Основные признаки олигополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки олигополии



Олигополия - это такая рыночная структура, где небольшое количество крупных фирм делят между собой рынок и взаимосвязано осуществляют ценовую политику.

Характерные черты олигополии:

На рынке оперирует небольшое количество (от 2 до 10, реже до 20) фирм, как правило, крупных и очень крупных.

1) Фирмы могут производить как однородный (уголь, сталь, алюминий), так и разнородный, дифференцированный (автомобили, телевизоры, холодильники) продукт.

2) Рынок защищен барьерами: высокий эффект масштаба, собственность на сырье, патентная защита продукта, практика слияний и поглощений среди фирм, приводящая к увеличению рыночной доли, тайные сговоры между фирмами.

3) Фирмы, производители дифференцированного продукта, активно занимаются нецелевой конкуренцией.

4) Доступ к информации на рынке серьезно затруднен, особенно в случае, когда фирмы находятся в сговоре.

5) Типичным явлением становится олигополистическая взаимосвязь, то есть склонность фирм к совместным действиям в области ценовой политики.

6) Олигополистические цены более чем на любом другом рынке не эластичны, жестки, что также обусловлено олигополистической взаимосвязью и стремлением фирм избежать ценовых войн.

7) Они могут получать эк. Прибыль в долгосроч периоде.

Типология моделей олигополии

Формальные теории олигополии:

A. Теория олигополии К. Курно – 1838г.

B. Теория “изгибающейся кривой спроса” Хитча, Холла, Суиза – 1939

C. Теория “Игр” Неймана – Моргенштерна, 1944г

 

A. Исходит из наличия олигополистической взаимосвязи в отрасли и анализирует рыночное ценообразование, при этом предполагается, что фирма устанавливает цену самостоятельно, не принимая в расчет ответных действий конкурентов. Цена олигополиста находится в диапазоне между монополистической ценой и ценой совершенно конкурентного рынка. Частный вариант теории Курно - это теория (дуополии) - анализ ценового поведения двух фирм. Главный недостаток теории Курно - предположение о воздействии конкурентов на олигополистическую цену.

B. Предполагает наличие олигополистической взаимосвязи между фирмами и принимает во внимание действия конкурентов в области цен. Как правило, снижения цен в отрасли дублируется другими олигополистами, а повышение цен не поддерживается.

Главный недостаток теории – невозможность объяснения, как на рынке устанавливается исходная, текущая цена.

C. Основа этой теории – анализ предположений фирмы о возможных решениях относительно изменения цен. Наиболее рациональным будет предположение исходя из худших ожиданий фирмы

 

 

Модель с ломаной кривой спроса

Ломаная кривая спроса позволяет:

А) С большой вероятностью и точностью определить логику поведения фирм на олигополистическом рынке;

Б) Объясняет, почему изменение цен на рынке не выгодно ни одной из фирм;

Ломаный график спроса D1PD2 состоит из

2 отрезков: эластичного отрезка D1P и

неэластичного PD2, что связано с

различной реакцией олигополистов на

ценовые изменения. Ломаному графику

спроса D1PD2 соответствует прерывистый

график предельного дохода, составленный из MR1f и qMR2.

имеется существенный недостаток: она не объясняет, как установлена текущая цена PQ, стабильность цен может всё-таки нарушаться вопреки анализируемой модели.

 

Олигополия и эффективность

Оценка рынка олигополии. Рынок олигополии, будучи несовершенной конкуренцией, не обеспечивает ни производственной, ни общественной эффективности. Цена олигополиста >ATC и > MC. В этом её главные недостатки, кроме того, олигополия может оцениваться крайне негативно из-за тайных сговоров, которые неподвластны антимонопольному законодательству.

Однако есть и достоинства:

во–первых, относительная стабильность, жёсткость цен на рынке;предсказуемость действий олигополистов на рынке.

во-вторых, возможность извлечения экономической прибыли в долгосрочном периоде.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.004 с.)