Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. 1. Законы и закономерности обученияСтр 1 из 3Следующая ⇒
В работах Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского и ряда других исследователей выделены следующие основные законы обучения: закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения; закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся; закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся; закон целостности и единства педагогического процесса; закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении; закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективный учебной деятельности. Выше мы уже отмечали, что в педагогике корректнее говорить не о законах, а о закономерностях, как более мягких конструкциях, отражающих вероятностный характер педагогических явлений. Что понимается под закономерностями в современной дидактике? В учебном пособии «Педагогика» (Под ред. П.И.Пидкасистого), отмечается: «Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения» [20, С.171]. Подчеркивается, что особенностью дидактических закономерностей является их вероятностно-статистический характер, то есть большая часть закономерностей проявляется как тенденция, а значит не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев. В. А. Ситаров (Дидактика, 2008) пишет: «закономерности процесса обучения относятся к методологическим основам и представляют собой объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между условиями этого процесса и его результатом» [24, С.131]. Изучение закономерностей чаще всего сводится к поиску общих тенденций функционирования дидактических систем. В учебном пособии В.В.Краевского и А.В.Хуторского дается следующее определение: «Закономерности обучения – устойчиво повторяющиеся связи между типичными педагогическими фактами, явлениями и событиями» [14, С.77]. Закономерность свидетельствует о наличии закона, закономерный – значит осуществляющийся на основе закона. На наш взгляд, определение понятия «закономерности обучения» следует выводить, исходя из философского понятия «закономерность» и дидактического понятия «обучение». С учетом этого закономерности обучения можно понимать как объективные, повторяющиеся, существенные связи между компонентами дидактической системы, условиями и результатами процесса обучения, отражающие механизмы функционирования и развития целостного процесса обучения.
Теперь обратимся к вопросу о составе предлагаемых учеными дидактических закономерностей и их классификации. И.Я. Лернер выделяет два вида закономерностей обучения: присущие всякому обучению (где бы и когда бы оно не возникало); проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемого, от содержания обучения, методов, которыми они пользуются. Примером закономерностей первой группы являются следующие: всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта; обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучающего и др. Ко второй группе отнесены следующие: понятия могут быть усвоены лишь при целенаправленной организации познавательной деятельности учащихся по соотнесению одних понятий с другими, по отчленению одних понятий от других; варьирование заданий на оперирование знаниями и умениями в существенных ситуациях их применения формирует готовность к переносу усвоенного содержания, связанных с ним действий в новую ситуацию; развитие у учащихся опыта творческой деятельности возможно только при включении их в решение доступных и значимых для них проблем и проблемных задач и др. Ю.К.Бабанским предложены следующие закономерности: обучение закономерно зависит от потребностей общества, его требований к личности и от реальных учебных возможностей обучаемых; процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения: если одновременно с преподаванием не проявляется активная учебно-познавательная деятельность обучаемых, то процесс обучения как таковой прекращается; активность учебной деятельности школьников закономерно зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых учителем методов стимулирования учения и другие.
В.В.Краевский отмечает, что спецификадидактических закономерностей заключается в том, что они отражают устойчивые связимежду тремя элементами обучения – преподаванием, учением и содержанием образования. В этом главное отличие дидактической закономерности, например, от психологической, отражающей зависимость между деятельностью учащихся и усвоением.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.) |