Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 41. Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.
Многочисленность крупных компаний компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика, но ими создается большая часть всей продукции – около 50%. Высокая эффективность крупных предприятий опирается на: Экономию на масштабах производства; Сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) издержек; Снижение внешних трансакционных издержек, которые особенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании. Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах: концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа; концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях; концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия. Первая форма концентрации является характерной для машиностроения, вторая присуща всем отраслям добывающей промышленности, промышленности строительных материалов, некоторым отраслям пищевой промышленности (мукомольная, сахарная), а третья - для металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую силу - и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. Крупные предприятия обеспечивают более высокую эффективность производства.
Закономерность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное производство имеет целый ряд преимуществ перед мелким. Преимущество крупных предприятий сводится к следующим основным моментам: На крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает большой экономический эффект, проявляющийся в удешевлении единицы мощности, так как возрастание производительной способности оборудования сопровождается значительно меньшим ростом его стоимости; Укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствуя тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда; Издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства (содержание административно-управленческого персонала, расходы, связанные с освещением и отоплением зданий и др.), в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии; Крупное производство позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более совершенной техники и методов технологии производства. Кроме того, на крупных предприятиях создается возможность утилизации отходов и организации производства побочных продуктов; На крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством, т.е. создание научно-исследовательских лабораторий, мощных конструкторских и технологических бюро, опытных установок.
42. Рутины, их основные типы и черты. Не меньшее значение для практической деятельности имеет вторая особенность человеческого капитала – его свойство быть вместилищем знаний и умений фирмы. При этом, как уже отмечалось, дееспособность фирмы определяется не отдельными людьми, а их организованной совокупностью.
В этой связи со времен выхода в 80-х годах ХХ в. первопроходческих работ американских неоинституционалистов Ричарда Нельсона и Сиднея Уинтера экономическая наука стала уделять большое внимание так называемым рутинам -- повторяющимся, нормальным и предсказуемым процедурам решения бизнес-проблем. Именно рутины связывают людей в единый коллектив. Любой работник знает, что он должен делать в той или иной ситуации. А его коллеги, в свою очередь, понимают, какие задачи ставят перед каждым из них его действия. Черты рутин. Роль рутин в функционировании фирмы лучше всего можно понять, рассматривая их основные черты, а именно: 1) Широкое распространение рутин, 2) Наличие внутренней иерархии рутин, 3) Связь рутин с неявным знанием компаний. Рассмотрим их последовательно. 1.) (закупка сырья, составление финансовых отчетов и инспекционные поездки высшего руководства по филиалам) Важно понимать, что рутина не предполагает повторения одних и тех же действий, подобных одинаковым движениям механической игрушки. Напротив, рутина обычно специально нацеливает исполнителя на выбор правильного варианта действий. Если учесть, что работников на предприятии много и каждый имеет много вариантов рутинного поведения, вступающих (или, наоборот, не вступающих) в действие в зависимости от обстоятельств, то становится понятным, что рутинное поведение может носить достаточно сложный и гибкий характер. Поэтому комплекс проблем, которые поддаются решению с помощью рутин, исключительно широк, что и предопределяет их повсеместное распространение в бизнес-практике. Существуют оценки, согласно которым не более 3% действий фирм может быть расценено как нерутинные. 