Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Понятие науки. Общелогические, эмпирические и теоретические методы науки.

Поиск

 

1. Наука и её роль в культуре. Динамика и статика науки.

2. Основные функции науки.

3. Понятие научной проблемы.

4. Общелогические и эмпирические методы науки.

5. Понятие научной теории. Теоретические методы науки.

 

Отвечая на первый вопрос, необходимо отметить, что Наука – это подсистема культуры, сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей.

В условиях научно-технической революции происходит коренная перестройка науки, уже не просто следующей за развитием техники, а обгоняющей ее, становящейся ведущей силой прогресса материального производства.

Необходимость научного подхода в материальном производстве, в экономике и в политике, в сфере управления и в системе образования заставляет науку развиваться более быстрыми темпами, чем любую другую отрасль деятельности.

Современное общество во всех его элементах и во всех видах его деятельности пронизано влиянием науки и техники. В наши дни наука становится во все большей мере производительной силой общества.

Второй вопрос. Основная функция науки – производство нового знания. Однако, новое знание тогда становится новым, когда оно объяснено. Объяснение – это тоже функция науки. Наконец, научные знания позволяют прогнозировать изменение вещей, наступление каких-то событий. Таким образом, прогнозирование – это ещё одна функция науки.

В третьем вопросе можно выделить следующее. Научная проблема – это существенный вопрос, относительно конкретного предмета научного исследования. Проблема, необходимый пункт научного знания, появляется в результате проблемной ситуации, связанной с обнаружением противоречий внутри существующих теорий, несогласованностью их частей, появлением некоторых новых данных, требующих изменения прежних представлений и т.д. Следует привести пример проблемной ситуации в науке.

Отвечая на четвёртый вопрос, подчеркните, что Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышление.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями.

Основной инструмент мышления - логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. Общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов. Наиболее широкие понятия называются категориями.

Суждение - это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо.

К суждению о предмете или явлении можно прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем - с помощью умозаключения.

Умозаключение - процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение.

Часто умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от мышления к действию, практике.

Умозаключения делятся на две категории: дедуктивные и индуктивные.

Дедуктивные умозаключения представляют собой выведение частного случая из какого-нибудь общего положения.

В индуктивных умозаключениях на основании частных случаев приходят к общему положению.

Среди эмпирических методов выделяют:

Наблюдение - это способ познаний объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Счет - это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение - это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Эксперимент - одна из сфер человеческой практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

В процессе эксперимента исследователь вмешивается в изучаемый процесс с целью познания, при этом одни условия опыта изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются или ослабляются. Экспериментальное изучение объекта или явления имеет определенные преимущества по сравнению с наблюдением, так как позволяет изучать явления в «чистом виде» при помощи устранения побочных факторов.

В пятом вопросе остановитесь на следующих пунктах. Теория (от лат. theoreo - рассматриваю) - система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Теория является духовным, мысленным отражением и воспроизведением реальной действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики. Это обобщенный опыт в сознании людей.

Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и факты.

Принцип - это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей. Под принципом в научной теории понимается самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизации знаний).

Исходные положения научной теории называются постулатами или аксиомами.

Аксиома (постулат) - это положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательства. В современной логике и методологии науки постулат и аксиома обычно используются как эквивалентные понятия.

Согласно методологии научно-исследовательских программ теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Этот пояс определяет проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и истолковывает их так, что они превращаются в примеры, подтверждающие ее.

Теория является наиболее развитой формой обобщенного научного познания. Она заключает в себе не только знания основных законов, но и объяснение фактов на их основе.

 

 

Литература.

 

Основная:

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: «ЛИБРОКОМ», 2010. Глава 1. Глава 2. Глава 3. Приложение 4 (С. 244-257).

Дополнительная:

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 2005. Гл. 1-5.

Основы научных исследований. Под редакцией Б.И. Герасимова. – М.: ФОРУМ, 2009. Гл 1, §1-3.

 

 

Семинар 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.006 с.)