Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивы, образность, стиль лирики С. Есенина.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной темой ранней лирики Есенина "закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных: Со снопом волос твоих овсяных Если крикнет рать святая: В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты — в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.): И на известку колоколен В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись: О Русь — малиновое поле Язык сограждан стал мне как чужой, И вот сестра разводит, Моя поэзия здесь больше не нужна, Она придет, даю тебе поруку.
В этой жизни умирать не ново,
29) Изображение народной жизни в повестях И. Бунина "Суходол" и "Деревня". В 900-е годы, по сравнению с ранним периодом, расширяется тематика бунинской прозы и решительно меняется ее стиль. Бунин отходит от лирического стиля ранней прозы. Новый этап творческого развития Бунина начинается с повести «Деревня». Повести «Деревня» и «Суходол» - самые значительные произведения дооктябрьского творчества Бунина. Революцию 1905-1907 гг. Бунин не принял, но исторические перемены, наступившие после нее в жизни России, получили отражение в его творчестве. Многие произведения Бунина тех лет, прежде всего повесть «Деревня»,- драматические раздумья о России, ее будущем, о судьбах народа, свойствах русского характера, сложившегося в национальной истории. Существенным художественным новаторством автора было то, что в повести он создал галерею социальных типов, порожденных русским историческим процессом. Основная фабульная линия повести - история жизни братьев Красовых, внуков крепостного крестьянина. Она перебивается вставными новеллами о жизни людей деревни Дурновки. Тихон Красов всю жизнь прожил в деревне, разбогател, стал хозяином, но деньги не дали ему счастья. Он мечтал уйти в город, переделать жизнь, от которой «остались одни лохмотья». Но он был прикован к Дурновке хозяйством и деньгами. Бунин показывает, как Тихон и подобные ему «новые люди» начали перестраивать жизнь, но будущего у них нет. Нет его и у наследников Тихона, для которых он наживал деньги. Из мира новых деревенских отношений стремится «выломиться» брат Тихона - Кузьма, который пошел в город искать правду жизни. Но «дурновское» одолело и его. Для Кузьмы, как и для Тихона, «песня спета». Идея единения дворян и мужиков, на которой строились рассказы раннего Бунина (а позже и «Суходол», 1911), оказалась иллюзией. Ни дворяне, ни новые деревенские хозяева из мужиков нежизнеспособны. Лишь в простом человеке из народа усматривает писатель светлые черты, но в глубоко трагическом сочетании с темными инстинктами, которые он объясняет не историческими условиями жизни, а некими абстрактными свойствами «славянской души». Взгляд Бунина на перспективы народной жизни пессимистичен. «Деревня» заканчивается описанием обряда венчания Молодой с Дениской. В этом финале - обостренное чувство драматического тупика, безысходности деревенской жизни. Краткое: Суходол. Крепостная Наталья, молочная сестра отца рассказчика, восемь лет прожила у них в Луневе как родная. Рассказчика поражала её привязанность к старому поместью — Суходолу. Несмотря на тяжёлые воспоминания, Наталья вернулась в Суходол, вырастив и выходив детей семьи Хрущёвых. Рассказчик впервые попадает в Суходол только в отрочестве и отмечает особое очарование разорённого поместья. От Натальи рассказчик узнаёт и историю рода Хрущёвых, и историю самой усадьбы. Дед, Пётр Кириллович Хрущёв, помешался от тоски после ранней смерти жены. Он конфликтовал с дворовым Герваськой, по слухам, его незаконным сыном. Герваська грубил барину, помыкал им, чувствуя свою власть и над ним, и над остальными обитателями дома. Пётр Кириллович выписал для сына Аркадия и дочери Тони учителей-французов, но не отпускал детей учиться в город. Образование получил только старший сын Пётр. Пётр Петрович вышел в отставку, чтобы поправить дела по хозяйству, и приехал в Суходол вместе со своим товарищем Войткевичем. В него влюбилась Тоня. Молодая пара проводила много времени вместе. Тоня пела романсы под фортепиано, Войткевич читал девушке стихи, и, по всей вероятности, имел по отношению к ней серьёзные намерения. Однако Тоня так вспыхивала при любой попытке Войткевича объясниться, что этим оттолкнула молодого человека, и тот неожиданно уехал. От тоски Тоня лишилась разума, серьёзно заболела, стала раздражительной, жестокой, неспособной контролировать свои поступки. Наталья же безнадёжно влюбилась в красавца Петра Петровича. Переполненная новым