Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 10. Физическое воспитание детей с зпр. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Своеобразие физического развития дошкольников с ЗПР. Место физического воспитания в системе коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию детей в раннем и дошкольном возрасте. Оздоровительные мероприятия, рациональное питание, охранительный режим. Занятия по физическому воспитанию. Связь физического воспитания с практической и трудовой деятельностью детей. Индивидуальный и дифференцированный подход в определении физической нагрузки. Роль семьи в физическом воспитании детей с ЗПР.
Тема 2.11. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками, имеющими ЗПР. Задачи и основные направления индивидуальной работы с ребенком, имеющим ЗПР. Содержание индивидуальной работы. Формы и методы индивидуальной работы с детьми. Основные требования к проведению индивидуальных занятий с детьми разного возраста. Взаимосвязь индивидуальной и фронтальной коррекционно-педагогической работы.
Тема 2.12. Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе. Понятие «готовность к школьному обучению». Интеллектуальный, эмоциональный и социальный компоненты школьной зрелости, их содержание и педагогический контекст. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию готовности детей с ЗПР к продолжению обучения в специальной (коррекционной) школе VII вида. Преемственность коррекционно-педагогической работы дошкольного учреждения и школы для детей с ЗПР. Согласованность содержания, форм, методов обучения в детском саду и школе. Формы связи специального дошкольного учреждения для детей с ЗПР и специальной (коррекционной) школы VII вида. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в подготовке ребенка с ЗПР к обучению в школе. Тема 2.13. Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми, имеющими ЗПР. Консультирование родителей об особенностях воспитания ребенка в семье, о стиле общения с ним, по организации его режима дня, по созданию оптимальных условий для его развития. Обучение родителей доступным приемам коррекционно-педагогической работы с детьми разного (начиная с самого раннего) возраста и с различной степенью выраженности задержки психического развития.
Учет и использование коррекционным педагогом: -социально-психологического микроклимата семьи (культурные и национальные традиции); - включение опыта семьи в использование различных форм времяпровождения в систему взаимодействия с ДОУ по организации совместных занятий и развлечений родителей с детьми. Ведение дневника “События моей жизни” детьми совместно с родителями или другими значимыми взрослыми.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. Отношение к педагогической деятельности и выполнение отдельных видов деятельности на разных этапах практики: -участие в конференциях; -умение планировать свою педагогическую деятельность; -умение общаться с детским коллективом; -умение общаться с педагогическим коллективом образовательного учреждения; -качество проведения фронтальных и индивидуальных занятий; -умение проводить психолого-педагогическое обследование детей; -умение анализировать собранный материал; -умение обобщать педагогический опыт; -умение оформлять отчетную документацию. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Задания для самостоятельной работы. 1. Развитие взглядов и концепций диагностического изучения детей с отклонениями в развитии. 2. Обследование познавательного развития ребенка в младенческом возрасте. 3. Изучение психического развития ребенка раннего возраста. 4. Клинический аспект изучения психического развития детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 5. Изучение ведущей деятельности как один из компонентов комплексного изучения. 6. Изучение психических процессов в разные периоды жизни ребенка. 7. Особенности изучения контрольных функций у детей разных возрастов. 8. Коррекционно-педагогическая работа по формированию сенсорно-перцептивной способности у детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 9. Основные направления работы по умственному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 10. Основные направления работы по развитию речи в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).
11. Организация и содержание коррекционной работы по социально-личностному развитию детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 12. Использование элементов изобразительной деятельности на различных занятиях. Цель и коррекционно-развивающий эффект. 14. Основные принципы построения и требования к разработке коррекционных программ воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) дошкольного возраста. 17. Обучение игре - важнейшая задача коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. 18. Обучение детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) бытовой отобразительной игре. Организация, содержание и методы обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) ролевой игре. 20. Роль игры в формировании психологической готовности детей снарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) к обучению в школе. 21. Особенности представлений дошкольников, страдающих интеллектуальными нарушениями, о явлениях окружающей действительности. 22. Основные направления работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 23. Организация работы по ознакомлению детей с природой. 24. Организация работы по ознакомлению дошкольников, страдающих интеллектуальными нарушениями, с ближайшим окружением. 25. Основные направления работы по сенсорному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) на занятиях данного раздела программы. 26. Развитие устной речи и обогащение словаря на занятиях по данному разделу программы. 27.Использование коррекционно-развивающих возможностей игрыв процессе формирования представлений о явлениях окружающего мира и развития речи. 31. Обучение детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) грамоте. 32. Основные этапы работы по подготовке дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) к письму. 33. Особенности коррекционной работы над художественными произведениями с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. 34. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) в процессе работы над картиной. 35. Формирование математических представлений как средство коррекции познавательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 36. Особенности формирования представлений о величине (форме,времени, пространстве) у детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 37. Особенности формирования количественных представлений и навыков счета у дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 38. Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) выполнению арифметических действий. 39. Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР) решению арифметических задач. 40. Особенности применения различных наглядных средств в формировании математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР).
