Тема 1. Политология как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Политология как наука.



Библиографический список

 

Белов Г.А. Политология: Курс лекций. М., 1998.

Борисов Л.П. Политология: Учеб. пособие М., 1998.

Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. М, 2003.

Гаджиев КС Введение в геополитику. М, 1998.

Грановский С.А. Прикладная политология. М., 2004.

Ильин В.В. Политология. М, 1999.

Каверин Б. И. Политология. М, 2004.

Козырев Г.И. Введение в политологию. М, 2003.

Панарин А.С, Василенко И.А. Политология: Общий курс М, 2003.

Политология I Под ред. В.А. Ачкасова. М, 2005.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М, 1997.

Политология: Практикум для студентов дневного отделения / И.В. Борзихина, Н.Д. Запецкая, Л.А. Коноплева, Т.Е. Эйдис; Отв. за вып. А.В. Трофимов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хре­нова. СПб., 2005.

Пугачев В.П. Политология. М., 2003.

Российская историческая политология. Курс лекций. Ростов н/Д, 1998.

Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: Комментарии, схемы, афоризмы. М., 1999.

 

Тема 1. Политология как наука.

Идейные истоки политологии

Политология как наука

План

 

1. Понятие политики. Политика как общественное явление.

2. Основные категории политологии.

3. Парадигмы и школы политологии.

 

Семинар проводится в форме дискуссии. Для более глубо­кого изучения поставленных проблем ответьте на ряд вопросов:

1. На основании анализа и обобщения различных концепций сущности политики дайте определение политики.

2. Какова роль политики в общественном развитии?

3. Что является предметом и объектом политологии? Дайте определение науки о политике.

4. Назовите основные функции политологии, раскройте их содержание.

5. Дайте классификацию методов политологии.

6. Какие задачи призвана решить политология в современ­ных условиях.

7. Дайте определение понятия «парадигма», объясните при­чину наличия множества парадигм в политологии.

8. Проанализируйте содержание всех парадигм, покажите достоинства каждой.

Назовите национальные политологические школы и дайте характеристику каждой из них.

 

Основные понятия

 

Политика, субъекты политики, биополитика, бихевиоризм, геополитика, парадигмы, политическая концепция, сравнительная политология, прикладная политология

 

Контрольные вопросы

1. Какие существуют точки зрения на предмет политологии и в чем различия между ними?

2. Что понимается под словом «политика», в чем ее сущ­ность?

3. Если политика - объект политологии, то что является предметом политологии?

4. Как соотносится политология с другими политическими науками?

5. Какие методы применяются в политологии при исследо­вании политической жизни?

 

Самостоятельная работа

 

1. Прикладная политология, политическая философия, по­литическая теория, политическая история, сравнительная поли­тология, политическая социология, политическая антропология.

Разделите перечисленные направления политологических исследовании на две категории: 1) входящие в структуру собст­венно политологии; 2) относящиеся к наукам о политике, но не входящие в политологию.

 

2. Расположите следующие.методы политологии в таб­лице по разделам:

политологический анализ, социологический метод, функ­циональный метод, системный подход, институциональный под­ход, бихевиористский метод, антропологический метод, истори­ческий метод, анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирова­ние, сочетание исторического и логического анализа, моделиро­вание, математические, кибернетические методы, использование электоральной статистики, теория игр, лабораторные экспери­менты.

 

Общие методы (подходы) политологии Общелогические методы политологии Методы эмпирических исследовании
     

 

3. Политика часто определяется как специфическая сфера деятельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утвер­ждают, что политика ассоциируется с функционированием обще­ства на уровне индивидуума, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется их взаимосвязь? Определите пути воздействия и обратной связи «повседневной жизни».

4. Назовите основные парадигмы политологии и покажите, что лежит в их основе. Данные сведите в таблицу.

Парадигма Содержание
Рационально-критическая Природа политики объясняется не внеш­ними по отношению к ней факторами, а внут­ренними причинами, свойствами
……….  

4. Рассмотрите функции политологии и раскройте их со­держание через данные таблицы.

 

Функция Содержание
1.Научно-прикладная Критический анализ: а) текущих процессов, политических послед­ствий осуществления социально-экономиче­ских программ и проектов; б) политическое прогнозирование

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

 

Политология: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Василика. М., 2005. С. 6-39.

