Пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия



 

Производственная система (предприятие, отрасль) состоит из совокупности материальных и нематериальных ресурсов. Комбинация этих ресурсов (факторов производства) определяется в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных задач, стоящих перед организацией, и формирует ее производственный потенциал, определяющий возможность их решения. Очевидно, что без изучения и использования ресурсов, формирующих производственный потенциал производственной системы, ее развитие было бы невозможно.

Производственный потенциал – это система экономических отношений, возникающая между хозяйствующими субъектами на макро- и микроуровнях по поводу получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства.

Знание собственного производственного потенциала позволяет эффективно планировать и решать текущие и долгосрочные задачи. В этих условиях обеспечение жизнестойкости предприятия связано с необходимостью решения задач повышения его конкурентоспособности.

Роль и значение производственного потенциала предприятия в общественном производстве не остаются неизменными. Производственный потенциал предприятия является материальной предпосылкой ускорения научно - технического прогресса. Между ними существует взаимосвязь - чем выше технико-экономический уровень элементов потенциала и степень их использования, тем мощнее база (материально - техническая) научно - технического прогресса, тем шире горизонты внедрения его достижений, больше возможностей для совершенствования и увеличения размеров элементов производственного потенциала промышленного предприятия. Они взаимно совершенствуют и развивают друг друга.

Целью оценки эффективности производственного потенциала является определение производственных возможностей предприятия как составной части оценки бизнеса.

Показатели оценки размеров потенциала могут найти применение в системе налогообложения предприятий. Перспективной представляется возможность использования показателей производственного потенциала в стимулировании труда руководителей и специалистов хозяйственных звеньев, а также для построения системы условных оценок деятельности предприятий и отраслей.

Потребность в оценке эффективности производственных возможностей возникает при разработке и корректировке стратегических планов развития, может быть обусловлена такими обстоятельствами, как: реструктуризация, смена собственника, выявление собственником вариантов эффективного использования предприятия, сдача предприятия в аренду, решение об инвестировании, проверка кредитоспособности, страхование и другие хозяйственные ситуации.

В качестве мероприятия по повышению эффективности производственного процесса предложена организация и проведение на базе предприятия коммерческой компьютерной диагностики автомобилей.

Компьютерная диагностика неполадок в автомобиле является наиболее точным способом определения проблем, которые возникают при эксплуатации машины. В тоже время, это самый дорогой вид диагностики.
Если говорить упрощенно, то оборудование для компьютерной диагностики автомобилей считывает ошибки, которые были зафиксированы внутренней компьютерной системой и считывает показания датчиков с разных узлов и агрегатов автомобиля. После этого идет сравнение с данными, которые имеются в компьютере диагностического оборудования. И на основе несовпадения данных выносится определенный вердикт о состоянии того или иного узла, той или иной системы автомобиля.

Диагностика двигателя автомобиля может проводиться следующим оборудованием:

Мотор-тестер – прибор, позволяющий считывать информацию о состоянии двигателя в реальном времени. Показания поступают на тестер не с блока управления двигателя, а непосредственно с датчиков на работающем автомобиле. Мотор-тестер может выдавать информацию непосредственно или может быть подключен к компьютеру и находиться в общей системе диагностики. Мотор-тестер может диагностировать автомобили, у которых нет собственного бортового компьютера. Мотор-тестер способен сделать то, что не в состоянии сделать сканер. Он замеряет показания силы тока и напряжения на датчиках; считывает информацию о токах высокого напряжения; изменение давления в цилиндрах, и выдает осциллограммы этого давления. Это не полный перечень, тех измерений параметров, которые может выполнить мотор-тестер.

Мотор-тестер позволяет получить следующие данные:

• Значение угла опережения зажигания.

• Возникновение подсоса воздуха в системе впуска.

• Правильность работы газораспределительного механизма (правильности установки фаз).

• Состояние клапанов, поршней, цилиндров.

• Возникновение высокого обратного давления на выпуске отработанных газов.

Сканер – цифровое устройство, способное считывать с электронного блока управления значения, поступающие на этот блок с различных датчиков. Помимо этого он дает информацию об ошибках, которые появлялись в системе и поступали на электронный блок, когда происходила самодиагностика автомобиля.

Сканер не только осуществляет диагностику. С его помощью можно также программировать блок управления автомобиля.

Сканер обладает следующими возможностями:

• Получать информацию о сигналах, которые поступают с датчиков, и следить за изменением сигналов по истечении определенного времени.

• Контролировать работу исполнительных механизмов.

• Считывать сигналы кодов неисправностей, которые были выявлены и запомнены системой.

• Видеть данные идентификации электронного блока управления (ЭБУ).

