Зарубежный опыт переработки отходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт переработки отходов



Селективный сбор отходов (вторичного сырья) с последующей переработкой позволяет добиться значительных сокращений объемов отходов, существенно снизить нагрузку на полигоны, мусоросжигательные заводы, а самое главное, уменьшить количество стихийных свалок. Селективный сбор осуществляется посредством организации стационарных и передвижных пунктов приема, а также в специальных мусоросжигательных цехах, на полигонах и непосредственно на мусороперезагрузочных станциях. Кроме того, в развитых странах апробированы и успешно применяются специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов отходов. Предлагаемая статья представляет собой обзор международного опыта.

В США в 1998 году свыше 5000 региональных компаний, занимающихся переработкой отходов участвовали во «Всеамериканском дне переработки мусора». В США подсчитали: металлы, извлеченные из твердых отходов, могут обеспечить национальную потребность в железе на 7%, в алюминии на 8%, в олове на 19%. На местном уровне предприняты определенные по сокращению количества ТБО. Так, в Миннеаполисе и Сент-Поле запрещено продавать продукты питания в пластиковой оболочке, которая не разлагается или не может быть переработана. Парламент штата Миссури принял закон о финансовой поддержке охраны воды и почвы, национальных парков и сохранения древесины. Аналогичный закон был принят и в отношении ТБО. В 1990 году Генеральная ассамблея штата поддержала уменьшение количества отходов, вывозимых на свалки, приняв поправки в закон о твердых бытовых отходах. Основная цель закона снижение вывозимых ТБО на 40 %. Кроме этого был издан запрет на захоронение на полигонах таких отходов, как батареи, отработанное масло, автомобильные покрышки. Закон стимулировал развитие компаний по переработке ТБО и соответственно создание новых рабочих мест. В соответствие с законом штат делился на 20 районов, в которых в зависимости от местной специфики внедрялась своя, особая система управления отходами. Помимо районирования, был создан специальный совет по управлению отходами. Сфера его компетенции политическое регулирование по всему штату и организация программ селективного сбора мусора. Закон также установил финансовое управления ТБО за счет налогообложения свалок. Деньги собираются в специальный фонд, который и осуществляет финансирование, а также координацию программ. Для развития системы переработки автомобильных покрышек властями штата Миссури был введен специальный налог в размере 50 центов с каждой продаваемой шины. За счет всех мероприятий в фонде ежегодно аккумулируется более 7 млн. долларов. Кроме того, в штате Миссури действует программа по поддержке рынка товаров из вторсырья.[23]
Она состоит из нескольких направлений:

• производители получают прямую финансовую помощь для приобретения оборудования;
• производители получают техническую помощь, информацию о рынках;
• продукция из вторсырья продвигается на рынке благодаря кампании «Покупай переработанное», которая является частью национальной коалиции переработчиков.

С 1990 года правительство Великобритании стремится приблизиться к 100 % переработке пищевых пластиковых емкостей (бутылок, стаканов, пакетов и др.) должно подвергаться переработке. В 1990-е годы учащиеся школы Mitchells House (Белфаст) разработали один из наиболее полных проектов по сбору и утилизации алюминиевых банок в Великобритании. Для сбора алюминиевых банок используют специальные корзины. Из числа учащихся выделяется 10 человек, в обязанности которых входит очистка корзин, сбор банок. К этому процессу также привлекаются жители близлежащих домов. Если у кого-то из них образовалось большое количество алюминиевых банок, учащиеся приезжают и забирают накопившуюся тару. Первоначально, сортировка банок осуществлялась непосредственно в здании школы. Впоследствии, когда объемы собираемого алюминия увеличились, школа стала отправлять банки в центр по переработке. Банки сдаются в приемные пункты за деньги, школьники могут на этом заработать. Интерес учащихся усилился после того, как они приняли участие в неделе охраны окружающей среды и в акции «CASH FOR CAN».[17]
В Германии к раздельному сбору мусора люди привыкли, однако проблемы остаются: то фирмы начинают требовать, чтобы потребитель мыл стаканчики от йогурта перед тем как отнести их в мусорный контейнер, то изготовители тары отказываются платить пошлину за лицензию на право переработки. Технические службы и «ведомства чистоты» есть во всех городах федеративной республики. «Мусорные» вопросы регулируется на федеральном уровне, конкретные же меры разрабатывают муниципалитеты, которые могут при этом пользоваться услугами частных фирм. Условия определяет городской совет: объявляет конкурс для желающих получить заказ на уборку города, затем выбирает самый оптимальный вариант.