Забелин П.В., Дрягилев Л.А., Федотов В.Г. Политология: Учеб.-практ. пособие для вузов. М., 2002. С. 1-18.

Ильин М.В. Отечественная политология: Осмысление традиций // Политическая наука. 2001. № 1.

Каверин Б. И. Политология. М., 2004.

Дополнительная

 

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // ПОЛИС. 1997. №6.

Баталов Э.Я. Восхождение к политической науке // Обществен­ные науки и современность. 2005. № 3. С. 34-47.

Воробьев ДМ. Политология в СССР: формирование и развитие научного сообщества // ПОЛИС. 2004. № 4.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хре­нова. СПб., 2005.

 

Идейные истоки политологии

(для самостоятельного изучения)

 

Заполните таблицу:

 

Политические идеи Эпоха Происхож­дение и функции государства Формы государствен­ной власти Оптималь­ная форма государст­венной власти Отношение к демокра­тии
Античность (Платон, Аристотель)        
Средневековье (А. Блаженный, Ф. Аквинский)        
Эпоха Возрож­дения (Д. Локк, Т. Гоббс)        
Новое время (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо)        
XIX век (К. Маркс, М. Вебер)        

 

Библиографический список

 

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995.

История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. Вып. 3. М., 2000.

История политических и правовых учений: Учеб. для вузов /Под ред. В. Нерсесянца. М., 1996.

Политология: Хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. М, 2000.

Политическая мысль Европы конца XIX - начала XX в.: Хресто­матия. Екатеринбург, 1991.

 

План

 

1. Политическая власть: сущность, структура, основные функции.

2. Ресурсы и основания политической власти.

3. Эффективность и легитимность политической власти.

Форма проведения: по первому вопросу предлагается за­слушать доклад, остальные вопросы обсудить по методике про­ведения дебатов. Цель - научиться высказывать свое мнение и постараться своими аргументами убедить оппонентов в правиль­ности избранной позиции.

Студенты делятся на 2 команды (равное количество участ­ников), каждой из которых предлагается найти аргументы «за» и «против» по обсуждаемой проблеме.

Предлагаются следующие проблемы для обсуждения (выда­ется заранее как домашнее задание).

1. Американский политолог А. Тоффлер считает, что важ­нейшими инструментами власти в прошлом являлись насилие и богатство, а в настоящее время основным и решающим инстру­ментом власти являются знания. Насколько эта позиция является верной?

2. Характерной чертой политической власти является спо­собность добиваться осуществления своих целей путем принуж­дения. Возможно ли осуществление политической власти без принуждения?

3. Могут ли средства массовой информации претендовать на роль четвертой власти в институте разделения властей? Насколь­ко эти претензии могут носить обоснованный характер?

4. В мировой истории известны примеры, когда власть для поддержания правопорядка прибегала к применению насилия и принуждения. Могут ли незаконные действия власти носить ле­гитимный характер?

Время на выступление - 15 мин. В каждой группе выбира­ется:

представитель для выступления;

тот, кто фиксирует аргументы противоположной стороны;

тот, кто задает группе оппонентов вопросы и комментирует их ответы;

тот, кто подводит итог дебатов.

Каждой группе при подготовке к дебатам необходимо обра­тить внимание на следующие вопросы:

1. Что такое «власть»? Каковы сущностные характеристики власти?

2. В чем специфика политической власти?

3. Какие существуют подходы к пониманию принципов функционирования власти?

4. Как соотносится с легитимностью стремление властных структур использовать насилие и принуждение для поддержки правопорядка?

5. Как соотносятся друг с дру­гом ресурсы и основания власти?

6. Какие вы можете привести примеры практической реали­зации властных полномочий?

7. В чем противоречивость феномена власти?

8. Всегда ли легитимная власть бывает эффективной? Опре­делите критерии эффективности и легитимности власти.

9. Какая власть считается легитимной?

10. При каких условиях политическая власть может приобре­сти теневой характер? Представляет ли это общественную опас­ность? Обоснуйте свой ответ.

11. При каких условиях степень выполнения полити­ческой властью своих задач и функций будет достаточно высокой?

 

Сообщения

 

1. Пределы бюрократизации в современном обществе.

