Алгоритм и общие правила формирования компетенций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм и общие правила формирования компетенций



Опора на компетентностный подход – ключевой элемент новизны ФГОС ВПО нового поколения, базис их проектирования. В общем случае алгоритм формирования компетентностной модели выпускника включает четыре основных этапа.

На первом этапе выявляются область, виды, задачи и объекты профессиональной деятельности, по которой предстоит работать выпускнику.

На втором этапе в группе разработчиков происходит процесс первичного формулирования компетенций. Для этого могут быть использованы методы "поведенческих примеров", игрового моделирования и др.

На третьем этапе осуществляется уточнение сформированного первичного набора компетенций с работодателями. Для этих целей могут быть использованы метод социологического опроса целевых групп, метод экспертного опроса и др.

На четвертом этапе силами группы разработчиков оформляется полученная компетентностная модель выпускника, т.е. она форматируется в соответствии с требованиями конкретного разрабатываемого документа (ФГОС, ООП и т.д.).

В дальнейшем компетентностная модель должна корректироваться в связи с изменением требований, предъявляемых к выпускнику вуза со стороны внешних заказчиков и благополучателей результатов высшего образования, для чего могут использоваться все обозначенные методы первичного формулирования и уточнения наборов компетенций.

Процесс формирования компетенций может быть облегчен благодаря использованию следующего набора общих правил.

1. Каждый вид профессиональной деятельности, выделенный на первом этапе, трансформируется в свой специфический набор профессиональных компетенций.

2. Наименование любой профессиональной компетенции осуществляется при формулировке ответа на вопрос: "Что будет готов делать работник для выполнения данного вида профессиональной деятельности?" – или в терминах "готовности что-либо выполнять (делать)".

3. В формулировку компетенций целесообразно включать существительные, отражающие основные типы частных результатов образования: "способность", "навыки", "знания", "готовность", "приверженность", "понимание", "ответственность", "ценность", "отношение" и т.п.

4. При формулировании компетенций необходимо стремиться к тому, чтобы их состав и язык были понятными различным группам пользователей и однозначно воспринимались ими.

5. Компетенции должны быть "организованы" в своеобразные группы (кластеры). Для профессиональных компетенций наиболее целесообразной представляется их кластеризация по видам профессиональной деятельности.

6. Не следует неоправданно умножать численный состав компетенций, принимаемых для описания результатов образования. В каждом кластере рекомендуется выделять не более пяти компетенций.

7. При разработке компетентностных моделей выпускников целесообразно принять во внимание рекомендацию Европейской комиссии относительно восьми ключевых компетенций, которыми должен овладеть каждый европеец.

8. Компетентностный подход не требует "зафиксировать все содержание образования как перечень компетенций". Данный подход не сопровождается отходом от принципа фундаментальности российского высшего образования, а лишь переосмысливает его, акцентируя практический вектор, связанный с ответом на запрос экономической сферы.

9. При формулировании компетенций следует избегать их расширительного толкования или компетентностной избыточности.

10. При формировании компетентностной модели выпускника необходимо учитывать, что исследователи выделяют два полярных направления в создании моделей компетенций: индивидуализированный подход, сфокусированный на поведении индивида, и коллективный (организационный) подход, направленный на разработку модели компетенций для конкретной организации, увязывающий цели, миссии, ценности, организационную культуру с программами подготовки и развития персонала. Перед началом работы нужно определиться, какой подход предстоит использовать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.005 с.)