Тема 2. 10. Физическое воспитание детей с зпр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 10. Физическое воспитание детей с зпр.



Своеобразие физического развития дошкольников с ЗПР.

Место физического воспитания в системе коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.

Задачи и содержание работы по физическому воспитанию детей в раннем и дошкольном возрасте. Оздоровительные мероприятия, рациональное питание, охранительный режим. Занятия по физическому воспитанию. Связь физического воспитания с практической и трудовой деятельностью детей. Индивидуальный и дифференцированный подход в определении физической нагрузки.

Роль семьи в физическом воспитании детей с ЗПР.

 

Тема 2.11. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками, имеющими ЗПР.

Задачи и основные направления индивидуальной работы с ребенком, имеющим ЗПР.

Содержание индивидуальной работы. Формы и методы индивидуальной работы с детьми. Основные требования к проведению индивидуальных занятий с детьми разного возраста.

Взаимосвязь индивидуальной и фронтальной коррекционно-педагогической работы.

 

Тема 2.12. Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе.

Понятие «готовность к школьному обучению». Интеллектуальный, эмоциональный и социальный компоненты школьной зрелости, их содержание и педагогический контекст.

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию готовности детей с ЗПР к продолжению обучения в специальной (коррекционной) школе VII вида.

Преемственность коррекционно-педагогической работы дошкольного учреждения и школы для детей с ЗПР. Согласованность содержания, форм, методов обучения в детском саду и школе. Формы связи специального дошкольного учреждения для детей с ЗПР и специальной (коррекционной) школы VII вида.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в подготовке ребенка с ЗПР к обучению в школе.

Тема 2.13. Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми, имеющими ЗПР.

Консультирование родителей об особенностях воспитания ребенка в семье, о стиле общения с ним, по организации его режима дня, по созданию оптимальных условий для его развития. Обучение родителей доступным приемам коррекционно-педагогической работы с детьми разного (начиная с самого раннего) возраста и с различной степенью выраженности задержки психического развития.

Учет и использование коррекционным педагогом: -социально-психологического микроклимата семьи (культурные и национальные традиции); - включение опыта семьи в использование различных форм времяпровождения в систему взаимодействия с ДОУ по организации совместных занятий и развлечений родителей с детьми. Ведение дневника “События моей жизни” детьми совместно с родителями или другими значимыми взрослыми.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Отношение к педагогической деятельности и выполнение отдельных видов деятельности на разных этапах практики:

-участие в конференциях;

-умение планировать свою педагогическую деятельность;

-умение общаться с детским коллективом;

-умение общаться с педагогическим коллективом образовательного учреждения;

-качество проведения фронтальных и индивидуальных занятий;

-умение проводить психолого-педагогическое обследование детей;

-умение анализировать собранный материал;

-умение обобщать педагогический опыт;

-умение оформлять отчетную документацию.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Развитие взглядов и концепций диагностического изучения детей с отклонениями в развитии.

2. Обследование познавательного развития ребенка в младенческом возрасте.

3. Изучение психического развития ребенка раннего возраста.

4. Клинический аспект изучения психического развития детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

5. Изучение ведущей деятельности как один из компонентов комплексного изучения.

6. Изучение психических процессов в разные периоды жизни ребенка.

7. Особенности изучения контрольных функций у детей разных возрастов.

8. Коррекционно-педагогическая работа по формированию сенсорно-перцептивной способности у детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

9. Основные направления работы по умственному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

10. Основные направления работы по развитию речи в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

11. Организация и содержание коррекционной работы по социально-личностному развитию детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

12. Использование элементов изобразительной деятельности на различных занятиях. Цель и коррекционно-развивающий эффект.

14. Основные принципы построения и требования к разработке коррекционных программ воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) дошкольного возраста.

17. Обучение игре - важнейшая задача коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

18. Обучение детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) бытовой отобразительной игре.

Организация, содержание и методы обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) ролевой игре.

20. Роль игры в формировании психологической готовности детей снарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) к обучению в школе.

21. Особенности представлений дошкольников, страдающих интеллектуальными нарушениями, о явлениях окружающей действительности.

22. Основные направления работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

23. Организация работы по ознакомлению детей с природой.

24. Организация работы по ознакомлению дошкольников, страдающих интеллектуальными нарушениями, с ближайшим окружением.

25. Основные направления работы по сенсорному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) на занятиях данного раздела программы.

26. Развитие устной речи и обогащение словаря на занятиях по данному разделу программы.

27.Использование коррекционно-развивающих возможностей игрыв процессе формирования представлений о явлениях окружающего мира и развития речи.

31. Обучение детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) грамоте.

32. Основные этапы работы по подготовке дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) к письму.

33. Особенности коррекционной работы над художественными произведениями с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

34. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) в процессе работы над картиной.

