Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие языка, речи и речевой культуры (2 ч.)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рабочая программа По дисциплине «Культура речи и деловое общение» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика», 010500 «Прикладная математика и информатика» Нижний Новгород 2011 г.
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Русский язык и деловое общение» являются: - овладение культурой мышления и речи на основании знаний о языке как средстве создания уместной, точной, логичной, правильной речи; - повышение уровня языковой и речевой культуры; - создание сильной языковой личности с хорошо сформированными навыками публичного и делового общения
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Русский язык и деловое общение» относится к циклу ГСЕ ООП и формирует навыки создания уместной, точной, логичной, правильной устной и письменной речи. Восприятие устной и письменной форм речи, создание речи в соответствии с ККР, целями и задачами общения, отношение к языку не только как к способу выражения мысли, но и как к средству ее создания – это базовые знания, умения и навыки, необходимые для успешного освоения всех остальных дисциплин. Дисциплина «Русский язык и деловое общение» изучается на первом курсе в первом семестре, поэтому требованием к «входным» знаниям является успешная сдача ЕГЭ по русскому языку. Таким образом, освоение дисциплины «Русский язык и деловое общение» опирается на знания, полученные студентом в школе.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: - понимание языка как средства создания мысли, речи как деятельности мышления; - способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке; - умение аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь в соответствии с ККР и речевой ситуацией, целями и задачами общения; - способность создавать (разрабатывать, располагать, словесно оформлять) тексты публичных выступлений, опираясь на к характер аудитории; - способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениями, деловой переписке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: • об основных свойствах языковой системы, о структуре языка, о формах существования национального языка и о ЛЯ как высшей из форм; • о культуре речи как о об организации языковых средств в зависимости от ситуации общения с целью обеспечения наибольшего эффекта речи и достижения поставленных коммуникативных задач; • о функциональных разновидностях ЛЯ, языковых особенностях и сфере применения официально- делового, научного и публицистического стилей, о разговорной речи и ее признаках; • о нормах СРЛЯ: орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и лексико-фразеологических; • о выразительных средствах ЛЯ: тропах и стилистических фигурах; • об особенностях публичной речи и ее видах, об этапах подготовки к публичному выступлению, о критериях оценки речевой ситуации и характеристиках аудитории, о видах аргументов, о топах определения, соположения, обстоятельств, о трехчастной композиции публичной речи, о специфике использования элементов различных языковых уровней в публичной речи; • о приемах эффективного общения, об основных ошибках при ведении диалога; • о языке и стиле распорядительных документов, о языке и стиле коммерческой корреспонденции Уметь: • выстраивать свою речь в соответствии с ситуацией общения и коммуникативными задачами; • оценивать свою и чужую речь с позиции уместности, точности, логичности, чистоты, выразительности, правильности; • пользоваться различными стилями русского языка и реализовывать их в соответствии с типами речевых ситуации; • квалифицировать свои и чужие ошибки по уровням языка (грамматические ошибки, лексические и лексико-фразеологические, орфоэпические ошибки) и исправлять их в том числе с помощью соответствующих лингвистических словарей; • осуществлять выбор топов и фигур речи на этапе словесного оформления речи; • правильно оценивать ситуацию общения и аудиторию, выбирать аргументы и располагать их применительно к типу слушателей, разрабатывать идеи речи при помощи «общих мест», выстраивать речь, реализуя трехчастную композицию, словесно оформлять выступление в соответствии с задачей речи и особенностями аудитории; • использовать некоторые техники ведения диалога, задавать различные типы вопросов для стимулирования общения, вести «малые диалоги»; • уметь составлять распорядительные документы и деловые письма Владеть: • навыками создания уместной, точной, логичной, выразительной, правильной речи. Образовательные задачи дисциплины определяют ее содержание. В основе учебного курса «Русский язык и культура речи» - учение о коммуникативных качествах речи, разработанное профессором Нижегородского госуниверситета Б.Н. Головиным и его последователями.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__ зачетных единицы__68__ часов
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
4. 2 Содержание дисциплины
1. Введение в предмет (4 ч.) Правильность речи (8 ч.) 1.1. Правильность речи. Морфологические нормы. Формы имен существительных. Род несклоняемых нарицательных имён существительных. Род несклоняемых имен собственных. Род сложносокращенных слов (аббревиатур). Склонение некоторых фамилий. Окончания родительного падежа единственного числа существительного мужского рода –а(-я) / -у(-ю). Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода –ы(-и) /-а(-я). Окончания родительного падежа множественного числа.