2. Проблема лоббизма в российской политической практике.

 

Основные понятия

 

Авторитет, бюрократия, власть, господство, делегитимация, кратология, легальность власти, легитимность, лоббизм, медиа-кратия, основания власти, охлократия, плутократия, политиче­ская власть, разделение властей, ресурсы власти, теократия.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что представляют собой структура власти и ее элементы?

2. Как реализуется политическая власть в обществе?

3. Назовите органы всех ветвей власти в Российской Феде­рации.

4. Каковы критерии эффективности власти?

Самостоятельная работа

 

1. Определите основные тенденции в развитии политиче­ской власти в современной России.

2. Определите основные признаки легитимности власти и основные признаки ее делегитимизации. Заполните таблицу.

 

Признаки легитимности власти Признаки делегитимизации власти
1. 2. 3. 1. 2. 3.

 

Ответьте письменно на вопрос: «Каковы, на ваш взгляд, причины делегитимизации власти»?

3. Рассмотрите основные механизмы легитимизации власти. Какие из них применялись в период:

а) существования Российской империи;

б) существования Советского Союза;

в) современной России.

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

Агафонов Ю.А., Визпер СВ. и др. Основы политологии. Ростов н/Д, 2000. С. 39-85.

Афанасьев Ю. Власть как цель и средство // Свободная мысль -XXI. 2005. № 1.С. 44-56.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хре­нова. СПб., 2005. С. 106-113.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005. С. 98-129.

Пугачев В.П. Политология. М., 2003. С. 61-85

Фортескью С. Правит ли Россией олигархия? // ПОЛИС. 2002. № 5. С. 64-73.

Чиркин BE. О публичной власти // Государство и право. 2003. № 10. С. 8-15.

Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России // ПОЛИС. 2005. № 3. С. 137-151.

Дополнительная

 

Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 1999.
№ 1.

Годунов Э.А. Основы PR. М, 2004.

Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // ПОЛИС. 2004. № 6.

Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 11.

Ледяев В.Г. Формы власти: политологический анализ // ПОЛИС. 2000. № 2.

Луман Н. Власть. М., 2001.

Макарин А.В. Бюрократия в системе политической власти. СПб., 2001.

Облонский А. В. Бюрократия для XXI века. Модели государствен­ной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М, 2002.

Обухов Г. Понятие власти // Власть. 1999. №11.

Ракитянский Н.М. Портретология власти. М., 2004.

Российская историческая политология: Курс лекций. Ростов н/Д, 1998.

Халипов В.Ф. Кратология - наука о власти: концепция. М., 2002.

 

План

 

1. Государство как политический феномен. Функции и структура государства.

2. Типы и формы государств. Современное российское госу­дарство: его основные черты.

3. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Семинар может быть проведен в форме деловой игры по методу презентации. Студенческая группа делится на 4 коман­ды: 1 - презентанты, 2-3 - правозащитники, 4 - эксперты. Цель: определить, в какой степени сегодня в России реализуется Кон­ституция РФ. Группа презентантов должна представить Консти­туцию РФ 1993 г. и показать ее роль как гаранта демократическо­го правового государства. Правозащитники показывают на осно­ве собранного ими материала реальное решение вопросов: или роли местного самоуправления (ст. 130-133), или защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 17-64). Эксперты подводят итоги и определяют качество выступлений всех участников.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо обра­тить внимание на следующие вопросы:

1. Каковы принципы правового государства? социального государства?

2. Каковы особенности формирования гражданского обще­ства в современной России?

3. Какими функциями обладают законодательные органы власти? исполнительные? судебные в России? (используйте текст Конституции Российской Федерации, 1993 г.).

 

Сообщения

 

1. Государственные институты власти и формы правления в России.

2. Тенденции развития современного государства.

3. Федерализм в современном мире. Российская модель фе­дерализма.

Основные понятия

 

Государство, гражданское общество, конфедерация, прави­тельство, правовое государство, сепаратизм, сецессия, социаль­ное государство, суверенитет, унитарное государство, федерация, форма государственного устройства, форма правления.

 

Контрольные вопросы

 

1. Исторически гражданское общество возникло в Западной Европе. Возможно ли его формирование и развитие на Востоке?

2. Какие основные отличия имеет конфедерация? федера­ция? унитарное государство?