На улицах Женевы установлены металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, стекло при этом сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое (на контейнерах имеются соответствующие надписи). Для отработанных батареек вокруг крупных магазинов и школ устанавливают специальные небольшие ящики. Подсчитано: 80% проданных в стране батареек вновь поступает в оборот. Женевцы собирают и бытовой алюминий. Инициативная группа «Не растрачивай алюминий» печатает и распространяет листовки, призывающие граждан подключаться к акции.
В Швеции семья, живущая в отдельном доме, платит половину стоимости вывоза отходов, если подписывает обязательство сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические остатки. В многоквартирных домах сбор мусора происходит следующим образом: в мусорные контейнеры выкидывается все, кроме того, что положено нести в специальные емкости для жести, пластмассы и т.п. Вредные отходы относят на специальные экологические станции, которые могут располагаться, например, на бензоколонке. На станции размещают контейнеры зеленого и красного цвета для аккумуляторов и батареек, светло-голубого – для фотохимикатов, остатков краски, аэрозольных баллончиков, использованного машинного масла, растворителей и люминисцентных ламп. Старые газеты забираются раз в неделю, их собирают в пакеты и выставляют за дверь. В некоторых населенных пунктах имеются специальные «газетосборники». Алюминиевые банки возвращаются в супермаркеты, и за них выплачивается залоговая стоимость. Стекло выбрасывается в специальные контейнеры белого и зеленого цвета для соответственно прозрачного и зеленого стекла. В некоторых странах для организации селективного сбора муниципалитеты используют систему доставки отходов домашними хозяйствами до точек сбора, особенно для таких видов отходов, которые не собираются муниципалитетами в контейнеры расположенные около домов. Примером могут служить перерабатывающие станции, организованные компаниями по управлению отходами в Швеции. На эти станции граждане могут сами доставить свои отходы и разделить их на 15-20 фракций: от опасных, до подлежащих переработке повторному использованию.
С середины 80-х годов в условиях роста масштабов и темпов развития экономики и потребительской активности в Японии произошло резкое увеличение объемов отходов до 450 млн. тонн ежегодно[2]. Разработанная в этот период Концепция Министерства внешней торговли и промышленности «Организация для отходов» способствовала началу реализации двух программ. С 1992 года в стране действует закон «О стимулировании использования вторичного сырья». Вторая программа – закон «О стимулировании сортировки при сборе и повторном использовании тары и упаковочных материалов» вступил в действие в апреле 1997 года. Цель нормативного акта – способствовать эффективному использованию отходов за счет разграничения сфер ответственности. Потребители выбрасывают отсортированный мусор, местные власти организуют сортировку при его сборе, а на предпринимателей ложится обязанность повторного использования тары и упаковочных материалов. На рубеже тысячелетий в странах СНГ предпринимаются определенные шаги по организации селективного сбора отходов.

Проект «Чистота города – наша забота» стартовал в столице Азербайджана в 2002 году. Его реализация – результат совместных усилий Экологического сектора Форума НПО Азербайджана, Объединения «За Устойчивое Развитие». Технологии проекта были разработаны Центром Изучения экологических проблем при финансовой поддержке посольств Великобритании и Норвегии. В реализации проекта также участвовали представители Экологического инновационного Центра, Организации охраны и восстановления природы «Хейаджан» и Центра гражданских инициатив. Основная цель проекта – изучение состояния сбора и утилизации, объемов образования (ТБО) в мегаполисе Баку, определение перспектив предварительной сепарации, непосредственно в момент образования, а также предотвращение загрязнение атмосферного воздуха и почвы опасными токсичными веществами, образующими при сжигании в особенности полимерных отходов. Как показал проведенный анализ, увеличение объемов полимерных отходов и отсутствие вторичной переработки бумаги и текстильных отходов привело к тому, что более 50 % ТБО образуют пластик, бумага и текстильные отходы. Наиболее опасные вещества образуются при сжигании полимерных отходов. В результате продолжавшейся на протяжении полугода исследовательской работы были получены следующие результаты: -жители города Баку морально готовы использовать полиэтиленовые мешки для мусора; -существующая система и технология сбора и вывоза мусора не соответствует современным требованиям и вызывает недовольство большей части населения; -жители имеют недостаточную информацию о санитарно-гигиенических требованиях и принципах безопасности необходимых при сборе и транспортировке ТБО; -существующие мусорные помещения и площадки для мусора не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, не подвергаются санитарной обработки и представляют серьезную угрозу здоровью населения; -наличие открытых общих контейнеров для мусора, не своевременный вывоз и накопление большого количества мусора, при наличии большого количества ветряных дней, приводит к сильному загрязнению (замусоренности) всей дворовой территории; -при соответствующей пропаганде и наличии возможности сброса мусора по категориям (наличие различных контейнеров и мусорных мешков), основная масса жителей готова самостоятельно сепарировать и сбрасывать мусор по категориям. К числу безусловных достижений по итогам реализации проекта «Чистота города – наша забота» можно отнести следующее: -созданы технические решения экологически безопасной утилизации полимерных отходов; -разработана и апробирована технология утилизации основных полимерных отходов, основанная на собственных технологических и технических решениях специалистов НПО, участвующих в работе; -изучена современная структура и объемы ТБО города Баку, получены предварительные результаты по определению общего объема и процентного соотношения разных категорий отходов в ТБО; -изучены условия и технологии используемые муниципальными структурами при вывозе и утилизации ТБО, установлена их несоответствие современным требованиям; -изучены санитарно-гигиенические условия сложившиеся на локальных мусорных площадках, установлена реальная опасность для здоровья людей, нарушение санитарно-гигиенических требований; -выявлена возможность предварительной сепарации ТБО жителями при соответствующей образовательно-воспитательной работе и созданию соответствующих условий; -проведена экологически безопасная утилизация 1870 кг полимерных отходов с получением 1340 кг вторичного полимерного сырья; -предотвращено загрязнение атмосферного воздуха и почвы города Баку (более чем 400 кг) опасными токсичными отходами, в том числе диоксинами.

