Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расчет и проектирование узла газовой турбиныСтр 1 из 4Следующая ⇒
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра “ Основы конструирования механизмов машин”
Расчет и проектирование узла газовой турбины На основе прототипа (Д – 25В)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсовому проекту по дисциплине “ Прикладная механика”
Группа ТЭС – 310
Студент _______________ _________ Зарипов.И.Г (подпись) (дата) (и., о., фамилия) Консультант _____________ _______ В. К. Итбаев
Принял ________________ ________ В. К. Итбаев
Уфа 2007.
СОДЕРЖАНИЕ Техническое задание_______________________________________3 стр. Введение________________________________________________ 4стр. Описание конструкции и сборки_____________________________5 стр. 1 Проектный расчет вала__________________________________ 6стр. 2 Выбор подшипников_____________________________________6стр. 3 Проверка вала на усталостную прочность в опасных сечениях________________________________________ 10стр. Концентраторы напряжений на валу_______________________10стр. Первое опасное сечение__________________________________11стр. Второе опасное сечение__________________________________ 13стр. Шлицевое соединение как опасное_________________________14стр. 4 Устойчивость вала при кручении___________________________ 15стр. 5 Подбор и расчет шлицевого соединения в концевой части вала (ГОСТ 6033-80)________________________ 16стр. 6 Расчет штифта, соединяющего вал и рабочее колесо с лопатками________________________________17 стр. 7 Выбор марки масла и расчет его количества для охлаждения и смазки двух подшипников, посаженных на валу___________________________ 19стр. 8 Расчет винтового соединения_____________________________ 21стр. 9 Эскизы стандартных деталей______________________________ 23стр. Список использованной литературы__________________________ 26стр.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
РАССЧИТАТЬ И СПРОЕКТИРОВАТЬ УЗЕЛ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ СО СЛЕДУЮЩИМИ ПАРАМЕТРАМИ НА ОСНОВЕ ПРОТОТИПА (Д- 25 В):
- Мощность турбины - Осевая сила, действующая на вал - Частота вращения вала - Сосредоточенный момент - Диаметр проточной части - Ресурс в часах
ВВЕДЕНИЕ Началу проектирования ГТД, которое, как и проектирование любого технического объекта, состоит из ряда последовательных стадий, оговоренных ГОСТ 2.103-68, предшествует выдача конструктору технического задания заказчиком двигателя. Техническое задание формируется на основании задания на создание летательного аппарата или энергоустановки, технических требований к ним, а также их предварительным совместным проработкам. ТЗ включает в себя технические характеристики, важнейшие технические требования и показатели качества, технические, экономические и специальные требования, связанные со спецификой применения данного агрегата. После соответствующей проработки, согласования и утверждения ТЗ является основным определяющим документом для всех дальнейших стадий проектирования двигателя. Предварительная проработка, формирование облика двигателя состоит из проработки и подбора вариантов конструктивных схем с выявлением их преимуществ и недостатков. Сюда же входят предварительные расчеты деталей и узлов проектируемого агрегата.
Большое внимание уделяется достижению на этом этапе высоких удельных параметров и основных технических данных, полностью удовлетворяющих техническим требованиям, особенно связанным со спецификой конструкции. После этого следует эскизный проект. Это полная разработка конструкции двигателя со всеми узлами и деталями, более подробные расчеты. Заканчивается этот этап утверждением эскизного проекта. Заключительная стадия - после документально заверенных и оформленных технических решений проводится стадия проектирования, т.е. создание узлов и их испытания. Работы же по совершенствованию двигателя не прекращаются после начала его серийного производства и ведутся в направлении дальнейшего повышения надежности, улучшения технологичности и снижения трудоемкости.