3. Развитое гражданское общество считается важнейшим условием существования демократии. Объясните, почему?

4. Почему государство является наиболее важным полити­ческим институтом?

5. Возможно ли создание в России такого механизма поли­тической власти, когда взаимодействие государства и общества будет наиболее полным?

6. Какой тип государственного устройства гарантирует наибольшую защищенность его граждан?

 

Самостоятельная работа

 

1. Заполните таблицу «Формы административно-государ­ственного устройства»:

 

Признак Конфедерация Федерация Унитарное государство
Кем принимаются опре­деляю-щие решения      
Территория      
Степень самостоятельно­сти административно-территориаль-ных единиц      
Гражданство      
Конституция      
Субъект внешней поли­тики      

 

На основании таблицы определите по соответствующим признакам формы административно-государственного устройства России в исторической динамике (Древняя Русь, Россия XVI -начало XX в., СССР, современная Россия).

2. В теории правового государства принято различать права человека и права гражданина. Из перечисленных прав выберите те и другие: право быть избранным, право на образование, право на свободу, право на пенсионное обеспечение, право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на беспристрастное судебное разбирательство.

 

Рекомендуемая литература

 

Обязательная

Агафонов Ю.А., Визпер СВ. и др. Основы политологии. Ростов н/Д, 2000. Разд. 8.

Алексеев С Конституция и современность // Свободная мысль -XXI. 2005. № 6. С. 18-21.

Добрынин Н. От федерализма к корпоративному государству // Свободная мысль - XXI. 2005. № 6. С. 23-31.

Гражданское общество: мировой опыт и проблемы в России. М., 1999. Гл. 10.

Перспективы российского федерализма // ПОЛИС. 2001. №.4. С. 132-161; 2002. № 3. С.96-128.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005. С. 140-150,298-335.

Пугачев В.П. Политология. М, 2003. С. 325-351.

Рогов С. Функции современного государства: выводы для России // Свободная мысль. 2005. № 7. С. 50-63.

Симония Н. Консолидация российской государственности и от­ношения с Западом // Свободная мысль - XXI. 2005. № 2. С. 134-147.

 

Дополнительная

 

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, осо­бенности становления // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.

Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 1999. № 1.

Еськов Г. Гражданское общество: к истории зарождения и разви­тия идеи // Власть. 2000. № 12.

Калина В.Ф. Особенности становления российского федерализма (с древних времен до современности) // Социально-гуманитарные зна­ния. 1999. №3.

Киселев И.Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации // ПОЛИС. 2003. № 3.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хре­нова. СПб., 2005.

Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2.

Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 3.

Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика// Известия вузов. Правоведение. 1999. № 3.

Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм? (Россий­ский опыт в сравнительной перспективе) // Общественные науки и со­временность. 2000. № 2.

Чиркин В.Е. Новые подходы к теории современного государства и федерализма // Общественные науки и современность. 2003. № 3.

 

Библиографический список

 

Забелин П.В., Дрягилев Л.А., Федцов В.Т. Политология: Учеб.-практ. пособие для вузов. М., 2002. С. 23-31.

Каменская А.С, Родионов А.Н. Политическая система современ­ности. М., 1994. С. 118-163.

Кретов Б.И. Средства массовой коммуникации - элемент полити­ческой системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000.
№ 1.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хре­нова. СПб., 2005.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005. С. 202-230.

Резников Л. Какая реформа политической системы нужна нашей экономике? //Российский экономический журнал. 2000. № 8.

Розефет Ф. Политическая система и политический режим // Сво­бодная мысль. 1999. № 11.

Сумбятян Ю.Т. Политология: Авторитаризм как категория поли­тической системы // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6.

Шестов Н.И. Идея единства страны и реформа российской поли­тической системы // ПОЛИС. 2004. № 6.

Тема 5. Политические режимы

 

Форма проведения семинара - ролевая игра-презен­тация. Студенты подразделяются на три группы. Первая - груп­па «презентации». Студенты должны подготовить и изложить все вопросы данной темы. При этом составляется план-конспект от­ветов по отдельным проблемам (в нескольких экземплярах) и указываются источники подготовки. В начале семинара студенты данной группы проводят экспресс-опрос по основным понятиям, которые рекомендованы в теме. Вторая группа - группа «экспер­тов». Студенты этой группы должны осуществлять контроль за последовательностью изложения материала и его содержанием. «Эксперты» готовят вопросы, тесты для группы «презентации». Третья группа - группа «участников презентации». Студенты данной группы слушают информацию по теме, задают вопросы, дополняют ответы. В конце семинара эксперты подводят итоги и отмечают качество выступлений.