35. Формирование математических представлений как средство коррекции познавательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

36. Особенности формирования представлений о величине (форме,времени, пространстве) у детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

37. Особенности формирования количественных представлений и навыков счета у дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

38. Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) выполнению арифметических действий.

39. Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) решению арифметических задач.

40. Особенности применения различных наглядных средств в формировании математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

43. Особенности продуктивной деятельности детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).

44. Виды и методика проведения подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию в различных возрастных группах.

45. Виды упражнений и методика работы по коррекции мелкой моторики.

Литература.

· -Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

· -Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушение психического развития. - М., 1992.

· -Бугрименко Е.А., Венгер Л.А. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - М., 1992.

· -Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб., 1996.

· -Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение детей дошкольного возраста снарушением интеллекта решению арифметических задач. - СПб.,1992.

· -Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. Соч. в 6 томах. Т. 5.- М., 1982.

· -Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1980.

· -Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1982.

· -Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.-М., 1991.

· -Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.-М., 1985.

· -Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. /Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 1998.

· -Диагностика умственного развития дошкольников./ Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1978.

· -Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993.

· -Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред. А.А. Венгер. - М., 1978.

· -Дети с временными задержками развития./ Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер- М., 1971.

· -Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития.//Хрестоматия/Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. - СПб, 1999.

· -Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1982.

· -Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.Н. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.

· -Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.

· -Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта/ж. “Дефектология”, № 6, 1999.

· -Жаренкова Г.И. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути ее нормализации. // Обучение детей с ЗПР / Пособие для учителя. - М.. 1981.

· -Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.

· -Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века.-М., 1995.

· -Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях: Сб. научных трудов/ Под ред. Н.Г. Морозовой.-М., 1976.

· -Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1989.

· -Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998.

· -Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.- М., 1993.

· -Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школе./ Дефектология.- 1981.- N 6.

· -Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.. 1973.

· -Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1989.

· -Коррекционно-развивающее обучение. Программно-методические материалы. Начальная школа, 2-е издание. Составитель С.Г. Шевченко. - М., 1999.

· -Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. - М., 1997.

· -Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.

· -Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

· -Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

· -Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.

· -Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст.- М., 1997.

· -Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. /Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой. - СПб., 1996.

· -Обучение детей с задержкой психического развития./ Под ред. В.И. Лубовского.- Смоленск, 1994.

· -Программы для специальных лошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.-М., 1991.

· -Программа. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.-М., 1983.

· -Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб., 2001.

· -Программы для 0-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта).-М., 1997.

· -Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.-М., 1999.

· -Проект типовой программы коррекционного обучения детей с ЗПР. Институт коррекционной педагогики, 1989.

· -Пантюхина Г. В., Печора К. Л, Фрухт Э. Л. Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни. - М., 1979.

· -Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста./ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.

· -Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко.-СПб., 1996.

· -Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, профилактика, коррекция. - М., 1998.

· -Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования./Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989.

· -Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой.-М., 2000.

· -Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А. Стребелевой.-М., 2001.

· -Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980.

· -Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.

· -Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1965.

· -Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М., 1986.

· -Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.- Новгород, 1994.

· -Эльконин Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи.// Психическое развитие в детских возрастах./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М- Воронеж, 1995.

· -Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Отчетная документация.

К концу педагогической практики студенты должны сдать руководителю практики следующие документы:

1. Дневник педагогической практики (после проверки методистом практики возвращается студенту).

2. Конспекты проведенных открытых занятий и воспитательного мероприятия (в двух экземплярах).

3. Протокол психолого-педагогического обследования.

4. Развернутую психолого-педагогическую характеристику ребенка.

5. Консультации для родителей и педагогов

6. Отчет о прохождении педагогической практики.

 

 

Примерная схема дневника педпрактики.

Оформление титульного листа:

Дневник педагогической практики

в дошкольном образовательном учреждении

для детей с нарушением интеллекта

(умственно отсталых или

с задержкой психического развития)

студентки Ф.И.О.

На первой странице указываются номер и тип дошкольного образовательного учреждения, его адрес, телефон, фамилии и имена руководителя данного учреждения и методиста педагогической практики. На следующей странице фиксируется, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена коррекционного педагога и педагогов-воспитателей. Затем дается состав группы (возраст детей, год обучения в данном учреждении, режим дня, расписание (сетка) занятий).

Далее в дневнике идут ежедневные записи, включающие информацию методиста практики и отражающие наблюдения студентов за педагогическим процессом, за детьми, записи просмотренных занятий, их анализ и выводы.

Дата Проведенные мероприятия Выводы
     

 

Примерная схема анализа занятий.

1. Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме и данному разделу; предшествующая работа с детьми по данной теме и данному разделу. Соответствие темы требованиям программы для детей данной возрастной группы, уровню их умственного развития.

2. Цели занятия: познавательные, воспитательные, коррекционные.

3. Оборудование занятий, его соответствие программному содержанию занятия, методы и приемы обучения, а также умение им пользоваться, проявленное в ходе занятия.

