III. 1. Законы и закономерности обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. 1. Законы и закономерности обучения



В работах Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского и ряда других исследователей выделены следующие основные законы обучения: закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения; закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся; закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся; закон целостности и единства педагогического процесса; закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении; закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективный учебной деятельности.

Выше мы уже отмечали, что в педагогике корректнее говорить не о законах, а о закономерностях, как более мягких конструкциях, отражающих вероятностный характер педагогических явлений. Что понимается под закономерностями в современной дидактике?

В учебном пособии «Педагогика» (Под ред. П.И.Пидкасистого), отмечается: «Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения» [20, С.171]. Подчеркивается, что особенностью дидактических закономерностей является их вероятностно-статистический характер, то есть большая часть закономерностей проявляется как тенденция, а значит не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев. В. А. Ситаров (Дидактика, 2008) пишет: «закономерности процесса обучения относятся к методологическим основам и представляют собой объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между условиями этого процесса и его результатом» [24, С.131]. Изучение закономерностей чаще всего сводится к поиску общих тенденций функционирования дидактических систем. В учебном пособии В.В.Краевского и А.В.Хуторского дается следующее определение: «Закономерности обучения – устойчиво повторяющиеся связи между типичными педагогическими фактами, явлениями и событиями» [14, С.77]. Закономерность свидетельствует о наличии закона, закономерный – значит осуществляющийся на основе закона.

На наш взгляд, определение понятия «закономерности обучения» следует выводить, исходя из философского понятия «закономерность» и дидактического понятия «обучение». С учетом этого закономерности обучения можно понимать как объективные, повторяющиеся, существенные связи между компонентами дидактической системы, условиями и результатами процесса обучения, отражающие механизмы функционирования и развития целостного процесса обучения.

Теперь обратимся к вопросу о составе предлагаемых учеными дидактических закономерностей и их классификации.

И.Я. Лернер выделяет два вида закономерностей обучения: присущие всякому обучению (где бы и когда бы оно не возникало); проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемого, от содержания обучения, методов, которыми они пользуются. Примером закономерностей первой группы являются следующие: всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта; обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучающего и др. Ко второй группе отнесены следующие: понятия могут быть усвоены лишь при целенаправленной организации познавательной деятельности учащихся по соотнесению одних понятий с другими, по отчленению одних понятий от других; варьирование заданий на оперирование знаниями и умениями в существенных ситуациях их применения формирует готовность к переносу усвоенного содержания, связанных с ним действий в новую ситуацию; развитие у учащихся опыта творческой деятельности возможно только при включении их в решение доступных и значимых для них проблем и проблемных задач и др.

Ю.К.Бабанским предложены следующие закономерности: обучение закономерно зависит от потребностей общества, его требований к личности и от реальных учебных возможностей обучаемых; процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения: если одновременно с преподаванием не проявляется активная учебно-познавательная деятельность обучаемых, то процесс обучения как таковой прекращается; активность учебной деятельности школьников закономерно зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых учителем методов стимулирования учения и другие.

ПидкасистыйПавел Иванович(1926) д-р пед. наук, профессор, член-корр. РАО (1999), профессор Московского государственного областного универ­ситета. Автор учебников по педаго­гике, внес вклад в разработку проблемы познавательной самостоятельности школьников.

В.В.Краевский отмечает, что спецификадидактических закономерностей заключается в том, что они отражают устойчивые связимежду тремя элементами обучения – преподаванием, учением и содержанием образования. В этом главное отличие дидактической закономерности, например, от психологической, отражающей зависимость между деятельностью учащихся и усвоением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.)