1. Политический режим как категория политологии: сущ­ность и критерии классификации, типология:

1) определение «политического режима» как категории по­литологии. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий «политическая система» и «политический режим»;

2) взаимосвязь господствующего политического режима и реальной политической власти;

3) основные признаки политического режима;

4) объективные и субъективные условия формирования по­литических режимов;

5) основные критерии классификации политических ре­жимов;

6) понятия «тоталитаризм» и «авторитаризм», их основные черты и условия формирования;

7) возможно ли возникновение тоталитарных режимов в XXI веке?

8) основные отличия тоталитарного и авторитарного ре­жимов;

9) проблема трансформации тоталитарных и авторитарных режимов в демократические: сущность и формы эволюции.

10) понятие демократии;

11) основные признаки демократического режима, условия его формирования;

12) основные теории демократии (либеральная теория, тео­рия прямой демократии, теория плюралистической демократии, элитарная теория демократии и т.д.); v

13) демократия как форма взаимоотношений власти и граждан. -

2. Политический режим современной России:

1) какие определения политического режима современной России вы встречали?

2) назовите отличия российского политического режима от классических западных моделей демократии;

3) с политическими системами каких стран политический режим России имеет общие черты?

4) как изменился политический режим России на рубеже ХХ-ХХ1 веков?

5) некоторые политологи утверждают, что политический режим России носит авторитарный характер. Назовите основания для такой оценки;

6) определите факторы, способствующие усилению автори­тарных тенденций;

7) возможно ли усиление в России демократических тен­денций?

Пункт 2 можно рассмотреть и методом дискуссии. Участ­ники дискуссии должны определить специфику политического режима в современной России.

Основные положения выступлений:

1. В России в 1990-е годы сформировался демократический режим. С точки зрения конкурентной демократии в России нали­цо все признаки демократии, и прежде всего конкуренция за го­лоса избирателей для обретения власти.

2. В современных условиях на общефедеральных и регио­нальных выборах власть часто использует «административный ресурс». Является ли этот фактор критерием демократии?

3. Достаточно распространенной точкой зрения сегодня яв­ляется та, согласно которой российский политический режим можно охарактеризовать как гибридный.

4. Другая часть политологов считает, что для характеристи­ки российского режима больше подошла бы категория «дефект­ная демократия», предложенная немецкими политологами В. Меркелем и А. Круассаном.

5. В различных субъектах Российской Федерации сложи­лись разные политические режимы, поэтому одной из значимых черт политического режима России является его «фрагментар­ный» характер. В связи с этим в условиях раскола и соперничест­ва элит политический режим в России можно характеризовать как «центробежную демократию».

 

Представленные точки зрения отражают различные подхо­ды к анализу российского политического режимы в отечествен­ной политологии. Обсуждая данные проблемы, студенты должны выработать свою позицию по вопросу о характере политического режима в современной России.

 

Сообщения

 

1. Парадигмы и теории демократии.

2. Теория полиархии Р. Даля.

 

Основные понятия

 

Авторитаризм, демократия, деспотизм, идеократия, идеоло­гия, культ личности, либерализм, политический режим, теокра­тия, тирания, толерантность, тоталитаризм.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое «политический режим» и какими чертами он характеризуется?

2. В чем проявляется сущность тоталитарного режима?

3. Какими чертами характеризуется авторитарный режим?

4. Какие предпосылки необходимы для формирования де­мократического режима?

5. Назовите основные пути перехода стран к демократии.

6. Каковы общие черты и отличия авторитаризма и тотали­таризма?

 

Самостоятельная работа

 

1. Изучите вопрос «Институты политического режима».

2. В ходе подготовки к семинарскому занятию заполняется таблица сравнительного анализа основных типов политического режима. Подчеркните то, что относится к характеристике поли­тического режима современной России.