4. Деятельность детей на занятии, их активность, познавательный интерес, уровень усвоения программного материала и достижения целей.

5. Учет индивидуальных особенностей детей, учение сочетать методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы.

6. Общая оценка деятельности педагога: подготовленность к занятиям, знание материала, последовательность в реализации поставленных целей, руководство деятельностью детей, умение организовать детский коллектив на занятиях, умение общаться с детьми.

7. Выводы и рекомендации.

 

4. Примерная схема конспекта фронтального занятия.

В конспекте занятия дается указание раздела работы в полном соответствии с наименованием занятия.

Тема занятия, цели: познавательные, воспитательные, коррекционные.

Оборудование занятий, необходимый наглядный (стимульный) и практический материал для проведения конкретного занятия.

План занятия: указываются основные этапы (организационный этап; основной этап: постановка задачи перед детьми (что будем делать), выполнение детьми заданий, проведение дидактической игры; заключительный этап: подведение итогов).

Ход занятия: кратко раскрывается каждый пункт плана, указываются методы и приемы, с помощью которых коррекционный педагог предлагает выполнить задание, а затем перечисляются виды помощи в случае возникновения затруднений при выполнении данного задания. Речевой материал (потешки, песенки, рассказ, загадки и пр.) в конспекте дается полностью.

 

5. Примерная схема конспекта индивидуального занятия.

Фамилия, имя ребенка, возраст, диагноз, краткая характеристика структуры нарушения.

Основные направления коррекционной работы: например, развитие мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации: развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе выполнения дидактических заданий; развитие восприятия, мышления; развитие речи: работа над смысловой стороной речи, развитие фонематического слуха, работа над активизацией фразовой речи и пр.

Далее дается подробное описание хода занятия, где указываются цели каждого направления работы и форма предъявления задания, а также виды помощи ребенку при выполнении задания.

В конце подводится итог проведенного занятия с точки зрения усвоения программного содержания, а также с целью учета данного уровня для дальнейшего планирования работы.

 

Примерная схема психолого-медико-педагогической характеристики детей.

Каждый студент подробно изучает одного ребенка различными методами, проводит с ним индивидуальные занятия и в конце практики составляет его характеристику, где должны быть раскрыты следующие пункты:

1. Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, дата написания характеристики. Дата поступления в дошкольное учреждение. Заключение ПМПК при поступлении в дошкольное учреждение.

2. Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей.

3. История развития ребенка: анамнестические сведения, время обнаружения отклонения в развитии, обращения за помощью.

4. Поведение ребенка в группе, в условиях детского коллектива (результаты бесед с персоналом дошкольного образовательного учреждения и наблюдения студента). Характерологические качества личности ребенка: контактность с детьми, со взрослыми (родителями и педагогами). Формы общения; состояние эмоциональной сферы, преобладающий фон настроения.

5. Физическое и моторное развитие (заключения педиатра и ортопеда).

6. Сенсорное и интеллектуальное развитие. Уровень развития восприятия (практическая ориентировка), уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: на цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета.

Состояние наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, уровень развития элементов логического мышления.

Уровень сформированности количественных представлений. Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье, о предметах и явлениях ближайшего окружения; представления о живой и неживой природе, о природных явлениях, о причинно-следственных связях в природе.

7. Уровень развития речи: понимание речевой инструкции, состояние артикуляционного аппарата, наличие фразовой речи, характеристика фразовой речи, сформированность грамматической и фонетической стороны речи.

8. Уровень сформированности основных видов детской деятельности. Наличие интереса к игрушкам, характер действий с игрушками, наличие игрового сюжета.

Уровень сформированности предметного рисунка. Конструктивная деятельность: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

Рекомендации к организации коррекционно-педагогической работы с данным ребенком.

 

7. Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики.

В отчете указывается учреждение, на базе которого проводилась практика, виды педагогической деятельности, с которыми студенты имели возможность познакомиться. Далее студент обобщает опыт педагогической работы с детьми данного учреждения, высказывает свое отношение к проведению этой работы.

В отчет также включаются суждения студента о полезности данной педагогической практики для него и предложения по усовершенствованию подготовки студентов в вузе, улучшению учебного плана.

 

8. Примерная схема отчета методиста о проведенной педпрактике студентов.

В отчете должны быть раскрыты следующие вопросы:

  1. Сроки проведения практики.
  2. Критерии выбора дошкольных образовательных учреждений и школ.
  3. Содержание практики.
  4. Технология педагогической практики:

-методы;

-средства;

-организационные формы (тема спецкурсов, спецсеминаров, научно-исследовательская

работа).

  1. Критерии оценок педагогической практики.
  2. Особенности, отличительные черты проведения педагогической практики по

сравнению с прошлым учебным годом.

  1. Кадровое обеспечение педагогической практики.
  2. Научно-методическое обеспечение педагогической практики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.078 с.)