Эксперимент по совершенствованию управления ТБО проводился в Донецкой области. Города и районы были распределены по типам в соответствии с указанными показателями; определен город, который являлся наиболее типичным из всех представленных, и который в дальнейшем представлял данный тип в исследовании фракционного состава мусора. В выбранном городе производился поиск двух контейнеров в микрорайонах и улицах с соответствующим типом жилья. Для осуществления анализа фракционного состава ТБО была проведена скрупулезная подготовительная работа. Выделены следующие фракции: пищевые отходы; бумага (первоначально предполагалось подразделять на газеты, журналы, картон, бумага офисная); металл (первоначально эта фракция дробилась на жесть, т.е. консервные банки и алюминий (банки из-под напитков), но в виду отсутствия банок из-под напитков и немногочисленности консервных банок, фракции были объединены в одну); упаковка полимерная (выделены такие виды, как ПЭТ, емкости из-под бытовой химии; полиэтиленовые пакеты. При изучении фракционного состава ТБО принимался во внимание сезонный фактор; исследования проводились 4 раза (лето, осень, зима, весна). На проведение анализа фракционного состава твердых бытовых отходов Донецкой области в течение каждого сезона тратилось 10 дней и усилия 7 человек, включая водителя с грузовой машиной. Накануне дня вывоза мусора для сортировки в каждый город выезжал представитель рабочей группы, который ранее проводил наблюдение за данным контейнером. В его обязанность входило продолжение наблюдения за контейнерами в течение двух дней до момента приезда машины. Затем мусор высыпался из контейнеров и помещался в специальные мешки, к которым прикреплялась маркировочная таблица. Загруженный в машину мусор транспортировался к месту сортировки. По приезду к месту осуществления сортировки содержимое каждого мешка высыпалось на специальный стол и, сортируясь, раскладывалось в отдельные пластмассовые емкости, вес которых предварительно был уточнен. Затем каждая из 14 фракций взвешивалась и высыпалась снова в мешок, попадая в разряд отработанного мусора. Данные каждого мешка вносились в отдельную таблицу. Каждый контейнер состоял из 6-10 мешков. После того как был отработан каждый мешок одного контейнера, данные суммировались и заполнялись в таблицу данных одного контейнера. С тем, чтобы выяснить показатели состава мусора по типу в целом, суммировались данные двух контейнеров и выводились средние показатели. Исследования заложили основы для создания новой, более эффективной модели управления ТБО в Донецкой области с ориентацией на стандарты ЕС. Эти же цели преследует и проект программы Тасис «Развитие сферы управления твердыми бытовыми отходами в Донецкой области». Он направлен на реализацию «Регионального стратегического плана управления ТБО в Донецкой области», одобренного в 2005 году сессией областного совета. Основные задачи – определение долгосрочной региональной стратегии обращения с ТБО; выявление всех задач, требующих решения, и ранжирование их в порядке приоритетности; разработка мероприятии й, направленных на решение этих задач с целью сведения к минимуму уровня загрязнения окружающей среды. Сегодня, в условиях экономического кризиса, эколого-экономичные принципы хозяйствования, рационального управления потоками отходов приобретают особую актуальность для нашей страны. Помимо собственно природоохранной заостренности – это и создание новых рабочих мест, и существенная экономия ресурсов, отмечают специалисты компании Акрос-Экология. Поэтому очень важно обратить пристальное внимание на зарубежный опыт, адаптируя разработки и достижения применительно к отечественным реалиям.[18]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.88.17 (0.023 с.)