ТОП 10:

Методы микроэкономического анализа.



Равновесие потребителя

При рыночном выборе покупатель сталкивается с рядом ограничений, как со стороны рыночной цены, так и со стороны дохода. В связи с этим линию бюджетных ограничений покупателя можно выразить формулой:

I=Px*x+Py*y, где I - доход покупателя;Px, Py- цены покупаемых благ;X, Y- количество покупаемых благ;

Для построения линии сделаем два шага

1)x=0, y=

2) y=0, x=

Свойства бюджетной линии:

1) Любой набор, лежащий внутри графика, доступен покупателю, но при этом сберегаются предназначенные для покупки средства.

2) Набор В - требует от покупателя расходования всех предназначенных средств.

3) Набор С - недоступен, с точки зрения имеющихся ограничений покупательского выбора.4) Угловой коэффициент бюджетной линии: α =

Увеличение дохода изображается правосторонним параллельным смещением, уменьшение - левосторонним параллельным смещением бюджетной линии при условии неизменных рыночных цен.

Равновесие покупателя в ординализме определяется накладыванием карты безразличия на бюджетную линию покупателя.

 

Равновесие покупателя означает, что он не имеет стимула поведения на рынке, т.е. к изменению объемов покупок. Это происходит, когда покупатель достигает максимальное удовлетворение от совершенной покупки при минимальных затратах на нее, т.е. равновесная комбинация принадлежит бюджетной линии.

А~ В → U1 E→ U2E A, B.

Поэтому лишь один из трех наборов, лежащих на бюджетной линии (Е) будет отвечать условию равновесия покупателя. Т.к. в точке Е выровнялись два угловых коэффициента- кривая безразличия U2 и бюджетной линии, то условие равновесия можно записать в следующем виде:

1) MRS= , MRS=- = ,

2) = ,

 

3) = .

6.кривые«доход-потребление»_и_«цена-потребление»

В дальнейшем анализе следует учесть изменение дохода покупателя при неизменных ценах на товары x и y. Предположим P↑, Px, Py = const;

 

При росте дохода изменяется

и равновесие покупателя.

При новой бюджетной линии возможны три новых положения.

Линия Е1Е2, Е1Е3, Е1Е4 –кривая «доход-потребление» (линия уровня жизни), которая показывает совокупность равновесных наборов покупателя при росте его дохода и неизменных рыночных ценах.

Е1Е2: I↑, Qx↑,Qy↑ → благо x и y являются нормальными (высшими).

Е1Е3: I↑, Qx↑, Qy↓ → благо x-нормальное, y- низшее.

Е1Е4: I↑, Qx↓, Qy↑ → благо y-нормальное, x- низшее.

Примем во внимание изменение рыночной цены на благо x при неизменном доходе и цене на благо y. I, Py=const, Px↑.

 

7.типы конкуренции и основные рыночные структуры

1. Условия, в которых протекает конкуренция между фирмами, называются рыночные структуры (модели). Основными рыночными структурами являются:рынок чистой конкуренции, рынок монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии.

Критериями классификации данных структур являются:

А) Количество фирм, оперирующих на рынке и их размеры;

Б) Характер производимого фирмой продукта (однородный или разнородный продукт);

В)Условия вступления фирм в данный рынок, т. е наличие или отсутствие барьеров на входе в рынок и на выходе из него;

Г) Возможность фирмы влиять на уровень рыночной цены (ценовой контроль фирмы);

Д) Участие фирмы в неценовой конкуренции, т. е конкуренции качества и потребительских свойств товара.

Дополнительными признаками рыночных моделей могут быть доступ к рыночной информации, возможность извлечения прибыли в долгосрочном периоде, возможность достижения производственной и социальной эффективности

 

 

Рынок монополии имеет 2

существенных недостатка – Pm>MC,Qm<Qc:

Во-первых, он не эффективен, т.к. Pm>ATC, что означает низкую эффективность использования ресурсов и чистые потери общественного благосостояния.

Во-вторых, он не эффективен, т.к. Pm>MC, что означает неэффективность распределения ресурсов.

Выгоды монополии:

1) Извлечение монополистом высокой экономической прибыли делает возможным инновационную деятельность фирмы;

2) Существует возможность более полного извлечения экономических масштабов и, следовательно. производство при более низких, чем в условиях конкуренции издержках;

3) Рыночная власть на рынке монополии приводит к экономии на информационных издержках, т.к. сама фирменная марка уже является достаточной информацией для потребителя.

 

Олигополия и эффективность

Оценка рынка олигополии. Рынок олигополии, будучи несовершенной конкуренцией, не обеспечивает ни производственной, ни общественной эффективности. Цена олигополиста >ATC и > MC. В этом её главные недостатки, кроме того, олигополия может оцениваться крайне негативно из-за тайных сговоров, которые неподвластны антимонопольному законодательству.

