И. С. Тургенев. Дидактические материалы по роману «Отцы и дети» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. С. Тургенев. Дидактические материалы по роману «Отцы и дети»



И. С. Тургенев. Дидактические материалы по роману «Отцы и дети»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №9

г.о.Коломна Московской области

Халяпина Л.Н.

Создание романа «Отцы и дети»

Роман посвящён памяти русского разночинца В. Г. Белинского и был создан в период революционной ситуации в России (1859—1862 гг.) и отмены крепостного права. Тургенев отобразил в нём перелом обще­ственного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, полити­ческих, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Название романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие любого общества. За спором двух поколе­ний ясно виден социальный конфликт нового со старым. Речь в романе идёт не только о различии поколений, но и о противостоянии дворян­ства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллиген­ции, выдвигающейся в центр общественной жизни страны и представ­ляющей её будущее. Размежевание общества отражено в противостоянии Евгения Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсано­вых, лучших из дворян-либералов («отцы»).

Темы, мотивы, символы

«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду деятельности И. С. Тургенева и открывающий перспективы художественного осмысления новой эпохи. В этом романе писатель как бы осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического-полотна «Два поколения». В «Отцах и детях» складывается роман, структура которого определяется противостоянием соци­альных и политических сил, способных вступать в контакты только в стычках и «боевых действи­ях» идейного порядка. Представители «сторон», появляясь во враждебной среде, воспринимаются как «лазутчики» врага, опасные и подозрительные. Именно так с самого начала встречают База­рова в усадьбе Кирсановых. Появление Базарова в помещичьей усадьбе или на балу воспринима­ется и им и окружающими как «вылазка» во враждебный стан.

Во всех романах И. С. Тургенева главным героем делался персонаж, несущий начало разви­тия, революционное в своем существе, но Базаров сознательно ставит перед собою цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит его развитие. И. С. Тургенев писал о своем герое: «...если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Революцио­нер — противник существующего общественного порядка. Этот герой, одинокий, задуманный как трагическая фигура, представляет свое время и революционную природу молодости. Он воплоща­ет поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло и поддерживать его, В своей замечательной ранней статье о «Фаусте» Гете (1845) И. С. Тургенев писал: «Жизнь каждого народа можно сравнить с жизнью отдельного человека, с той только разницей, что народ, как природа, способен вечно возрождаться. Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Сбросив иго преданий, схоластики и вообще всякого авторитета, всего, что приходит в нему извне, он ждет спасения от самого/себя; он верит в непосредственную силу своей натуры...», Далее в той же статье, говоря о положительном значении критического, отрицательно­го начала в моменты исторических переломов и о трагических судьбах его носителей, И. С. Турге­нев замечает: «Под каким бы именем ни скрывался этот дух отрицания и критики, всюду за ним гоняются толпы своекорыстных или ограниченных людей, даже и тогда, когда это отрицательное начало, получив, наконец, право гражданственности, постепенно теряет свою чисто разрушаю­щую ироническую силу, наполняется само новым положительным содержанием и превращается в разумный и органический прогресс».

Конечно, нельзя сводить всю сложность образа и судьбы Базарова к этим рассуждениям И. С. Тургенева, написанным за семнадцать лет до романа «Отцы и дети», но есть все основания предположить, что с кругом проблем, затронутых в статье о «Фаусте» Гете, был связан, замысел романа о двух поколениях и что мысли о созидательном значении начала критики и отрицания, о его способности со временем «наполняться» «положительным содержанием» оставались важны­ми для И. С. Тургенева в пору его работы над романом «Отцы и дети».

Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петрови­чем Кирсановым,

И. С. Тургенев дал недвусмысленно понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, вплоть до идеи бога, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.

Важной стороной характеристику Базарова является поставленная в романе проблема отно­шения героя к народу. Базаров гордится тем, что дед его землю пахал, но он — не помещик. Он сознает, что живет, как простой человек, своим трудом. О своей близости к народу, о том, что крестьянин его признает «своим», Базаров говорит «с надменной гордостью», давая понять, что только демократизм делает человека подлинным выразителем национального чувства. И автор ро­мана, очевидно, «согласен» со своим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на поги­бель — потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего», — так разъяснял И. С. Тургенов свой замысел. Однако, несмотря на демократизм Базарова, русский мужик все же остается для него «таинственным незнакомцем», а базаровские высокомерные разговоры с крестьянами заставляют их отнестись к нему как к «барину», который ничего, конечно, понять не может...

Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И. С. Тургенев пока­зывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя. Для И. С. Тургенева способность человека к большому, всепоглощающему чувству — всегда признак глубокой нату­ры. Трагическая любовь Базарова, глубина охватившего его чувства противоречит категоричным рационалистическим утверждениям нигилиста, демонстрируя широту его натуры.

За смертельной, как бы случайной болезнью Базарова писателю виделся рок. Объясняясь с читателями, И. С. Тургенев с горечью констатировал: «Смерть Базарова... должна была, по-мо­ему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру. А Ваши молодые люди и ее находят случайной!» Смерть героя действительно послужила поводом для оживленного, большей частью неблагоприятного для писателя обмена мнений. Часть читателей восприняла этот эпизод как выражение авторского пристрастия к герою, желание во что бы то ни стало завершить жизнь Базарова подвигом, другая же часть читателей «заподозрила» И. С. Тургенева в стремлении «разделаться» с демократом и таким образом заявить о тщетности, бесплодности его замыслов и претензий. Конечно, в художественном отношении смерть Базарова не была «случайностью», она несла значительную смысловую нагрузку. Объясняя значение смерти Базарова в романе, И. С. Тургенев напомнил о трагическом характере этого образа и определил смерть как послед­нюю трагическую черту, которая завершает характеристику героя.

Сюжет романа

Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взгля­дов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов революционных демократов, но пытался понять их и представить своему читателю объективно.

Особенности композиции

Базаров – центральный образ

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Все персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

Роман состоит из 2 частей (28 глав): В I части (1—Х1П главы) Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой).

Во II части (XIV—XXVIII главы) происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.

Объективность изображения

Первый портрет Базарова дан писателем не в восприятии Аркадия (влюбленного в своего учителя и знающего о нём, конечно, больше других) I не является впечатлением Павла Петровича (непримиримого врага Евгения). Тургеневу важно взглянуть на «нового человека» объективно, а да этого самой подходящей фигурой является Николай Петрович (он всегда; доброжелателен к людям, ищет духовного сближения с сыном, а потому заранее готов уважать его друзей). Николай Петрович принадлежит к «отцам», а потому при первой встрече с Базаровым в глаза ему бросают­ся: нелепый балахон с кистями, красная рука без перчаток, длинные волосы и висячие бакенбарды (т. е. всё то, что оскорбило бы любого аристократа). В облике Базарова нет изящества, но зато ощущается сила, воля, ум, уверенность в себе. Николай Петрович замечает и другие дета­ли: круглые выпуклости просторного черепа, широкий лоб (это говорит об уме), непринуждённое поведение, ироничную улыбку в ответ на свою любезность.

Роль детали в изображении

Оказавшись в чужой социальной среде, Базаров ведёт себя естественно, остается самим собой, с достоинством подчёркивает своё отличие от аристократов. Обо всём этом рассказывала одна маленькая деталь: Евге­нии по-простонародному произносит своё отчество - «Васильев». При первом же знакомстве Базаров вносит отчуждение в отношения отца и сына. Делает он это одной короткой репликой. Базаров просит Николая Петровича, попытавшегося было вдохновенно прочесть стихи Пушкина, передать ему спички. Но реплика эта заставляет умолкнуть Николая Петровича, а Аркадия — вспомнить, что надо вести себя по новым, «нигилистическим» понятиям. Так уже при первом знакомстве там намечается конфликт «отцов» и «детей».

Приём контраста

Все персонажи романа сгруппированы вокруг Базарова, подчёркивают его превосходство и свидетельствуют о его одиночестве.

Базаров и Павел Петрович

Аристократизм одного противопоставлен демократизму другого. В спорах с ним раскрываются замечательные черты Базарова: зрелость ума, глу­бина суждений, непримиримая ненависть к барству и рабству.

