ТОП 10:

Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления.



 

Гос-ые и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формир-ем ден. ср-тв у органов гос-ной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение соц-ых потреб-тей граждан, регулир-е экономики, финансир-е нац-ной обороны и правоохранительной деят-ти, управл-я и др. расходов гос-ва и муниципальных образ-ий.

Формир-ие и использ-е фин-ых ресурсов органов гос-ой власти и местного самоуправ-я осущ-ся в форме разл-х фондов ден. ср-тв: бюджетов разных уровней бюдж. сист. страны и внебюдж. фондов.

Бюджеты формир-ся органами гос-ной власти разного уровня и органами местного самоуправления для фин. обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью ср-тв бюджетов осущест-тся регулирование эконо-их и соц-х процессов, развитие научно-технического прогресса, форми-е инвестиционного потенциала и др.

Форм-е основ-го объема фин. ресурсов органов гос-ой власти и местного самоуправл. осущ-ся посредством мобилизации гос-ых и муниц-ых доходов.

Гос.доходы предст-ют собой ден.ср-ва, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов гос-ой власти разных уровней, а также в гос-ые внебюдж. фонды.

Муниц-е доходы — ден. ср-ва, зачисл-е в соответствии с законод-ом органов гос-ой власти и решениями органов местного самоуправ- в бюджеты муниц-х образований.

Финанс-е расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осущест-ся за счет поступлений из источников финанс-ия дефицита бюджетов. Финанс-е дефицита бюджетов органов гос.власти обеспечивается посредством привлечения ден.ср-тв в формах займов, осуществляемых путем размещения гос.-х ц.б.и и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюдж. ссуд и бюдж.кредитов из бюдж. др.уровней; поступления ср-тв от продажи имущества, находящегося в гос. собственности, и др.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуще-ют привлечение ср-тв на внутреннем фин-ом рынке (в формах размещения муниц. ц.б., бюдж.ссуд и бюдж.кредитов из бюдж. других уровней, кредитов кредитных орган-ий) и возмездное отчуждение муниц-го имущества (путем его продажи).

Источниками форми-я гос.ых фин-ых ресурсов явл-ся ВВП, поступления от внешнеэкономической деяте-ти, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов,и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника гос. фин ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками фин ресурсов органов местного самоуправления явл-ся валовой региональный продукт, а также часть наци-ого богатства, находящегося или обращенного в муниц-ую собственность.

Использование фин ресурсов органов гос.власти и местного самоуправл-ия осущес-ся в виде гос. и муниц. расходов.

Гос.расходы — это ден. ср-ва, направляемые органами гос. власти из бюджетов соответствующих уровней и гос. внебюдж.фондов на фин обеспечение возложенных на них задач и функций.

Муниц расходы — это ден.ср-ва, направляемые органами местного самоупр-я из бюджетов муницип. Образ-ий на решение вопросов местного значения.

Гос. расходы предназначены для удовлетворения потребностей общ-ва в области развития эк-ки и соц. сферы, управления гос-ом, укрепления его обороноспособности и нац-ой безопасности и др. При этом конкретные направл-я гос.расходов опред-ся различными функциями (экон-ой, соц., управл-ой., оборонной, полит-ой), выполняемыми гос-ом.

В свою очередь, необходимость в муниц-х расходах обусловлена удовлетворением потреб-ей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниц-го жилищ фонда, транспортное обслуживание населения, благоустр-во территорий, охрана обществ-го порядка, управл-е муниц-ым образованием и др.).

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях:

1) значение распределительной функции государственных и муниципальных финансов заключается в том, что, через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики. Распределительные функции заключаются в том, что вновь созданная стоимость валового общественного продукта подлежит распределению в целях выполнения финансовых обязательств предприятия перед бюджетом, банками.

Ее результатами являются формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание общественного сектора экономики;

2) контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в их способности следить за реальным денежным оборотом, участником которого являются государство, население и предприятие, формирование централизованных фондов денежных средств.

Основой функционирования государственных и муниципальных финансов в России является бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм основывается на нескольких основных принципах:

1)законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированиюдоходов и расходов бюджетов;

2)обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему. Этот принцип предполагает самостоятельность бюджетного процесса, в том числе в определении использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти;

5) организации межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы РФ.

 

Внебюджетные фонды.

 

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Фи-нансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирова-ние внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюдже-тов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсион-ный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного меди-цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюд-жетных фондов за последние годы превышали 60% доходов госу-дарственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це-левое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Доходы внебюдж-ых фондов формир-ся за счет:

1) налогов, сборов и прочих обязательных платежей;

2) финансирования из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов;

3) добровольных отчислений граждан (на пенсионное, меди­цинское страхование и т.д.);

4) ср-тв получ-х в результ-е ведения ком.деят-ти.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходова-ние средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контро-лю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возмож-ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас-ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республи-ках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих пра-ва на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызван-ные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда -- солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определен-ный прожиточный уровень в будущем.

Фонд государственного социального страхования (ФСС) -- централизо-ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Основные задачи Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий.

•Обязательное медицинское страхование -- составная часть государствен-ного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ рав-ные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования созда-ются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхова-ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж-дения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

- выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза-тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

- финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин-ского страхования;

- осуществления контроля за рациональным использованием финансо-вых средств обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые пред-ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:

- финансирование обязательного медицинского страхования, проводи-мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ-ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди-цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати-вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

- финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязатель-ного медицинского страхования;

- выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

- предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

- накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе-мы обязательного медицинского страхования;

- контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Всем гражданам выдается страховой полис.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.012 с.)