По курсу «дифференциальная психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «дифференциальная психология»



По курсу «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Темы лекций:

Предмет и задачи дифференциальной психологии

Основные понятия и методы дифференциальной психологии

Типологический подход в дифференциальной психологии

Исследование индивидуальных различий на основе теории черт личности

Структура психологических свойств личности

Структура свойств интеллекта и общих способностей как фактор индивидуальных

Различий

Когнитивные стили

Стиль человека как интегральная характеристика индивидуальности

Групповые различия (социально-экономические и гендерные)

Список обязательной литературы

1 А.Анастази. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении, - М., Апрель Пресс, 2001

2 Е.Ильин. Психология индивидуальных различий. - М.-СПб, Питер, 2004

3 Е.Ильин. Дифференциальная психофизиология.- М.-СПб, Питер, 2003

4 Е.Ильин. Пол и гендер. - М.-СПб, Питер, 2010

5 А.Либин. Дифференциальная психология. – М.,2000

6 В.Машков. Дифференциальная психология человека. – М.-СПб, Питер, 2008

7 С. Нартова-Бочавер. Дифференциальная психология. Уч.пособие, М., Флинта, 2003

8 Психология индивидуальных различий. Хрестоматия под ред. Ю.Гиппенрейтер, ЧеРо, М.,2000

9 М.Холодная. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума, СПб, Питер, 2004

Список дополнительной литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М., 1984

2. О.Ахвердова. Дифференциальная психология: учебное пособие/О.А.Ахвердова,Н.И.Волоскова,Т.Б.Белых. - СПб, Речь,2004

3. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под общ. ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005.

4. Волков П. Разнообразие человеческих миров. – М.,Аграф, 2000.

5. Гендерная психология. Практикум.2-е изд./ под ред.И.С.Клециной. – СПб.:Питер,2009

6. Гинецинский В.И. Антропологика индивидуализации, СПбГУ, 2005

7. Э.Голубева. Творческий метод Б.М.Теплова: универсализм, новаторство, доказательность. – Психологический журнал. 2007, №3, т.28, с.96-107

8. Е.Головаха, А.Кроник. Психологическое время личности, СПб - М., 2008

9. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. – Избр.труды. – СПб, Питер, 2008

10. Диагностика здоровья. Психологический практикум/под ред. Г.С.Никифорова. – СПб, 2007

11. В.Еремеева, Т.Хризман. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.Тускарора, 2003

12. Е.Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, Питер, 2002

13. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс]: пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 448 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21693&cat=1044&page=3

14. Е.Клубова. Методы медицинской психологии в диагностике психологических

защитных механизмов. - СПб, Психоневрологический институт им.В.Бехтерева, 2005

15. К. Купер. Индивидуальные различия. М., 2000.

16. К.Леонгард. Акцентуированнные личности.-Киев, 1981

17. Н.Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика. М., Класс, 2001

18. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: «Академия», 2000.

19. Практикум по гендерной психологии./ под. ред. Клециной И.С. – СПб.: Питер, 2003.

20. Практический интеллект – ред. Р. Стернберга,СПб. Питер.2003

21. Рыбалко Е.. Возрастная и дифференциальная психология, СПб. Питер. 2001

22. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. – М.: Смысл, 2000.

23. Удачкина Е.,Квасовец С. Полезависимость-поленезависимость и межполушарная асимметрия.- Психологический журнал. 2006, №6, т.27, с.29-36

24. Юнг К.. Психологические типы. М.,Алфавит, 1992

25. Яковлева И.В. Практические возможности дифференциальной психологии, Вестник – ученые записки СПбГИПиСР, т.4- 2005, с.30-33

 

3. Задания для самостоятельной работы (к темам курса):

 

Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии

 

- Изучите оглавления профессиональных психологических журналов за последние три года. Обозначьте круг тем и проблем психологии индивидуальных различий, находящихся в поле изучения исследователей.

Представьте Ваш анализ на любом семинаре.

 

Тема 2. Основные понятия и методы дифференциальной психологии.

- Выпишите из как можно большего числа словарей определения понятия «индивидуальность». Проанализируйте данные определения, выделив те из них, которые определяют индивидуальность как:
a. набор всех возможных индивидуальных особенностей человека;
b. как совокупность генетически обусловленных особенностей;
c. как высокий уровень развития человека (личности).

