение. Можно отметить, что в науке нет четкого разграничений обозначенных понятий. B.C. Леднев, например, определяет становление личности, как состоящее «в прогрессивном изменении качеств человека, то есть включает в себя: развитие функциональных механизмов психики, усвоение опыта личности; воспитание типологических свойств личности». В данном определении становление понимается как позитивные качественные изменения, находящие отражение в личном опыте. Е.М. Борисова считает, что в большинстве случаев становление понимается как то, что уже возникло, но далеко от своего завершения. Становление «в таком понимании можно рассматривать как развернутый во времени процесс овладения профессией. Он (процесс - Е.М.) должен включать определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. В таком контексте наиболее близким к нему по смыслу является понятие профессионального развития...». С точки зрения акмеологии, необходимо рассматривать человека труда как личности. При этом данный процесс определяется как появление «качественных позитивных новообразований в психическом облике человека, создание новых или переосмысление старых мотивов, целей, отношений».

Согласно подходу, предложенному Ф. Парсонсом, каждый человек по своим индивидуальным и профессионально значимым способностям наиболее оптимально подходит к одной единственной профессии; профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлена степенью соответствия индивидуальных качеств требованиям, предъявляемым профессией к человеку.

К недостаткам данной теории можно отнести то, что автор рассматривает психические процессы и свойства статичными, не учитывая, что и личностные структуры и профессиональные требования изменяются в течение жизни и в соотвествии с жизненными целями. Этим психологическим направлением также не учитываются проблемы возникновения психологических новообразований в процессе профессионального становления, не учитываются процессы развития, поэтому вне анализа остаются источники развития, потребностно - мотивационная сфера и др.

В рамках теоретического исследования необходимо упомянуть типологию Дж. Голланда в которой выделено шесть типов профессиональной среды: реалистический (рабочие, автоводители), интеллектуальный (ученые), социальный (учителя, врачи), конвенциональный (директора, заведующие), предприимчивый (бизнесмены, продавцы), артистический (художники, актеры). Выбор профессии сводится, по Дж. Голланду, к поиску наиболее подходящего окружения, то есть профессиональной группы, соответствующей ориентации личности и которую составляют индивиды, обладающие сходными личностными особенностями. Каждый из выделенных типов характеризуется определенным интеллектуальным развитием, характером, темпераментом, интересами. По мнению ученого, человек вступает только в ту среду, которая ему типологически соответствует. Несмотря на большую практическую значимость данной типологии, можно отметить, что зачастую бывает трудно выделить определенную профессиональную среду, к которой можно отнести какого- либо человека. Кроме того, человек, развиваясь в определенной профессиональной среде, способен к личностному совершенствованию, которое, во многом, может по своим показателям не соответствовать требованиям данной профессиональной среде. Это означает, что мы не можем рассматривать обретение человеком профессионализма как некое строго запрограммированное состояние, за пределами которого личностное развитие прекращается.

Уровни самооценки

При обсуждении данного вопроса можно выделить три основных уровня самооценки: заниженный, нормальный и завышенный, которые определяются развитием личности человека.

Заниженная самооценка

Другими словами, человек обладает низким уровнем самооценки. Такое состояние будет не самым лучшим образом влиять на психологию человека и всю его деятельность, оно будет провоцировать плохое настроение и другие негативные эмоции. Вообще закономерно возникает вопрос: «Почему у меня заниженная самооценка?» Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что все стереотипы и личностные характеристики человека складываются в детстве. И здесь можно выделить несколько наиболее частых причин формирования низкого мнения о себе. Во-первых, будучи ребенком, мы воспринимаем всю информацию от родителей напрямую, никак не анализируя её. В итоге получается, что у ребенка складывается определенный багаж убеждений, основанный не на опыте, а на мнении родителей, который потом сопровождает его всю оставшуюся жизнь. Во-вторых, любой ребенок учится в школе и, конечно, иногда ошибается. Хорошо, если результаты ошибок никак не отразятся на внутреннем состоянии ребенка. Однако, так происходит не всегда. Чаще всего, если что-то случилось, то ребенок воспринимает это как проблему, которая потом может нарастать и со временем превратиться в комплекс. В-третьих, это, собственно, само воспитание. В основном на заниженное самоощущение личности могут влиять религиозные убеждения, накладываемые ограничения, постоянное чувство страхаили вины и т.п. В результате, жизнь с низкой самооценкой не покажется сладкой никому, у человека с таким неадыкватным мнением о себе будут происходить бесконечные депрессии, конфликты с обществом и с самим собой.Состояние стресса будет постоянно сопровождать тех, у кого низкая самооценка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.004 с.)