1.2. Правильность речи. Морфологические нормы. Формы имен прилагательных и особенности их употребления. Образование форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных. Качественные прилагательные, не образующие степени сравнения. Основные правила использования форм сравнительной и превосходной степени в речи, обусловленные значением форм. 1.3. Правильность речи. Морфологические нормы. Формы имен числительных. Особенности склонения составных и сложных количественных числительных и числительных «сорок», «девяносто», «сто», «полтора». Особенности склонения составных порядковых числительных. Особенности употребления собирательных числительных. Родовые формы и особенности склонения местоимения-числительного «оба».
1.4. Правильность речи. Морфологические нормы. Употребление местоимений. Особенности употребления местоимений 3 л. в качестве заместителей знаменательных слов. Употребление возвратного местоимения «себя» и притяжательного «свой». Образование форм косвенных падежей личных местоимений 3 л. Способы разграничения личных местоимений 3 л. ед.ч. Р.п. и притяжательных местоимений её, его, их.
1.5. Правильность речи. Синтаксические нормы. Управление как вид связи слов в словосочетании. Управление при синонимичных словах. Особенности употребления предлогов благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор. Значение предлогов благодаря, ввиду, вследствие. Особенности употребления предлога по с отглагольными существительными. Особенности употребления предлога по с местоимениями мы, вы.
1.6. Основные орфоэпические (произносительные, акцентные) нормы ЛЯ.
Точность речи (4 ч.) Понятие точности речи. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению. Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов. Прямое значение слова. Переносное значение слова. Пути формирования переносного значения слова. Различие омонимии и многозначности слова. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Неоправданный речевой повтор. Типы повторов: тавтология, плеоназм. Другие виды речевой избыточности – многословие, вызванное расщеплением сказуемого, а также использованием универсальных слов типа дело, факт, вопрос, задача и т.д..
Логичность речи (2 ч.) Логические законы (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания) и их нарушение. Тип связи в тексте. Способы создания и поддержания логичности речи: использование вводных слов, сложных предложений с подчинительными союзами, выделение абзацев и др.
Выразительность речи (2 ч.) Основные средства создания выразительности: тропы (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха и др.) и фигуры речи (антитеза, градация, эллипс, умолчание и др.). Метафора, метонимия, синекдоха как стилистические средства, основанные на использовании многозначности слова. Каламбур.
6. Этапы подготовки к публичному выступлению (4 ч.) Публичная речь и ее виды: информационная речь, протокольно-этикетная речь, развлекательная речь, речь убеждающая. Этапы подготовки публичного выступления: 1. анализ ситуации, анализ аудитории; 2. виды аргументов и их расположение применительно к характеру аудитории (сильные и слабые аргументы, аргументация нисходящая – восходящая, односторонняя – двусторонняя, опровергающая – поддерживающая аргументация как вид двусторонней аргументации, дедуктивная и индуктивная аргументация); 3. композиционные части речи (зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка); 4. словесное оформление речи (смысловой, стилистический отбор слов и словосочетаний, выбор тропов и фигур речи, контактоустанавливающие и метакоммуникативные средства) Вопросы для экзамена
словосочетании. Управление при синонимичных словах, при однородных членах предложения. 20.Особенности употребления предлога по с отглагольными существительными. Особенности употребления предлога по с местоимениями мы, вы.
6.2 п римерные практические задания для зачета (экзамена) Вариант 1 I. Определите род приводимых ниже несклоняемых иноязычных существительных, аббревиатур, имен собственных. Склоняется ли слово тюль? Укажите, какими правилами Вы руководствуетесь, определяя род склоняемых и несклоняемых существительных? Придумайте с данными словами словосочетания по схеме «прилагательное + существительное». кольраби, колибри, тюль, цеце, БДТ, Сухуми.
Вариант 2 I. Определите род приводимых ниже несклоняемых иноязычных существительных, аббревиатур, имен собственных. Склоняется ли слово шампунь? Укажите, какими правилами Вы руководствовались, определяя род склоняемых и несклоняемых существительных? Придумайте с данными словами словосочетания по схеме «прилагательное + существительное». Резюме, пенальти, шампунь, конферансье, МХАТ, Гоби.
Вариант 3 I. Определите род приводимых ниже несклоняемых иноязычных существительных, аббревиатур, имен собственных. Укажите, какими правилами Вы руководствуетесь, определяя род? Придумайте с данными существительными словосочетания по схеме «прилагательное + существительное». Почему слово кофе называют словом-исключением? Какие изменения в роде этого существительного происходят в последнее время? Отражены ли эти изменения в словарях? Атташе, авеню, кофе, денди, ДТП, Осло.