2.) Эффективности рутин способствует и иерархический характер их системы. Столкнувшись со сложным случаем, рядовой исполнитель может не найти подходящей к нему рутины. Но, попав в тупиковую ситуацию, он обычно должен передать дело более опытному сотруднику, то есть запустить в действие рутину более высокого порядка. Опытный профессионал постоянно работает со сложными случаями и, быть может, уже давно наработал рутину для решения данного класса проблем. Но, не исключено, что и он не знает, как справиться с трудностями. Тогда он информирует об этом руководство и приводит в действие рутины еще более высоких этажей. Таким образом, эшелонированное построение системы рутин позволяет им быть одновременно эффективными (все простые вопросы быстро и дешево решаются на «нижних этажах» системы с привлечением сравнительно неквалифицированных работников) и универсальными (даже сложнейшие задачи могут быть решены специалистами экстра-класса, когда рутина заставит привлечь их к делу). В каждой фирме действуют три основных типа рутин: • Рутины, управляющие текущим бизнесом с использованием существующего производственного потенциала (рутины краткосрочного периода); предельно децентрализованы. Решения по этому кругу вопросов принимаются на местах, функции же руководства сводятся к контролю • Рутины, управляющие инвестиционными процессами и, следовательно, изменениями производственного потенциала (рутины долгосрочного периода); (если строить цех то рассчитывать его загрузку, здесь нужна ответственность, а следовательно и руководство фирмы)
Инвестиционные рутины определяют будущее фирмы на длительный период. Интересное конкретное проявление это обстоятельство имеет в практике финансового управления. На большинстве фирм руководители низовых подразделений имеют большую финансовую самостоятельность в решении текущих проблем и резко ограничены в правах инвестиционных решений. Инвестиционные решения имеют тенденцию концентрироваться на самом верху. • Рутины, управляющие изменением рутин. на первый взгляд вообще носят нерутинный характер. Однако, даже радикальные нововведения в работе фирмы – часто имеют рутинное происхождение. (если тормозится сбыт начинается проверка правильности производственных и маркетинговых стратегий –к примеру обзор рынка,в итоге можно придумать что-то новое, но сам процесс придумывания и анализа был рутинный) Рутины изменения рутин по самой своей природе ориентированы преимущественно на менеджеров. 3. Наконец, очень важно понимать тесную связь рутин с неявными, то есть нигде не записанными и часто вообще неосознаваемыми, знаниями и умениями фирмы. Так, очень многие рутины передаются от сотрудника к сотруднику путем «обучения деланьем». Еще один распространенный вариант включения неявного знания в рутину – краткая постановка задачи. (возьми деталь со склада и я не объясню как ее взять,ты и так уже знаешь) Какие-то иные рутины существуют в качестве неписаных обычаев (в нашей фирме не принято делать так). Ряд других рутин складывается как результат баланса сил между сотрудниками организации. Например, приказание высокопоставленному менеджеру отдается не в той форме как рядовому сотруднику и т.д. Строго соблюдаются и воспринимаются как нечто данное, т.е. суш-ют «невидимыми» рутинами, ведущими скрытое существования, но от этого не менее сильно влияющими на работу фирмы, чем явные (скажем, прописанные в должностных инструкциях) положения.
43.Рынок труда в условиях взаимной монополии. Взаимная монополия объединяет в себе две ситуации: 1. МОНОПСОНИЮ, когда на рынке множество работников и одно предприятие покупатель рабочей силы; 2. ГОСПОДСТВО ПРОФСОЮЗОВ, которые оказывают порой негативное влияние, потому что устанавливают большую ставку з.п, а это ведет к сокращению численности работников, т.е профсоюзы потенциально опасны, но их одностороннее господство–редкое явление. Взаимная монополия-ситуация, когда на рынке труда друг другу противостоят гигантская корпорация и ничем не уступающий ей по своей мощи профсоюз. Тут совмещаются два графика монопсонии и господства профсоюзов и получается один:
Кривая Dl – сформирована при монопсонии, а кривая Sl при профсоюзах. Главный фактор здесь заработная плата. Предприятие-монопсонист будет требовать установления заработной платы на уровне WM, а профсоюз — на уровне WTU. Чья цена будет преобладать, зависит от мощи сторон. Между двумя крайними позициями (WM, и WTU) находится равновесная цена труда (W0). Противоборство монопсонии предприятия и монополии профсоюза ведёт к превращению рынка труда в квазиконкурентный (подобный конкурентному), в связи с чем точка равновесия приближается к равновесию в условиях совершенной конкуренции. При одностороннем монопсоническом или монополистическом диктате подобное невозможно. Но взаимная монополия, представляющая собой сосредоточение монополистических начал одновременно на обоих полюсах рынка (и спроса, и предложения), за счет противоборства интересов сторон частично компенсирует отсутствие конкуренции. Т.к. субъекты рынка перестают господствовать на нем, они более не в силах односторонне навязывать свою волю и цены. Т.е взаимная монополия объединяет в себе две ситуации и уравновешивает их, но она существует только в теории.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.015 с.) |