Пирамида фараона Сахура в Абусире является самой типичной постройкой V династии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пирамида фараона Сахура в Абусире является самой типичной постройкой V династии.



Усыпальницы фараонов 5 и 6 династий сохраняют все основные элементы гробниц царей 4 династии, но намного уступают по размерам, не превышая 70 метров в высоту; сложены из небольших блоков;

однако, стены этих заупокойных храмов и залов стали покрывать цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и могучего победителя всех врагов Египта.

Увеличивается размер храмов при пирамидах, их архитектурное убранство усложняется.

Именно здесь появляются ставшие затем столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны, и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов. В конце Древнего царства возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связки бутонов лотоса.

Появляется новый вид зданий – т. н. солнечные храмы. Важнейший элемент такого храма – колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце.

Скульптура
Стиль сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов.

Статуи имеют – однообразные неподвижные позы и условную раскраску

-эти статуи изображают умерших в строго фронтальных позах, либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещённые ноги

-у всех статуй одинаково правильно поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты

-тела мужских фигур (иногда они сделаны из светлого камня или дерева) окрашены в красновато-коричневый цвет

Женские фигуры окрашены в жёлтый цвет

-волосы у всех чёрные

-одежды белые

-статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни

-все скульптуры производят впечатление монументальности и строгого спокойствия, несмотря на то, что ясно видно их разновременное происхождение

-причина раннего возникновения египетского скульптурного портрета – необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить.

Канон мешал художнику преодолевать установившийся подход к передаче образа человека, вынуждая неизменно сохранять скованность поз, бесстрастное спокойствие лиц, подчёркнуто крепкую и сильную мускулатуру мощных тел

-однако лучшие скульпторы сумели в рамках канона создать ряд подлинно замечательных произведений

-статуя зодчего Хемиуна

-статуя писца Каи

-статуя царского сына Каапера

-они относятся к лучшим образцам древнеегипетского реалистического портрета

-художник сумел передать облик определённого человека, со всем своеобразием присущих ему черт лица, формы головы и фигуры

--в то же время это образы, созданные путём отбора наиболее характерных особенностей, с помощью определённого обобщения

-говоря о скульптурных портретах фараонов, основной задачей было создание образа Фараона как неограниченного владыки и сына бога

- фараоны обычно изображались с очень мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими портретные черты, но явно идеализированными.

-позы при изображении человеческих фигур:

-идущий, с вытянутой вперёд ногой, фронтально, руки вытянуты или 1 рука прижата к верхней части живота

-спокойно сидящий на кубовидном троне с сомкнутыми ногами, выпрямленный торс, руки лежат на коленях, либо одна рука прижата к телу и сомкнута в кулак (символ наличия власти), другая рука прижата к верхней части живота

-усопшим, в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символ власти – жезл и плеть

-поза писца – сидя со скрещёнными ногами (полу-лотос), - фронтальный торс

Атрибуты фараона –

-клафт – полосатый платок с концами, спускающимися на плечи

-немес – головная повязка

-короны – белая в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта)

-урей - на повязке в середине лба – изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе

-хепреш – непарадный головной убор, имел вид синего шлема

При выполнении рельефов и настенных росписей используется традиционный приём плоскостного изображения фигуры –

-ноги и лицо в профиль

-глаз в фас

-плечи и нижняя часть туловища – в трёхчетвертном развороте

Статуя фараона Джосера, сидящего на троне,

Статуя фараона Хефрена IV династии,

Статуя фараона Микерина с богинями (справа Хатор, слева Нома)
-статуя царевича Рахотепа и его супруги Нефрет из гробницы в Медуме

Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара (28 в. до н.э.). (лицевая и обратная стороны, рельеф с изображением Хесира)
-зодчий Хесира изображён то стоящим с принадлежностями для письма и жезлом в руках - знаком его высокой должности, то сидящим за пиршественным столом.

-его стройная фигура и тонкое лицо с резким профилем вырезаны на золотисто-коричневых досках утончённо тонким рельефом.

-создаётся впечатление нервной игры мускулов под кожей. Рождается образ волевого, умного человека
-связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов.

-всё чётко, все графично в рельефах. Рельеф мало возвышается над фоном, никогда не теряет связи с силуэтным рисунком
-рельефные изображения преобладали в рассматриваемую эпоху.

-техника настенных росписей не была развита в той же мере.
Статуя писца из Саккара,

статуя фараона Амененхета III и Рамзеса II.
Характерно: фигуры фараонов, знати всегда совершенно неподвижны, застыли в торжественной важности.

Их помещали вплотную к стенам в залах храмов, им молились, приносили жертвы.
Человек изображался всегда спокойным, уверенным в себе, здоровым, могучим.

Головы - прямо, руки у сидящих покоятся на коленях, у стоящих - опущены.
Статуэтки слуг и рабов полны движения, жизни (непосильная тяжесть труда).

Древнеегипетская монументальная живопись (расположение живописи, сюжеты, особенности композиций) -
-техника настенных росписей не была развита в такой же мере, как рельефные изображения

-пример настенной росписи Древнего царства - фрагмент "Гуси на траве", деталь, сохранившаяся в гробнице сына фараона Снофру и его жены в Медуме (27в. до н.э.)

-гармоничная цветовая гамма из коричневатых, сероватых и красно-жёлтых тонов.

Среднее царство - сюжеты: приход в долину Египта кочевников-азиатов, перевозка крупной статуи номарха (гробница Хнумхотепа II-20 в. до н.э.).

Тональное объединение изображений с фоном.

Архитектура – новые настроения: разочарование в благах загробной жизни

-появляются обелиски - возросла самостоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), это привело к расцвету местных художественных школ

-номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды

-пирамиды стали гораздо меньше, неприметней

-снижается пафос монументальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.007 с.)