Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III.3. Характеристика принципов обучения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Общие принципы обучения. Поскольку многие из общих принципов обучения представлены в учебниках и учебных пособиях, постольку кратко рассмотрим лишь некоторые из них. Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого школьника. В его основе лежит объективная закономерная связь между обучением и воспитанием. Характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на развитие учащихся и направленность этого развития определяются целями, содержанием, методами и организационными формами обучения и личностью учителя. Этот принцип реализуется, прежде всего, в многосторонности целей обучения, в соответствии с которыми определяется и содержание образования, включающее кроме знаний и навыков, опыт творческой деятельности и систему норм отношения к миру, к деятельности, к людям, т. е. систему ценностных ориентиров личности. Принцип воспитывающего и развивающего обучения обязывает последовательно подводить учащихся к доступным их пониманию обобщениям мировоззренческого характера: показывать действительность как объективно существующую; представлять все изучаемые явления в изменении, развитии и взаимосвязях, раскрывать причинные основы явлений природы, общества и психики человека. Необходимо не только объяснение изучаемых явлений, но и включение учащихся в практическую деятельность, чтобы на основе осмысления действительности они принимали посильное участие в её преобразовании. Принцип научности обучения опирается на закономерную связь между содержанием науки и изучаемого предмета. Как самостоятельный в отечественной дидактике он был впервые сформулирован М. Н. Скаткиным в 1950 году. Как известно, объем научных знаний постоянно расширяется, чтобы обеспечить овладение идеями современной науки необходимо тщательно отбирать самое существенное из содержания науки и вносить с учетом доступности (в учебный предмет), который рассматривает основы данной науки. Научность ориентирует на усвоение преимущественно обобщенных теоретических знаний. Принцип научности регулирует как содержательную, так и процессуальную сторону обучения (этапы, методы и формы учебной деятельности). К содержанию обучения предъявляются следующие требования: соответствие содержания образования уровню современной науки; формирование у учащихся представления об общих методах научного познания; показ важнейших закономерностей процесса познания (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях). Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке учебных программ и учебников, которые должны органически сочетать классические, современные и перспективные научные положения данной отрасли знания. При этом обязательно необходимо учитывать возрастные возможности учащихся в усвоении основ наук и время, имеющееся для изучения данного предмета. Принцип сознательности и творческой активности учащихся. Сознательность рассматривается в двух аспектах: как понимание изучаемого и как сознательное отношение к учению. Важнейшим средством, обеспечивающим понимание изучаемого, является объяснение учителя, эффективность которого зависит от характера направленной деятельности учащихся, включающей осознание учебной задачи, активность восприятия, осмысление, творческую переработку, применение знаний, умений, навыков. Принцип требует разработки и применения системы самостоятельных работ, усложняющихся от класса к классу. Особая роль при этом отводится исследовательским работам. Знания, приобретённые в школе, быстро устаревают, их необходимо постоянно обновлять. Одна из форм такого обновления и углубления знаний — самообразование. Пробудить у учащихся потребность в самообразовании и вооружить их соответствующими умениями — одна из задач школы. Особое значение этот принцип имеет в условиях непрерывного образования. Принцип положительного эмоционального фона обучения опирается на современное научное представление о роли эмоций в человеческой деятельности. Работа, которой человек увлечён, даёт хороший результат. Работа, вызывающая отрицательные эмоции, угнетает силы и потому мало продуктивна. Эта проблема приобрела исключительное значение — общество нуждается в людях творческих. Школа призвана систематично и последовательно культивировать у учащихся с ранних лет увлечённость наукой, техникой, искусством и т. д., чтобы деятельность как в школе, так и вне её сопровождалась положительными эмоциями. Это важно для успешного учения, усиления его общеобразовательного, воспитательного и развивающего влияния. Для формирования положительного отношения к учению необходимы осознание его значимости учащимися, связь обучения с практической работой, приобщение учащихся к творческой поисковой деятельности и т. д. Среди средств эмоционального воздействия на учащихся большая роль принадлежит личности учителя, его речи, выражающей отношение к излагаемым явлениям, фактам, его увлечённости предметом, доброжелательному отношению к учащимся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.007 с.) |