Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и виды целей организации

Поиск

У организации могут быть самые разнообразные цели. Для их упорядочения используется классификация по определенным критериям. Классификация целей позволяет совершенствовать механизм управления организацией и дает представление их практического использования при проектировании организации либо в процессе функционирования.

Одним из важнейших критериев классификации целей организации является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:

-стратегические, устанавливаемые на длительный период (от года до 5-10 лет);

-тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3-5 лет);

-оперативные, представляющие собой конкретизацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать исполнители в своей повседневной работе (в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня).

Ключевая роль принадлежит, несомненно, целям стратегического развития, определяющим главные целевые установки организации на длительный период. Они не должны входить в противоречие с целями систем более высокого уровня (отрасли, региона, страны), что является важным условием их последующей реализации.

«Стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации».[7]

Важным моментом разработки стратегических целей организации является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе.

«Тактические и оперативные цели организации характеризуются не только более коротким времени и горизонтом планирования, но и конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение, тогда как в составе стратегических целей немало чисто качественных установок».[8]

Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов организации. К таким целям относятся:

-социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня);

-производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства);

-административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, слаженности в работе);

- «Организационные цели - все, что касается управления, структуры и персонала фирмы, например, переход на новую организационно-правовую форму деятельности; внедрение новой организационной структуры управления; внедрение новых форм организации труда производственного и вспомогательного персонала и т.п.»[9]

-политические (защита интересов социальной группы, обеспечение демократических основ человеческого сосуществования);

-этические (защита традиций и ценностей, обязательства);

-психологические (оказать давление, избежать давления, разрешить конфликт, ролевое самоопределение) и т.д.;

2) По значимости цели подразделяются на:

-особо приоритетные (ключевые), с достижением которых, связано получение общего результата развития организации;

-приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства;

-остальные, также важные, но несрочные цели, требующие постоянного контроля.

3) Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, разрабатываются методики, имеются ресурсы и люди, способные их реализовать.

Например, планирование издержек производства представляет собой рутинную, структурированную задачу, которая решается с известной периодичностью, по заранее разработанным инструкциям и с использованием стандартной информации. Новые или разовые цели требуют особого внимания

руководства, так как для их решения надо заново создавать методический аппарат, обучать людей, привлекать новые виды ресурсов, в том числе информационных.

4) В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением - поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми агентствами и пр.

5) «Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с группой целей для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений».[10]

6) Цели организации существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла: создания, роста, зрелости и завершения (спада). На первой стадии любая компания нацелена на то, чтобы:

-выйти на рынки;

-установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.);

-изыскать необходимые средства для старта и организации бизнеса;

-выжить.

«Для стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают её успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты».[11] Среди них отметим:

-дальнейшее расширение поля деятельности и рынков;

-достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса;

-совершенствование структуры управления, привлечение профессионалов.;

-стратегическое планирование деятельности;

-поиск новых финансовых источников для поддержания роста.

На стадии зрелости цели организации связаны с:

-контролем за финансами;

-использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста;

-дальнейшим совершенствованием структуры управления;

-организацией, введением новых систем и методов управления (по целям, качеству, контролю и др.).

Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением следующих проблем:

-полное прекращение деятельности и, как следствие, - продажа имущества и увольнение работников;

-продажа компании другому собственнику и адаптация к стадии жизненного цикла новой организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.007 с.)