Рабочая программа По дисциплине «Культура речи и деловое общение» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика», 010500 «Прикладная математика и информатика» Нижний Новгород 2011 г.
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Русский язык и деловое общение» являются: - овладение культурой мышления и речи на основании знаний о языке как средстве создания уместной, точной, логичной, правильной речи; - повышение уровня языковой и речевой культуры; - создание сильной языковой личности с хорошо сформированными навыками публичного и делового общения
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Русский язык и деловое общение» относится к циклу ГСЕ ООП и формирует навыки создания уместной, точной, логичной, правильной устной и письменной речи. Восприятие устной и письменной форм речи, создание речи в соответствии с ККР, целями и задачами общения, отношение к языку не только как к способу выражения мысли, но и как к средству ее создания – это базовые знания, умения и навыки, необходимые для успешного освоения всех остальных дисциплин. Дисциплина «Русский язык и деловое общение» изучается на первом курсе в первом семестре, поэтому требованием к «входным» знаниям является успешная сдача ЕГЭ по русскому языку. Таким образом, освоение дисциплины «Русский язык и деловое общение» опирается на знания, полученные студентом в школе.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: - понимание языка как средства создания мысли, речи как деятельности мышления; - способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке; - умение аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь в соответствии с ККР и речевой ситуацией, целями и задачами общения; - способность создавать (разрабатывать, располагать, словесно оформлять) тексты публичных выступлений, опираясь на к характер аудитории; - способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениями, деловой переписке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: • об основных свойствах языковой системы, о структуре языка, о формах существования национального языка и о ЛЯ как высшей из форм; • о культуре речи как о об организации языковых средств в зависимости от ситуации общения с целью обеспечения наибольшего эффекта речи и достижения поставленных коммуникативных задач; • о функциональных разновидностях ЛЯ, языковых особенностях и сфере применения официально- делового, научного и публицистического стилей, о разговорной речи и ее признаках; • о нормах СРЛЯ: орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и лексико-фразеологических; • о выразительных средствах ЛЯ: тропах и стилистических фигурах; • об особенностях публичной речи и ее видах, об этапах подготовки к публичному выступлению, о критериях оценки речевой ситуации и характеристиках аудитории, о видах аргументов, о топах определения, соположения, обстоятельств, о трехчастной композиции публичной речи, о специфике использования элементов различных языковых уровней в публичной речи; • о приемах эффективного общения, об основных ошибках при ведении диалога; • о языке и стиле распорядительных документов, о языке и стиле коммерческой корреспонденции Уметь: • выстраивать свою речь в соответствии с ситуацией общения и коммуникативными задачами; • оценивать свою и чужую речь с позиции уместности, точности, логичности, чистоты, выразительности, правильности; • пользоваться различными стилями русского языка и реализовывать их в соответствии с типами речевых ситуации; • квалифицировать свои и чужие ошибки по уровням языка (грамматические ошибки, лексические и лексико-фразеологические, орфоэпические ошибки) и исправлять их в том числе с помощью соответствующих лингвистических словарей; • осуществлять выбор топов и фигур речи на этапе словесного оформления речи; • правильно оценивать ситуацию общения и аудиторию, выбирать аргументы и располагать их применительно к типу слушателей, разрабатывать идеи речи при помощи «общих мест», выстраивать речь, реализуя трехчастную композицию, словесно оформлять выступление в соответствии с задачей речи и особенностями аудитории; • использовать некоторые техники ведения диалога, задавать различные типы вопросов для стимулирования общения, вести «малые диалоги»; • уметь составлять распорядительные документы и деловые письма Владеть: • навыками создания уместной, точной, логичной, выразительной, правильной речи. Образовательные задачи дисциплины определяют ее содержание. В основе учебного курса «Русский язык и культура речи» - учение о коммуникативных качествах речи, разработанное профессором Нижегородского госуниверситета Б.Н. Головиным и его последователями.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__ зачетных единицы__68__ часов
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
4. 2 Содержание дисциплины
1. Введение в предмет (4 ч.) Понятие языка, речи и речевой культуры (2 ч.)
Язык как уникальное явление. Основные функции языка: коммуникативная, аккумулятивная, познавательная, эстетическая и др. Язык как «естественная» знаковая система, состоящая из искусственных языковых знаков. «Устройство» языка: понятие языковой единицы и языкового уровня. Язык и речь. Тип речи с точки зрения её материального воплощения: устная и письменная речь, их основные особенности – спонтанность, диалогичность устной речи и подготовленность, монологичность письменной речи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.143 (0.013 с.) |