Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальная дошкольная педагогика и психология
Декан факультета _________________________ «_ 22 _»______ сентября ______2008 г.
Программа утверждена на Заседании кафедры от «_ 22 _»_____ сентября ____2008 г. протокол № ______ 1 _________ Заведующий кафедрой _________________________ «_ 22 _»______ сентября ______2008 г.
Йошкар-Ола РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка.
2.Цели и задачи педагогической практики.
3.Организация и руководство практикой.
4.Содержание практики.
5.Права и обязанности студента.
6.Обязанности методистов по предмету.
7.Обязанности курсового (группового) руководителя практики (заключить договор с базами практик, составить приказ о направлении студентов на практику, провести установочную и заключительную конференции, провести инструктаж по технике безопасности во время практики, контролировать качество прохождения практики студентами и т.д.).
8.Сведения о местах проведения практики:
а) наименование вида практики в соответствии с учебным планом; б) места проведения практики; в) сроки действия договоров.
9.Перечень отчетной документации студентов.
10.Критерии оценок практики (зачтено, не зачтено, отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
11.Список литературы в помощь студентам – практикантам.
12. Приложения (формы дневника, отчета, характеристики студента, образец конспекта урока или занятия, анализа урока или занятия и т.д.) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогическая практика студентов отделения дошкольной дефектологии занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Особая роль отводится рассмотрению проблемы изучения психического развития ребенка со специфическими образовательными потребностями, анализу методов, применяемых при первичном психолого-педагогическом обследовании с целью составления коррекционно-образовательных программ, при динамическом наблюдении за продвижением ребенка в процессе коррекционной работы. В период прохождения педагогической практики студенты овладевают практическими навыками применения и модификации методик изучения психики ребенка, непосредственного экспериментирования, научного анализа экспериментальных данных и т.д. Они составляют сравнительные карты психического развития нормального и аномального ребенка, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, научно обосновывают индивидуальные программы коррекционного обучения с позиций последних достижений психолого-педагогических наук.
Целью педагогической практики является воспитание профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики коррекционного педагога дошкольных образовательных учреждений. Задачи: 1. Уточнение, закрепление и расширение психолого-педагогических знаний у студентов о контингенте специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей и для детей с задержкой психического развития. 2. Обогащение опыта студентов по изучению и анализу педагогической документации. 3. Формирование у студентов навыков психолого-педагогического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования. 4. Ознакомление студентов с организацией коррекционно-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития). 5. Обучение студентов наблюдению за педагогическим процессом, учению анализировать полученные данные, осмыслению педагогических фактов и явлений. 6. Ознакомление с координацией работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом с целью эффективного медицинского воздействия на ребенка. 7. Ознакомление студентов с формами работы персонала дошкольного учреждения с родителями воспитанников. 8. Формирование у студентов умений и навыков проведения коррекционно-воспитательных занятий с детьми изучаемых категорий. 9. Изучение и обобщение передового педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами педагогического мастерства. Студенты должны знать: - объект, субъект и предмет изучения олигофренопедагогики; - задачи олигофренопедагогики; - основные методы исследования, применяемые в олигофренопедагогике; - этапы развития помощи детям с нарушением интеллекта в России и за рубежом;
- систему помощи детям с нарушением интеллекта в России; - теоретические основы олигофренопедагогики; - особенности воспитания и обучения ребенка с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития): в младенческий период, в раннем и дошкольном возрасте; - основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с особыми образовательными потребностями; - положительные и отрицательные параметры дифференцированного и интегрированного обучения детей сс специальными образовательными потребностями; - содержание дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - содержание школьного воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - методы, приемы и средства воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - формы организации воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - алгоритм проведения психолого-педагогической диагностики знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - методы и формы работы с родителями детей с нарушением интеллекта по включению их в коррекционно-педагогический процесс; - содержание индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, в условиях специального дошкольного учреждения компенсирующего вида. Студенты должны уметь: - анализировать программы, учебные пособия для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - проводить психолого-педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития); - проводить анализ полученных экспериментальных данных; - составлять психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого ребенка и ребенка с задержкой психического развития. - применять на практике теорию обучения и воспитания детей данных категорий; - осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью эффективной социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития); - владеть навыками организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива образовательного учреждения компенсирующего вида; -осуществлять коррекцию психофизических недостатков детей в учебно-воспитательном процессе; -планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов; -проводить работу с родителями детей с нарушением интеллекта.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. 1. Знакомство с годовым планом педагогической работы дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития). 2. Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы с детьми изучаемых категорий в разных возрастных группах.
3. Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы в одной возрастной группе (изучение календарного и индивидуального планов коррекционного педагога). 4. Психолого-педагогическое изучение ребенка: знакомство с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка). Беседа с педагогами-воспитателями, с врачом-психоневрологом, с другими членами пед. коллектива. Составление развернутой психолого-педагогической характеристики и разработка индивидуального плана работы с ребенком. 5. Разработка конспектов и проведение фронтальных и индивидуальных занятий (пробных и открытых) с детьми. 6. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с детьми. 7. Изготовление дидактических пособий. На первом этапе проводится установочная конференция на факультете, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием педагогической практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом дошкольного учреждения. В детском саду студенты знакомятся с задачами коррекционно-воспитательной работы конкретного учреждения (с годовым планом), с особенностями режима дня детей каждой возрастной группы. Студенты распределяются по подгруппам (2-3 человека), знакомятся с педагогическим коллективом и с воспитанниками одной возрастной группы, в которой они будут проходить практику. В обязательном порядке организуется встреча студентов с врачом-психоневрологом для изучения форм координации работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом, с целью комплексного воздействия на ребенка. Специалист обращает внимание на роль биологического и социального факторов в развитии каждого ребенка. При этом он акцентирует внимание на медицинской поддержке детей в настоящий момент. На данном этапе педагогической практики студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с коррекционным педагогом, с педагогами-воспитателями, врачом-психоневрологом, музыкальным руководителем, инструктором по ритмике и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым); изучение продуктов детской деятельности; психолого-педагогическое обследование ребенка.
Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста учреждения, сообщение методиста педагогической практики, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа. На втором этапе студенты разрабатывают конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, подбирают практический материал, консультируются с коррекционным педагогом группы и с методистом практики, проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми, знакомятся с формами работы с родителями воспитанников образовательного учреждения. Кроме того, студенты посещают занятия с детьми в разных возрастных группах с целью целенаправленного наблюдения и последующего анализа, а затем - в закрепленных за ними группах. В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми коррекционный педагог помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми. На открытом занятии присутствуют студенты данной группы и желающие из других групп. Все проведенные занятия подробно анализируются. Очень важно научить студентов самостоятельно проводить подготовительную работу по данной теме, разрабатывать приемы работы с детьми, подбирать и адекватно использовать оборудование. В ходе анализа занятия необходимо сформировать у студентов умение выделять коррекционную направленность дидактических приемов, учитывать индивидуальность каждого ребенка, использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Открытое занятие оценивается коррекционным педагогом. При подготовке к проведению индивидуальных занятий каждый студент подробно изучает ребенка, выявляя его актуальный уровень развития и потенциальные возможности, то есть «зону ближайшего развития». При этом акцентируется внимание на индивидуальной структуре нарушения. Исходя из полученных данных, студент составляет индивидуальный план работы с ребенком на весь период педагогической практики, занимается с этим ребенком по специально составленной коррекционно-развивающей программе, а в итоге проводит открытое занятие. При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие также оценивается коррекционным педагогом. Каждый студент должен провести следующие открытые занятия: два фронтальных и одно индивидуальное. Кроме того, подгруппа студентов (2-3 человека) организует воспитательное мероприятие с детьми своей группы (Например, «Кукольный театр», «Инсценировка сказки», «Здравствуй, весна!» и пр.). Это мероприятие анализируется и оценивается коррекционным педагогом и методистом.
Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий. На заключительном этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах, участвуют в научных конференциях. Методисты и коррекционные педагоги анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе проведения занятий. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации. Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ. Студенты имеют право: - на обеспечение программой педагогической практики и нормативными документами; - на участие в психолого-медико-педагогических обсуждениях детей с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталых и с задержкой психического развития); - на знакомство с необходимым дидактическим материалом, пособиями, литературными источниками по проблемам воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями; - на консультацию методиста практики и членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Студенты обязаны: - подчиняться режиму дошкольного образовательного учреждения; - работать по графику, утвержденному программой педагогической практики; - проводить фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия с детьми; - проводить психолого-педагогическое обследование одного ребенка и составлять развернутую характеристику; - взаимодействовать с членами педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, знакомить их с результатами обследования; - оформить отчетную документацию; - отвечать за жизнь и здоровье детей, находящихся на занятии; - соблюдать правила техники безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ТЕМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОСВОЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Тема 1.1. Задачи и содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. Обучение как фактор развития детей с нарушением интеллекта. Коррекционная направленность обучения. Зависимость содержания обучения от познавательных возможностей ребенка. Задачи образования дошкольников с нарушением интеллекта: образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и практические. Изменения задач и содержания образования детей с нарушением интеллекта на стыке 20-21 веков в России и за рубежом, их причины. Государственные стандарты дошкольного и общего образования умственно отсталых учащихся как документы, определяющие образовательные нормативы с учетом психических особенностей данной категории детей. Цели государственного стандарта дошкольного образования умственно отсталых детей. Базисный план. Инвариантность федерального и вариативность национально-регионального компонентов базисного плана. Учебный план специального дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта. Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Структура, принципы построения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.031 с.) |