Однако есть и достоинства:

во–первых, относительная стабильность, жёсткость цен на рынке;предсказуемость действий олигополистов на рынке.

во-вторых, возможность извлечения экономической прибыли в долгосрочном периоде.

 

 

Рынок с участием профсоюзов

Главной экономической за­дачей профсоюзов является повышение ставки заработной платы.

Существует множество способов достижения данной цели. Основ­ными из них являются следующие:

• стимулирование спроса на труд;

• ограничение предложения труда;

• организация давления на предприятия и государство.

Наиболее желательным способом повышения заработной платы яв­ляется расширение спроса на труд, так как в результате этого увеличи­вается не только число рабочих, но и ставки заработной платы. При этом относительная величина повышения заработной платы будет за­висеть от эластичности предложения труда. Модель рынка труда с профсоюзом

 

 

27.номинальная и реальная ЗП .формы и системы ЗП Заработная плата – это превращённая форма стоимости цены товара рабочей силы. Является одновременно элементом затрат для фирмы и формой дохода от труда собственника рабочей силы.

Следовательно по поводу зарплаты возникают трудовые отношения и в результате спроса и предложения труда в отраслях устанавливается равновесная цена труда или средняя зарплата.

Различают зарплаты:

Номинальную – это величина денеж. Оплаты труда,начисл. Работнику по результатам его труда.

Реальная зарплата – номинальная ЗП за минусом ур-ня инфляции.

Исторически сложились 2 основные формы зарплаты. 1) Повременная – самая старая. Почасовая, понедельная, помесячная применяют когда: а) Выработку нельзя нормировать (труд врачей, педагогов). В) На конвеире – выработка не зависит от индивидуальных усилий. Сдельная или поштучная оплата труда. Применяется на работах, где труд поддается полному и точному учету.

Номинальная ЗП – сумма денег, которую рабочий получает за свой труд, но сама по себе номинальная ЗП не говорит, как будет жить рабочий хорошо или плохо.

Реальная ЗП – сумма жизненных благ и услуг, которую работник может приобрести на номинальную ЗП. Реальная ЗП зависит: 1) от уровня цен на продукты питания.2) от стоимости камунальных услуг.3) от уровня налогов.

 

Методы микроэкономического анализа.

На первом этапе использовались методы общенаучного знания. Одним из них является метод абстрагирования.

Экономисты описывают его так: следует исследовать влияние одного фактора, при этом действие всех других не учитывается. Т.е. действие одного фактора исследуется при прочих равных условиях. Примером может служить закон спроса и предложения.

метод предельного анализа предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности .

Это, в свою очередь, обусловливает особое значение статистического метода, позволяющего получать данные, необходимые для анализа состояний отдельных рынков, предприятий, делить их, впрочем, как и потребителей, на определенные типы, виды, категории.

метод функционального анализа-требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. В результате один рассматриваемый объект предстает как функция, другой как аргумент.

Метод предельного анализа предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д. Метод функционального анализа требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности системы, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния.

3. проблема оценки общей полезности и кардинализме и ординализме

Различают две теории ПП (покупательского поведения):

кардинализм, т.е. количественная теория, отвечающая на вопрос: «На сколько больше (меньше) полезности извлекает покупатель при покупке каких-либо благ?».

ординализм, т.е. порядковая теория, позволяющая ранжировать (определять место, значение) потребительские предпочтения.

1. Кардиналистская теория в своем анализе оперирует следующими рабочими понятиями:

- благо - это объект потребительского выбора, способный повысить уровень благосостояния покупателя.

- совокупная (общая) полезность благ, обозначается TU, показывает прямую связь коллективным потреблением единого блага и уровнем общего благосостояния покупателя

TU

Q

предельная (маржинальная) полезность, обозначается MU, добавочная полезность, извлекаемая покупателем при потребности каждой полезности единого блага. Чем больше единое благо потребления, чем меньше предельная полезность.

MU=0, TU=max;

MU=

Правила максимизации полезности, указывающие на то, какая покупка доставляет покупателям наивысшее удовлетворение с учетом факторов сдерживания (бюджет покупателя и цены, покупаемых благ).

Требует соблюдения следующих условий:

=

4.аксиомы ординализма . кривые безразличия

Ординализм оперирует целым рядом иных понятий, категорий, главная из которых - кривая безразличия, бюджетная линия и равновесие покупателя. Аксиомы ординализма:

а) аксиома полной упорядоченности потребительских предпочтений:

Если существуют наборы благ А и В, то покупатель может упорядочить свое отношение к ним с помощью понятия: предпочтения ( ) и безразличия (~).

б) аксиома транзитивности (согласованности в совершении покупок).

 

в) аксиома ненасыщенности(любой набор благ предпочтительней, если он включает большее количество покупаемых благ).

