Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии



Главной характеристикой монопо­лии является рыночная власть, позволяющая ей устанавливать цену и условия продажи производимого продукта. Рассмотрим, как монополист реализует свои возможности, преследуя общую для всех рыночных фирм цель максимизации прибыли.

Рынок монополии подчиняется общему правилу, согласно которому цена формируется под действием рыночных спроса и предложения, однако в его случае спрос и предложение имеют специфику.

Фирма-монополист является единственным производите­лем в данной отрасли, так что тот объем производства, который она сочтет целесообразным реализовать на рынке, и будет сос­тавлять величину предложения в данной отрасли.

Рыночный спрос, с которым сталкивается фирма-монопо­лист, является главным ограничением. Так как монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса для него есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Следова­тельно, кривая спроса монополиста получает отрицательный наклон и это имеет два важнейших последствия:

1) в связи с тем, что кривая спроса выражает зависимость между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает оба эти параметра (а не только объем, как на рынке с совершенной конкуренцией) и среди множества комбинаций, предлагаемых кривой рыночного спроса, ищет комбинацию «цена — объем», обеспечивающую ему максимальную прибыль;

2) в отличие от совершенной конкуренции цена фирмы-мо­нополиста всегда превышает его предельный доход (Р > MR). Суть в том, что монополист вынужден снижать цену, если же­лает расширить объемы реализации своей продукции. При этом снижение касается не только последней единицы предла­гаемой на рынок продукции, но и всех предыдущих единиц.

Пример. Допустим, монополист решает расширить объем произ­водства с 3 до 4 ед. Для реализации возросшего объема он, согласно за­кону спроса, должен снизить цену единицы продукции, скажем, с 6 до 5 ден. ед. Предельный доход, который принесет фирме четвер­тая единица товара, будет равен: 5-4-6-3 = 20-18 = 2 ден. ед. Таким образом, реализуя четвертую единицу продукции, фирма-мо­нополист дополнительно получает 5 ден. ед., однако из-за удешевле­ния каждой из трех предыдущих единиц на 1 ден. ед. она «недополу­чает» 3 ден. ед. В итоге ее предельный доход оказывается меньше цены.

На рис. 4.1 представлены кривые спроса (D) и предельного дохода (MR) фирмы-монополиста. Фирма-монополист макси­мизирует прибыль в краткосрочном периоде, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен пре­дельным издержкам MR = МС. Этому условию соответствуют объем производства Qe и цена РЕ.

Как известно, ситуация получения прибыли графически демонстрируется посредством взаим­ного расположения кривых спроса (цены) и средних общих из­держек. Прибыль на единицу продукции определяется разме­ром превышения цены 0РЕ над средними общими издержками АТС при оптимальном объеме производства. В нашем примере она составляет АРЕ(ВС). Суммарная экономическая прибыль монополии будет соответствовать площади фигуры АРЕВС.

Если рыночные усл-я неблагоприятны, то монополия, как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может ока­заться не в состоянии получать прибыль в пределах кратко­сроч-го временного интервала. В этом случае целью монопо­листа будет минимизация убытков. Графич-е изображ-е данной стратегии требует изменения взаимного расположения кривых спроса и средних общих издержек. На этот раз кривая АТС должна быть расположена выше кривой D (рис. 4.2).

Отрезок РЕА — убыток, получаемый фирмой-монополистом на единицу продукции, площадь фигуры РЕАСВ — величина суммарных убытков.

Минимизировать убытки в краткосрочном периоде фир­ме-монополисту стбит лишь в случае, когда цена превышает средние переменные издержки AVC либо равна им. При других условиях ей целесообразно покинуть рынок (остановить про­изводство), иначе ее совокупные убытки превысят постоянные общие издержки.

Говоря о минимизации убытков фирмой-монополистом, сле­дует иметь в виду, что в краткосрочном периоде она может це­ленаправленно сбрасывать цены до уровня ниже средних сово­купных издержек. Конечно, это неизбежно принесет финансо­вые потери (убытки) монополии, однако ухудшение рыночной ситуации отпугнет потенциальных конкурентов.

Данный прием, применяемый монополией в целях сниже­ния финансовой привлекательности отраслевого производства, носит название лимитирующего ценообразования. Это стра­тегия ценообразования, согласно которой цены устанавливают­ся ниже уровня, обеспечивающего получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде, с целью уменьшить вероят­ность появления конкурентов на рынке.

В долгосрочном периоде единственной стратегической целью фирмы-монополиста является максимизация прибыли (проб­лема минимизации убытков не обсуждается, так как в про­тивном случае существование фирмы на рынке попросту не оп­равданно).

