Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарские и практические занятия – 15.40-17.10↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практические занятия №1-4 с единой темой: «Идиографический анализ – от общих закономерностей к конкретному человеку» - 5.04, 19.04, 15.05, 22.05 Планы семинарских занятий: Семинар № 1. Тема: «Природа и факторы индивидуальных различий»- 29.03. План: 1. Разведите понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность» со ссылками на психологические работы, выделяя проблемные моменты такого разграничения. 2. Психофизиологические основы индивидуальных различий (свойства нервной системы, асимметрия полушарий, задатки). 3. Наследственность и среда как факторы, порождающие индивидуальные различия. 4. Исследования особенностей индивидуальности психогенетическими методами.
Рекомендуемая литература: 1. А.Анастази. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении, - М., Апрель Пресс, 2001 2. Е.Ильин. Дифференциальная психофизиология.- М.-СПб, Питер, 2003 3. Е.Ильин. Психология индивидуальных различий. - М.-СПб, Питер, 2004 4. Р.Левонтин. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.-М.,1993 5. Э.Голубева. Способности и индивидуальность, М.,1993 6. Э.Голубева. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Пс. журн. 1995. Т. 16. № 1. С. 64-74. 7. В.Небылицын. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.-М., 1976 8. И.Равич-Щербо. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека.- М.,1988
Семинар № 2. Тема: Тема: «Сравнительный анализ особенностей психологических концепций, посвященных созданию различных типологий» - 12.04. План:
Рекомендуемая литература:
9.
Семинар № 3. Тема: «Структура интеллекта и когнитивные стили как индивидуальные способы достижения успеха в деятельности» - 26.04. План: 1. Концепции и исследования интеллекта Р.Стернберга и Х.Гарднера. 2. Стилевой подход как альтернативный взгляд на природу индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности. 3. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей. 4. Когнитивные стили в структуре инливидуальности. 5. Когнитивные стили и успешность деятельности. Рекомендуемая литература: 1. Е.Ильин. Психология индивидуальных различий. - М.-СПб, Питер, 2004 2. К. Купер. Индивидуальные различия. М., 2000. 3. Практический интеллект – ред. Р. Стернберга,СПб. Питер.2003 4. Скотникова И.Г. Устойчивость когнитивного стиля в обычных и особых условиях деятельности человека // Психологический журнал. - 1995. - № 4 5. А.Либин. Дифференциальная психология. – М.,2000 6. М.Холодная. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума, СПб, Питер, 2004 7. М.Холодная. Психология интеллекта.- СПб, Питер, 2003
Семинар № 4. Тема: «Стилевые особенности жизнедеятельности человека» - 17.05 План: 1. Стиль человека как интегральная характеристика индивидуальности. Основные признаки стиля (универсальность, адаптивность, результативность). 2.Индивидуальный стиль деятельности в трактовке В.Мерлина и Е.Климова и стили профессиональной деятельности. 3.Темперамент и характер, психологические защиты и преодолевающее поведение как стилевые особенности личности. 4. Индивидуальный стиль общения и его детерминанты. 5. Я - концепция как основа жизненного стиля. Рекомендуемая литература: 1. Е.Климов. Индивидуальный стиль деятельности. – В хрестоматии «Психология индивидуальных различий», М., 2000,с.140 2. Е.Клубова. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов. - СПб, Психоневрологический институт им.В.Бехтерева, 2005 3. В. Куницына Стиль общения и его формирование. – Л., 1985. 4. А.Либин. Дифференциальная психология. – М.,2000. 5. Маросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека. // Психологический журнал. – 1995. - № 4.
6. В.Мерлин. Очерк интегрального исследования индивидуальности, М..1986 7. С. Нартова-Бочавер. Дифференциальная психология. Уч.пособие, М., Флинта, 2003 8. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. – М.: Смысл, 2000. Семинарс № 5. Тема: «Половые психологические различия и поло-ролевое поведение» - 16.05. План: a. Пол и гендер. b. Биологические и социальные детерминанты половых психологических различий. c. Проявление функциональной ассиметрии мозга у мальчиков и девочек, у мужчин и женщин (Т.Хризман, Е.Ильин). d. Андрогенная личность и психологические особенности при смене пола. e. Психологические этапы формирования половой идентичности (Э.Эриксон, Д.Эльконин, Л.Выготский и др.). Рекомендуемая литература: 1.А.Анастази. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении, - М., Апрель Пресс, 2001 2. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под общ. ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005.
Глоссарий 1. Астеник ( от греч. asthenes – слабый) — индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо. 2. Генограмма – вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения 3. Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий. 4. Дифференциальная психофизиология – наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы 5. Дневниковый метод – описание развития и поведения, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателями, коллегой). 6. Индивидуальность - ч еловек в его неповторимости, уникальности, своеобразном сочетании разноуровневых свойств. 7. Импульсивность/рефлексивность – когнитивный стиль, отличающийся тенденцией к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы. 8. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека (в основном, свойствами нервной системы) и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам (условиям и требованиям деятельности). 9. Когнитивный стиль – способ переработки информации, её получения, хранения и использования. 10. Норма – понятие, используемое в психологии для оценки психического развития человека. Основано на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлено и меняет своё содержание 11. Пикник – индивид, имеющий следующие особенности телосложения: плотный, тучный, ширококостный, большой живот, короткая шея.
12. Полезависимость/поленезависимость – когнитивный стиль, отличающийся умением сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры. 13. Половой диморфизм и дипсихизм – наличие различий в анатомо-физиологических признаках и психосоциальных качествах у представителях различного пола. 14. Психогенетические методы – направлены на выявление факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. 15. Психография – описание психики и индивидуально-психологических особенностей человека 16. Сила нервной системы по возбуждению (выносливость) – способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение. Сила нервной системы по торможению - способность выдерживать действие тормозного раздражителя 17. Соматотипирование – система, предложенная Шелдоном, по которой варианты телосложения людей имеют непрерывное распределение и для его выявления необходимо ввести оценку каких-то параметров телосложения. 18. Специальная теория индивидуальности – учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека (В.Русалов ) 19. Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по В.Мерлину). 20. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А.Адлеру - определяется стремлением человека освободиться от основной проблемы или дефекта). 21. Стиль общения – результат образования устойчивых, привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения. 22. Стиль человека – устойчивая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой. 23. Черты – элементы психологической структуры свойств, являются относительно стабильными образованиями, проявляющимися в разных ситуациях, и различаются по своей выраженности у разных людей. Предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г.Олпорту). 24. Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам), сходное с предметно-содержательными характеристикам психической жизни и испытывающее влияние средовых условий (по А.Лазурскому).
24. Эндопсихика – совокупность основных психических и психофизиологических функций (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики), задающаяся такими врожденными биологическими механизмами, как формально-динамические характеристики (по А.Лазурскому). 26. L (life) data – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. 27. T (objective test) data – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. 28. Q (questionnaire) data – данные тест-опросников, анкет и прочих стандартизированных методов. 29. Номотетический подход в изучении индивидуальности – исследование общих (типологических) закономерностей и их вариаций. 30. Идиографический подход в изучении индивидуальности – исследование и описание особенностей конкретного человека, применяет метод отдельных случаев (case-method).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.012 с.) |