А (1,2), В (4,5)

А В

г) аксиома независимости (уровень удовлетворенности одного покупателя не зависит от удовлетворенности другого покупателя).

Кривая безразличия показывает множество потребительских наборов, предоставляющее покупателю одинаковые удовлетворения.

Потребительский набор- это совокупность определенных количеств и видов благ, потребленных в данный период времени.

Отрезок кривой безразличия А и В называется зоной субститута одного товара другим в рамках возможной замены покупаемых благ.Границы в рамках зоны субституции определяются показателем предельной нормальной субституции (MRS): MRS= -

MRS показывает угол наклона прямой безразличия к горизонтальной оси.

От данной кривой безразличия следует перейти к карте безразличия, она состоит из множества кривых безразличия, при этом каждая выше расположенная кривая показывает более предпочтительны для покупателя наборы.

D A, B

C D, A, B.

Кривые безразличия в ординализме обладают следующими свойствами:

1) они определяются потребительским предпочтением, его отношения к товарному миру;

2) имеют отрицательный наклон;

3) никогда не пересекаются;

4) имеют зону субституций и характеризуются предельной нормой субституции;

5) могут иметь различные конфигурации для различных благ.

5.бюджетные_ограничения_покупателя.

Равновесие потребителя

При рыночном выборе покупатель сталкивается с рядом ограничений, как со стороны рыночной цены, так и со стороны дохода. В связи с этим линию бюджетных ограничений покупателя можно выразить формулой:

I=Px*x+Py*y, где I - доход покупателя;Px, Py- цены покупаемых благ;X, Y- количество покупаемых благ;

Для построения линии сделаем два шага

1)x=0, y=

2) y=0, x=

Свойства бюджетной линии:

1) Любой набор, лежащий внутри графика, доступен покупателю, но при этом сберегаются предназначенные для покупки средства.

2) Набор В - требует от покупателя расходования всех предназначенных средств.

3) Набор С - недоступен, с точки зрения имеющихся ограничений покупательского выбора.4) Угловой коэффициент бюджетной линии: α =

Увеличение дохода изображается правосторонним параллельным смещением, уменьшение - левосторонним параллельным смещением бюджетной линии при условии неизменных рыночных цен.

Равновесие покупателя в ординализме определяется накладыванием карты безразличия на бюджетную линию покупателя.

 

Равновесие покупателя означает, что он не имеет стимула поведения на рынке, т.е. к изменению объемов покупок. Это происходит, когда покупатель достигает максимальное удовлетворение от совершенной покупки при минимальных затратах на нее, т.е. равновесная комбинация принадлежит бюджетной линии.

А~ В → U1 E→ U2E A, B.

Поэтому лишь один из трех наборов, лежащих на бюджетной линии (Е) будет отвечать условию равновесия покупателя. Т.к. в точке Е выровнялись два угловых коэффициента- кривая безразличия U2 и бюджетной линии, то условие равновесия можно записать в следующем виде:

1) MRS= , MRS=- = ,

2) = ,

 

3) = .

6.кривые«доход-потребление»_и_«цена-потребление»

В дальнейшем анализе следует учесть изменение дохода покупателя при неизменных ценах на товары x и y. Предположим P↑, Px, Py = const;

 

При росте дохода изменяется

и равновесие покупателя.

При новой бюджетной линии возможны три новых положения.

Линия Е1Е2, Е1Е3, Е1Е4 –кривая «доход-потребление» (линия уровня жизни), которая показывает совокупность равновесных наборов покупателя при росте его дохода и неизменных рыночных ценах.

Е1Е2: I↑, Qx↑,Qy↑ → благо x и y являются нормальными (высшими).

Е1Е3: I↑, Qx↑, Qy↓ → благо x-нормальное, y- низшее.

Е1Е4: I↑, Qx↓, Qy↑ → благо y-нормальное, x- низшее.

Примем во внимание изменение рыночной цены на благо x при неизменном доходе и цене на благо y. I, Py=const, Px↑.

 

7.типы конкуренции и основные рыночные структуры

1. Условия, в которых протекает конкуренция между фирмами, называются рыночные структуры (модели). Основными рыночными структурами являются:рынок чистой конкуренции, рынок монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии.

Критериями классификации данных структур являются:

А) Количество фирм, оперирующих на рынке и их размеры;

Б) Характер производимого фирмой продукта (однородный или разнородный продукт);

В)Условия вступления фирм в данный рынок, т. е наличие или отсутствие барьеров на входе в рынок и на выходе из него;

Г) Возможность фирмы влиять на уровень рыночной цены (ценовой контроль фирмы);

Д) Участие фирмы в неценовой конкуренции, т. е конкуренции качества и потребительских свойств товара.

Дополнительными признаками рыночных моделей могут быть доступ к рыночной информации, возможность извлечения прибыли в долгосрочном периоде, возможность достижения производственной и социальной эффективности

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.028 с.)