Рассматривая модель экономического поведения монопо­листа в долгосрочном периоде, следует помнить, что рынок про­дукта чистой монополии здесь защищен слабее, чем в кратко­срочном периоде. Фирма вынуждена считаться с наличием по­тенциальных конкурентов, и основная ставка делается на сни­жение издержек производства и увеличение объема реализации.

Долгосрочное равновесие фирмы-монополиста достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные из­держки LMTC равны долгосрочному предельному доходу LMR (рис. 4.3).


Регулируемая монополия

Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении ресурсов (монопольные цены выше предельных издержек производства) и их использовании (средние издерж­ки при желаемом объеме производства выше минимальных средних издержек) обусловливает необходимость регулирова­ния деятельности монополий с целью снижения цен и увеличе­ния выпуска продукции.

Регулирование — процесс, посредством которого государ­ство вмешивается в действия рынка. Поскольку монополии неэффективны, государство предпринимает меры, препятству­ющие их образованию, а также стремится ограничить их ры­ночную власть.

Формы регулирования монополии: ограничение цен; уста­новление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные пред­приятия; антитрестовская политика, направленная на повыше­ние уровня конкуренции в отрасли.

Рассмотрим некоторые аспекты государственного регулиро­вания монопольных цен.

Регулируемая монополия предполагает установление госу­дарством максимальной (предельной) цены, которая позволяет не только возместить издержки производства, но и получить нормальную прибыль на вложенный капитал. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максими­зации прибыли на единицу продукции. Совокупная прибыль зависит от проданного количества продукции, от цены и издер­жек на единицу продукции. Эффект регулирования цены отра­жает рис. 4.4.

Рт и Qm — цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Предположим, что государство устанав­ливает максимальную цену P1. Для объемов выпуска до Q1 предельный и средний доходы равны установленной цене P1. Новые кривые предельного дохода MR и среднего дохода AR представляют собой горизонтальную линию на уровне цены P1 вплоть до объема выпуска Q1.

Для объемов производства больше Q1 новые кривые пре­дельного и среднего доходов совпадают с прежними кривыми MR и AR нерегулируемой монополии. Следовательно, новая кривая предельного дохода — это жирная линия, пересекаю­щая кривую предельных издержек МС в точке L, соответствую­щей выпуску Q1.

Рис. 4.4 показывает, что при цене P1 и количестве продук­ции Q1 полные чистые потери от монополии сокращаются (пло­щадь треугольника ELN меньше площади треугольника ЕКМ). По мере дальнейшего снижения цены объем выпуска увеличи­вается и достигает максимального значения Qc. Именно такой объем производился бы конкурентной отраслью. Чистые поте­ри общества сокращаются, и при цене Р2 = Рс они исчезают. Дальнейшее снижение цены до уровня Р3 приведет к уменьше­нию выпуска до уровня Q3. Это аналогично установлению мак­симальной границы цены в конкурентной отрасли. Возникает дефицит продукции в размере Q'3 - Q3, и одновременно растут чистые убытки от регулирования цен на конкурентном рынке. Если цена опустится ниже Р4 (т.е. минимальных средних из­держек), то фирма понесет убытки и выйдет из бизнеса.

На практике государство чаще всего регулирует деятель­ность естественных монополий (железные дороги, телефонная связь, поставщики природного газа и электроэнергии), по опре­делению характеризуемых убывающими средними общими из­держками, которые превышают предельные издержки. Регули­рование цен может смягчать социальные последствия есте­ственной монополии. Установление общественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, способствует эффектив­ному распределению ресурсов, но влечет за собой убытки (так как Р < АС) и поэтому требует государственных субсидий. Ди­лемма регулирования естественной монополии связана с выбо­ром между регулированием эффективным (по принципу ра­венства регулирующей цены предельным издержкам) и спра­ведливым (по принципу равенства регулирующей цены сред­ним издержкам). Ввиду убыточности для монополиста первого (наилучшего при Р = МС) решения меры регулирования на практике тяготеют ко второму решению (при Р = АС), обещающему естественной монополии нормальную прибыль. При этом моно­полист обеспечивает достаточный выпуск продукции и остается на рынке.

Таким образом, государственное регулирование цен на кон­курентном рынке вызывает рост чистых убытков и безвозврат­ные потери, а в условиях монополии оно позволяет избежать безвозвратных потерь, связанных с проявлениями монополь­ной власти, и максимизировать социальное благосостояние.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.011 с.)