ВЫБОР ПОДШИПНИКОВ
Выберем масштабный коэффициент по диаметру проточной части: ; Тогда расстояние между двумя подшипниками вычисляется:
А: B: тогда
тогда
В современных ГТД применяют несмотря на недостатки (большие радиальные размеры и большая масса) исключительно подшипники качения, обладающие по сравнению с подшипниками скольжения рядом преимуществ: способностью работать при больших частотах вращения, малыми размерами по длине, значительно меньшими коэффициентами трения. Последнее преимущество означает то, что такой подшипник требует и меньшего количества смазочного масла для охлаждения. В опорах компрессоров целесообразнее применять шариковые и роликовые подшипники с точеными неразъемными сепараторами. Для данного вала выберем шариковый радиально-упорный 4x-точечный шарикоподшипник, т.к. подшипник ротора работает при значительных нагрузках, больших угловых скоростях и повышенных температурных режимах.
Современный выбор подшипников осуществляется только на двух основных критериях. Первый - расчет на статическую грузоподъемность по остаточным деформациям, второй - расчет на ресурс (долговечность) по усталостному выкрашиванию. Расчеты по другим критериям не разработаны, т.к. связаны с целым рядом случайных факторов, трудно поддающихся учету. При проектировании машин подшипники не конструируют и не рассчитывают, а подбирают из числа уже заложенных в стандарте, по условным формулам. Эта методика стандартизована. Сначала вычислим эквивалентную динамическую нагрузку, т.е. условную постоянную стационарную радиальную силу, которая при приложении ее к подшипнику с вращающимся внутренним кольцом и с неподвижным наружным кольцом, обеспечивает долговечность, как и при действительных условиях нагружения: ; , где V- коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо вращается относительно внешней нагрузки. В нашем случае вращается внутреннее кольцо, т.е.
-температурный коэффициент, который для подшипниковой стали ШХ 15 выбирается из (1,05-1,4), при температуре до 250 С. Для нашего конкретного случая примем:
- коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки. При наличии умеренных толчков примем:
Подшипник опоры В. - радиальная сила. В нашем случае: - осевая сила соответственно: В значения различны в зависимости от отношения . Объясняется это тем, что до некоторых пределов, равных коэффициенту этого отношения, дополнительная осевая нагрузка не ухудшает условия работы подшипника. Она уменьшает радиальный зазор в подшипнике и выравнивает распределение нагрузки по телам качения. В нашем случае: > Тогда по вышеуказанной таблице примем для радиально- упорных шарикоподшипников следующие значения: ; Вычислим эквивалентную динамическую нагрузку: Второй этап выбора подшипника включает нахождение базовой динамической грузоподъемности С. Т. е. Это такая постоянная стационарная сила, которую подшипник может воспринять в течение 1 млн. оборотов без проявления признаков усталости не менее чем у 90% испытываемых подшипников. Динамическая грузоподъемность и ресурс связаны эмпирической зависимостью: ; - ресурс в млн. оборотов: ; , где ресурс в часах ; - для шариковых подшипников коэффициент долговечности, связанный с коэффициентом надежности . Тогда по ГОСТ 18855-82 ; обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации. Его выберем согласно из интервала (0,7-0,8): Динамическая грузоподъемность:
Определим статическую грузоподъемность, т.е. такую статическую силу, которой соответствует общая остаточная деформация тел качения и колец в наиболее нагруженной точке контакта:
; дает следующие значения (для ): Тогда статическая грузоподъемность:
Заключение: по вычисленным выше динамической и статической грузоподъемностям, а также по частоте вращения для жидкой смазки, с учетом внешнего диаметра вала в той части, где подшипники будут посажены по , выбираем шарикоподшипник с разъемным внутренним кольцом за номером 176317 из средней узкой серии по ГОСТ 8995-75. Подшипник опоры А. > дает следующие значения (для ):
Заключение: по вычисленным выше динамической и статической грузоподъемностям, а также по частоте вращения для жидкой смазки, с учетом внешнего диаметра вала в той части, где подшипники будут посажены по , выбираем шарикоподшипник с разъемным внутренним кольцом за номером 176222 из легкой узкой серии по ГОСТ 8995-75.
