III.3. Характеристика принципов обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.3. Характеристика принципов обучения



1. Общие принципы обучения. Поскольку многие из общих принципов обучения представлены в учебниках и учебных пособиях, постольку кратко рассмотрим лишь некоторые из них.

Принцип воспитывающего и развивающего обуче­ния выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого школьника. В его основе лежит объективная закономерная связь между обучением и воспитанием. Характер и результаты воспитания в процессе обуче­ния, степень влияния обучения на разви­тие учащихся и направленность этого развития определяются целями, содержа­нием, методами и организационными формами обучения и личностью учителя.

Этот принцип реализуется, прежде всего, в многосторонности целей обуче­ния, в соответствии с которыми определя­ется и содержание образования, включа­ющее кроме знаний и навыков, опыт творческой деятельности и систему норм отношения к миру, к деятельности, к людям, т. е. систему ценностных ориен­тиров личности. Принцип воспитыва­ющего и развивающего обучения обязы­вает последовательно подводить уча­щихся к доступным их пониманию обоб­щениям мировоззренческого характера: пока­зывать действительность как объективно существующую; представлять все изучае­мые явления в изменении, развитии и взаимосвязях, раскрывать причинные основы явлений природы, общества и психики человека. Необходимо не только объяснение изучаемых явлений, но и включение учащихся в практическую деятельность, чтобы на основе осмысле­ния действительности они принимали посильное участие в её преобразовании.

Принцип научности обучения опирается на закономерную связь между содержанием науки и изучаемого предмета. Как самостоятельный в отечественной дидактике он был впервые сформулирован М. Н. Скаткиным в 1950 году. Как известно, объем научных знаний постоянно расширяется, чтобы обеспечить овладение идеями современной науки необходимо тщательно отбирать самое существенное из содержания науки и вносить с учетом доступности (в учебный предмет), который рассматривает основы данной науки. Научность ориентирует на усвоение преимущественно обобщенных теоретических знаний.

Принцип научности регулирует как содержательную, так и процессуальную сторону обучения (этапы, методы и формы учебной деятельности). К содержанию обучения предъявляются следующие требования: соответствие содержания образования уровню современной науки; формирование у учащихся представления об общих методах научного познания; показ важнейших закономерностей процесса познания (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях).

Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке учебных программ и учебников, которые должны органически сочетать классические, современные и перспективные научные положения данной отрасли знания. При этом обязательно необходимо учитывать возрастные возможности учащихся в усвоении основ наук и время, имеющееся для изучения данного предмета.

Принцип сознательности и творческой активно­сти учащихся.

Сознательность рассматривается в двух аспектах: как понимание изучаемого и как сознательное отношение к учению. Важнейшим средством, обеспечива­ющим понимание изучаемого, является объяснение учителя, эффективность которого зависит от характера направлен­ной деятельности учащихся, включа­ющей осознание учебной задачи, активность восприятия, осмысление, творческую переработку, применение знаний, уме­ний, навыков. Принцип требует разра­ботки и применения системы самостоятельных работ, усложняющихся от класса к клас­су. Особая роль при этом отводится исследовательским работам. Знания, приобре­тённые в школе, быстро устаревают, их необходимо постоянно обновлять. Одна из форм такого обновления и углубления знаний — самообразование. Пробудить у учащихся потребность в самообразова­нии и вооружить их соответствующими умениями — одна из задач школы. Осо­бое значение этот принцип имеет в усло­виях непрерывного образования.

Принцип положительно­го эмоционального фона обучения опирается на современное научное представление о роли эмоций в челове­ческой деятельности. Работа, которой чело­век увлечён, даёт хороший результат. Работа, вызывающая отрицательные эмоции, угнетает силы и потому мало продуктив­на. Эта проблема приобрела исключительное значение — общество нуждается в людях творческих. Школа призвана система­тично и последовательно культивировать у учащихся с ранних лет увлечённость наукой, техникой, искусством и т. д., чтобы деятельность как в школе, так и вне её сопровождалась положительными эмоциями. Это важно для успешного учения, усиле­ния его общеобразовательного, воспитательного и раз­вивающего влияния. Для формирования положительного отношения к учению необхо­димы осознание его значимости учащи­мися, связь обучения с практической работой, приобщение учащихся к творческой поисковой деятельности и т. д. Среди средств эмоционального воздействия на учащихся большая роль принадле­жит личности учителя, его речи, выра­жающей отношение к излагаемым явле­ниям, фактам, его увлечённости пред­метом, доброжелательному отношению к уча­щимся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.004 с.)