Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские мотивы в лирике И. Бродского.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отличительная черта поэзии И. Бродского - философичность, философское видение мира и "Я" человека. Автор не фиксирует неповторимые ситуации, не стремится к лирическому самовыражению. Индивидуальная судьба поэта предстает одним из вариантов удела всякого человека. В единичных вещах И. Бродский открывает природу "вещи вообще". Эмоции лирического героя у И. Бродского - не спонтанные, прямые реакции на частные, конкретные события, а переживание собственного места в мире, в бытии. Это своеобразное философское чувство - глубоко личное и всеобщее одновременно. И. Бродский эмоционально сдержан, аскетичен. Чувство у него часто соединено с отстраненным анализом. Предмет поэзии у автора - не только реальность, окружающая человека, но и категории философского и религиозного сознания: "Я", душа, тело, Бог, время, пространство, вещь, смерть. Философское и религиозное измерения определяют отношения "Я" к миру у И. Бродского. Соучастное чтение стихотворений, сопереживание, постижение мира И. Бродского невозможны без понимания философского языка поэта. Отчужденность от мира и неприятие миропорядка, ощущение потерянности, абсолютного одиночества "Я", собственной инородности всему окружающему, восприятие страданий как предназначения человека, как проявления невыразимого сверхрационального опыта, соединяющего с Богом, жажда встречи с Богом и ясное осознание ее невозможности - таковы повторяющиеся мотивы поэзии И. Бродского. Отношение "Я" к бытию у И. Бродского напоминает мировидение экзистенциализма, основными представителями которого были Сёрен Кьеркегор и Лев Шестов. Мысль о близости идеям экзистенциализма мотивов поэзии И. Бродского, трактовки им веры и отношений "Я" и Бога неоднократно высказывалась исследователями. При этом пристально рассматривается лишь одно стихотворение - "Разговор с небожителем" (1970). Вот как характеризует родственность религиозной темы стихотворения идеям С. Кьеркегора и Л. Шестова Джейн Нокс: "Следуя Кьеркегору, Шестов противопоставляет личное откровение знанию: человек не может получить исчерпывающие ответы на загадки бытия, следовательно, он должен принять свою судьбу на веру, в духе Авраама и Иова. Такова фундаментальная семантика образа голубя, который не возвращается в ковчег, и почты в один конец в "Разговоре с небожителем". Оба образа иллюстрируют взаимоотношения поэта с Главным собеседником. В диалоге со Всевышним ему ничего не остается, кроме как обращаться к нему без надежды на ответ" [1]. Антитеза "философия - вера", присущая сочинениям Шестова, вовсе не определяет вопреки мнению Дж. Нокс всего существа религиозно-философских мотивов И. Бродского. Эти наблюдения нуждаются в уточнениях. Рассмотрим стихотворение "Разговор с небожителем" с точки зрения его близости идеям экзистенциализма. Следующие строки В Ковчег птенец не возвратившись доказует то, что вся вера есть не более, чем почта в один конец - свидетельствуют о значительном различии в понимании веры поэтом и религиозными философами. Если для Кьеркегора, и для Шестова акт веры заключал в себе ответ Бога, то для И. Бродского ответ невозможен, исключен. Вера описывается отстраненно, а не участно, с позиций рассудка. Она не оказывается подлинным выходом из одиночества и отчужденности. Ключевые для стихотворения И. Бродского категории "страдание" и "боль" соотносятся со "страхом" и "страданием" у Кьеркегора. Однако переживание страдания, которое осознано поэтом как объективный закон бытия не представлено в стихотворении условием сверхрациональной веры. Мотив благодарности за переживаемые беды и невзгоды имеет истоки, прежде всего в христианской религии, но не в экзистенциональной философии. "Благодарность" за страдания у И. Бродского не имеет адресата (лирический герой не обращает ее непосредственно к Богу), что придает ей оттенок внутренней иронии. И. Бродского с экзистенциальной философией сближает мотив внерационального оправдания страданий, в "Разговоре с небожителем" облеченный в утвердительно-отрицательную форму. В ряде других текстов выраженный однозначно. На одной из конференций И. Бродский отметил: "Если есть что-либо хорошее в изгнании, это - что оно учит смирению. Другая истина - в том, что изгнание - метафизическое состояние. В конце концов оно имеет очень устойчивое, очень ясное метафизическое измерение, и игнорировать его или увиливать от него - значит обманывать себя в смысле того, что с тобой произошло, навечно обрекать себя на неизбежный конец, на роль оцепеневшей бессознательной жертвы" [3]. Понимание страданий как блага, несущего человеку мистический опыт богообщения, характерно для христианства. В религиозной экзистенциальной философии страдание может мыслиться и как нечто внешнее по отношению к человеку. Смирение - ценностная категория именно христианского сознания. Однако отношение к страданию у И. Бродского в равной мере соотносится с постулатом стоической философии, учащей быть невозмутимым и стойким перед лицом бедствий. И. Бродский подчеркивает, что индивидуальное, неповторимое тиражируется в "массовом" сознании XX века, делающим экзистенциализм предметом моды. Сходны у И. Бродского и у Кьеркегора и Шестова ключевые контрасты. Вера и разум у И. Бродского действительно не противопоставлены, но контрастную пару образуют их своеобразные синонимы: феноменальный, материальный мир и сверхреальное бытие Бога и высшей природы. Здесь, на земле, от нежности до умоисступленья все формы жизни есть приспособленье. И в том числе взгляд в потолок и жажда слиться с Богом, как с пейзажем, в котором нас разыскивает, скажем, один стрелок. Дух-исцелитель! Я из бездонных мозеровских блюд так нахлебался варева минут и римских литер, что в жадный слух, который прежде не был привередлив, не входят щебет или шум деревьев - я нынче глух. "Разговор с небожителем" - последнее создание И. Бродского, полностью посвященное вере. Неважно, что она подвергается постоянному испытанию на разрыв, что ответы на вопросы, заданные небожителю, не совпадают с христианскими догмами. При всей очевидности его богоборчества, "Разговор с небожителем" не подвергает сомнению само существование Бога, который пока находится в центре поэтического мироздания. Следуя неортодоксальной, но, несомненно, религиозной философии первых экзистенциалистов, И. Бродский остается и в русле традиций русской богоборческой лирики, от Лермонтова до Маяковского и Есенина. Для постницшеанских и постсимволистских адептов этих традиций убийство Бога свидетельствовало о безусловности Его существования. Таким образом, в поэзии И. Бродского наблюдается синтез языческого и христианского начал, представленных двумя философскими течениями - стоицизмом и экзистенциализмом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.244 (0.007 с.) |