 

 

Критерий Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
Степень политической свободы      
Степень принуждения и насилия      
Принципы организации власти. Место и роль государства      
Зрелость гражданского общества      
Наличие оппозиции, инакомыслия      
Существование конку­рентной политической системы или монополия одной партии      

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

Горшков М.К., Петухов В.В. Перспективы демократии в России: угрозы реальнее и мнимые // СОЦИС. 2004. № 8.

Забелин П.В. Политология. М„ 2003. С. 138-150.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2001. Гл. 7. С. 212-219.

Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // ПОЛИС. 2004. № 6.

Лебедева Т.П. Либеральная демократия как ориентир для постто­талитарных преобразований // ПОЛИС. 2004. № 2.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Василика. М, 2005. С. 231-271.

Пугачев В.П. Введение в политологию. М., 2002. С.

Шапиров И. Переосмысливая теорию демократии в свете совре­менной политики // ПОЛИС. 2001. № 3, 4, 5.

ШевцоваЛ.Ф. Смена режима или системы // ПОЛИС. 2004. № 1.

Эйзенштадт А. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость // ПОЛИС. 2002. № 2, 3.

Дополнительная

 

Виттюк В.В.. Данилевич И.В. Национальное согласие и переход от авторитаризма к демократии // Общественные науки и современ­ность. 1999. №2.

Категории политической мысли / Под ред. М.А. Мельвиля. М 2002. Гл. 4-5.

Коломийцев В.Ф. Демократический режим // Социально-гумани­тарные знания. 2000. № 5.

Курс политологии / Под ред. А.Г. Грязновой. М, 2002. Гл. VII.

Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая трансформация: проблемы, концепции, перио­дизация // ПОЛИС. 2000. № 4.

Политология I Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. СПб., 2005. Гл. 13.

Сумбатян ЮГ. Политология: авторитаризм как категория поли­тической науки // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6.

 

Литература к дискуссии

 

Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество //ПОЛИС. 2001. №3.

Балзер X. Управляемый плюрализм: формирование режима В. Пу­тина // Общественные науки и современность. 2004. № 2.

Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации. На­броски к теории // ПОЛИС. 2001. № 1.

Зудин А.С. Режим В. Путина: контуры новой политической систе­мы // Общественные науки и современность. 2003. № 2.

Кузьмин А.С, Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. Региональные полити­ческие элиты в постсоветской России: опыт типологизации // ПОЛИС. 2002. № 4.

Пантин И.К. Демократия в России: противоречия и проблемы // ПОЛИС. 2003. №1.

Рукавишников В. О. Качество российской демократии в сравни­тельном измерении // СОЦИС. 2003. № 5.

 

План

 

1. Политическая партия: признаки, функции и структура.

2. Типология партий и партийных систем.

3. Особенности становления партийной системы в России.

 

Форма проведения - ролевая игра по технологии изби­рательной кампании (подготовка осуществляется не менее чем за две недели до семинара). Студенческая группа делится на 4 команды: 2 - партии, 1- электорат, 1- «избирательная комиссия», Формируются 2 команды-партии (по 4-5 чел.). «Беспартийные» образуют электорат. Партии должны создать план предвыборной кампании, создать «карту» электората, предвыборную програм­му. «Представители избирательной комиссии» осуществляют го­лосование и подводят итоги.

Сообщения

 

1. Политический маркетинг и его особенности в России.

2. Политические партии современной России.

 

Основные понятия

 

Агрегирование интересов, оппозиция, партийная система, партология, политическая партия, фракция, электорат.

 

Самостоятельная работа

 

1. Заполните таблицу «Программные установки ведущих российских политических партий».

 

Партия Форма правления Национально- государствен­ное устройство Экономиче- ская модель Социальная программа
         

 

2. Охарактеризуйте известные вам российские партии с точ­ки зрения:

а) длительности их существования;

б) количества побед на выборах в Государственную думу;

в) правительственного статуса;

г) организационной сплоченности;

д) партийной автономии;

е) партийной вовлеченности.

 

Контрольные вопросы

1. Какие исторические, социокультурные, психологические факторы повлияли на формирование многопартийности в России?

2. Какие функции выполняют политические партии в меха­низме политической власти?

3. В чем плюсы и минусы многопартийной системы?

4. Какую роль играет оппозиция в политической жизни? Приведите конкретные примеры из российской истории.

