Агентские отношения и их роль в управлении фирмой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агентские отношения и их роль в управлении фирмой.



Агентские отношения и их роль в управлении фирмой.

Агентские отношения – возникают в случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой стороны (принципал). Принципал (хозяин, акционер, высший менеджер) заключает с агентом контракт, в рамках которых ставит перед ним определенные цели и наделяет необходимыми полномочиями.

Иногда агент может игнорировать интересы своего принципала;

в этом случае принципал старается ограничить свободу действий агента. Наиболее испытанный метод – ценой известных затрат организовать систему уонтроля и принуждения наемного труда.

Агент в свою очередь может пойти на определенные издержки, чтобы убедить принципала в безупречности своих намерений (добровольно заморозить часть своего гонорара в качестве страхового депозита, который вернется к нему в случае добросовестно выполненной работы – адвокаты, получают оплату своего труда в виде процента от отсуженной в пользу нанимателя суммы).

В любом случае поведения «агента» будет отклоняться от «генеральной линии», максимизирующей выгоды принципала. Причины: 1) агент скован формальными инструкциями; 2) агент не склонен предпринимать действия, не указанные в его контракте, 3) агент часто боится принимать на себя ответственность; 4) «отлынивание», сокрытие ценной информации, злоупотребление полномочиями, взятки и т.п.

В результате этого остаточные потери (издержки отклонения бизнес-поведения агента от оптимального)

Результаты труда агента зависят не только от него, но и от внешних условий (иногда агенты в случае неудачи ссылаются на эти условия)

В ходе исполнения агентского контракта появляется информационная асимметрия:

1) действия агента нельзя на 100% проконтролировать;

2) агент получает доступ к информации, которую сложно получить принципалу.

 

Ключевая проблема агентских отношений – как сблизить интересы агента и принципала.

 

Для этого надо распределить между ними функции:

1 ) управления (вынесение управленческих решений);

2) контроля (проверка их выполнения);

3) собственности (принятие на себя финансовых последствий); - лежит на принципале.

С увеличением масштабов фирм принципал не может на себя взять 1 и 2 функции- в чем и противоречие.

 

Для достижение результата менеджеры должны быть материально заинтересованы в результате, должны быть независимы, в некоторых случаях бескорыстный энтузиазм. То есть в хорошо работающей фирме большое значение имеет добровольный отказ субъектов от оппортунизма.

 

Информационная асимметрия снимается за счет 1) контроля; 2) грамотно построенной системы материальных и моральных стимулов;

 

Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

Искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.

Употребление термина «искусственная (предпринимательская) монополия» отличается еще одной особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной форме сотрудничающих фирм, т.е., если воспользоваться терминологией, речь сразу идет о чистой монополии и двух разновидностях олигополии — картеле и картелеподобной структуре рынка. Такое толкование термина «монополия» оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т.е. проявляют признаки монополистичекого господства на рынке.

Цели и средства

Главной целью антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций:

предупредительные меры (например, запрет слияний крупных фирм),

крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами),

прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Переплетение с конкурентами

Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создание картеля, система участий, личная уния.

Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.

Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями конкурентами. Например, генеральный директор фирмы А может входить в совет директоров компании Б, а глава которой в свою очередь является членом директората компании А. Очевидно, что действия обеих фирм в этом случае будут осуществлением совместно принятых решений.

Все формы переплетения фирм конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности выступают заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они запрещены.

С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм гигантов. С другой — только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.

 

Методы снижения риска.

Финансовые риски разрешаются с помощью различных средств и способов. Средствами разрешения финансовых рисков являются их избежание, удержание, передача, снижение степени. Под избеганием риска понимается простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для предпринимателя зачастую означает отказ от получения прибыли. Удержание риска подразумевает оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за финансовый риск кому-то другому, например страховому обществу. В данном случае передача риска произошла путем страхования финансового риска. Снижение степени риска - сокращение вероятности и объема потерь. При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

1) нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

2) надо думать о последствиях риска;

3) нельзя рисковать многим ради малого. Реализация первого принципа означает, что, прежде чем вкладывать капитал, инвестор должен:

- определить максимально возможный объем убытка по данному риску;

- сопоставить его с объемом вкладываемого капитала:

- сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора.

Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его. Объем убытка при прямых инвестициях, как правило, равен объему венчурного капитала. Однако с учетом снижения покупательной способности денег, особенно в условиях инфляции, объем потерь может быть больше, чем сумма вкладываемых денег. В этом случае объем возможного убытка следует определять с учетом индекса инфляции.