чувством, она украла у него зеркальце в серебряной оправе и несколько дней наслаждалась вещью любимого, подолгу глядясь в зеркало в безумной надежде понравиться молодому барину. Любовь в Суходоле необычна была. Необычна была и ненависть. Недолгое счастье Натальи кончилось позором и стыдом. Пропажа обнаружилась, Пётр Петрович приказал обрить Наталье голову и выслал её на дальний хутор. Пётр Петрович поселился в фамильной усадьбе и решил завести «нужные» знакомства, для чего устраивал званые обеды. Дед невольно мешал сыну показать, что он — первое лицо в доме. Дедушка был блаженно-счастлив, но бестактен, болтлив и жалок... Он тоже вообразил себя радушным хозяином и суетился с раннего утра, устраивая какую-то глупую церемонию из приёма гостей. Дед постоянно путался у всех под ногами, за обедом говорил «нужным» людям глупости, чем раздражал незаменимого Герваську, с которым все в доме были вынуждены считаться. Герваська при всех оскорблял Петра Кирилловича, а утром, застав старика за перестановкой мебели в зале, прикрикнул на него. Пытающегося сопротивляться деда Герваська толкнул в грудь, старик упал, ударился виском о ломберный стол и умер, а убийца исчез из Суходола. Наталью по требованию «барышни» Тони вернули из ссылки в Сошках. Пётр Петрович женился, и в Суходоле хозяйничала его беременная жена Клавдия Марковна. Наталью приставили к Тоне, которая срывала на ней свой тяжёлый характер — швыряла в девушку вещи, постоянно ругала и всячески издевалась над ней. Однако Наталья быстро приспособилась к привычкам барышни и нашла с нею общий язык. Наталья смолоду записала себя в старухи, отказывалась идти замуж из-за страшных снов, которые она считала вещими — ей снилось, что она выходит замуж за козла, а Суходол горит. Тоня постоянно испытывала беспричинный ужас, отовсюду ожидала беды и заразила Наталью своими страхами. Дом постепенно наполнился «божьими людьми», среди которых появился и Юшка. Палец о палец не ударил он никогда, а жил, где бог пошлёт, платя за хлеб, за соль рассказами о своём полнейшем безделье и о своей «провинности». Юшка был уродлив, «похож на горбатого», похотлив и необычайно нагл. Явившись в Суходол, Юшка назвался «бывшим монахом» и поселился в поместье. Наталья нравилась Ющке, и он заставил её подчиниться. Наталья убедилась, что её сон про козла действительно был «вещим». Через месяц Юшка исчез, а Наталья обнаружила, что беременна. Вскоре сбывлось и второе её сновидение: загорелся суходольский дом, и от страха она потеряла ребёнка. Тоню пытались вылечить: возили к святым мощам, приглашали колдуна, но все тщетно, она становилась ещё придирчивее. Пётр Петрович погиб, возвращаясь от любовницы, — его насмерть зашибла копытом лошадь. Суходол ветшает, всё «легендарнее становится прошлое». Доживающие здесь свои дни женщины коротают вечера в молчании. Только на погосте ещё чувствует молодой рассказчик свою близость к предкам, но уже не может с уверенностью найти их могил.
Деревня. Россия. Конец XIX — начало XX в. Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей, потом рассорились, и дороги их разошлись. Кузьма пошёл работать по найму. Тихон снял постоялый двор, открыл кабак и лавочку, начал скупать у помещиков пшеницу и рожь, приобретать за бесценок землю. Став довольно состоятельным хозяином, Тихон купил даже барскую усадьбу у обнищавшего потомка прежних владельцев. Но это не принесло ему радости: жена рожала только мёртвых девочек, и некому было оставить всё, что нажил. Никакого утешения в тёмной, грязной деревенской жизни, кроме трактира, Тихон не находил. Стал попивать. К пятидесяти годам он понял, что из пробежавших лет и вспомнить нечего, рядом нет ни одного близкого человека, и сам он всем чужой. Тогда решает Тихон помириться с братом. Кузьма по характеру совсем другой человек. С детства он мечтал учиться. Сосед выучил его грамоте, базарный «вольнодумец», старик-гармонист, снабжал книжками и приобщил к спорам о литературе. Кузьме хотелось описать свою жизнь во всей её нищете и страшной обыденности. Он пытался сочинить рассказ, потом принялся за стихи и даже издал книжку немудрёных виршей, но сам понимал всё несовершенство своих творений. Да и доходов это дело не приносило, а кусок хлеба даром не давался. Много лет прошло в поисках работы, часто бесплодных. Насмотревшись в своих странствиях на человеческую жестокость и равнодушие, он запил, стал опускаться всё ниже. В конце концов Кузьма решает либо уйти в монастырь, либо покончить с собой. Тут его находит Тихон и предлагает взять на себя управление усадьбой. Поселившись в Дурновке, Кузьма веселеет — наконец-то для него нашлось спокойное место. Ночью он ходит с колотушкой — караулит усадьбу, днём читает газеты и в старой конторской книге делает заметки о том, что видел и слышал вокруг. Постепенно начинает одолевать его тоска: поговорить-то не с кем. Тихон появляется редко, говорит только о хозяйстве, подлости и злобе мужиков и необходимости продать имение. Кухарка Авдотья, единственное живое существо в доме, всегда молчит, а когда Кузьма тяжело заболевает, предоставляет его самому себе и без всякого сочувствия уходит ночевать в людскую. С трудом поправившись, Кузьма отправляется к брату. Тихон встречает гостя приветливо, но взаимопонимания между ними нет. Кузьма хочет поделиться вычитанным из газет, а Тихона это не интересует. Он давно одержим мыслью устроить свадьбу Авдотьи с одним из деревенских парней. Когда-то он согрешил с ней ради своего неукротимого желания обрести ребёнка — хотя бы и незаконного. Мечта не осуществилась, а женщину опозорили на всю деревню. Теперь Тихон, который и в церковь-то редко ходит, решает оправдаться перед Богом. Он просит брата взять на себя хлопоты по этому делу. Кузьма против этой затеи: ему жаль несчастную Авдотью, в женихи которой Тихон определил настоящего «живореза», который избивал собственного отца, к хозяйству склонности не имел и соблазнился лишь обещанным приданым. Тихон стоит на своём, Авдотья безропотно покоряется незавидной участи, и Кузьма неохотно уступает брату. Свадьбу играют заведённым порядком. Невеста горько рыдает, Кузьма со слезами её благословляет, гости пьют водку и поют песни. Неуёмная февральская вьюга сопровождает свадебный поезд под унылый перезвон бубенцов.
30) "Деревенская проза" 1960-70-х гг. и ее место в литературе. Деревенская проза— значительное, духовно и эстетически действенное тематическое направление в лит-ре 1960 — нач. 1980-х гг., осмысляющее драматич. судьбу крест-ва, рус. деревни в 20 в., отмеченное обостренным вниманием к вопросам традиции, нар. нравственности, к взаимоотношениям человека и природы. Заявившая о себе в "Вологодской свадьбе" (1962) А. Яшина, особенно сильно в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" ("Не стоит село без праведника") (1963), эта проза представлена произведениями В. Белова, В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Липатова, В. Астафьева, Е. Носова, Б. Можаева, В. Распутина, В. Личутина и др. авторов. Создаваемая в эпоху, когда страна стала преим. городской и уходит в небытие веками складывавшийся крест. уклад, Д. П. пронизана мотивами прощания, "последнего срока", "последнего поклона", разрушения сельского дома, а также тоской по утрачиваемым нравств. ценностям, упорядоченному патриарх. быту, единению с природой. В большинстве своем авторы книг о деревне — выходцы из нее, интеллигенты в первом поколении: в их прозе жизнь сельских жителей осмысляет себя. Отсюда — лирич. энергия повествования, "пристрастность" и даже нек-рая идеализация рассказа о судьбе рус. деревни. Чуть раньше, чем поэзия «шестидесятников», в русской литературе сложилась наиболее сильная в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой. Это определение связано не с одним предметом изображения жизни в повестях и романах соответствующих писателей. Главный источник такой терминологической характеристики – взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки зрения, как чаще всего принято говорить, «изнутри». Эта литература принципиально отличалась от многочисленных прозаических и стихотворных повествований о деревенской жизни, которые возникли после окончания войны в 1945 году и должны были показать быстрый процесс восстановления всего уклада – экономического и нравственного в послевоенной деревне. Главными критериями в той литературе, получавшей, как правило, высокую официальную оценку, были способность художника показать общественную и трудовую преобразовательную роль и руководителя, и рядового землепашца. Деревенская же проза в ныне устоявшемся понимании близка была пафосу «шестидесятников» с их апологией самоценной, самодостаточной личности. При этом эта литература отказалась даже от малейших попыток лакировки изображаемой жизни, представив истинную трагедию отечественного крестьянства в середине 20 века. Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова, «Драчуны» М. Алексеева и др.). Изображение близкого и далекого прошлого деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, «Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Горькие травы» П. Проскурина). В «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.163.176 (0.011 с.) |