ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Политические партии и партийные системы



 

План

 

1. Политическая партия: признаки, функции и структура.

2. Типология партий и партийных систем.

3. Особенности становления партийной системы в России.

 

Форма проведения - ролевая игра по технологии изби­рательной кампании(подготовка осуществляется не менее чем за две недели до семинара). Студенческая группа делится на 4 команды: 2 - партии, 1- электорат, 1- «избирательная комиссия», Формируются 2 команды-партии (по 4-5 чел.). «Беспартийные» образуют электорат. Партии должны создать план предвыборной кампании, создать «карту» электората, предвыборную програм­му. «Представители избирательной комиссии» осуществляют го­лосование иподводят итоги.

Технология избирательной кампании

 

Игра тщательно готовится участниками заранее. Время про­ведения игры - 90 мин. Задача «партий» - привлечь на свою сто­рону как можно больше «избирателей». Каждая «партия» готовит «предвыборную программу», в которой должны быть отражено следующее:

а) форма правления;

б) уровень защищенности прав и свобод граждан;

в) решение национальных проблем;

г) формы собственности и механизм хозяйствования;

д) степень социальной защиты населения. Игра состоит из 3 блоков.

Блок 1 (организационный). Каждая «партия»-команда созда­ет штаб избирательной кампании и накануне игры проводит ис­следование «политического рынка». Объектами изучения явля­ются социально-экономические параметры различных групп из­бирателей (доход, образование, профессионально-квали­фикационный уровень), демографические показатели (пол и воз­раст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), пове­денческие характеристики электоральных групп (доверие к пар­тии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» элек­тората, определяются его основные сегменты, сторонники, про­тивники и колеблющиеся группы электората. Определяются ос­новные конкуренты, их сильные и слабые стороны. Также коман­да формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потреб-

ностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные ме­тоды предвыборной агитации.

Блок 2 (агитационный). Один кандидат от каждой «партии» в течение 5 мин выступает по «телевидению», в течение 10-15 мин отвечает t.a вопросы «телезрителей» и заявления оппо­нентов. Команды должны выступить с агитационными листовка­ми. При продвижении политического имиджа могут быть «про­играны» такие формы его актуализации, как «выступление на ми­тинге», «встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями.

Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и на­мерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин.

Блок 3 (выборы). «Избирательная комиссия» осуществляет «голосование» и «подсчет» голосов.

При подведении итогов учитывается не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести избирательную кампа­нию.

 

Сообщения

 

1. Политический маркетинг и его особенности в России.

2. Политические партии современной России.

 

Основные понятия

 

Агрегирование интересов, оппозиция, партийная система, партология, политическая партия, фракция, электорат.

 

Самостоятельная работа

 

1. Заполните таблицу «Программные установки ведущих российских политических партий».

 

Партия Форма правления Национально- государствен­ное устройство Экономиче- ская модель Социальная программа
         

 

2. Охарактеризуйте известные вам российские партии с точ­ки зрения:

а) длительности их существования;

б) количества побед на выборах в Государственную думу;

в) правительственного статуса;

г) организационной сплоченности;

д) партийной автономии;

е) партийной вовлеченности.

 

Контрольные вопросы

1. Какие исторические, социокультурные, психологические факторы повлияли на формирование многопартийности в России?

2. Какие функции выполняют политические партии в меха­низме политической власти?

3. В чем плюсы и минусы многопартийной системы?

4. Какую роль играет оппозиция в политической жизни? Приведите конкретные примеры из российской истории.

5. Каковы основные черты одно-, двух- и многопартийной систем?

Рекомендуемая литература

Обязательная

 

Агафонов Ю.А.. Визнер СВ. и др. Основы политологии: Учеб. по­собие. Разд. 8. Ростов н/Д , 2000.

Гаман-Голутвина О. Партии и власть. Эволюция системы партий­но-политического представительства в России // Свободная мысль -XXI. 2004. № 9. С. 77-86.

Панаева ВВ. Почему интеллектуальному классу России нужна своя партия // ПОЛИС. 2003. № 3.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005. С. 336-362.

Пугачев В.П. Политология. М., 2003. С. 352-371.

Рождение партийной номенклатуры // Вопросы истории. 2005. №2. С. 3-24; № 3. С. 3-16.