Сканер «видит» состояние автомобиля «глазами» ЭБУ. Но нужно понимать, что сведения, полученные ЭБУ, не всегда совпадают с реальным состоянием различных параметров. Сканер – это не измерительный прибор, а всего лишь устройство, которое дает возможность, исходя из полученных данных, максимально быстро найти причину неполадок в работе автомобиля.

Газоанализатор – устройство, которое способно проанализировать выхлопные газы автомобиля и их состав. На основе этих данных могут быть сделанные определенные выводы, исходя из которых, можно быстрее найти проблему в двигателе автомобиля.

Кроме этого оборудование для компьютерной диагностики автомобилей может содержать и другие устройства, носящие вспомогательный характер, но позволяющие точечно диагностировать состояние некоторых деталей, которые уже были определены, как проблемные.

Каждый из этих приборов выполняет свои определенные функции, и дублирования функций не происходит. Основная задача всех этих приборов – дать возможность человеку найти проблемный блок или проблемный узел. Это дает возможность избавиться от такого понятия, как «метод научного тыка» и попытки найти проблемный узел, методом исключения и простой заменой, пока не будет получен результат.

С одной стороны компьютерная диагностика достаточно дорогая услуга. Но с другой – услуга, позволяющий сократить время на поиски причин неисправностей.

Необходимый объем финансирования составляет – 218000 руб.

Автосканер для грузовых автомобилей – 200000руб.

Мультимарочный сканер – 6000 руб.

Мототестер – 12000 руб.

При обслуживании российского автомобиля стоимость услуги – 800 руб., иномарки – 1000 руб.

Плановый объем реализации услуг в год составит 340 автомобилей в год, при среднем тарифе 900 руб.

Плановый доход - 306000 руб.

Плановая себестоимость – 288360 руб.

1. Материальные затраты – 30000 руб.

2. Затраты на оплату труда – 180000 руб.

3. Отчисления во внебюджетные фонды – 54360 руб.

4. Амортизация основных фондов – 24000 руб.

5. Прочие затраты -

Плановая прибыль – 17640 руб.

Рентабельность мероприятия = Плановая прибыль/Себестоимость*100%

Рентабельность составит 6,1%. Незначительная рентабельность связана с планированием небольших объемов реализации услуг в первый год.

В целом, для повышения эффективности работы ПАТП необходима реализация следующих направлений деятельности предприятия:

1) «Снабженческо-сбытовая сфера» включает следующие мероприятия:

- развитие транспортно-складского хозяйства;

- развитие деятельности по реализации продукции услуг предприятия и ее продвижению на рынках сбыта.

- повышение конкурентоспособности;

- развитие рынков и привлечение новых потребителей;

2) «Производственная сфера» включает следующие мероприятия:

- техническое оснащение и перевооружение производства продукции (работ, услуг);

- совершенствование действующих технологий производства и внедрение новых;

- консервация, списание и отчуждение незадействованных и изношенных производственных мощностей;

- разработка и совершенствование производственных программ, внедрение программ перепрофилирования;

- снижение материалоемкости, энергоемкости и фондоемкости производства;

3) «Финансово-инвестиционная сфера» включает следующие мероприятия:

- оптимизация структуры активов предприятия и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

- совершенствование механизма привлечения и использования кредитных ресурсов;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- совершенствование налогового планирования и оптимизация налогообложения;

- совершенствование учетной политики;

- повышение эффективности долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений предприятия;

- снижение издержек;

- повышение рентабельности;

4) «Социальная сфера» включает следующие мероприятия:

- совершенствование действующих систем социального обеспечения работников предприятия и членов их семей и внедрение новых систем.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ экономических результатов в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития предприятия, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы. Эффективная система управления финансовыми результатами - это один из факторов, определяющих перспективы развития предприятия, его будущую инвестиционную привлекательность, кредитоспособность и в конечном счете рыночную стоимость.

Качественная система управления экономическими результатами является фундаментальной основой для обеспечения устойчивого роста хозяйствующего субъекта. В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения, полученные в ходе анализа финансовых результатов деятельности организации.

Анализ финансовых результатов помогает руководителям различного звена в принятии управленческих решений как стратегического, так и тактического характера.

Выпускная квалификационная работа написана на практическом материале ОАО «ПАТП № 1».

Анализ показателей деятельности предприятия показал, что за анализируемый период происходит рост объема продукции, работ, услуг: темп роста в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 105,7 %, в 2015 году – 106,2 %.

Значительно возросла и себестоимость реализации, т.к. она связана с большими затратами по аренде используемого подвижного состава и с большой изношенностью и затратами на его поддержание в рабочем состоянии. Опережение темпов роста себестоимости над темпами роста дохода определило снижение прибыли предприятия. Прибыль от продаж снижается с 1504 тыс. руб. в 2013 году к 17 тыс. руб. в 2015 году.

