Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III.2. Принципы как категория дидактики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В Большой советской энциклопедии указывается, что в науке различают три значения термина «принцип»: основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора [3]. В дидактике понятие «принцип» употребляют чаще всего в первом значении этого слова. С учетом этого, дидактические принципы (или принципы обучения) - это система исходных основных требований к процессу обучения (его целям, содержанию, формам, методам, организационным формам и средствам обучения), выполнение которых обеспечивает его успешное функционирование и развитие. Вместе с тем, как отмечает О.С.Гребенюк, принцип - это знание о педагогической деятельности и предписание о том, как действовать для достижения поставленных целей. Он включает знание о закономерностях и противоречиях педагогического процесса, требования и правила их выполнения и условия реализации принципа. Поэтому и описание принципа должно быть структурировано в следующей логике: закономерности - противоречия - требования - правила – условия реализации [6]. Требование отвечает на вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс. Правило отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы выполнить требование. Условие – это фактор или совокупность факторов, использование которых позволяет позитивно влиять на реализацию требований и правил.
По В.И.Андрееву педагогический принцип – это «одна из педагогических категорий, которая базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [1]. Современная интерпретация принципов обучения представлена в определении В.И. Загвязинского. Приведем его полностью: «принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики»[10, С.35]. Из этого определения следует, что принцип обучения отражает основную идею той или иной педагогической концепции (например, принцип проблемности выражает суть концепции проблемного обучения, а принцип модульности – модульного обучения) и вместе с тем является выражением соответствующей закономерности, а также регулятивной нормой практической педагогической деятельности. Итак, принципы обучения – это основные требования к проектированию и реализации процесса обучения и его компонентов. В силу этого состав и содержание этих основных требований определяются, прежде всего, тем, что понимается под процессом обучения. Например, если речь идет о традиционном понимании процесса обучения как передачи подрастающему поколению социального опыта, то среди принципов, его регулирующих, будут известные принципы наглядности, научности, прочности, систематичности, доступности и др. В том же случае, когда речь идет, например, об одной из современных концепций обучения, следует руководствоваться уже другим набором принципов обучения, включающим наряду с основными традиционными еще ряд новых принципов. Поскольку в современных условиях плюрализма мнений, идей, концепций в дидактической литературе предлагается большое число разнообразных концепций, теорий и технологий обучения, постольку велик и набор принципов обучения. Так, например, В.А.Сластенин предлагает 18 принципов обучения; Ю.К.Бабанский – 12, П.И.Пидкасистый формулирует 10 принципов, В.А.Хуторской - 13 принципов обучения и т.д. Это может вызвать у учителя определенные трудности при решении вопроса о том, на какие принципы обучения опираться в ходе подготовки и реализации учебного процесса. В этой связи следует отметить, что в реальной практике учителя при подготовке и осуществлении учебного процесса опираются, главным образом, на свой личный опыт, на опыт своих коллег и интуицию. Что же касается теории обучения и, в частности, знаний в области принципов обучения, то к их содержанию мало кто из педагогов прибегает специально. Но означает ли это, что учителям не нужны знания о принципах обучения? Конечно, нет. Дело в том, что, знакомясь с содержанием и правилами реализации принципов обучения, студенты - будущие учителя приобретают уже определенный опыт, который закрепляется в процессе прохождения практики в школе и тем самым формируется ориентировочная основа педагогической деятельности. Конкретные принципы обучения, на которые опирается учитель, зависят от того, в рамках какой концепции обучения он работает. Так, если в начальной школе учитель работает в рамках дидактической системы Эльконина – Давыдова, то ясно, что он будет руководствоваться соответствующими принципами обучения, которые представлены в данной концепции обучения. Но это не означает, что игнорируются традиционные, классические принципы обучения (доступность, научность, наглядность и др.). Их требования также реализуются в учебном процессе, однако они становятся не основными, ведущими требованиями, а сопутствующими по отношению к тем требованиям, которые проистекают из принципов реализации основной концепции обучения. Другими словами, в обучении всегда имеет место сочетание требований традиционных и инновационных принципов обучения (под инновационными принципами обучения в данном случае понимаются те принципы, которые вытекают из инновационной концепции обучения, на которую опирается учитель в своей работе). Рассмотрим вопрос о классификации принципов обучения. В научно-педагогической литературе предлагаются различные подходы к классификации принципов обучения. Ряд из них был рассмотрен нами выше, в историческом блоке. Здесь же остановимся на раскрытии новейших подходов к проблеме классификации принципов обучения. В.В.Краевский и А.В. Хуторской делят принципы обучения на две группы – общие принципы обучения и принципы образовательного процесса, определяющие его личностную и творческую ориентацию. К общим принципам обучения отнесены принципы: гуманистической ориентации образования; информатизации образования; целостности образовательного процесса; единства знаний и умений, сознания и поведения; эстетизации жизни учащихся и воспитанников; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Ко второй группе отнесены традиционные принципы обучения (наглядности, доступности; сознательности и активности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой) и семь новых принципов: согласования педагогического и личностного целеполагания ученика; выбора образовательной траектории; метапредметных основ образовательного процесса; продуктивности обучения; приоритета ученической образовательной продукции перед внешним содержанием образования; ситуативности обучения; образовательной рефлексии. П.И.Пидкасистый в соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых и, учитывая направленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, отмечает, что существует следующая система принципов обучения: 1) развивающего и воспитывающего обучения; 2) культуро-, природосообразности; 3) научности и связи теории с практикой; 4) систематичности и системности; 5) сознательности и активности учащихся в обучении; 6)наглядности; 7) доступности; 8) прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; 9) положительной мотивации и благоприятного климата обучения; 10) сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Отмечается, что все перечисленные принципы неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу — развивающего и воспитывающего обучения, который является центральным, системообразующим и находится в тесной взаимосвязи с принципом социокультурной и природной обусловленности (сообразности), а для профессионального образования — с принципом фундаментальности и профессиональной направленности. Все остальные принципы являются производными от этих ведущих, конкретизируют их, раскрывают условия их реализации в педагогическом процессе. Таким образом, выделяются две группы принципов обучения – ведущие и производные. В этой системе принципов обучения отражена основная направленность современного процесса обучения – формирование личности, индивидуальности каждого учащегося. И в этой связи выделение принципа развивающего и воспитывающего обучения в качестве ведущего можно полагать правомерным. О.С.Гребенюк и Т.Б.Гребенюк выделяют традиционные принципы обучения и принципы проблемно-развивающего обучения. К последним относятся принцип проблемности и принцип мотивации. Многомерный подход к систематике педагогических принципов предложен В.И.Андреевым. Критериями отбора и систематики педагогических принципов являются: объективность, ориентированность, системность, аспектность, дополнительность, эффективность, теоретическая и практическая значимость. С учетом этого В.И.Андреевым предлагаются семь основных педагогических принципов: системности, оптимальности, развития, управления, информативности, социализации, индивидуализации. Каждый из основных принципов, в свою очередь, включает ряд частных педагогических принципов. Для частных педагогических принципов выделены правила их реализации.
