Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффект замещения и эффект дохода для различных видов благ при изменении цены.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим, как реагирует равновесие потребителя на изменение цены хотя бы одного товара. С одной стороны, если цена снизится, то данный товар станет относительно дешевле всех остальных товаров, которые выбирает для себя потребитель. Можно предположить, что в таком случае он станет в большем количестве приобретать относительно подешевевший товар, замещая им те, цены на которые остались на прежнем уровне. Данное явление в экономической науке получило название эффекта замещения. Эф фект замеще ния (замены) — изменение в объеме и структуре потребления, вызванное исключительно изменением относительных цен при постоянном реальном доходе.
Таким образом, потребительское равновесие нарушается при изменении относительной цены на какой-либо товар, активизирующем совокупное действие двух указанных эффектов. Следовательно, общий эффект изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены целесообразно разделить на две составляющие: эффект замены и эффект дохода. Рассмотрим модель разложения общего эффекта изменения цены (рис. 2.19). В основе анализа лежит трактовка измерения реального дохода, данная Дж. Хиксом: реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем за свой денежный доход, и если за имеющийся денежный доход потребитель приобретает набор благ, полезность которого равна полезности прежнего набора, то реальный доход остается неизменным. Предположим, что потребитель покупает два товара — X и Z, а равновесие потребителя соответствует точке Е1. Когда цена товара Z снижается (бюджетная линия смещается из положения I1 в положение I2), потребитель увеличивает объем покупок товара Z с QZ1 до QZ2, и равновесие устанавливается в точке Е2. Общий эффект изменения цены ∆D следует разделить на эффект замещения ∆S и эффект дохода ∆I. Для того чтобы определить величину эффекта замещения, выясним, как отреагирует объем спроса потребителя на товар Z при изменении относительной цены этого товара, но неизменности реального дохода потребителя. Параллельно линии I2 проведем вспомогательную бюджетную линию I3, которая отражает изменившийся уровень цен. Однако она касается прежней кривой безразличия U1, следовательно, в точке касания E3 потребитель будет иметь ту же величину общей полезности, что и в первоначальной точке Е1. Значит, в точке E3 реальный доход потребителя такой же, как и в точке Е1. Бюджетное ограничение I3 отражает минимальный уровень номинального дохода, который необходим, чтобы при изменившихся ценах можно было получать прежний объем полезности. Так как бюджетное ограничение I3 учитывает изменение цены товара и исключает эффект дохода, можно сделать вывод, что оно характеризует влияние на величину спроса только эффекта замещения. Действие эффекта замещения изменяет величину спроса на ∆S. Эффект дохода можно определить как разность между общим эффектом изменения цены и эффектом замещения. На графике эффект дохода обозначен ∆I. Данное изменение величины спроса связано с переходом от одной бюджетной линии к другой, т.е. с увеличением покупательной способности потребителя. Т. о, разграничение эффектов дохода и замещения позволяет определить изменение спроса в результате изменения цены товара и понять действие принципов рыночного ценообразования. Уточним: речь идет о нормальных товарах. Ценообразование, касающееся товаров низшей категории, имеет свои особенности. Рассмотрим ситуацию. Снижение цены товара Z вызвало рост объема спроса на него, ибо потребитель счел выгодным заменить им относительно подорожавшие товары (эффект замены). В то же время снижение цены товара Z означает повышение реального дохода потребителя, позволяющее ему переключиться на потребление других товаров. Следовательно, спрос на товар Z снизится. Как видим, эффекты замены и дохода оказываются разнонаправленными. Если эффект замещения превышает противоположный ему по направленности эффект дохода, то общий эффект снижения цены выражается (как и в случае с нормальными товарами) в увеличении объема спроса. Здесь закон спроса сохраняет свою силу. Если же эффект дохода превышает эффект замены по своему воздействию на спрос, то при снижении цены на товар Z объем спроса на него станет сокращаться, а при повышении цены — увеличиваться. Это относится к товарам Гиффена. Итак, равновесие потребителя изменяется под воздействием изменения цен на потребляемые товары. Общий эффект цены можно разложить на эффект замещения и эффект дохода. Применительно к нормальным товарам эффекты замещения и дохода действуют в одном направлении, а к товарам низшей категории — разнонаправленно, так что совокупный эффект изменения цены зависит от того, какой из эффектов окажется преобладающим. Рыночный спрос — это спрос со стороны всех потребителей на рынке данного товара, выражающий объем блага, который готовы и способны купить все потребители при каждом данном уровне цены. Поскольку потребители на рынке обладают суверенитетом, рыночный спрос на данное благо представляет собой суммарный объем спроса отдельных потребителей, и кривую рыночного спроса следует строить, суммируя по горизонтали кривые индивидуального спроса (рис 2.20). На рис. 2.20а изображены кривые индивидуального спроса на товар со стороны трех покупателей — D1, D2 и D3. Они показывают объем спроса каждого отдельного покупателя на какой-то товар в единицу времени при каждом данном уровне цены этого товара. Так, при цене товара Р3 ни один из потребителей не будет его покупать; при цене Р2 второй покупатель купит 5 ед. товара (точка С), третий — 10 ед. (точка Е), объем спроса первого покупателя равен нулю (точка В); при цене P1 объем покупок первого покупателя составит 5 ед. (точка F), второго — 10 ед. (точка G), третьего — 20 ед. (точка Н). Для того чтобы определить величину рыночного спроса при каждом данном уровне цены, суммируем объемы покупок всех потребителей соответственно ценам товаров (см. рис. 2.206). При цене Р3 товар не покупается, и рыночный спрос равен нулю (точка А); для цены Р2 общий объем покупок составляет 15 ед. (0 + 5 + 10), на графике это точка К, отражающая объем рыночного спроса (сумма отрезков ВС и BE); при цене P1 суммарный объем спроса равен 35 ед. (5 + 10 + 20), и его символизирует точка L (сумма значений отрезков P1F, P1G и Р1Н). Проделав то же самое для разных уровней цены, мы получим множество точек, которые будут отражать рыночную зависимость между уровнем цены товара и величиной спроса на него. Соединив эти точки, получим кривую рыночного спроса. Нисходящий наклон характерн и для кривой рыночного спроса, которая отражает обратную зависимость между ценой товара и величиной рыночного спроса на него. В ходе формирования рыночного спроса возникают социальные эффекты, усложняющие этот процесс из-за образования обратных связей между индивидуальным и рыночным спросом. Наиболее известны два таких эффекта. Эф-т подражания (моды) выражается в том, что индивид увеличивает свой спрос на благо, если растет число покупателей последнего. Эффект «сноба» — противоположное явление, объем спроса покупателя-сноба тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Взаимно противоположная направленность эффектов моды и снобизма отчасти нейтрализует их действие на объем рыночного спроса, поэтому при анализе ценообразования на отдельных рынках ими можно пренебречь. На рыночный спрос влияют те же факторы, которые определяют индивидуальный спрос: цена товара, доход покупателя, его вкусы и т.д. Кроме того, при заданных предпочтениях индивидов и их бюджетах рыночный спрос изменяется однонаправленно с изменением числа покупателей.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.008 с.) |