ПЕРВОЕ ОПАСНОЕ СЕЧЕНИЕ Для опасных сечений определим запас сопротивления усталости и сравним его с допускаемым. Примем минимально допустимое значение запаса усталости: ; При совместном действии напряжений кручения и изгиба запас сопротивления усталости определяют по формуле: ; Где ; - запас сопротивления усталости по изгибу, ; - запас сопротивления усталости по кручению. Здесь и - амплитуды переменных составляющих циклов напряжений, а и - постоянные составляющие, которые берутся с учетом того, что проверяется вал турбины:
Пределы выносливости для стали 40 ХНМА - стали, из которой изготовлен вал: ; Предел прочности для этого же материала: ; и - коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости. Эти величины зависят от механических характеристик материала. По ГОСТ 25.504-82 рекомендуют: ; Вычислим коэффициенты концентрации напряжений в опасном расчетном сечении при изгибе и кручении соответственно:
; ; и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений возьмем из с учетом отношений и с учетом предела прочности: - отношение величины утолщения к радиусу галтели - отношение радиуса галтели к внешнему диаметру до утолщения ; - коэффициент, учитывающий наличие поверхностного упрочнения. На данном участке вала целесообразно применить обкатку роликом, для которой:
; Теперь вычислим коэффициенты влияния качества поверхности и из . Для этой части вала в качестве механической обработки возьмем чистовое шлифование () . Тогда при изгибе вычислим: ; При кручении: ; Подставим все эти коэффициенты в уравнение для нахождения коэффициента концентрации напряжений: Следовательно:
Заключение: в данном опасном сечении с учетом заданных размеров условие усталостной прочности выполняется.
ВТОРОЕ ОПАСНОЕ СЕЧЕНИЕ
Проверим второе опасное сечение- галтель, после которой вал утолщается перед правым подшипником. Далее будут вычислены только те величины, которые изменятся для данного случая, остальные значения и расчетные формулы см. в 3.2.
- отношение величины утолщения к радиусу галтели - отношение радиуса галтели к внешнему диаметру до утолщения ; Подставим все эти коэффициенты в уравнение для нахождения коэффициента концентрации напряжений: Следовательно:
Заключение: в данном опасном сечении с учетом заданных размеров условие усталостной прочности выполняется.
Заключение: в данном шлицевом соединении условие усталостной прочности выполняется. РАСЧЕТ ВИНТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Для заданного соединения деталей под правой опорой ротора выберем из справочника винт с шестигранной уменьшенной головкой по ГОСТ 7796-62 Винт : Материал сталь 30Х ; ; , тогда Определим внешнюю нагрузку, приходящуюся на один винт: ; Соединение нагружено центральной отрывающей силой, т.е. равнодействующая сила нагрузки перпендикулярна плоскости стыка и проходит через центр тяжести его плоскости, причем задано, что: , тогда
- внутренний диаметр метрической резьбы на винте. Из по ГОСТ 9150-67: - при нераскрытие стыка и переменной нагрузке - герметичность стыка коэффициент затяжки коэффициент внешней нагрузки
Следует, что тогда, С учетом запаса возьмем z- число винтов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) В. И. Анурьев. Справочник конструктора- машиностроителя. Том 2.-М.: Машиностроение, 1979. 2) П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин.-М.: Высшая школа, 2001. 3) М. Н. Иванов, В. А. Финогенов. Детали Машин.-М.: Высшая школа, 2002. 4) Г. Б. Иосилевич. Детали машин.- М.: Машиностроение, 1988. 5) В. Н. Нарышкин, Р. В. Коросташевский. Подшипники качения. Справочник- каталог.- М.: Машиностроение, 1984. 6) Г. С. Писаренко, А. П. Яковлев, В. В. Матвеев. Справочник по сопротивлению материалов.- Киев.: Наукова Думка, 1975. 7) В. А. Тютюнов, С. И. Ловинский. Авиационные двигатели.-М.: Машиностроение, 1964. 8) В.А. Федоренко, А. И. Шошин. Справочник по машиностроительному черчению.- Ленинград.: Машиностроение, 1970. 9) Д. В. Хронин. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей.-М.: Машиностроение, 1989. 10)Лекции по Деталям машин 11)Г. С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. –М.: Машиностроение, 1981.