43. Особенности продуктивной деятельности детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР). 44. Виды и методика проведения подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию в различных возрастных группах. 45. Виды упражнений и методика работы по коррекции мелкой моторики. Литература. · -Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. · -Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушение психического развития. - М., 1992. · -Бугрименко Е.А., Венгер Л.А. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - М., 1992. · -Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб., 1996. · -Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение детей дошкольного возраста снарушением интеллекта решению арифметических задач. - СПб.,1992. · -Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. Соч. в 6 томах. Т. 5.- М., 1982. · -Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1980. · -Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1982. · -Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.-М., 1991. · -Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.-М., 1985. · -Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. /Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 1998. · -Диагностика умственного развития дошкольников./ Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1978. · -Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993. · -Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред. А.А. Венгер. - М., 1978. · -Дети с временными задержками развития./ Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер- М., 1971. · -Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития.//Хрестоматия/Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. - СПб, 1999. · -Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1982. · -Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.Н. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984. · -Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
· -Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта/ж. “Дефектология”, № 6, 1999. · -Жаренкова Г.И. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути ее нормализации. // Обучение детей с ЗПР / Пособие для учителя. - М.. 1981. · -Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973. · -Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века.-М., 1995. · -Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях: Сб. научных трудов/ Под ред. Н.Г. Морозовой.-М., 1976. · -Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1989. · -Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998. · -Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.- М., 1993. · -Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школе./ Дефектология.- 1981.- N 6. · -Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.. 1973. · -Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1989. · -Коррекционно-развивающее обучение. Программно-методические материалы. Начальная школа, 2-е издание. Составитель С.Г. Шевченко. - М., 1999. · -Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. - М., 1997. · -Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. · -Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985. · -Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. · -Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993. · -Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст.- М., 1997. · -Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. /Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой. - СПб., 1996. · -Обучение детей с задержкой психического развития./ Под ред. В.И. Лубовского.- Смоленск, 1994. · -Программы для специальных лошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.-М., 1991. · -Программа. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.-М., 1983. · -Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб., 2001. · -Программы для 0-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта).-М., 1997. · -Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.-М., 1999. · -Проект типовой программы коррекционного обучения детей с ЗПР. Институт коррекционной педагогики, 1989.
· -Пантюхина Г. В., Печора К. Л, Фрухт Э. Л. Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни. - М., 1979. · -Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста./ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998. · -Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко.-СПб., 1996. · -Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, профилактика, коррекция. - М., 1998. · -Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования./Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989. · -Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой.-М., 2000. · -Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А. Стребелевой.-М., 2001. · -Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980. · -Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990. · -Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1965. · -Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М., 1986. · -Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.- Новгород, 1994. · -Эльконин Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи.// Психическое развитие в детских возрастах./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М- Воронеж, 1995. · -Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Отчетная документация. К концу педагогической практики студенты должны сдать руководителю практики следующие документы: 1. Дневник педагогической практики (после проверки методистом практики возвращается студенту). 2. Конспекты проведенных открытых занятий и воспитательного мероприятия (в двух экземплярах). 3. Протокол психолого-педагогического обследования. 4. Развернутую психолого-педагогическую характеристику ребенка. 5. Консультации для родителей и педагогов 6. Отчет о прохождении педагогической практики.
Примерная схема дневника педпрактики. Оформление титульного листа: Дневник педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых или с задержкой психического развития) студентки Ф.И.О. На первой странице указываются номер и тип дошкольного образовательного учреждения, его адрес, телефон, фамилии и имена руководителя данного учреждения и методиста педагогической практики. На следующей странице фиксируется, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена коррекционного педагога и педагогов-воспитателей. Затем дается состав группы (возраст детей, год обучения в данном учреждении, режим дня, расписание (сетка) занятий). Далее в дневнике идут ежедневные записи, включающие информацию методиста практики и отражающие наблюдения студентов за педагогическим процессом, за детьми, записи просмотренных занятий, их анализ и выводы.
