росписи царских гробниц в некрополе Фив. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

росписи царских гробниц в некрополе Фив.



Амарнский период.

1 половина 14 века до н. э.

Крутой поворот к невиданному раньше реализму. Фараон Аменхотеп 4 произвёл религиозную реформу и ввёл поклонение богу Атону (лишив опоры фиванское жречество, которые почитали верховное божество Фив – Амона). Фараон опирался на средние и низшие слои свободного населения в их борьбе с рабовладельцами и со жречеством. Новое имя фараона – Эхнатон (дух Атона), новая столица – Ахетатон (врата Атона), позднее Эль-Амарна – по названию арабской деревни, расположенной неподалёку.

Фараон перестаёт быть божеством. До нас дошли единственные росписи полов из дворца Амарны (вылетающая из зарослей папирусов утка, рядом резвятся телята). Искусство правдиво, не порывает со старой традицией, но творчески их переосмысливает. Появилась широта письма, живописная манера, появляются переходные тона, тающие краски, контурное подчёркивание предмета почти исчезло, роспись даётся пятнами, голубые, коричнево-пурпурные тона, очень мягкие.

Реализм амарнского периода проявляется в круглой скульптуре. Торс девушки, предположительно одна из дочерей Эхнатона. Голова царицы Нефертити, супруги Эхнатона. Первые два найдены в мастерской скульптора Тутмеса при раскопках Амарны, третья же – при раскопках одного из домов Ахетатона.

Правил Эхнатон 7 лет. Сразу же после смерти Эхнатона, жречество всё вернуло «на круги своя». Храмы, созданные в период правления Эхнатона были разрушены, культ бога Атона забыт.

 

Искусство Древнего царства

В период IV-V династии была достигнута высшая точка расцвета Древнего царства.
Архитектура
Ступенчатая пирамида Джосера в Соккара. Зодчий Имхотеп, 28 в.до н.э., 60м в высоту.
Пирамиды Снофру в Дошуре и в Медуме, 28 в. до н.э.
Пирамиды IV династии, правившей в то время - пирамиды Хеопса, Хефрена.
Самая значительная по размерам пирамида Хеопса основана на пропорциях золотого сечения. Её высота составляет 146 м, ширина - 233 м.
Рядом с пирамидой Хефрена находился большой сфинкс (60 м длины).
Пирамида фараона Сахура в Абусире является самой типичной постройкой V династии.

Скульптура
Стиль сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов.

Статуи имеют – однообразные неподвижные позы и условную раскраску

-эти статуи изображают умерших в строго фронтальных позах, либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещённые ноги

-у всех статуй одинаково правильно поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты

-тела мужских фигур (иногда они сделаны из светлого камня или дерева) окрашены в красновато-коричневый цвет

Женские фигуры окрашены в жёлтый цвет

-волосы у всех чёрные

-одежды белые

-статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни

-все скульптуры производят впечатление монументальности и строгого спокойствия, несмотря на то, что ясно видно их разновременное происхождение

-причина раннего возникновения египетского скульптурного портрета – необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить

Канон мешал художнику преодолевать установившийся подход к передаче образа человека, вынуждая неизменно сохранять скованность поз, бесстрастное спокойствие лиц, подчёркнуто крепкую и сильную мускулатуру мощных тел

-однако лучшие скульпторы сумели в рамках канона создать ряд подлинно замечательных произведений

-статуя зодчего Хемиуна

-статуя писца Каи

-статуя царского сына Каапера

-сельский староста

-они относятся к лучшим образцам древнеегипетского реалистического портрета

-художник сумел передать облик определённого человека, со всем своеобразием присущих ему черт лица, формы головы и фигуры

--в то же время это образы, созданные путём отбора наиболее характерных особенностей, с помощью определённого обобщения

-говоря о скульптурных портретах фараонов, где основной задачей было создание образа Фараона как неограниченного владыки и сына бога. Фараоны обычно изображались с очень мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими портретные черты, но явно идеализированными.

-позы при изображении человеческих фигур:

-идущий с вытянутой вперёд ногой, фронтально, руки вытянуты или 1 рука прижата к верхней части живота

-спокойно сидящий на кубовидном троне с сомкнутыми ногами, выпрямленный торс, руки лежат на коленях, либо одна рука прижата к телу и сомкнута в кулак (символ наличия власти), другая рука прижата к верхней части живота

-усопшим, в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символ власти – жезл и плеть

-поза писца – сидя со скрещёнными ногами (полу-лотос), фронтальный торс

Атрибуты фараона –

-клафт – полосатый платок с концами, спускающимися на плечи

-немес – головная повязка

-короны – белая в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта)

-урей - на повязке в середине лба – изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе

-хепреш – непарадный головной убор, имел вид синего шлема

-статуя фараона Хефрена

- статуя царевича Рахотепа и его супруги Нефрет из гробницы в Медуме

При выполнении рельефов и настенных росписей используется традиционный приём плоскостного изображения фигуры –

-ноги и лицо в профиль

-глаз в фас

-плечи и нижняя часть туловища –в трёхчетвертном развороте

Статуя фараона Джосера, сидящего на троне, статуя фараона Хефрена IV династии, статуя фараона Микерина с богинями (справа Хатор, слева Нома).
Статуя Рахотепа и его жены Нофрет.

Искусство Среднего царства
(21-18вв. до н.э., XI-XII династии)
Архитектура

Заупокойный храм фараона Ментухотепа (21в. до н.э.) против Фив в долине Деир-Эль-Бахри.
Пирамидные комплексы с заупокойным храмом, коридором и входом сооружали и фараоны Среднего царства (XII дин.) меньших размеров и иной конструкции.
Храм "Лабиринт" Аменемхету III. Пирамидный город Кахун.
Гробницы номархов близ современного села Бени-Хасан.
Скульптура

-показываются возрастные и характерныеособенности

-но фигура идеализируется

-скульптурные изображения теперь устанавливаются в храмах и около них (а не в гробницах) для прославления их владык

-лица прорабатываются более тщательно

-резкий, подчёркнутый реализм
Статуя Сенусерта III (19в.до н.э.).
Лица статуй и сфинксов (фараон Аменемхет II).
Статуэтки слуг, несущих жертвенные предметы из гробницы Эль-Берик (19в.до н.э.).
Характер эпохи отразился в том, что введены многочисленные сцены битв, изображения осад крепостей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.008 с.)