Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория общ-го выбора. Концепция «экономического человека» политика как обмен
Основоположником теории общественного выбора является американский ученый-экономист Джеймс Быокснсн (род. в 1919), получивший в 1986 г. премию памяти Нобеля по экономике за исследования в этой области. Теория общественного выбора изучает процесс принятия политических решений для выработки экономической политики, основываясь на методологии экономической теории. Ключевая поведенческая предпосылка теории общественного выбора: человек независимо от того, в какой роли он выступает — как избиратель, политик или бюрократ, — действует как рациональный эгоист, максимизирующий полезность. Это означает, что поведение индивидов и на рынке, и в политике подчиняется одним и тем же фундаментальным принципам: • люди максимизируют полезность, так что, сравнивая возможные выгоды и издержки, пытаются добиться лучшего результата из всех возможных; • устойчивы в своих базовых предпочтениях, касающихся их фундаментальных потребностей; • стремятся к экономическому равновесию. Таким образом, теория общественного выбора опирается на базовую идею о том, что человек в любой области деятельности стремится максимизировать результат в своих личных интересах. Второй постулат — подход к политике как взаимовыгодному обмену — основан на параллели между рынком частных благ и политическим рынком. В первом случае индивид — потребитель материальных благ и услуг, выражающий свои интересы в качестве покупателя; во втором случае индивид — потребитель общественных благ, выражающий свои интересы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет предпочтения посредством платежеспособного спроса, а избиратель — с помощью механизма голосования. Основные направления исследований теории общественного выбора: конституционная экономика; модель политической конкуренции; общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии; теория бюрократии; теория политической ренты; теория о фиаско государства. Несомненные преимущества рынка частных благ, с одной стороны, и недостатки политического рынка — с другой определяют склонность представителей теории общественного выбора отдавать предпочтения частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако как быть в ситуациях, когда частный рынок не работает или работает крайне неэффективно и требуются коллективные решения?
Бьюкенен предложил решение этой проблемы, получившее позже название «конституционной экономики»: для того чтобы политический механизм стал с точки зрения эффективности подобием рынка совершенной конкуренции, все индивиды должны заключить один и тот же контракт, причем обязательно единогласно. Этот контракт (общественный договор) и есть конституция. Ученый обращает внимание на принципиальное различие двух стадий политического процесса: выработка правил — это конституционная стадия; игра по этим правилам — постконституционная стадия. Соответственно этим стадиям разделяются и роли государства: «государство защищающее» обеспечивает игру по конституционным правилам, но не определяет сами правила (действует как арбитр); «государство производящее» поставляет обществу нерыночные блага, т.е. блага, которые частные рынки обеспечивают плохо или не обеспечивают вовсе. В теории общественного выбора Бьюкенена много места отводится угрозе неконтролируемого роста государства, которую в современной экономической литературе принято называть «угрозой Левиафана». Он показал, что «демократия без оков» ведет к расползанию государства. «Государство производящее» наращивает бюджеты, что создает кумулятивный эффект: больше бюджеты — больше работников государственных органов — больше избирателей, голосующих за расширение правительственных программ. «Государство защищающее» по идее должно лишь обеспечивать индивидуальные права, зафиксированные в конституционном договоре, но оно берет на себя все больше полномочий, включая и те, которые должны определяться исключительно на основе договора между индивидами, и без согласия на то граждан изменяет сами конституционные нормы, т.е. базовую структуру прав. Конституция, по Бьюкенену, должна эффективно ограничивать государство, ставить его в жесткие рамки, создавая своего рода «клетку для Левиафана», и тем самым гарантировать суверенитет каждого индивида.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.004 с.) |