Среднегодовая стоимость ОПФ незначительна, т.к. фонды используемые предприятием находятся в аренде.

Численность персонала за анализируемый период имеет тенденцию к росту, это связано с коммерческим использованием автомойки. В 2013 г. численность персонала – 80 чел., в 2014 г. – 88 чел., в 2015 г. - 89 чел.

Выработка и в анализируемом периоде увеличивается, фондоотдача снижается. О снижении эффективности производственного процесса свидетельствует рост затрат на один рубль объема продукции, снижение рентабельности реализованных услуг.

Количество пассажиров в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилось на 46,95%, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизилось до 72,25%.

За анализируемый период увеличился среднесуточный пробег и составил в 2014/2013 – 100,5%, в 2015/2014 – 100,9%, а также в 2014/2013 на 1,7%, а в 2015/2014 на 0,7%.

Имеет тенденцию к снижению коэффициент выпуска перка на линию. Если в 2013 г. он составил 0,775, то в 2014 г. и 2015 г. – 0,717 и 0, 702 соответственно. На снижение этого коэффициента повлияли следующие факторы:

- наличие значительной доли подвижного состава в ремонте;

- устаревающий подвижной состав;

- отсутствие необходимого количества денежных средств для поддержания в рабочем состоянии автомобильного парка.

Из-за этих отрицательных моментов снижается количество дней работы автомобилей, а именно: в 2014/2013 на 1,2%, а в 2015/2014 на 2,3%, и соответственно увеличивается количество автомобиле – дней в простое, ремонте, а именно: 2014/2013 в на 5,1%, в 2015/2014 на 34,3%.

За анализируемый период медленными темпами снижается время в наряде в 2014/2013 на 1,3%, в 2015/2014 на 2,6 %. К 2015 г. снизится 99,3%, а, следовательно, и общий пробег снизился к 2015 г. до 98,6%.

Анализ финансового состояния предприятия показал, что предприятие ликвидно, т.е. платежеспособно в краткосрочном периоде времени, баланс предприятия является ликвидным по всем оборотным активам, так как расчетные показатели достигают значения нормативных. Можно сделать вывод, что предприятие в достаточно стабильном финансовом положении.

Коэффициент абсолютной ликвидности находится в норме только в 2014 г., что свидетельствует об отсутствии запаса абсолютно ликвидных средств для погашения краткосрочных обязательств в 2013 г. и 2015 г.

В 2014 году коэффициент ликвидности достиг максимального значения и составил 6,9, это говорит о том, что предприятие покрыло свои краткосрочные обязательства. Коэффициент текущей ликвидности в динамике имеет непостоянное значение, но находится в пределах нормативного значения, что говорит о превышении краткосрочных активов над текущими активами.

Предприятие финансово зависимо от внешних заемных источников, доля собственных источников финансирования составляет 20 % в течение всего анализируемого периода, что подтверждают данные коэффициента автономии. Проанализировав показатели финансовой устойчивости предприятия необходимо отметить, что предприятие испытывает финансовые затруднения о чем свидетельствуют отрицательные значения коэффициентов обеспеченности запасов и затрат собственными источниками и коэффициента маневренности, и эти затруднения наблюдаются в течение рассматриваемого промежутка времени. Такая ситуация в современных условиях хозяйствования совершенно недопустима и необходимо претворять в жизнь мероприятия, которые могут если не изменить в корне сложившуюся ситуацию, то, хоть как-то, ее стабилизировать.

В качестве мероприятия по повышению эффективности производственного процесса предложена организация и проведение на базе предприятия коммерческой компьютерной диагностики автомобилей.

Компьютерная диагностика неполадок в автомобиле является наиболее точным способом определения проблем, которые возникают при эксплуатации машины. В тоже время, это самый дорогой вид диагностики.
Если говорить упрощенно, то оборудование для компьютерной диагностики автомобилей считывает ошибки, которые были зафиксированы внутренней компьютерной системой и считывает показания датчиков с разных узлов и агрегатов автомобиля. После этого идет сравнение с данными, которые имеются в компьютере диагностического оборудования. И на основе несовпадения данных выносится определенный вердикт о состоянии того или иного узла, той или иной системы автомобиля. Плановая прибыль по мероприятию составила 17640 руб. Рентабельность составит 6,1%. Незначительная рентабельность связана с планированием небольших объемов реализации услуг в первый год.

В целом, для повышения эффективности работы ПАТП необходима реализация следующих направлений деятельности предприятия:

2) «Снабженческо-сбытовая сфера» включает следующие мероприятия:

- развитие транспортно-складского хозяйства;

- развитие деятельности по реализации услуг предприятия и ее продвижению на рынках сбыта.