Примерная схема анализа занятий. 1. Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме и данному разделу; предшествующая работа с детьми по данной теме и данному разделу. Соответствие темы требованиям программы для детей данной возрастной группы, уровню их умственного развития. 2. Цели занятия: познавательные, воспитательные, коррекционные. 3. Оборудование занятий, его соответствие программному содержанию занятия, методы и приемы обучения, а также умение им пользоваться, проявленное в ходе занятия. 4. Деятельность детей на занятии, их активность, познавательный интерес, уровень усвоения программного материала и достижения целей. 5. Учет индивидуальных особенностей детей, учение сочетать методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы. 6. Общая оценка деятельности педагога: подготовленность к занятиям, знание материала, последовательность в реализации поставленных целей, руководство деятельностью детей, умение организовать детский коллектив на занятиях, умение общаться с детьми. 7. Выводы и рекомендации.
4. Примерная схема конспекта фронтального занятия. В конспекте занятия дается указание раздела работы в полном соответствии с наименованием занятия. Тема занятия, цели: познавательные, воспитательные, коррекционные. Оборудование занятий, необходимый наглядный (стимульный) и практический материал для проведения конкретного занятия. План занятия: указываются основные этапы (организационный этап; основной этап: постановка задачи перед детьми (что будем делать), выполнение детьми заданий, проведение дидактической игры; заключительный этап: подведение итогов). Ход занятия: кратко раскрывается каждый пункт плана, указываются методы и приемы, с помощью которых коррекционный педагог предлагает выполнить задание, а затем перечисляются виды помощи в случае возникновения затруднений при выполнении данного задания. Речевой материал (потешки, песенки, рассказ, загадки и пр.) в конспекте дается полностью.
5. Примерная схема конспекта индивидуального занятия. Фамилия, имя ребенка, возраст, диагноз, краткая характеристика структуры нарушения. Основные направления коррекционной работы: например, развитие мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации: развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе выполнения дидактических заданий; развитие восприятия, мышления; развитие речи: работа над смысловой стороной речи, развитие фонематического слуха, работа над активизацией фразовой речи и пр. Далее дается подробное описание хода занятия, где указываются цели каждого направления работы и форма предъявления задания, а также виды помощи ребенку при выполнении задания. В конце подводится итог проведенного занятия с точки зрения усвоения программного содержания, а также с целью учета данного уровня для дальнейшего планирования работы.
Примерная схема психолого-медико-педагогической характеристики детей. Каждый студент подробно изучает одного ребенка различными методами, проводит с ним индивидуальные занятия и в конце практики составляет его характеристику, где должны быть раскрыты следующие пункты: 1. Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, дата написания характеристики. Дата поступления в дошкольное учреждение. Заключение ПМПК при поступлении в дошкольное учреждение. 2. Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. 3. История развития ребенка: анамнестические сведения, время обнаружения отклонения в развитии, обращения за помощью. 4. Поведение ребенка в группе, в условиях детского коллектива (результаты бесед с персоналом дошкольного образовательного учреждения и наблюдения студента). Характерологические качества личности ребенка: контактность с детьми, со взрослыми (родителями и педагогами). Формы общения; состояние эмоциональной сферы, преобладающий фон настроения. 5. Физическое и моторное развитие (заключения педиатра и ортопеда). 6. Сенсорное и интеллектуальное развитие. Уровень развития восприятия (практическая ориентировка), уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: на цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета. Состояние наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, уровень развития элементов логического мышления. Уровень сформированности количественных представлений. Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье, о предметах и явлениях ближайшего окружения; представления о живой и неживой природе, о природных явлениях, о причинно-следственных связях в природе. 7. Уровень развития речи: понимание речевой инструкции, состояние артикуляционного аппарата, наличие фразовой речи, характеристика фразовой речи, сформированность грамматической и фонетической стороны речи. 8. Уровень сформированности основных видов детской деятельности. Наличие интереса к игрушкам, характер действий с игрушками, наличие игрового сюжета. Уровень сформированности предметного рисунка. Конструктивная деятельность: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. Рекомендации к организации коррекционно-педагогической работы с данным ребенком.
7. Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики. В отчете указывается учреждение, на базе которого проводилась практика, виды педагогической деятельности, с которыми студенты имели возможность познакомиться. Далее студент обобщает опыт педагогической работы с детьми данного учреждения, высказывает свое отношение к проведению этой работы. В отчет также включаются суждения студента о полезности данной педагогической практики для него и предложения по усовершенствованию подготовки студентов в вузе, улучшению учебного плана.
8. Примерная схема отчета методиста о проведенной педпрактике студентов. В отчете должны быть раскрыты следующие вопросы:
-методы; -средства; -организационные формы (тема спецкурсов, спецсеминаров, научно-исследовательская работа).
сравнению с прошлым учебным годом.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.078 с.) |