При портфельных инвестициях, т.е. при покупке ценных бумаг, которые можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала. Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов инвестора представляет собой степень риска, ведущего к банкротству. Она измеряется с помощью коэффициента риска:

где Кр - коэффициент риска;

Y -максимально возможная сумма убытка, руб.;

С - объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений средств, руб.

Существует четыре способа снижения риска:

1. диверсификация

2. объединение риска или страхование

3. распределение риска

4. поиск информации

Диверсификация - это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (лил продажи) другого.

Диверсификация не может полностью уничтожить риск, но она помогает его значительно снизить.

Объединение риска - это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования.

Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства связанны со значительными расходами. Смягчить последствие этих обстоятельств помогает страхование.

Страховые компании организуют дело таким образом, чтобы сумма выплат и затраты на организацию не превышали величины страховых взносов.

Главное условие эффективности объединения риска при страховании заключается в том, чтобы риски застрахованных лиц были независимы друг от друга.

Распределение риска - это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно не велики.

Именно благодаря использованию данного проекта финансово-промышленные группы не боятся идти риск финансирования крупных проектов и новых научных разработок.

Поиск информации - способствует снижению риска.

Большинство ошибочных решений связанно с недостатком информации. Получение ее может значительно снизить величину риска. Информация - это редкое благо, за которое приходится платить. Поэтому, чтобы определить количество необходимой информации, следует сравнивать ожидаемые выгоды с ожидаемыми предельными издержками. Если ожидаемая выгода от покупки информации не превышает ожидаемых предельных издержек, то такую информацию необходимо приобрести. Если наоборот, то от покупки такой дорогой информации лучше отказываться. Дешевле будет сделать некоторые ошибки.

 

Методы управления рисков

Фирма должна определить для себя, на какую степень риска она готова решиться для достижения нужного результата. Предпринимательские риски подразделяют: 1.низкие (фирму в худшем случае ждет недополучение запланированной прибыли) 2.допустимые (можно остаться без прибыли вообще или понести некот. убыток) 3.высокие (возможные потери всех инвестированных в данный проект средств) 4.критические (угрожает банкротство,фирма рискует всем собственным капиталом).Отнести риски к одной из названных категорий позволяет коэффициент риска =>K=Y/С

k- коэффициент риска,Y-максимально возможная сумма убытка,C-обьем собственных средств.0-0,3-низкий риск,0,3-0,5-средний.0,5-0,7-высокий.0,7и выше-критические.

Отказ от рисков: Разумный предприниматель вряд ли будет регулярно ставить свое дело под угрозу полного разорения. Он не склонен рисковать всеми своими средствами для достижения даже самой привлекательной цели. Проведя классификацию возможных инвестиций по степени риска, фирма определяет принципиально приемлемый для себя уровень риска. Пример: Пусть максимально допустимый уровень риска N.Выбор степени сделан рискованности стратегии сделан и можно начинать переговоры. Именно на этом этапе следует применит такой метод управления риском, как отказ от риска.Просто отказаться от всех сделок, предполагающих неприемлемо высокий риск. Даже самая прибыльная сделка А должна быть отвергнута как слишком рискованная(N> А).В принципе рисков в бизнесе избежать нельзя, но отказаться от чрезмерного или не поддающегося надежной оценке риска в конкретной сделке вполне возможно и разумно.

Самострахование: Самострахование-принятие рисков на себя, предполагающее покрытие возможного ущерба за счет текущих доходов или с помощью резервного фонда. Самострахование- самый дешевый метод борьбы с рисками. Но так как средства изымаются из основного бизнеса, то применение самострахования ограничено.Этот метод работает, сели вероятность исхода или сумма возможного убытка невелики. Экономичность этого метода оборачивается омертвлением капитала(держит деньги в резерве, которые можно было пустить в оборот).Несмотря на недостатки, самострахование применяется всеми фирмами. В процессе ФХД могут возникать неспрогнозированные, случайные риски. Спасает от них только резервный фонд.

Распределение рисков и объединение рисков: Сущность распределения рисков состоит в его разделении между несколькими хоз. субъектами(страховые, контрактное размещение, факторинг, поручительство). ОБЪЕДИНЕНИЕ риска предполагает одновременное проведение нескольких не связанных между собой (независимых) рискованных сделок. Неблагоприятные исходы по всем сделкам одновременно наверняка не наступят. Это позволит покрыть убытки по неудачным трансакциям доходами от удачных. Надежность тем выше, чем больше совершено независимых сделок(соглашения о взаимопомощи, страховые компании, венчурные фонды)

Самые распространенные на практике варианты распределения и объединения рисков::: Страхование, контрактное распределение риска, поручительство и факторинг, объединение рисков партнеров, страховые компании, венчурные фонды, фирмы-гаранты, диверсификация риска, хеджирование рисков.