Базаров и Аркадий

Последовательность, убеждённость, воля и целеустремлённость Базаро­ва контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеж­дениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели. Во взаимоот­ношениях с Аркадием проявляется способность героя привлекать на свою сторону молодёжь, быть учителем, а также его непримиримый характер и честность в дружбе.

Базаров и Одинцова

В отношениях с Анной Сергеевной мы открываем в Базарове умение глубоко и по-настоящему любить. Герой проявляет цельность своей на­туры, силу воли и чувство собственного достоинства.

Новый человек

Разночинец по происхождению, демократ по политическим убеждени­ям — «новый человек», представитель поколения «детей» (однако един­ственный представитель: все другие персонажи оказываются во враж­дебном лагере). Отмечается внешняя непривлекательность «волосатого студента и его пренебрежение к одежде (одет в нелепый балахон с кистями). Но в герое восхищает многое другое: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Базаров — медик, собирается продолжить дело отца, уездного лекаря, увлечён ес­тественными науками (материалистические взгляды его перекликаются со взглядами Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина). Перед нами человек труда.

Революционер

Является в романе выразителем идей революционной демократии и противопоставлен либеральному дворянству. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране («Исправьте общество, и болезней не будет»). Созидание не считает целью, говорит «Сначала нужно место расчистить». Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. Резок в своих суждениях и оценках. Не успев реализовать себя в жизни, герой только перед лицом смерти избавляется о своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что жизнь шире и многообразнее его о ней представлений.

Теоретик

Пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма (уверен, что жизнь можно подчинить придуманной теории и что можно прожить без чувств, переживаний и любви, т. е. без всякой «белиберды»). Но душе героя существуют зародыши всех чувств, которые он отрицает, среди них и способность любить (влюбляется в Одинцову и чувствует себе невозможность противиться чувству). Получается, что главный конфликт в романе — это конфликт героя с самим собой.

Народный герой

Умеет обращаться с мужиками, просвещать их. У него у самого народный склад речи (отмечается простота и меткость его выражений, обилие
в ней пословиц и поговорок). Его любовь к народу лишена сентиментализма и идеализации простого русского мужика.

 

Усадьба Н. П. Кирсанова

В начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия. Это печальная картина: серые и неприглядные поля, низкие кустарники, оборванные мужики, покосившиеся крыши. Усадьба состоит из нового господского деревянного дома, выкрашенного серой краской, фермы, пруда с солё­ной водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сирени и ака­ций. (Эти сирень и акации свидетельствуют о чистоте его души.) Бесед­ку можно сравнить с «храмом уединённого размышления» у Манилова. Крестьяне здесь обленились, приказчик — большой плут. Но Николай Петрович всё-таки старается что-то сделать для улучшения хозяйства, а главное — сглаживает в доме, как может, все недоразумения. Лишними в этом доме Николая Петровича кажутся люди с конфликтным характе­ром: Павел Петрович и Базаров.

Усадьба А. С. Одинцовой

Усадьба полностью отражает характер хозяйки. Тёмные деревья сада, аллея стриженых ёлок — всё дышит холодностью и расчётом, строгим порядком. Дом стоит на пологом открытом холме, словно показывает неприступность. По архитектуре красив, был задуман в Александров­ском стиле, но выкрашен жёлтой краской (напоминает тюрьму — огра­ничение свободы). Даже церковь похожа на строгого могучего воина. Единственное место, свободное от строгих устоев, — портик, заросший кустами (этого портика Одинцова боится, поскольку когда-то увидела в нём ужа). Внутреннее убранство поражает строгостью, даже запах в доме — как в министерском учреждении. Все лакеи надменны и старомодны. В доме живут по раз и навсегда заведённому порядку. Одинцова хорошо управляет хозяйством, и крестьяне у неё поставлены на оброк. Здесь всё делается по плану и «катится словно по рельсам».

Усадьба Базаровых

Самое скромное и бедненькое имение. Базаровым принадлежат небольшая деревушка и господский домик с шестью комнатками. Но этот крошеч­ный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кирсанова и Одинцо­вой. Дом окружён берёзовой рощей. Именно в имении родителей Евгений Базаров ощущает себя ничтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой деревне немного распущенны, но добры. Василий Ивано­вич живёт не за счёт доходов от своей деревни, а за счёт лечения людей.

