Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЯ как высшая форма существования общенародного языка (2 Ч. )

Поиск

 

Родной язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Формы существования национального языка и их особенности.

Признаки ЛЯ: наличие устной и письменной форм речи, наличие книжного и разговорного типов речи, наличие функциональных стилей, нормативность и вариантность. Функциональные стили: сфера реализации, особенности стиля на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, подстили и жанры. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка, Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи как система коммуникативных качеств речи (ККР) в применении к ситуации общения

.

Практические занятия (30 ч.)

 

Правильность речи (8 ч.)

1.1. Правильность речи. Морфологические нормы. Формы имен существительных.

Род несклоняемых нарицательных имён существительных. Род несклоняемых имен собственных. Род сложносокращенных слов (аббревиатур). Склонение некоторых фамилий.

Окончания родительного падежа единственного числа существительного мужского рода –а(-я) / -у(-ю). Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода –ы(-и) /-а(-я). Окончания родительного падежа множественного числа.

 

1.2. Правильность речи. Морфологические нормы. Формы имен прилагательных и особенности их употребления.

Образование форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных. Качественные прилагательные, не образующие степени сравнения. Основные правила использования форм сравнительной и превосходной степени в речи, обусловленные значением форм.

1.3. Правильность речи. Морфологические нормы. Формы имен числительных.

Особенности склонения составных и сложных количественных числительных и числительных «сорок», «девяносто», «сто», «полтора». Особенности склонения составных порядковых числительных. Особенности употребления собирательных числительных. Родовые формы и особенности склонения местоимения-числительного «оба».

 

1.4. Правильность речи. Морфологические нормы. Употребление местоимений.

Особенности употребления местоимений 3 л. в качестве заместителей знаменательных слов. Употребление возвратного местоимения «себя» и притяжательного «свой». Образование форм косвенных падежей личных местоимений 3 л. Способы разграничения личных местоимений 3 л. ед.ч. Р.п. и притяжательных местоимений её, его, их.

 

 

1.5. Правильность речи. Синтаксические нормы.

Управление как вид связи слов в словосочетании. Управление при синонимичных словах. Особенности употребления предлогов благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор. Значение предлогов благодаря, ввиду, вследствие. Особенности употребления предлога по с отглагольными существительными. Особенности употребления предлога по с местоимениями мы, вы.

 

1.6. Основные орфоэпические (произносительные, акцентные) нормы ЛЯ.

 

 

Точность речи (4 ч.)

Понятие точности речи. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению. Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов. Прямое значение слова. Переносное значение слова. Пути формирования переносного значения слова. Различие омонимии и многозначности слова. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Неоправданный речевой повтор. Типы повторов: тавтология, плеоназм. Другие виды речевой избыточности – многословие, вызванное расщеплением сказуемого, а также использованием универсальных слов типа дело, факт, вопрос, задача и т.д..

 

Логичность речи (2 ч.)

Логические законы (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания) и их нарушение. Тип связи в тексте. Способы создания и поддержания логичности речи: использование вводных слов, сложных предложений с подчинительными союзами, выделение абзацев и др.

 

 

 

Выразительность речи (2 ч.)

Основные средства создания выразительности: тропы (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха и др.) и фигуры речи (антитеза, градация, эллипс, умолчание и др.). Метафора, метонимия, синекдоха как стилистические средства, основанные на использовании многозначности слова. Каламбур.

 

6. Этапы подготовки к публичному выступлению (4 ч.)

Публичная речь и ее виды: информационная речь, протокольно-этикетная речь, развлекательная речь, речь убеждающая.

Этапы подготовки публичного выступления: 1. анализ ситуации, анализ аудитории; 2. виды аргументов и их расположение применительно к характеру аудитории (сильные и слабые аргументы, аргументация нисходящая – восходящая, односторонняя – двусторонняя, опровергающая – поддерживающая аргументация как вид двусторонней аргументации, дедуктивная и индуктивная аргументация); 3. композиционные части речи (зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка); 4. словесное оформление речи (смысловой, стилистический отбор слов и словосочетаний, выбор тропов и фигур речи, контактоустанавливающие и метакоммуникативные средства)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.005 с.)