Специальная дошкольная педагогика и психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная дошкольная педагогика и психология



Декан факультета

_________________________

«_ 22 _»______ сентября ______2008 г.

 

Программа утверждена на

Заседании кафедры

от «_ 22 _»_____ сентября ____2008 г.

протокол № ______ 1 _________

Заведующий кафедрой

_________________________

«_ 22 _»______ сентября ______2008 г.

 

 

Йошкар-Ола

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка.

 

2.Цели и задачи педагогической практики.

 

3.Организация и руководство практикой.

 

4.Содержание практики.

 

5.Права и обязанности студента.

 

6.Обязанности методистов по предмету.

 

7.Обязанности курсового (группового) руководителя практики (заключить договор с базами практик, составить приказ о направлении студентов на практику, провести установочную и заключительную конференции, провести инструктаж по технике безопасности во время практики, контролировать качество прохождения практики студентами и т.д.).

 

8.Сведения о местах проведения практики:

 

а) наименование вида практики в соответствии с учебным планом;

б) места проведения практики;

в) сроки действия договоров.

 

9.Перечень отчетной документации студентов.

 

10.Критерии оценок практики (зачтено, не зачтено, отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

 

11.Список литературы в помощь студентам – практикантам.

 

12. Приложения (формы дневника, отчета, характеристики студента, образец конспекта урока или занятия, анализа урока или занятия и т.д.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика студентов отделения дошкольной дефектологии занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Особая роль отводится рассмотрению проблемы изучения психического развития ребенка со специфическими образовательными потребностями, анализу методов, применяемых при первичном психолого-педагогическом обследовании с целью составления коррекционно-образовательных программ, при динамическом наблюдении за продвижением ребенка в процессе коррекционной работы.

В период прохождения педагогической практики студенты овладевают практическими навыками применения и модификации методик изучения психики ребенка, непосредственного экспериментирования, научного анализа экспериментальных данных и т.д. Они составляют сравнительные карты психического развития нормального и аномального ребенка, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, научно обосновывают индивидуальные программы коррекционного обучения с позиций последних достижений психолого-педагогических наук.

Целью педагогической практики является воспитание профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики коррекционного педагога дошкольных образовательных учреждений.

Задачи:

1. Уточнение, закрепление и расширение психолого-педагогических знаний у студентов о контингенте специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей и для детей с задержкой психического развития.

2. Обогащение опыта студентов по изучению и анализу педагогической документации.

3. Формирование у студентов навыков психолого-педагогического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования.

4. Ознакомление студентов с организацией коррекционно-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития).

5. Обучение студентов наблюдению за педагогическим процессом, учению анализировать полученные данные, осмыслению педагогических фактов и явлений.

6. Ознакомление с координацией работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом с целью эффективного медицинского воздействия на ребенка.

7. Ознакомление студентов с формами работы персонала дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

8. Формирование у студентов умений и навыков проведения коррекционно-воспитательных занятий с детьми изучаемых категорий.

9. Изучение и обобщение передового педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами педагогического мастерства.

Студенты должны знать:

- объект, субъект и предмет изучения олигофренопедагогики;

- задачи олигофренопедагогики;

- основные методы исследования, применяемые в олигофренопедагогике;

- этапы развития помощи детям с нарушением интеллекта в России и за рубежом;

- систему помощи детям с нарушением интеллекта в России;

- теоретические основы олигофренопедагогики;

- особенности воспитания и обучения ребенка с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития): в младенческий период, в раннем и дошкольном возрасте;

- основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с особыми образовательными потребностями;

- положительные и отрицательные параметры дифференцированного и интегрированного обучения детей сс специальными образовательными потребностями;

- содержание дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);

- содержание школьного воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);

- задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);

- методы, приемы и средства воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);

- формы организации воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);

- алгоритм проведения психолого-педагогической диагностики знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);

- методы и формы работы с родителями детей с нарушением интеллекта по включению их в коррекционно-педагогический процесс;

- содержание индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, в условиях специального дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Студенты должны уметь:

- анализировать программы, учебные пособия для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);

- проводить психолого-педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития);

- проводить анализ полученных экспериментальных данных;

- составлять психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого ребенка и ребенка с задержкой психического развития.

- применять на практике теорию обучения и воспитания детей данных категорий;

- осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью эффективной социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития);

- владеть навыками организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива образовательного учреждения компенсирующего вида;

-осуществлять коррекцию психофизических недостатков детей в учебно-воспитательном процессе;

-планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов;

-проводить работу с родителями детей с нарушением интеллекта.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

1. Знакомство с годовым планом педагогической работы дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития).

2. Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы с детьми изучаемых категорий в разных возрастных группах.

3. Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы в одной возрастной группе (изучение календарного и индивидуального планов коррекционного педагога).

4. Психолого-педагогическое изучение ребенка: знакомство с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка). Беседа с педагогами-воспитателями, с врачом-психоневрологом, с другими членами пед. коллектива. Составление развернутой психолого-педагогической характеристики и разработка индивидуального плана работы с ребенком.

5. Разработка конспектов и проведение фронтальных и индивидуальных занятий (пробных и открытых) с детьми.

6. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с детьми.

7. Изготовление дидактических пособий.

На первом этапе проводится установочная конференция на факультете, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием педагогической практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом дошкольного учреждения.