 

Николай Петрович Кирсанов

В главе I автор подробно рассказывает биографию Николая Петровича. А почему такая анкетная точность? Всё дело в том, что биография этого пер­сонажа и есть общественная биография «отцов». Он дитя своего времени. Не случайно Тургенев пишет: «Это я, Огарёв и тысячи других». Чем же любопытна эта биография? А в ней нет самостоятельных поступков (кро­ме женитьбы героя на дочери хозяина квартиры). Жизнь героя менялась лишь от внешних причин (перелом ноги, смерть жены) — он не способен ни на какие решительные действия. Несколькими штрихами Тургенев подчёркивает слабость и вялость Николая Петровича, «седого, пухлень­кого и немного сгорбленного» помещика лет сорока с небольшим.

Павел Петрович Кирсанов

Тургенев описывает три ожесточённых спора Базарова с Павлом Петро­вичем, в которых поднимаются вопросы, волновавшие передовых людей того времени. Споры касаются будущего и настоящего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым: чувствовалось его пре­восходство (Тургенев был не согласен с ним лишь в вопросах об искусст­ве и природе). Оказалось, что компромисс найти в спорах невозможно.

Аркадий Кирсанов

Многие представители молодого поколения восприняли нигилизм как
модное поветрие. Нигилистические убеждения не привились к Аркадию.
Он понимает, что не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни рево­
люционного демократа», и остаётся «либеральным баричем». Он станет
примерным мужем и хорошим хозяином, а о своём увлечении нигилиз­
мом будет вспоминать с улыбкой: «Молодо-зелено»...

Кукшина и Ситников

Ситников и Кукшина — сатирические карикатуры на нигилистов. Кук­шина претендует на сложность натуры, на передовые идеи. Перед нами нарочито эмансипированная девица, пустая и глупая. Она вряд ли пони­мает, что читает и декларирует, вынося из глубоких философских книг.

Мнение критиков

Отношение автора к главному герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие качества Базарова: независимый ум, честность, трудолю­бие, демократизм, силу воли. Критик Д. И. Писарев в статье «Базаров» очень точно подметил, что Тургенева не удовлетворяют «ни отцы, ни дети». Хотя Тургенев не любит беспощадного отрицания, но личность главного отрицателя стала самой сильной и яркой в романе, внушая читателю невольное уважение. Никто из героев романа не может срав­ниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

Анна Сергеевна Одинцова

Портрет

Странная женщина, окружённая ореолом таинственности. Очень красива и стройна, держится гордо и даже высокомерно. Кокетлива, опытна в отношениях с мужчинами. Все, с кем она общается, чувствуют себя не очень уютно. Весьма незаурядна: на голову выше окружающих по разви­тию и миропониманию, сильная и умная, под стать самому Базарову.

Отношение к любви

При всей своей независимости боится сердечных тревог и жизненных осложнений. Эгоистична, никого не любит. И хотя Базаров нравился ей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть чувствам и не даёт им разгореться. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в неё вопреки своим убеждениям, и ждала признания в любви, довольная собой.

Роль в судьбе Базарова

В любви к Одинцовой выразились способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, её уму и характеру. Именно с ней он делится самыми заветными мыслями. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Тургенев отражает его глубокие психоло­гические переживания. Отвергнутый, он одерживает нравственную по­беду над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагич­ны для него. Любовь помогла пересмотреть Базарову свои взгляды — Б его жизни наступает переоценка ценностей. Анна Сергеевна помогла ге­рою открыть в самом себе «тайники», о которых он даже не подозревал, Евгений не только страдает от любовной неудачи, но и мыслит по-новому. Именно к этой женщине он обращается в предсмертной с просьбой позаботиться о его родителях.

Катя Локтева

О ней не скажешь, что она была красавицей, но «она очень мило улыба­лась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи».

Робка, молчалива, беспрестанно краснеет. Больше любит читать, раз­мышлять о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.

«Аркадию было хорошо с Катей... Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом». Аркадий был когда-то влюб­лён в Одинцову, в сестру Кати (скорее, не в неё, а в её красоту), но предпочтение отдал всё же Катеньке. Наверное, потому, что она более естественна и добра, нежна и проста, с ней легко и приятно общаться. Катя искала тихого семейного счастья. Их чувства с Аркадием — резуль­тат совпадения характеров. Не будучи такой необычной, как сестра, она всё же сумела обрести то, к чему стремилась.