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра “ Основы конструирования механизмов машин”
Расчет и проектирование узла газовой турбины На основе прототипа (Д – 25В)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсовому проекту по дисциплине “ Прикладная механика”
Группа ТЭС – 310
Студент _______________ _________ Зарипов.И.Г (подпись) (дата) (и., о., фамилия) Консультант _____________ _______ В. К. Итбаев
Принял ________________ ________ В. К. Итбаев
Уфа 2007.
СОДЕРЖАНИЕ Техническое задание_______________________________________3 стр. Введение________________________________________________ 4стр. Описание конструкции и сборки_____________________________5 стр. 1 Проектный расчет вала__________________________________ 6стр. 2 Выбор подшипников_____________________________________6стр. 3 Проверка вала на усталостную прочность в опасных сечениях________________________________________ 10стр. Концентраторы напряжений на валу_______________________10стр. Первое опасное сечение__________________________________11стр. Второе опасное сечение__________________________________ 13стр. Шлицевое соединение как опасное_________________________14стр. 4 Устойчивость вала при кручении___________________________ 15стр. 5 Подбор и расчет шлицевого соединения в концевой части вала (ГОСТ 6033-80)________________________ 16стр. 6 Расчет штифта, соединяющего вал и рабочее колесо с лопатками________________________________17 стр. 7 Выбор марки масла и расчет его количества для охлаждения и смазки двух подшипников, посаженных на валу___________________________ 19стр. 8 Расчет винтового соединения_____________________________ 21стр. 9 Эскизы стандартных деталей______________________________ 23стр. Список использованной литературы__________________________ 26стр.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
РАССЧИТАТЬ И СПРОЕКТИРОВАТЬ УЗЕЛ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ СО СЛЕДУЮЩИМИ ПАРАМЕТРАМИ НА ОСНОВЕ ПРОТОТИПА (Д- 25 В):
- Мощность турбины - Осевая сила, действующая на вал - Частота вращения вала - Сосредоточенный момент - Диаметр проточной части - Ресурс в часах
ВВЕДЕНИЕ Началу проектирования ГТД, которое, как и проектирование любого технического объекта, состоит из ряда последовательных стадий, оговоренных ГОСТ 2.103-68, предшествует выдача конструктору технического задания заказчиком двигателя. Техническое задание формируется на основании задания на создание летательного аппарата или энергоустановки, технических требований к ним, а также их предварительным совместным проработкам. ТЗ включает в себя технические характеристики, важнейшие технические требования и показатели качества, технические, экономические и специальные требования, связанные со спецификой применения данного агрегата. После соответствующей проработки, согласования и утверждения ТЗ является основным определяющим документом для всех дальнейших стадий проектирования двигателя. Предварительная проработка, формирование облика двигателя состоит из проработки и подбора вариантов конструктивных схем с выявлением их преимуществ и недостатков. Сюда же входят предварительные расчеты деталей и узлов проектируемого агрегата. Большое внимание уделяется достижению на этом этапе высоких удельных параметров и основных технических данных, полностью удовлетворяющих техническим требованиям, особенно связанным со спецификой конструкции. После этого следует эскизный проект. Это полная разработка конструкции двигателя со всеми узлами и деталями, более подробные расчеты. Заканчивается этот этап утверждением эскизного проекта. Заключительная стадия - после документально заверенных и оформленных технических решений проводится стадия проектирования, т.е. создание узлов и их испытания. Работы же по совершенствованию двигателя не прекращаются после начала его серийного производства и ведутся в направлении дальнейшего повышения надежности, улучшения технологичности и снижения трудоемкости.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.163 с.) |