5. Каковы основные черты одно-, двух- и многопартийной систем?

Рекомендуемая литература

Обязательная

 

Агафонов Ю.А.. Визнер СВ. и др. Основы политологии: Учеб. по­собие. Разд. 8. Ростов н/Д, 2000.

Гаман-Голутвина О. Партии и власть. Эволюция системы партий­но-политического представительства в России // Свободная мысль -XXI. 2004. № 9. С. 77-86.

Панаева ВВ. Почему интеллектуальному классу России нужна своя партия // ПОЛИС. 2003. № 3.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005. С. 336-362.

Пугачев В.П. Политология. М., 2003. С. 352-371.

Рождение партийной номенклатуры // Вопросы истории. 2005. №2. С. 3-24; № 3. С. 3-16.

 

Дополнительная

 

Бутенко А.П. Партия-государство как тандем особого способа существования и изменения власти // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2, 3, 4.

Голосов Г.В. Элиты, общероссийские партии, местные избира­тельные системы // Общественные науки и современность. 2000. № 6.

Дмитриев М. Эволюция экономических программ ведущих поли­тических партий и блоков России // Вопросы экономики. 2000. № 1.

Исаев В.Ф. Бизнес и политические партии в России: аспекты взаимодействия // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5, 6.

Камышев Д. Малопартийная система // Власть. 2000. № 20.

Модель партии XXI века: Материалы «Круглого стола» // Сво­бодная мысль - XXI. 2000. № 6.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хре­нова. СПб., 2005.

Пешков В. Политическая «троица»: «партия власти», оппозиция и соискатели титула «третья сила» // Свободная мысль. 1999. № 1.

Социалистические партии России в контексте ее истории: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д., 1998

Федякин А.В. Национальные интересы России и идеология поли­тических партий: к постановке проблемы // Вестник МГУ. Сер. 12 «По­литические науки». 1999. №4.

Чиркин B.E. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт // Общественные науки и современность. 1 999. № 4.

 

Тема 7. Политическая элита

 

Форма проведения - семинар-тренинг (эта форма вклю­чается в себя обсуждение поставленных в плане семинара про­блем всей группой и экспресс-опрос по ключевым вопросам).

 

1. Понятие элиты. Теории элит:

1) какой смысл вкладывается в понятие «элита» в его со­временном, широком значении?

2) какие первоначальные формы элиты существовали в по­литической истории?

3) в творчестве каких политических мыслителей получили свое развитие представления о природе и социальном назначении элиты?

4) раскройте условия и факторы, порождающие элитарность общества;

5) какими специфическими чертами и признаки обладает политическая элита?

2. Структура, функции и типы элит:

1) раскройте структуру властвующей элиты;

2) какие основные функции выполняет политическая элита в современном обществе?

3) какие основные типы элит выделяет современная полито­логия? По каким основаниям они выделяются?

4) с чем связана неизбежность существования правящей по­литической элиты в современном обществе?

5) с помощью каких средств, по вашему мнению, можно обеспечить ее большую ответственность перед обществом?

 

Сообщения

 

1. Основные положения теории элиты В. Парето («Трактат о всеобщей социологии»).

2. Основные положения теории элиты Г. Моска («Правящий класс» и «Основы политической науки»).

 

Основные понятия

 

«Железный закон олигархии», контрэлита, механизм фор­мирования политической элиты, политическая элита, рекрутиро­вание элиты, ценностные теории элит.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные признаки и характерные черты поли­тической элиты.

2. Раскройте взаимосвязь механизма формирования правя­щей элиты и политического режима общества.

3. Назовите формы рекрутирования политических элит.

 

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

Зелетдинова Э. Элита - власть - демократия // Власть. 2000. № 3. Кинсбурский А.В. Трансформация структуры российской полити­ческой элиты в оценках экспертов // СОЦИС. 2003. № 9. С. 91-95.

Коргунюк Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства // ПОЛИС. 2001. № 1.

Крыштановская О.В. Бывшие. Тенденции нисходящей мобильно­сти российской элиты // Общественные науки и современность. 2003. № 5. С. 33-39.

Крыштановская О.В. Трансформация бизнес-элиты России // СОЦИС. 2002. № 8. С. 17-28.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.252 с.)