Фенечка

Она по-своему красива, способна собой заинтересовать, вся «беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными детски пухлявы­ми губками и нежными ручками». Дала Николаю Петровичу любовь, доброту, уважение, которые он заслужил.

Перед нами образ «нежной традиционности», «женской обычности». Лас­ковая и тихая, она ведёт хозяйство, нянчится с ребёнком. Её не волну­ют проблемы бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела своё счастье и покой в семье, и обрела его. Фенечка и Катя похожи, хотя и принадлежат к разным слоям общества.

 

Афоризмы в романе

Роман не такой богатый источник афоризмов, как, например, комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» или басни И. А. Крылова. И не так широко вошли фразы из этого произведения в наш речевой обиход. Но многие яркие высказывания стали визитной карточкой Евгения Базарова.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Весь строй романа отрицает философию Базарова. В конце концов он и сам прихо­дит к осознанию своей ошибки. Вторая половина фразы часто выдава­лась в жизни за синоним горьковского афоризма «Человек — это звучит гордо».

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». В 50-е гг. XX в., в пору научно-технической революции, дискуссия о физиках и лириках в нашей стране проходила под этим знаком. К счастью, фраза не стала руководством к действию для современных людей.

«Мы с тобой те же лягушки». Так объясняет Базаров физиологию чело­века. Зловещий смысл этой фразы раскрылся в начале XX в., когда «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М. А. Булгакова показали весь ужас такого подхода к природе и человеку. В духе этой логики и отношение Базарова к любви. Разве у лягушек есть любовь? Значит, нет таинствен­ных отношений и между мужчиной и женщиной.

«Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр». Так оценил Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки: Одинцову. Природа сумела отомстить за себя: «лягушка» оказалась «царевной-лягушкой», тайну которой Базаров не постиг.

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Это последний афоризм Базарова. Сказано поэтично. Но сказал эти слова не тот База­ров, который утверждал, что «Рафаэль гроша медного не стоит». И со­всем не тот, который рекомендовал Аркадию «не говорить красиво».

ВИКТОРИНА

Ответы

1. П. П. Кирсанов

2. Лекарь

3. Е. Базаров

4. А. С. Одинцова

5. Е. Базаров

6. Евгений Васильевич

7. Василий Иванович

8. Арина Власьевна

9. Об Аркадии

10. Н. П. Кирсанов

11. Нигилист

12. Анна Сергеевна Одинцова

13. Митя

14. П. П. Кирсанов стал свидетелем того, как Е. Базаров поцеловал Фенечку

15. Е. Базаров

16. Женился на Фенечке

17. От тифа

18. За грани­цей

19. Же­нился на Кате

20. «Теперь... темнота...»

21. Биологию, медицину

22. «Мой дед землю пахал»

23. На балу

24. Да, хотя и не разделял его взглядов

25. Да

ТЕСТ

Задание 1.

И. С. Тургенев написал:

1. «Записки врача».

2. «Записки на манжетах».

3. «Записки охотника».

4. «Записки из мертвого дома».

Задание 2.

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Кому симпати­зирует И. С. Тургенев?

12. Революционерам-демократам.

13. Разночинцам.

14. Либералам.

15. Монархистам.

Задание 3.

Роман - это:

Жанр эпоса, в котором основной проблемой является про­блема личности и который стремится с наибольшей полнотой

изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

7. Жанр эпоса, на основе иносказания и на простых жизнен­ных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

8. Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.

Задание 4.

Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?

5. А. И. Герцену.

6. В. Г. Белинскому.

7. Н. А. Некрасову.

8. Другому лицу.

Задание 5.

Эпилог - это:

16. Относительно самостоятельная часть литературного про­изведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.

17. Дополнительный элемент композиции, часть литературно­го произведения, отделенная от основного повествования и сле­дующая после его завершения для сообщения читателю допол­нительных сведений.

18. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содер­жание или идейный смысл следующего за ним текста.

Задание 6.

Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее.

12. Об отношении к культурному дворянскому наследию.

