Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представители «отцов» в романе
Николай Петрович Кирсанов В главе I автор подробно рассказывает биографию Николая Петровича. А почему такая анкетная точность? Всё дело в том, что биография этого персонажа и есть общественная биография «отцов». Он дитя своего времени. Не случайно Тургенев пишет: «Это я, Огарёв и тысячи других». Чем же любопытна эта биография? А в ней нет самостоятельных поступков (кроме женитьбы героя на дочери хозяина квартиры). Жизнь героя менялась лишь от внешних причин (перелом ноги, смерть жены) — он не способен ни на какие решительные действия. Несколькими штрихами Тургенев подчёркивает слабость и вялость Николая Петровича, «седого, пухленького и немного сгорбленного» помещика лет сорока с небольшим. Павел Петрович Кирсанов Тургенев описывает три ожесточённых спора Базарова с Павлом Петровичем, в которых поднимаются вопросы, волновавшие передовых людей того времени. Споры касаются будущего и настоящего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым: чувствовалось его превосходство (Тургенев был не согласен с ним лишь в вопросах об искусстве и природе). Оказалось, что компромисс найти в спорах невозможно. Аркадий Кирсанов Многие представители молодого поколения восприняли нигилизм как Кукшина и Ситников Ситников и Кукшина — сатирические карикатуры на нигилистов. Кукшина претендует на сложность натуры, на передовые идеи. Перед нами нарочито эмансипированная девица, пустая и глупая. Она вряд ли понимает, что читает и декларирует, вынося из глубоких философских книг. Мнение критиков Отношение автора к главному герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие качества Базарова: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли. Критик Д. И. Писарев в статье «Базаров» очень точно подметил, что Тургенева не удовлетворяют «ни отцы, ни дети». Хотя Тургенев не любит беспощадного отрицания, но личность главного отрицателя стала самой сильной и яркой в романе, внушая читателю невольное уважение. Никто из героев романа не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера.
Почему автор «убивает» своего героя Герой бесконечно одинок, вокруг него всё мелко и пошло. Поэтому и растрачиваются недюжинные силы на словесную перепалку с Павлом Петровичем и на опыты с лягушками. Образ Базарова и сейчас воспринимается как предупреждение тем, кто понимает новое как полное разрушение и отрицание старого и не умеет относиться к духовному наследию прошлого, нарушая естественную преемственность поколений. Вот что сказал Тургенев о своём герое: «Я хотел сделать из него лицо трагическое... мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и всё-таки обречённая на гибель, — потому что она-всё-таки стоит в преддверии будущего...»
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ Анна Сергеевна Одинцова Портрет Странная женщина, окружённая ореолом таинственности. Очень красива и стройна, держится гордо и даже высокомерно. Кокетлива, опытна в отношениях с мужчинами. Все, с кем она общается, чувствуют себя не очень уютно. Весьма незаурядна: на голову выше окружающих по развитию и миропониманию, сильная и умная, под стать самому Базарову. Отношение к любви При всей своей независимости боится сердечных тревог и жизненных осложнений. Эгоистична, никого не любит. И хотя Базаров нравился ей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть чувствам и не даёт им разгореться. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в неё вопреки своим убеждениям, и ждала признания в любви, довольная собой. Роль в судьбе Базарова В любви к Одинцовой выразились способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, её уму и характеру. Именно с ней он делится самыми заветными мыслями. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Тургенев отражает его глубокие психологические переживания. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для него. Любовь помогла пересмотреть Базарову свои взгляды — Б его жизни наступает переоценка ценностей. Анна Сергеевна помогла герою открыть в самом себе «тайники», о которых он даже не подозревал, Евгений не только страдает от любовной неудачи, но и мыслит по-новому. Именно к этой женщине он обращается в предсмертной с просьбой позаботиться о его родителях.
Катя Локтева О ней не скажешь, что она была красавицей, но «она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи». Робка, молчалива, беспрестанно краснеет. Больше любит читать, размышлять о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. «Аркадию было хорошо с Катей... Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом». Аркадий был когда-то влюблён в Одинцову, в сестру Кати (скорее, не в неё, а в её красоту), но предпочтение отдал всё же Катеньке. Наверное, потому, что она более естественна и добра, нежна и проста, с ней легко и приятно общаться. Катя искала тихого семейного счастья. Их чувства с Аркадием — результат совпадения характеров. Не будучи такой необычной, как сестра, она всё же сумела обрести то, к чему стремилась. Фенечка Она по-своему красива, способна собой заинтересовать, вся «беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками». Дала Николаю Петровичу любовь, доброту, уважение, которые он заслужил. Перед нами образ «нежной традиционности», «женской обычности». Ласковая и тихая, она ведёт хозяйство, нянчится с ребёнком. Её не волнуют проблемы бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела своё счастье и покой в семье, и обрела его. Фенечка и Катя похожи, хотя и принадлежат к разным слоям общества.
Афоризмы в романе Роман не такой богатый источник афоризмов, как, например, комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» или басни И. А. Крылова. И не так широко вошли фразы из этого произведения в наш речевой обиход. Но многие яркие высказывания стали визитной карточкой Евгения Базарова. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Весь строй романа отрицает философию Базарова. В конце концов он и сам приходит к осознанию своей ошибки. Вторая половина фразы часто выдавалась в жизни за синоним горьковского афоризма «Человек — это звучит гордо». «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». В 50-е гг. XX в., в пору научно-технической революции, дискуссия о физиках и лириках в нашей стране проходила под этим знаком. К счастью, фраза не стала руководством к действию для современных людей. «Мы с тобой те же лягушки». Так объясняет Базаров физиологию человека. Зловещий смысл этой фразы раскрылся в начале XX в., когда «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М. А. Булгакова показали весь ужас такого подхода к природе и человеку. В духе этой логики и отношение Базарова к любви. Разве у лягушек есть любовь? Значит, нет таинственных отношений и между мужчиной и женщиной. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр». Так оценил Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки: Одинцову. Природа сумела отомстить за себя: «лягушка» оказалась «царевной-лягушкой», тайну которой Базаров не постиг. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Это последний афоризм Базарова. Сказано поэтично. Но сказал эти слова не тот Базаров, который утверждал, что «Рафаэль гроша медного не стоит». И совсем не тот, который рекомендовал Аркадию «не говорить красиво». ВИКТОРИНА
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.224 (0.006 с.) |