 

Дополнительная

 

Бутенко А.П. Партия-государство как тандем особого способа существования и изменения власти // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2, 3, 4.

Голосов Г.В. Элиты, общероссийские партии, местные избира­тельные системы // Общественные науки и современность. 2000. № 6.

Дмитриев М. Эволюция экономических программ ведущих поли­тических партий и блоков России // Вопросы экономики. 2000. № 1.

Исаев В.Ф. Бизнес и политические партии в России: аспекты взаимодействия // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5, 6.

Камышев Д. Малопартийная система // Власть. 2000. № 20.

Модель партии XXI века: Материалы «Круглого стола» // Сво­бодная мысль - XXI. 2000. № 6.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хре­нова. СПб., 2005.

Пешков В. Политическая «троица»: «партия власти», оппозиция и соискатели титула «третья сила» // Свободная мысль. 1999. № 1.

Социалистические партии России в контексте ее истории: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д., 1998

Федякин А.В. Национальные интересы России и идеология поли­тических партий: к постановке проблемы // Вестник МГУ. Сер. 12 «По­литические науки». 1999. №4.

Чиркин B.E. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт // Общественные науки и современность. 1999. № 4.

 

Тема 7. Политическая элита

 

Форма проведения - семинар-тренинг(эта форма вклю­чается в себя обсуждение поставленных в плане семинара про­блем всей группой и экспресс-опрос по ключевым вопросам).

 

1. Понятие элиты. Теории элит:

1) какой смысл вкладывается в понятие «элита» в его со­временном, широком значении?

2) какие первоначальные формы элиты существовали в по­литической истории?

3) в творчестве каких политических мыслителей получили свое развитие представления о природе и социальном назначении элиты?

4) раскройте условия и факторы, порождающие элитарность общества;

5) какими специфическими чертами и признаки обладает политическая элита?

2. Структура, функции и типы элит:

1) раскройте структуру властвующей элиты;

2) какие основные функции выполняет политическая элита в современном обществе?

3) какие основные типы элит выделяет современная полито­логия? По каким основаниям они выделяются?

4) с чем связана неизбежность существования правящей по­литической элиты в современном обществе?

5) с помощью каких средств, по вашему мнению, можно обеспечить ее большую ответственность перед обществом?

 

Сообщения

 

1. Основные положения теории элиты В. Парето («Трактат о всеобщей социологии»).

2. Основные положения теории элиты Г. Моска («Правящий класс» и «Основы политической науки»).

 

Основные понятия

 

«Железный закон олигархии», контрэлита, механизм фор­мирования политической элиты, политическая элита, рекрутиро­вание элиты, ценностные теории элит.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные признаки и характерные черты поли­тической элиты.

2. Раскройте взаимосвязь механизма формирования правя­щей элиты и политического режима общества.

3. Назовите формы рекрутирования политических элит.

 

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

Зелетдинова Э. Элита - власть - демократия // Власть. 2000. № 3. Кинсбурский А.В. Трансформация структуры российской полити­ческой элиты в оценках экспертов // СОЦИС. 2003. № 9. С. 91-95.

Коргунюк Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства // ПОЛИС. 2001. № 1.

Крыштановская О.В. Бывшие. Тенденции нисходящей мобильно­сти российской элиты // Общественные науки и современность. 2003. № 5. С. 33-39.

Крыштановская О.В. Трансформация бизнес-элиты России // СОЦИС. 2002. № 8. С. 17-28.

Крыштановская О.В. Формирование региональной элиты: прин­ципы и механизмы // СОЦИС. 2003. № 11. С. 3-12.

Крыштановская О.В., Хуторянский Ю.В. Элита и возраст: путь наверх // СОЦИС. 2002. № 4. С. 49-59.

Курс политологии: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. М, 2002. С. 111-125.

Политология: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Василика. М, 2001. С. 174-188.

 

Дополнительная

 

Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и совре­менность. 1996. № 5.

Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита. Определение основ­ных понятий // ПОЛИС. 2000. № 3.

Крыштановская О.В. Современная российская элита. М., 2005.

Моска Г. Правящий класс // Политология: Хрестоматия / Сост. М.А, Василик. М., 2000. С. 296-304.

Парето В. Компендиум по общей социологии. Элиты и их цирку­ляция // Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик. М., 2000. С. 292-296.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.009 с.)