Монополия exante и expost.

Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия).

Exante означает планируемый, предполагаемый или ожидаемый уровень какой-либо переменной или деятельности, т.е. предварительное оценивание. Еxpost фактическая величина реализованных ожиданий, т.е. итоговое оценивание. В момент создания монополии - EX ANTE (можно отнести предпринимательскую бдительность). После установления монополии-EX POST. Exante присуще краткосрочной монополии, а далее классическим формам-expost. (т.е. экс анте это что-то вроде начала задумки предпринимателя которую может воплотить в принципе каждый, а экс посте это уже после завоевания рынка). Планирование и первоначальное вложение это Exante, но если бизнес не пошел то в expost они не переходят.

Краткосроч. Мон. Обеспечивает единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха. Фактор времени приобретает для конкуренции исключительно большое значение, т.к. рано или поздно конкуренция пробивает себе дорогу, и данная монополия разрушается. Фирмы-первопроходцы на начальных этапах развития бизнеса формально являются монополистами. Фактически барьеров, которые могут превратить отрасль в монополистическую, не создают. На первых порах данные фирмы, получают экономическую прибыль, но она явл премией за предпринимательскую бдительность, стимулом предпринимательской деятельности, «мотором» активного поиска нужных потребителю, но еще никем не выпускаемых товаров. Пример: Фирма первая в городе начинает предлагать услугу по доставке продуктов питания на дом. Другие не видят в этом перспектив и не занимаются этим, т.е наша фирма формально – монополист, т.к. она одна на рынке, однако барьеров для входа в отрасль она не создает. Главным её преимуществом является возможность завышения цен, когда конкуренты осознают прибыльность этого дела они хлынут на рынок и наша фирма утратит свое преимущество.

Патентная монополия – частный случай краткосрочной монополии. Это временное монопольное право на использование изобретения, которое выдается владельцу патента с целью поощрения исследований и изобретательства.

 

Первый рисунок фирмы лидера выпустившей уникальное изобретение, на второй подражателя. У первой издержки выше (АТС) т.к. они вкл в себя затраты на создание и выпуск продукции, а у второй только на выпуск. А так как у первой издержки выше то и цена выше, и если патент не охраняется то, потребители покупают продукт у второй и первая несет убыток, а если законом предусмотрена защита патента то первая фирма становится патентным монополистом, а вторая пока что не может выйти на рынок. Не обязательно, но на всякий случай: На первом графике Ап – это прибыль патентного монополиста. ТчL оптимальный объем (по правилу МС=МR, а потом перпендикуляр на Dи на ось Р что бы цену определить) тчFи Рf – это объем и цена фирмы подражателя.

В отсутствии патентной монополии изобретательство, как правило, убыточно и, следовательно, коммерчески неоправданно. Затраты на него делают одни, а плодами пользуются другими. А наличие патентной монополии создает экономические условия для технического прогресса.

Управление собственностью.

Применяется ко всем видам имущества, находящимся в собственности фирмы.(в особенности те, которые не относятся к основному бизнесу фирмы).

Санаторий, участок земли,- все это имущество фирмы можно рассматривать как инвестиции. При помощи дисконтирования менеджер определяет, стоит ли продолжать содержание таких инвестиционных проектов, либо следует продать это имущество и вложить вырученные деньги в расширение производства. Такая ревизия, своеобразная чистка фирмы от ненужных ей объектов второстепенного имущества, очень важна и должна проводиться менеджером.

Информация как ресурс.

Ограниченность и полезность информации для субъектов экономики -дают основания причислить ее к факторам производства, наряду с землей, капиталом, предприн способностями, трудом. Информация стала товаром, она продается и покупается в разнообразных формах.

как ресурс имеет важные особенности:

1.основная часть информации, ктр располагает человек, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. Эк ресурсом является лишь малая часть информации, тиражирование ктр ограничено правами собственности.

2. свойство неконкурентности информации (использование ее 1 субъектом не исключает возможности ее одновременного применения другими)

3. знания не расходуются, а приумножаются в процессе их использования. (делая прогноз о реализации товара на основе динамики продаж (существующая информация),менеджер прибавляет к ней новую (свой прогноз)

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Ценовая информация - ни одна сделка не состоится, пока стороны не придут к единому мнению об уровне рыночных цен.

Для эффективной деятельности фирме нужна также информация о качестве продукции, структуре спроса, конкурентах, технологиях. Только сам рынок в целом обладает всей полнотой информации. А субъекты действуют в условиях постоянного информационного дефицита.