Многообразие подходов к определению и систематике принципов обучения (также, впрочем, как и к другим категориям и понятиям) говорит, на наш взгляд, о том, что это является отражением современных реалий в мире, обществе, педагогике и дидактике. Суть этих реалий в том, что на данном этапе развития дидактики не имеет смысла говорить о поиске единого взгляда, одинаковой и общепризнанной точки зрения на ту или иную проблему. Времена единообразия ушли в прошлое. Сегодня всеми признается, что мир многообразен, что истина также многомерна, как окружающий нас мир. Поэтому не удивительно, что на одну и ту же проблему, на один и тот же вопрос существуют разные точки зрения. Но как же тогда быть с единым образовательным пространством в рамках страны, региона? Выход нам представляется в следующем. На каждом этапе общественного развития в науке существуют позиции по ключевым вопросам, которые признаются в той или иной мере большинством научного сообщества. Это то, что Кун назвал парадигмой. При всем многообразии мнений есть доминирующие идеи, подходы, принципы, которые фиксируются в нормативных документах и определяют основной вектор развития. Применительно к образованию современные парадигмы отражены в официальных документах, регулирующих функционирование и развитие системы образования в России. Ими являются Закон «Об образовании», Концепция развития образования до 2010 года и ряд других нормативных актов. Принципы современного обучения должны отражать основные парадигмальные идеи и требования, заложенные в базовых документах в области образования. Такими идеями сегодня являются развитие творческого и критического мышления обучающихся, формирование у них ключевых компетенций, готовности к непрерывному образованию и самообразованию. Это не означает, что традиционные принципы обучения не учитываются. В обучении всегда имело, и будет иметь место сочетание традиционных и современных принципов обучения. Вопрос заключается в их оптимальном сочетании, соблюдении преемственности и в то же время направленности на будущее, опережающем характере обучения, обеспечиваемом реализацией соответствующих принципов обучения. Как отмечалось выше, принципы обучения тесно связаны с дидактическими закономерностями. Закономерности обучения, в свою очередь, отражают существенные связи процесса обучения. Одни закономерности имеют место при любом процессе обучения (например, доступность обучения), другие характерны и отражают существенные связи конкретной модели или теории обучения (например, закономерность «проблема является начальным моментом мыслительной деятельности» характерна для теории проблемного обучения). С учетом этого обстоятельства принципы обучения могут быть по критерию «степень общности» разбиты на две группы: общие принципы обучения и конкретные принципы обучения. В первую группу входят классические принципы обучения, в числе которых – воспитывающего и развивающего обучения, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, положительной мотивации и благоприятного климата обучения, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения и др. Состав этих принципов обучения обусловлен также необходимостью регулирования всех основных компонентов учебного процесса. Так, целевой компонент регулируется принципом воспитывающего и развивающего обучения; содержательный – принципами научности, доступности, систематичности и последовательности; процессуальный – принципами наглядности, сознательности и активности, положительной мотивации и благоприятного климата обучения; организационный – принципом сочетания различных форм обучения. Заметим, что речь идет о доминирующем влиянии принципа обучения на тот или иной компонент учебного процесса. В целом же каждый принцип обучения регулирует и влияет на все компоненты учебного процесса, но при этом есть доминанта, определяющая главное звено учебного процесса. Вторая группа принципов обучения будет отличаться в зависимости от того, о какой конкретной концепции обучения идет речь. Основные концепции и модели обучения, развиваемые учеными и используемые в практике обучения нам знакомы – проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное, модульное, эвристическое, контекстное, игровое, концентрированное, укрупнения дидактических единиц, вероятностное и др. Соответственно и состав принципов обучения будет в каждом случае иметь свои особенности. В связи с этим описание всех известных в литературе принципов обучения, регулирующих соответствующие концепции и модели обучения в рамках одного учебного пособия не представляется возможным в силу большого объема. Поэтому приведем ниже характеристику лишь отдельных конкретных принципов обучения, наиболее обоснованных в теории и реализуемых в практике обучения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.88 (0.012 с.) |