Семинарские и практические занятия – 15.40-17.10 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарские и практические занятия – 15.40-17.10



Практические занятия №1-4 с единой темой: «Идиографический анализ – от общих закономерностей к конкретному человеку» - 5.04, 19.04, 15.05, 22.05

Планы семинарских занятий:

Семинар № 1. Тема: «Природа и факторы индивидуальных различий»- 29.03.

План:

1. Разведите понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность» со ссылками на психологические работы, выделяя проблемные моменты такого разграничения.

2. Психофизиологические основы индивидуальных различий (свойства нервной системы, асимметрия полушарий, задатки).

3. Наследственность и среда как факторы, порождающие индивидуальные различия.

4. Исследования особенностей индивидуальности психогенетическими методами.

  1. Вклад генотипа и среды в индивидуальные различия показателей интеллекта.

Рекомендуемая литература:

1. А.Анастази. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении, - М., Апрель Пресс, 2001

2. Е.Ильин. Дифференциальная психофизиология.- М.-СПб, Питер, 2003

3. Е.Ильин. Психология индивидуальных различий. - М.-СПб, Питер, 2004

4. Р.Левонтин. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.-М.,1993

5. Э.Голубева. Способности и индивидуальность, М.,1993

6. Э.Голубева. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Пс. журн. 1995. Т. 16. № 1. С. 64-74.

7. В.Небылицын. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.-М., 1976

8. И.Равич-Щербо. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека.- М.,1988

 

 

Семинар № 2. Тема: Тема: «Сравнительный анализ особенностей психологических концепций, посвященных созданию различных типологий» - 12.04.

План:

  1. Основные принципы и приемы создания типологий и научных классификаций.
  2. Типология Г.Хейманса, Е.Вирсма и Р.ЛеСенна.
  3. Классификация личностей А.Лазурского.
  4. Типология социальных характеров Э.Фромма.
  5. Типы диспозиций (К.Хорни).
  6. Акцентуации характера и их классификации (К.Леонгард. А.Личко и др.)

Рекомендуемая литература:

  1. А.Лазурский. Очерк науки о характерах.- М.,1995.
  2. К.Леонгард. Акцентуированнные личности.-Киев, 1981.
  3. А.Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.,1977
  4. С. Нартова-Бочавер. Дифференциальная психология. Уч.пособие, М., 2003
  5. Психология индивидуальных различий. Хр-я под ред. Ю.Гиппенрейтер, М.,2000
  6. М.Робер, Ф.Тильман. Психология индивида и группы. – М.,1988

9.

 

Семинар № 3. Тема: «Структура интеллекта и когнитивные стили как индивидуальные способы достижения успеха в деятельности» - 26.04.

План:

1. Концепции и исследования интеллекта Р.Стернберга и Х.Гарднера.

2. Стилевой подход как альтернативный взгляд на природу индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности.

3. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей.

4. Когнитивные стили в структуре инливидуальности.

5. Когнитивные стили и успешность деятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Е.Ильин. Психология индивидуальных различий. - М.-СПб, Питер, 2004

2. К. Купер. Индивидуальные различия. М., 2000.

3. Практический интеллект – ред. Р. Стернберга,СПб. Питер.2003

4. Скотникова И.Г. Устойчивость когнитивного стиля в обычных и особых условиях деятельности человека // Психологический журнал. - 1995. - № 4

5. А.Либин. Дифференциальная психология. – М.,2000

6. М.Холодная. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума, СПб, Питер, 2004

7. М.Холодная. Психология интеллекта.- СПб, Питер, 2003

 

Семинар № 4. Тема: «Стилевые особенности жизнедеятельности человека» - 17.05

План:

1. Стиль человека как интегральная характеристика индивидуальности.

Основные признаки стиля (универсальность, адаптивность, результативность).

2.Индивидуальный стиль деятельности в трактовке В.Мерлина и Е.Климова и стили профессиональной деятельности.

3.Темперамент и характер, психологические защиты и преодолевающее поведение как стилевые особенности личности.

4. Индивидуальный стиль общения и его детерминанты.

5. Я - концепция как основа жизненного стиля.

Рекомендуемая литература:

1. Е.Климов. Индивидуальный стиль деятельности. – В хрестоматии «Психология индивидуальных различий», М., 2000,с.140

2. Е.Клубова. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов. - СПб, Психоневрологический институт им.В.Бехтерева, 2005

3. В. Куницына Стиль общения и его формирование. – Л., 1985.

