ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Выборы и избирательные системы



 

Семинар проводится в комбинированной форме:1-й во­прос обсуждается всей группой; 2-й вопрос рассматривается ме­тодом малых групп (формируются 3 малые группы, которые уг­лубленно изучают сущность мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем); 3-й вопрос обсуждается всей группой.

1. Выборы: понятие, принципы:

1) дайте определение понятия выборов;

2) в чем заключаются главные функции выборов;

3) в чем заключаются общие принципы, которые позволяют придать выборам действительно демократический характер;

4) какие существуют цензы, ограничивающие избиратель­ное право (особенно пассивное) дополнительными условиями. В чем назначение этих цензов?

2. Типы избирательных систем:

1) дайте развернутое определение понятия избирательная система;

2) раскройте сущность мажоритарной избирательной систе­мы, ее достоинства и недостатки;

3) раскройте сущность пропорциональной избирательной системы, ее достоинства и недостатки;

4) раскройте сущность смешанной избирательной системы; в чем ее специфика;

5) какие политические цели достигаются с помощью разных избирательных систем.

3. Выборы и избирательная система в современной России:

1) раскройте конституционные принципы выборов и изби­рательной системы в Российской Федерации;

2) дайте анализ изменений, внесенных в законодательство об избирательной системе Российской Федерации в 1999-2000 гг.

 

Сообщения

 

1. Избирательные кампании: подготовка, организация, про­ведение.

2. Роль СМИ в избирательной кампании.

3. Избирательные системы в Российской Федерации и дру­гих странах: сравнительный анализ.

 

Основные понятия

 

Активное избирательное право, выборы, избирательная кампания, избирательная система, избирательные цензы, мажо­ритарная избирательная система, пассивное избирательное право, политический маркетинг, пропорциональная избирательная сис­тема, электорат.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите критерии демократизма избирательной системы.

2. Приведите примеры смешанной избирательной системы (помимо российской).

3. Какая избирательная система способствует становлению двухпартийной системы?

4. Какая избирательная система способствует становлению многопартийности?

5. Как влияет избирательная система на характер межпар­тийных отношений?

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

 

Гаджиев КС. Политическая наука. М., 1994. Гл. XVI. С. 369-388.

Политология: Учеб. пособие / Под ред, М.А, Василика. М, 2005. С. 272-297.

Курс политологии: Учебник / Под ред. А.Г, Грязновой. М., 2002. Гл. X. С. 211-240.

Рыбаков А. В. Избирательное право и избирательные системы // Социально-политический журнал. 1998. № 2.

Любарев Н.Е. Избирательные системы и российское избиратель­ное законодательство // ПОЛИС. 2003. № 4. С. 120-129.

Новокрещенов А. В. «Невидимая рука» избирательного процесса // СОЦИС. 2005. № 8. С. 29-34.

 

Дополнительная

Пушкарева Г. В. Избирательная кампания: как это делается? // Со­циально-гуманитарные знания. 2000. № 2.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии, М, 1999.

Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик. М., 2000. С. 436-442.

Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М, 1998.

 

Тема 10. Политическая культура

И политическая социализация

План

 

1. Понятие политической культуры, ее структурные эле­менты.

2. Типология политической культуры.

3. Политическая социализация: этапы, факторы. Семинар предполагается провести в форме дискуссии.Для углубленного понимания проблемы ответьте на ряд вопросов:

1. Дайте разные определения политической культуры и по­кажите, из каких структурных элементов они состоят. Выделите главные, на ваш взгляд, и объясните их.

2. Каковы функции политической культуры, как они прояв­ляются на практике? Под воздействием каких факторов формиру­ется политическая культура любой общности?

3. Назовите основные критерии, положенные в основу ти­пологии политической культуры.

4. Чем объяснить тот факт, что в чистом виде названные ва­ми типы культур не встречаются?

5. Назовите характерные черты политической культуры со­временной России.

6. Какие трактовки процесса социализации существуют в политологии?

7. Какие функции выполняет политическая социализация?

8. Назовите основные модели политической социализации.

9. Какие типы политической социализации существуют и какой из них, на ваш взгляд, присущ современной России?

 

Сообщения

 

1. Политическая культура как фактор модернизации обще­ства.

2. Феномен политического абсентеизма, его особенности в России.

3. Политическая культура в современной России.

 

Основные понятия

 

Абсентеизм, агент влияния, агентуры социализации, агрега­ция интересов, аполитичность, конфронтация, мессианство, по­литический радикализм, толерантность, лояльность, эсхатология.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какая взаимосвязь существует между понятиями «куль­тура» и «политическая культура»?

2. Назовите элементы политической культуры.

3. Выделите исходные элементы западной и восточной культур в целом и политической в частности.

4. Что представляет собой политическая культура совре­менной России, какова ее связь с политической системой и в ка­ком направлении они развивается?

5. Назовите основные модели политической социализации.

 

Самостоятельная работа

 

Тесты

 

1. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу.

 

1) идентификация; 2) коммуникация; 3) социализация; 4) адаптация а) приспособление индивида к изменяющимся политическим условиям, в которых осуществляются его права; б) обретение личностью определенных навыков и свойств, позволяющих ей реализовать свои гражданские права и интересы; в) взаимодействие всех субъектов и институтов власти на основе использования средств ин­формации; г) потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в отстаивании интересов данной группы

2. Политическая социализация означает:

а) человек приобретает политические качества стихийно;

б) целенаправленный процесс со стороны государства и по­литических партий;

в) человек рождается с набором определенных политиче­ских качеств, а затем их развивает;

г) человек осознанно приобщается к политическим ценно­стям.

3. Заполните таблицу «Типы участия масс в политической жизни».

Степень активности Форма участия
Приемлемая Неприемлемая
Активное    
Пассивное    

4. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) подданническая культура; б) агентура социализации; в) социолизант 1) непосредственные субъекты политической социализации (преподаватели, журналисты, общественные деятели и др.); 2) объект социализации; 3) политическая культура, основанная на пассивном отношении граждан к поли­тической системе

 

5. Прокомментируйте слова испанского политолога Л. Са-нистебана о том, что «в политике не может быть невинного воз­держания. Те, кто практикует абсентеизм, как правило, полагают, что они находятся вне политической жизни, поверх конфлик­тующих групп. Однако истина заключается в ином. Абсентеизм -это также политическая позиция».

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

 

Политология: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Василика. М, 2005. С. 363-385.

Курс политологии / Под ред. А.Г. Грязновой. М., 2002. С. 296-298.

Дженусов А.И. Различие структур и уровней развития политиче­ской культуры // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4.

Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // СОЦИС. 2004. № 7.

Лапкин В.В., Паншин ВВ. Восприятие западных институтов и ценностей в постсоветском пространстве: опыт Украины и России // ПОЛИС. 2004. №1.

Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // СОЦИС. 2004. № 5.

 

Дополнительная

 

Забелин П.В., Дрягилев Л.А., Федцов В.Г. Политология: Учеб. -практ. пособие для вузов. М., 2002.

Зимон Г. Заметки о политической культуре в России // Вопросы философии. 1998. № 7.

Каверин Б.И. Политология. М., 2004.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хре­нова. СПб., 2005.

Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вер­шинин. М., 2000.

Рабжаева М.В. Семейная политика в России XX веке: историко-социальный аспект // Общественные науки и современность. 2004. № 2.

Седова КН. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // СОЦИС. 2004. № 8.





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.009 с.)