 

- Проанализируйте публикации журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» с 1985 г. по теме определения роли факторов наследственности и среды в изучении индивидуальности. Выделите изменяющиеся тенденции в научных подходах 80-х, 90-х годов ХХ века и современные тенденции начала XXI века.

Представьте Ваш анализ на любом семинаре.

 

- Подготовьте и презентуйте на любом семинаре библиографию работ и/или глоссарий (словарь основных понятий) по теме: «Психогенетические исследования индивидуальных различий».

 

- Сочините и презентуйте на любом семинаре миф, сказку или эссе на тему «Рождение и смерть индивидуальности» или т.п.

Различий

- Подготовьте и презентуйте на любом семинаре библиографию работ и/или глоссарий по одной из тем:

1. Интеллект. Соотношение влияния генетики и среды.

2. Сравнительный анализ таланта-мастерства-гениальности.

3. Различные психологические подходы к проблеме одаренности.

4. Одаренные дети. Сходство и различие индивидных, индивидуальных и личностных свойств.

- Проведите и презентуйте на любом семинаре самостоятельное исследование по теме: «Индивидуальные особенности способностей (например, у члена вашей семьи)».

Тема 7. Когнитивные стили

- Подготовьте и презентуйте на любом семинаре библиографию работ и/или глоссарий по одной из тем:

1) Соотношение когнитивных стилей и личностных особенностей.

2) Экспериментальное изучение различных когнитивных стилей: концепции и методы.

- Проведите и презентуйте на любом семинаре самостоятельное исследование по теме: «Индивидуальные проявления одного из познавательных процессов (на конкретном примере любого человека)».

Глоссарий

1. Астеник ( от греч. asthenes – слабый) — индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо.

2. Генограмма – вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения

3. Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий.

4. Дифференциальная психофизиология – наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы

5. Дневниковый метод – описание развития и поведения, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателями, коллегой).

6. Индивидуальность - ч еловек в его неповторимости, уникальности, своеобразном сочетании разноуровневых свойств.

7. Импульсивность/рефлексивность – когнитивный стиль, отличающийся тенденцией к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы.

8. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека (в основном, свойствами нервной системы) и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам (условиям и требованиям деятельности).

9. Когнитивный стиль – способ переработки информации, её получения, хранения и использования.

10. Норма – понятие, используемое в психологии для оценки психического развития человека. Основано на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлено и меняет своё содержание

11. Пикник – индивид, имеющий следующие особенности телосложения: плотный, тучный, ширококостный, большой живот, короткая шея.

12. Полезависимость/поленезависимость – когнитивный стиль, отличающийся умением сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры.

13. Половой диморфизм и дипсихизм – наличие различий в анатомо-физиологических признаках и психосоциальных качествах у представителях различного пола.

14. Психогенетические методы – направлены на выявление факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

15. Психография – описание психики и индивидуально-психологических особенностей человека

16. Сила нервной системы по возбуждению (выносливость) – способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение. Сила нервной системы по торможению - способность выдерживать действие тормозного раздражителя

17. Соматотипирование – система, предложенная Шелдоном, по которой варианты телосложения людей имеют непрерывное распределение и для его выявления необходимо ввести оценку каких-то параметров телосложения.

18. Специальная теория индивидуальности – учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека (В.Русалов )

19. Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по В.Мерлину).

20. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А.Адлеру - определяется стремлением человека освободиться от основной проблемы или дефекта).

21. Стиль общения – результат образования устойчивых, привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения.

22. Стиль человека – устойчивая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.

23. Черты – элементы психологической структуры свойств, являются относительно стабильными образованиями, проявляющимися в разных ситуациях, и различаются по своей выраженности у разных людей. Предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г.Олпорту).

24. Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам), сходное с предметно-содержательными характеристикам психической жизни и испытывающее влияние средовых условий (по А.Лазурскому).

24. Эндопсихика – совокупность основных психических и психофизиологических функций (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики), задающаяся такими врожденными биологическими механизмами, как формально-динамические характеристики (по А.Лазурскому).

26. L (life) data – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни.

27. T (objective test) data – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией.

28. Q (questionnaire) data – данные тест-опросников, анкет и прочих стандартизированных методов.

29. Номотетический подход в изучении индивидуальности – исследование общих (типологических) закономерностей и их вариаций.

30. Идиографический подход в изучении индивидуальности – исследование и описание особенностей конкретного человека, применяет метод отдельных случаев (case-method).

по курсу «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Темы лекций:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.028 с.)