4. А.Либин. Дифференциальная психология. – М.,2000.

5. Маросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека. // Психологический журнал. – 1995. - № 4.

6. В.Мерлин. Очерк интегрального исследования индивидуальности, М..1986

7. С. Нартова-Бочавер. Дифференциальная психология. Уч.пособие, М., Флинта, 2003

8. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. – М.: Смысл, 2000.

Семинарс № 5. Тема: «Половые психологические различия и поло-ролевое поведение» - 16.05.

План:

a. Пол и гендер.

b. Биологические и социальные детерминанты половых психологических различий.

c. Проявление функциональной ассиметрии мозга у мальчиков и девочек, у мужчин и женщин (Т.Хризман, Е.Ильин).

d. Андрогенная личность и психологические особенности при смене пола.

e. Психологические этапы формирования половой идентичности (Э.Эриксон, Д.Эльконин, Л.Выготский и др.).

Рекомендуемая литература:

1.А.Анастази. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении, - М., Апрель Пресс, 2001

2. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под общ. ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005.

  1. В.Еремеева, Т.Хризман. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.Тускарора, 2003
  2. А.Либин. Дифференциальная психология. – М.,2000
  3. С. Нартова-Бочавер. Дифференциальная психология. Уч.пособие, М., Флинта, 2003
  4. Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, Питер, 2002
  5. Е.Ильин. Пол и гендер. - М.-СПб, Питер, 2010
  6. И.Кон. Введение в сексологию, учебное пособие, М., 1999
  7. Кон И. Пол и гендер. // www.krugosvet.ru

Глоссарий

1. Астеник ( от греч. asthenes – слабый) — индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо.

2. Генограмма – вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения

3. Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий.

4. Дифференциальная психофизиология – наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы

5. Дневниковый метод – описание развития и поведения, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателями, коллегой).

6. Индивидуальность - ч еловек в его неповторимости, уникальности, своеобразном сочетании разноуровневых свойств.

7. Импульсивность/рефлексивность – когнитивный стиль, отличающийся тенденцией к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы.

8. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека (в основном, свойствами нервной системы) и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам (условиям и требованиям деятельности).

9. Когнитивный стиль – способ переработки информации, её получения, хранения и использования.

10. Норма – понятие, используемое в психологии для оценки психического развития человека. Основано на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлено и меняет своё содержание

11. Пикник – индивид, имеющий следующие особенности телосложения: плотный, тучный, ширококостный, большой живот, короткая шея.

12. Полезависимость/поленезависимость – когнитивный стиль, отличающийся умением сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры.

13. Половой диморфизм и дипсихизм – наличие различий в анатомо-физиологических признаках и психосоциальных качествах у представителях различного пола.

14. Психогенетические методы – направлены на выявление факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

15. Психография – описание психики и индивидуально-психологических особенностей человека

16. Сила нервной системы по возбуждению (выносливость) – способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение. Сила нервной системы по торможению - способность выдерживать действие тормозного раздражителя

17. Соматотипирование – система, предложенная Шелдоном, по которой варианты телосложения людей имеют непрерывное распределение и для его выявления необходимо ввести оценку каких-то параметров телосложения.

18. Специальная теория индивидуальности – учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека (В.Русалов )

19. Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по В.Мерлину).

20. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А.Адлеру - определяется стремлением человека освободиться от основной проблемы или дефекта).

21. Стиль общения – результат образования устойчивых, привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения.

22. Стиль человека – устойчивая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.

23. Черты – элементы психологической структуры свойств, являются относительно стабильными образованиями, проявляющимися в разных ситуациях, и различаются по своей выраженности у разных людей. Предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г.Олпорту).

24. Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам), сходное с предметно-содержательными характеристикам психической жизни и испытывающее влияние средовых условий (по А.Лазурскому).

24. Эндопсихика – совокупность основных психических и психофизиологических функций (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики), задающаяся такими врожденными биологическими механизмами, как формально-динамические характеристики (по А.Лазурскому).

26. L (life) data – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни.

27. T (objective test) data – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией.

28. Q (questionnaire) data – данные тест-опросников, анкет и прочих стандартизированных методов.

29. Номотетический подход в изучении индивидуальности – исследование общих (типологических) закономерностей и их вариаций.

30. Идиографический подход в изучении индивидуальности – исследование и описание особенностей конкретного человека, применяет метод отдельных случаев (case-method).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.018 с.)