ТОП 10:

Общественно-политическая и культурная жизнь СССР в 1945-1953 г.г.



Переход к мирному строительству после окончания Великой Отечественной войны потребовал реорганизации органов государственного управления. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат.

Люди, перенесшие трудности и лишения военного времени, рассчитывали на перемены к лучшему. На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов. Однако чаще всего они становились узниками ГУЛАГа. Многие были расстреляны. Оставшиеся на свободе имели сложности с работой, пропиской. Каждый побывавший в плену или на оккупированной территории оказывался под подозрением. Противоречивые процессы происходили на вновь присоединенных территориях. После окончания войны власти стали восстанавливать прежнюю политическую систему. Особое место в укреплении тоталитарного режима принадлежало репрессивным органам, находившимся под контролем Сталина и Берии.

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от «задач социалистического строительства».

В 1946 г по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей.

В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы на науку, они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы - в Казахстане, Латвии и Эстонии.

Война и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е - начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. В 40-е - начале 50-х годов советская наука и техника достигли ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной техники, но все они, в основном, были нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи первого в мире «социалистического» государства. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

Печально известно постановление ЦК ВКП (б) 1946 г. «О журнале «Звезда» и «Ленинград», направленное в основном против А. Ахматовой и М. Зощенко, чье творчество было отнесено к антинародному. Через несколько дней после постановления они были исключены из Союза писателей. Лишен был возможности жить литературным трудом А. Платонов. В практику вошло запрещение литературных, музыкальных, кинематографических произведений, закрытие журналов.1948 г. прошел под знаком борьбы с «формалистами» в музыке - Шостаковичем, Прокофьевыми др.

Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала XX вв.

Билет 24

В24.

Общественное движение – западничество, славянофильство, консерватизм и либерализм.

Во второй четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьезные изменения.

Общей чертой западников и славянофилов являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа, стать, в конце концов, парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в России социализма, понимаемого в духе идей Сен-Симона.

В отличие от западников, славянофилы считали европейский путь неприемлемым и гибельным для России. Все постигшие Россию беды они связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.

Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Русский народ славянофилы считали чуждым политике, искренне преданным законному монарху. Из этого они делали вывод о невозможности в России революции. Славянофилы отрицали конституцию, разделение властей и парламентаризм. Их лозунг гласил: "Сила власти - царю, сила мнения - народу".

Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не тронутой поверхностной петровской "европеизацией", славянофилы уделяли большое внимание изучению народных обычаев, быта͵ фольклора.

Понятие ʼʼлиберализмʼʼ появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – испанском парламенте. Далее это понятие вошло во все европейские языки, однако, в несколько ином значении.

Либерализм - ϶ᴛᴏ утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод.

В России консервативный тип мышления наглядно выявляются уже в мировоззрении славянофилов. Здесь консервативная мысль принимает романтическую форму. Ярким представителем этого стиля может служить К.Н. Леонтьев. При этом в чистом виде консерватизм в русской социально-философской и политической мысли встречается довольно редко. В большинстве же случаев данный тип мышления сочетался с либеральным.

Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультрареакционной идеологии и леворадикальной, которая в середине и концу 19 века обретает популярность в интеллектуальной среде. Особый интерес представляют отношения консерватизма и либерализма в России.

Судьба и консерватизма и либерализма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посредине.

В 54.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.208.22.127 (0.006 с.)