Существует 2 варианта неполноты информации:

а)подбор инф возможен, но невыгоден. Сдерживающую роль играют трансакционные затраты(процесс поиска данных связан с растущими издержками, возникает транскакционный барьер).

б)полную информацию получить невозможно. Устранение неполноты информации невозможно и субъекты приспосабливаются к возникающей неопределенности.

Рассмотрим подробнее барьер трансакционных затрат.

Изменчивость инф о ценах и затратность ее получения ведут к неосведомленности субъектов рынка. Она объясняется колебаниями спроса и предложения, изменчивостью состава покупателей и продавцов.

Проявлением существующей на рынке неосведомленности является разброс цен, т.е. разница между максимальной и минимальной ценами, выраженная в %. (пример: цена одного и тогоже товара у одного продавца-300, а у 2- 200 рублей. Покупатель, купивший товар у первого попавшегося продавца, имеет равные шансы купить его как за 200 так и за 300 рублей. Средняя цена товара в таком случае составит 250. Покупатель, опросивший несколько продавцов, получит возможность купить товар за 225р. С ростом числа опрошенных продавцов будут:

а) понижаться ср цена закупки

б)повышаться издержки получения информации.

В результате: оптимальный объем поиска достигается, когда предельные информационные издержки = ожидаемой предельной выгоде от ее получения.

Для некоторых производителей неосведомленность покупателей относительно цены на их товар невыгодна, так как она увеличивает издержки покупателя на поиск, сокращает спрос на товар. В этом случае, на помощь продавцам приходит реклама.

Для некоторых производителей неосведомленность выгодна, так как они могут устанавливать высокую цену.

 

Роль максимизации фирмы.

Множество целей организации вынуждает разрабатывать иерархию целей. Во главе все-таки стоит прибыль. Прибыль- универсальный показатель успешности фирмы. Фирма, не зарабатывающая хотя бы нормальную прибыль-больная фирма. Такие компании не способны к динамичному росту продаж (нет средств для инвестиций). Затруднительное положение не позволяет таким фирмам брать кредиты, отсюда отсутствие средств для совершенствования.

 

Агентские отношения и их роль в управлении фирмой.

Агентские отношения – возникают в случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой стороны (принципал). Принципал (хозяин, акционер, высший менеджер) заключает с агентом контракт, в рамках которых ставит перед ним определенные цели и наделяет необходимыми полномочиями.

Иногда агент может игнорировать интересы своего принципала;

в этом случае принципал старается ограничить свободу действий агента. Наиболее испытанный метод – ценой известных затрат организовать систему уонтроля и принуждения наемного труда.

Агент в свою очередь может пойти на определенные издержки, чтобы убедить принципала в безупречности своих намерений (добровольно заморозить часть своего гонорара в качестве страхового депозита, который вернется к нему в случае добросовестно выполненной работы – адвокаты, получают оплату своего труда в виде процента от отсуженной в пользу нанимателя суммы).

В любом случае поведения «агента» будет отклоняться от «генеральной линии», максимизирующей выгоды принципала. Причины: 1) агент скован формальными инструкциями; 2) агент не склонен предпринимать действия, не указанные в его контракте, 3) агент часто боится принимать на себя ответственность; 4) «отлынивание», сокрытие ценной информации, злоупотребление полномочиями, взятки и т.п.

В результате этого остаточные потери (издержки отклонения бизнес-поведения агента от оптимального)

Результаты труда агента зависят не только от него, но и от внешних условий (иногда агенты в случае неудачи ссылаются на эти условия)

В ходе исполнения агентского контракта появляется информационная асимметрия:

1) действия агента нельзя на 100% проконтролировать;

2) агент получает доступ к информации, которую сложно получить принципалу.

 

Ключевая проблема агентских отношений – как сблизить интересы агента и принципала.

 

Для этого надо распределить между ними функции:

1 ) управления (вынесение управленческих решений);

2) контроля (проверка их выполнения);

3) собственности (принятие на себя финансовых последствий); - лежит на принципале.

С увеличением масштабов фирм принципал не может на себя взять 1 и 2 функции- в чем и противоречие.

 

Для достижение результата менеджеры должны быть материально заинтересованы в результате, должны быть независимы, в некоторых случаях бескорыстный энтузиазм. То есть в хорошо работающей фирме большое значение имеет добровольный отказ субъектов от оппортунизма.

 

Информационная асимметрия снимается за счет 1) контроля; 2) грамотно построенной системы материальных и моральных стимулов;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.90 (0.074 с.)