- повышение конкурентоспособности за счет конкурентоспособных перевозок;

- развитие рынков и привлечение новых потребителей;

2) «Производственная сфера» включает следующие мероприятия:

- техническое оснащение и перевооружение производства продукции (работ, услуг);

- совершенствование действующих технологий производства и внедрение новых;

- консервация, списание и отчуждение незадействованных и изношенных производственных мощностей;

- разработка и совершенствование производственных программ, внедрение программ перепрофилирования;

- снижение материалоемкости, энергоемкости и фондоемкости производства;

3) «Финансово-инвестиционная сфера» включает следующие мероприятия:

- оптимизация структуры активов предприятия и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

- совершенствование механизма привлечения и использования кредитных ресурсов;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- совершенствование налогового планирования и оптимизация налогообложения;

- совершенствование учетной политики;

- повышение эффективности долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений предприятия;

- снижение издержек;

- повышение рентабельности;

4) «Социальная сфера» включает следующие мероприятия:

- совершенствование действующих систем социального обеспечения работников предприятия и членов их семей и внедрение новых систем.

.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аксенов, А.П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г. Фалько. - М.: КноРус, 2014. - 350 c.

2. Базилевич, А.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для бакалавров / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Проспект, 2015. - 640 c.

3. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 c.

4. Быстров, О.Ф. Экономика предприятия (фирмы). Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Л.П. Афанасьева, Г.И. Болкина, О.Ф. Быстров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 319 c.

5. Бычков, В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: Учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 394 c.

6. Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 c.

7. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 c.

8. Жиделева, В.В. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 133 c.

9. Зимин, А.Ф. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.

10. Крум, Э.В. Экономика предприятия: Учебное пособие / Э.В. Крум. - Мн.: ТетраСистемс, 2013. - 192 c.

11. Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко, Э.Х. Таипова. - СПб.: Питер, 2014. - 416 c.

12. Организация производства и управление предприятием: учебник / под ред. О.Г. Туровца. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 505 с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 497-499 с.

13. Организация, планирование и управление производством: практикум (курсовое проектирование): учебное пособие для вузов/[Н. И. Новицкий, Л. Ч. Горностай, А. А. Горюшкин и др.]; под ред. Н. И. Новицкого.-2-е изд., стереотип. - М.:КНОРУС,2008.-319

14. Основы управления предприятием. Модели и методы управления в условиях неопределенности: учебное пособие для вузов: в 3 кн./под ред. Г. И. Андреева, В. А. Тихомирова.-М.: Финансы и статистика. Кн. 2:/ [Г. И. Андреев, В. С. Верба, В. И. Волчихин].-2006.-300 с.

15. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 458 c.

16. Поздняков, Владимир Яковлевич. Экономика отрасли: учебное пособие для вузов/В. Я. Поздняков, С. В. Казаков.-М.:ИНФРА-М,2009.-307с.

17. Рыжова, В. В. Экономическое управление организацией: учеб. пособие / В. В. Рыжова, В. В. Петров. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 246 с.

18. Сборник бизнес-планов: практическое пособие для вузов/[Ю. Н. Лапыгин, А. Ю. Андрианов, Е. В. Бобкова и др.]; под ред. Ю. Н. Лапыгина.-М.:Омега-Л,2008.-310 с.

19. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.

20. Скобкин, С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ): Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2015. - 431 c.

21. Степанова, С.А. Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 346 c.

22. Тертышник, М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.И. Тертышник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 328 c.

23. Финансы: учебник для вузов/[А. И. Архипов, И. А. Погосов, И. В. Караваева [и др.]; под ред. А. И. Архипова, И. А. Погосова.-М.:Проспект,2009.-627 с.

24. Фридман, А.М. Экономика предприятия общественного питания: Учебник для бакалавров / А.М. Фридман. - М.: Дашков и К, 2013. - 464 c.

25. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник / Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2011. - 348 c.

26. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2013. - 410 c.

27. Экономика организации (предприятия, фирмы):учебник для вузов/[О. В. Антонова, А. И. Базиличев, Л. В. Бобков и др.]; под ред. Б. Н. Чернышева, В. Я. Горфинкеля.-М.:Вузовский учебник,2011.-534 с.

28. Экономика фирмы: учебное пособие для среднего профессионального образования / [Т. В. Муравьева, Н. В. Зиньковская, Н. А. Волкова, Г. Н. Лиференко]; под ред. Т. В. Муравьевой.-4-е изд., стереотип.-М.:Академия,2011.-399 с.

29. Экономика фирмы: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования / [Т. В. Муравьева, Н. В. Зиньковская, Н. А. Волкова, Г. Н. Лиференко]; под ред. Т. В. Муравьевой.-М.: Академия,2014.-399 с.

30. Экономические механизмы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта. — М.: НИИАТ, 2012.- 122 с.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.084 с.)