13. Об искусстве, науке.

9. О системе поведения человека, о нравственных прин­ципах.

10. О положении рабочего класса.

11. Об общественном долге, о воспитании.

Задание 7.

Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена про­тив...» (выберите правильное).

1. Пролетариата как передового класса.

2. Дворянства как передового класса.

3. Крестьянства как передового класса.

4. Революционных демократов как передового класса.

Задание 8.

Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приве­денные характеристики:

1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная огра­ниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2. Противник всего подлинно демократического, любую­щийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.

3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым её условиям, тип «уходящего барства».

4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

· Евгений Базаров.

· Аркадий Кирсанов.

· Павел Петрович.

· Николай Петрович.

Задание 9.

Кому из героев романа принадлежат слова:

«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные не­дуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспита­ния... от безобразного состояния общества, одним словом, ис­правьте общество, - и болезней не будет».

1. Аркадий Кирсанов.

2. Н. П. Кирсанов.

3. Е. В. Базаров.

4. П. П. Кирсанов.

Задание 10.

Типизация - это:

1. Изображение общего через единичное, т. е. соединение ха­рактерного и индивидуального в едином художественном образе.

2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

3. Литературный опыт создания художественного мира, на­копленный многими поколениями авторов.

Задание 11.

Критическую статью «Базаров» написал:

1. И. С. Тургенев.

2. В. Г. Белинский.

3. А. И. Герцен.

4. Д. И. Писарев.

Задание 12.

На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Ба­заров:

1. Крестьянство.

2. Дворянскую аристократию.

3. Русское патриархальное дворянство.

4. Интеллигенцию.

Задание 13.

Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа?

1. Непониманием роли народа в освободительном движении.

2. Нигилистическим отношением к культурному наследию России.

3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.

4. Отрывом от какой-либо практической деятельности. Задание 14.

Найдите соответствие героев романа социальному положению:

 

1. «Эмансипе». 2. Русский аристократ. 3. Полковой лекарь. 4. Студент-барич. 5. Студент-демократ. Е. Базаров. Кукшина. В. И. Базаров. А. Н. Кирсанов. П. П. Кирсанов.  

 

3 адание 15.

Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

1. Шестидесятники.

2. Пятидесятники.

3. Декабристы.

4. Восьмидесятники.

Задание 16.

Какой момент в биографии Евгения Базарова стал перелом­ным в осознании им своей личности:

1. Любовь к Одинцовой.

2. Разрыв с Аркадием.

3. Спор с П. П. Кирсановым.

4. Посещение родителей.

Задание 17.

Найдите соответствие героев романа их портретным описа­ниям.

1. «Всё было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки... и чуть-чуть сжатые плечи», она беспре­станно краснела и быстро переводила дух».

2. «Длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху пло­ским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми гла­зами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживля­лось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

3. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы кра­соты замечательной».

12. Воронцова.

13. Катя.

14. Павел Петрович.

15. Евгений Базаров.

16. Николай Петрович.

17. Аркадий Кирсанов.

Ключ

1. 3.

2. 3.

3. 1.

4. 2.

5. 2.

6. 4.

7. 2.

8. 1 - Аркадий, 2 - П. П. Кирсанов, 3 - Н. П. Кирсанов, 4 - Е. Ба­заров.

9. 3.

10. 1.

11. 4.

12. 4.

13. 2.

14. 1 - Кукшина, 2 - П. П. Кирсанов, 3 - В. И. Базаров, 4-А. Н. Кирсанов, 5 - Е. Базаров.

15. 1.

16. 1.

17. 1 - Катя, 2 - Е. Базаров, 3 - П. П. Кирсанов.

Информационные ресурсы

1. Н.Ю.Калашникова, Л.М.Савина. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, лите­ратурные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. - Волго­град: Учитель, 2009

2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

3. Л.А.Скубачевская, Н. В. Слаутина. Литература. Универсальный справочник. – М., 2010

 

 

 

Усадьба А. С. Одинцовой

Усадьба А. С. Одинцовой

 

 

И. С. Тургенев. Дидактические материалы по роману «Отцы и дети»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №9

г.о.Коломна Московской области

Халяпина Л.Н.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.196 с.)