В детском саду студенты знакомятся с задачами коррекционно-воспитательной работы конкретного учреждения (с годовым планом), с особенностями режима дня детей каждой возрастной группы. Студенты распределяются по подгруппам (2-3 человека), знакомятся с педагогическим коллективом и с воспитанниками одной возрастной группы, в которой они будут проходить практику.

В обязательном порядке организуется встреча студентов с врачом-психоневрологом для изучения форм координации работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом, с целью комплексного воздействия на ребенка. Специалист обращает внимание на роль биологического и социального факторов в развитии каждого ребенка. При этом он акцентирует внимание на медицинской поддержке детей в настоящий момент.

На данном этапе педагогической практики студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с коррекционным педагогом, с педагогами-воспитателями, врачом-психоневрологом, музыкальным руководителем, инструктором по ритмике и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым); изучение продуктов детской деятельности; психолого-педагогическое обследование ребенка.

Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста учреждения, сообщение методиста педагогической практики, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа.

На втором этапе студенты разрабатывают конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, подбирают практический материал, консультируются с коррекционным педагогом группы и с методистом практики, проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми, знакомятся с формами работы с родителями воспитанников образовательного учреждения.

Кроме того, студенты посещают занятия с детьми в разных возрастных группах с целью целенаправленного наблюдения и последующего анализа, а затем - в закрепленных за ними группах.

В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми коррекционный педагог помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми.

На открытом занятии присутствуют студенты данной группы и желающие из других групп. Все проведенные занятия подробно анализируются. Очень важно научить студентов самостоятельно проводить подготовительную работу по данной теме, разрабатывать приемы работы с детьми, подбирать и адекватно использовать оборудование. В ходе анализа занятия необходимо сформировать у студентов умение выделять коррекционную направленность дидактических приемов, учитывать индивидуальность каждого ребенка, использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Открытое занятие оценивается коррекционным педагогом.

При подготовке к проведению индивидуальных занятий каждый студент подробно изучает ребенка, выявляя его актуальный уровень развития и потенциальные возможности, то есть «зону ближайшего развития». При этом акцентируется внимание на индивидуальной структуре нарушения. Исходя из полученных данных, студент составляет индивидуальный план работы с ребенком на весь период педагогической практики, занимается с этим ребенком по специально составленной коррекционно-развивающей программе, а в итоге проводит открытое занятие.

При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие также оценивается коррекционным педагогом.

Каждый студент должен провести следующие открытые занятия: два фронтальных и одно индивидуальное. Кроме того, подгруппа студентов (2-3 человека) организует воспитательное мероприятие с детьми своей группы (Например, «Кукольный театр», «Инсценировка сказки», «Здравствуй, весна!» и пр.). Это мероприятие анализируется и оценивается коррекционным педагогом и методистом.

Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.

На заключительном этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах, участвуют в научных конференциях. Методисты и коррекционные педагоги анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе проведения занятий. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации.

Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ.

Студенты имеют право:

- на обеспечение программой педагогической практики и нормативными документами;

- на участие в психолого-медико-педагогических обсуждениях детей с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталых и с задержкой психического развития);

- на знакомство с необходимым дидактическим материалом, пособиями, литературными источниками по проблемам воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями;

- на консультацию методиста практики и членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Студенты обязаны:

- подчиняться режиму дошкольного образовательного учреждения;

- работать по графику, утвержденному программой педагогической практики;

- проводить фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия с детьми;

- проводить психолого-педагогическое обследование одного ребенка и составлять развернутую характеристику;

- взаимодействовать с членами педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, знакомить их с результатами обследования;

- оформить отчетную документацию;

- отвечать за жизнь и здоровье детей, находящихся на занятии;

- соблюдать правила техники безопасности.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ТЕМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОСВОЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Учебные дисциплины и темы, подлежащие освоению в процессе педагогической практики
1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
1.1 Задачи и содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта
1.2 Принципы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта
1.3 Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта
1.4 Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта
1.5 Планирование коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением интеллекта
1.6 Развитие познавательной деятельной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта
1.7 Формирование деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и трудовой.
1.8 Нравственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта
1.9 Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта
1.10 Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта
1.11 Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с нарушением интеллекта
2.12 Подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению в школе
2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
2.1 Задачи и содержание воспитания и обучения детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
2.2 Принципы воспитания и обучения дошкольников с ЗПР.
2.3 Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с ЗПР
2.4 Организация коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с ЗПР.
2.5 Планирование коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ЗПР.
2.6 Развитие познавательной деятельной деятельности дошкольников с ЗПР
2.7 Формирование деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и трудовой.
2.8 Нравственное воспитание дошкольников с ЗПР
2.9 Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР.
2.10 Физическое воспитание детей с ЗПР.
2.11 Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками, имеющими ЗПР.
2.12 Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе
2.13 Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми, имеющими ЗПР.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

  1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталых).

Тема 1.1. Задачи и содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта.

Обучение как фактор развития детей с нарушением интеллекта. Коррекционная направленность обучения. Зависимость содержания обучения от познавательных возможностей ребенка.

Задачи образования дошкольников с нарушением интеллекта: образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и практические.

Изменения задач и содержания образования детей с нарушением интеллекта на стыке 20-21 веков в России и за рубежом, их причины.

Государственные стандарты дошкольного и общего образования умственно отсталых учащихся как документы, определяющие образовательные нормативы с учетом психических особенностей данной категории детей. Цели государственного стандарта дошкольного образования умственно отсталых детей. Базисный план. Инвариантность федерального и вариативность национально-регионального компонентов базисного плана. Учебный план специального дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта.

Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Структура, принципы построения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.031 с.)